ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-6544/11 от 12.04.2011 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

19 апреля 2011 года Дело №А60-  6544/2011

Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2011года

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.Окуловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Я.Валявиной

рассмотрел в судебном заседании 05.04.2011-08.04.2011-12.04.2011 дело №А60-6544/2011 по заявлению прокурора Верх-Исетского района г.Екатеринбурга

к обществу с ограниченной ответственностью «ТАЛИСМАН ВИЗ» (ОГРН 1086658027048, ИНН 6658324686)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Б.В.Притула, помощник прокурора, удостоверение; после перерывов – Е.О.Трубина, помощник прокурора, удостоверение;

от заинтересованного лица: в судебное заседание 05.04.2011 представитель не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда; после перерывов присутствует Л.С.Страшнова, представитель по доверенности № 20/10 от 20.10.2010, паспорт;

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода судье не заявлено. Ходатайств не поступило.

Прокурор Верх-Исетского района г.Екатеринбурга обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТАЛИСМАН ВИЗ» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Заинтересованное лицо с предъявленными требованиями не согласно, ссылается на то, что образовательной деятельностью не занимается, осуществляет деятельность, которая исходя из ее сути и содержания, может быть признана оказанием услуг по организации досуга детей и взрослых с использованием отдельных элементов образовательных программ.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час.20 мин. 08.04.2011. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей обеих сторон. В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час.20 мин.12.04.2011. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей обеих сторон.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурором Верх-Исетского района г.Екатеринбурга совместно с Министерством общего и профессионального образования по Свердловской области 10.02.2011 проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «Талисман ВИЗ», в ходе которой сделан вывод об осуществлении обществом по адресу: г.Екатеринбург, ул.Татищева, 96А образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).

16.02.2011 по результатам проверки прокурором Верх-Исетского района г.Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Талисман ВИЗ» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Талисман ВИЗ» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены заявителем в арбитражный суд.

В силу положений ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Как следует из диспозиции ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии либо специального разрешения.

Согласно пп.105 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29.12.2010) лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) (в ред. от 08.11.2010 №293-ФЗ) лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. (ст. 11.1 Закона об образовании).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитании и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом (преамбула к Закону об образовании).

Согласно пункту 1 статьи 12 Закона об образовании образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий (п.1 ст.15 Закона об образовании). Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности (п.1 ст.9 Закона об образовании). Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п.5 ст. 14 Закона об образовании). Обязательной итоговой аттестацией обучающихся завершается освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. (п.4 ст. 15 Закон об образовании).

Таким образом, лицензированию полежит образовательная деятельность, осуществляемая в соответствии с образовательными программами.

Ранее порядок лицензирования образовательной деятельности регламентировался Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277, в соответствии с п.п. «а» п.2 которого не подлежала лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений установлен в настоящее время Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174, в соответствии с п.4 которого не подлежит лицензированию образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

По делам о привлечении к административной ответственности в силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. Изложенное означает, что обязанность по доказыванию фактов, свидетельствующих о наличии события правонарушения, возложена на административный орган (лицо, обращающееся в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности).

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).

Основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении послужил сделанный в ходе проверки вывод об осуществлении образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).

В подтверждение сделанного вывода представлены Устав ООО «ТАЛИСМАН ВИЗ», договор на оказание образовательных услуг от 07.02.2011, штатное расписание, трудовые договоры, приказы о приеме на работу, выписки из трудовых книжек.

Оценив в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, суд не признает надлежащим образом доказанным событие правонарушения, предусмотренного ст. ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.1.5 КоАП РФ).

В соответствии с п.2.2 Устава общество с ограниченной ответственностью «ТАЛИСМАН ВИЗ» осуществляет, в том числе, организацию дополнительного образования детей и взрослых.

Вместе с тем деятельность ООО «ТАЛИСМАН ВИЗ» не отвечает критериям образовательной деятельности, обозначенным в Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании". Фактически деятельность ООО «ТАЛИСМАН ВИЗ» является деятельностью по оказанию возмездных услуг по обучению иностранным языкам. Из имеющегося в материалах дела договора на оказание образовательных услуг не следует, что ООО «ТАЛИСМАН ВИЗ» осуществляется образовательная деятельность в соответствии с утвержденными им и реализуемыми образовательными программами, освоение которых завершается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

Заявителем не представлены документы, безусловно свидетельствующие о том, что ООО «ТАЛИСМАН ВИЗ» используется готовая образовательная программа. Представленные в материалы дела штатное расписание, согласно которому в штате предусмотрены 5 ставок преподавателей, трудовые договоры, приказы о приеме на работы не являются доказательствами, бесспорно свидетельствующими об осуществлении заинтересованным лицом образовательной деятельности. Использование обществом отдельных элементов образовательной деятельности само по себе не относится к образовательной деятельности, подлежащей лицензированию.

При таких обстоятельствах заявленные требования о привлечении ООО «ТАЛИСМАН ВИЗ» к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований прокурору Верх-Исетского района г.Екатеринбурга отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья В.В.Окулова