ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-652/14 от 31.03.2014 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 апреля 2014 года                                             Дело № А60-652/2014

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2014 года

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Р. Сингатуллиным рассмотрел в судебном заседании 24-31.03.2014 дело №А60-652/2014по заявлению Индивидуального предпринимателя Шелякина Тимофея Сергеевича (ИНН 200114659 , ОГРН 304660208600031)

к Прокуратуре Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании бездействия незаконным

при участии в судебном заседании:

24.03.2014:

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности б/н от 25.12.2013,

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности № 8/2-15-13 от 26.09.2013.

31.03.2014:

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности б/н от 25.12.2013, ФИО1, индивидуальный предприниматель, предъявлен паспорт,

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности № 8/2-15-13 от 26.09.2013.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  заявления извещены  надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения  информации о времени  и месте  судебного заседания  на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о переносе рассмотрения дела. В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 24.03.2014 объявлялся перерыв до 31.03.2014 11:30. После перерыва судебное заседание продолжено с участием индивидуального предпринимателя и тех же представителей заявителя и заинтересованного лица.

После перерыва заинтересованным лицом представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Ип ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Прокуратуры Свердловской области, выразившееся в уклонении от возврата предпринимателю суммы излишне уплаченного административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп., а также об обязании прокуратуры возвратить предпринимателю сумму излишне уплаченного штрафа.

В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об уточнении заявленных требований.

Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривается в пределах уточненных требований о признании незаконным бездействия Прокуратуры Свердловской области в период с 20.12.2013 по 16.01.2014, выразившегося в уклонении от принятия решения о возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Ип ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Прокуратуры Свердловской области в период с 20.12.2013 по 16.01.2014, выразившегося в уклонении от принятия решения о возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.

Свои требования заявитель обосновывает тем, что в нарушение ст. 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации прокуратурой не принято решение о возврате административного штрафа на основании постановления мирового судьи и в нарушении ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре), Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200, заявитель не был уведомлен о результатах рассмотрения заявления о возврате административного штрафа.

Возражая против требований заявителя, прокуратура указывает на то, что в данном случае заявление адресовано прокуратуре как администратору неналоговых поступлений в бюджет в порядке исполнения судебного акта и не касалось прав, свобод и интересов граждан, не  содержало сведений о нарушениях законодательства.

В соответствии со ст. 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее – Инструкция), которая разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ее положения распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

Согласно п. 5.1 Инструкции обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее 15 дней.

Из этого следует, что порядок и сроки рассмотрения прокуратурой заявлений граждан и иных субъектов установлены только в отношении  заявлений, указанных в п. 1.1 и 2.1 Инструкции.

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса РФ административные штрафы относятся к неналоговым доходам бюджетов.

В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению (за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного пунктом 1 и пунктами 2 и 3 настоящей статьи) - в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа).

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями статьи 20 Бюджетного кодекса РФ классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов согласно Приказу Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н (ред. от 28.10.2009) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации" поступления в бюджет: штрафы, санкции, возмещение ущерба - классифицируются под кодом 000 1 16 00000 00 0000 000 (приложение 1 к Указанию).

Главным администратором доходов бюджета является определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и(или) являющийся администратором доходов бюджета.

Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В рамках бюджетного процесса администратор доходов бюджета обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Разделом 2 Указаний конкретизировано администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов), которое осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).

В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ст. 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Одним из главных администраторов доходов бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 6 к Указанию о порядке применения бюджетной классификации", утвержденному Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 г., является Генеральная прокуратура Российской Федерации (код 415).

То обстоятельство, что прокуратура Свердловской области фактически является администратором доходов бюджета, сторонами не оспаривается; согласно платежному документу прокуратура Свердловской области является администратором поступлений штрафов в федеральный бюджет.

Исходя из бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетной системы и администратора доходов бюджета, прямого указания на администратора доходов бюджетной системы в случае применения административного наказания в виде штрафа судом (мировым судьей), фактического перечисления суммы штрафа на счет администратора поступлений в федеральный бюджет в Управлении Федерального казначейства - прокуратуры Свердловской области, суд приходит к выводу, что администратором доходов бюджета, которое обязано возвратить обществу излишне уплаченный штраф в связи с применением поворота исполнения решения, является прокуратура Свердловской области.

Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета осуществляет не только начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, но и принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса РФ и п. 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства со счета N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет N 40101) на основании платежных документов на возврат, представленных администратором поступлений в бюджет.

В судебном заседании представитель прокуратуры пояснил, что решение о возврате не могло быть принято, поскольку к заявлению предпринимателем не был приложен надлежаще оформленный судебный акт, на основании которого должен быть произведен возврат штрафа.

Из представленных прокурором документов следует, что заявление Ип ФИО1 поступило в Прокуратуру Свердловской области 20.11.2013.

Согласно письму от 26.12.2013 Заместителя председателя Свердловского областного суда запрос прокуратуры о выдаче надлежаще  оформленного судебного акта направлен 02.12.2013 № 7/3-3506-13 и получен прокуратурой 15.01.2014.

16.01.2014 прокурором области в УФК по Свердловской области направлена заявка № 3 на возврат предпринимателю из бюджета административного штрафа в размере 100000 руб. 00 коп.

Платежным поручением № 7058608 от 17.01.2014 денежные средства были перечислены на расчетный счет предпринимателя.

Таким образом, факт бездействия прокуратуры в период с 20.12.2013 по 16.01.2014 не подтверждается материалами дела, уклонение прокуратуры от возврата штрафа также не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения заявления.

При данных обстоятельствах, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                Л.Ф. Савина