620000, г. Екатеринбург, пер. Вениамина Яковлева, стр. 1,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
12 марта 2024 года Дело № А60-65524/2023
Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2024 года
Полный текст решения изготовлен 12 марта 2024 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Головиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Ю. Зелениной рассмотрел в судебном заседании дело № А60-65524/2023 по заявлению Федерального казенного учреждения "Уральское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения УФАС по Свердловской области от 08.09.2023г. № 066/06/42-3185/2023,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «АРМТЭКС» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
в судебном заседании приняли участие
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 6 от 09.01.2024, паспорт; ФИО2, представитель по доверенности № 24 от 20.02.2024, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности № 273 от 03.04.2023, удостоверение.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично - путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу https://rad.arbitr.ru.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, помощнику не заявлено.
Федеральное казенное учреждение "Уральское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительным решения УФАС по Свердловской области от 08.09.2023г. № 066/06/42-3185/2023.
Определением суда от 05.12.2023 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 11.01.2024.
В соответствии с абзацем 2 ч. 5 ст. 158 АПК РФ судебное заседание отложено на 26.01.2024.
28.12.2023 в суд от заинтересованного лица поступили копии материалов дела № 066/06/42-3185/2023 на CD-R диске.
Данные документы приобщены судом к материалам дела.
25.01.2024 в суд в электронном виде от заинтересованного лица поступило ходатайство об отложении судебного заседания. Ходатайство судом рассмотрено и отклонено.
Определением суда от 26.01.2024 судебное разбирательство назначено на 01.03.2024.
01.03.2024 в суд в электронном виде от заинтересованного лица поступил отзыв, возражает против удовлетворения заявления.
Данный отзыв приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании 01.03.2024 от заявителя поступили дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО «АРМТЭКС» (вх. № 19132-ЭП/23 от 01.09.2023г.) о нарушении заказчиком в лице ФКУ «УОУМТС МВД России» при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на ПЭВМ настольную (извещение № 0362100026223000279) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения указанного заявления Свердловским УФАС России принято Решение № 066/06/42-3185/2023 от 08.09.2023, которым жалоба ООО «АРМТЭКС» признана обоснованной, в действиях заказчика в лице ФКУ «УОУМТС МВД России» выявлены нарушения ч. 3 ст. 14, п. 15 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с указанным решением, ФКУ «УОУМТС МВД России» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
24.08.2023г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении процедуры открытого аукциона в электронной форме № 0362100026223000279 на ПЭВМ настольную.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 539 274,58 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, иразмещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона (п. 5);
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п.15).
В силу ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (п.1);
- проект контракта (п.4).
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные правила использования указанного каталога определены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ№ 145).
Каталог используется заказчиками в целях:
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пп. «б» п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ№ 145).
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 145).
Заказчиком в разделе «Описание объекта закупки» извещения установлены требования к закупаемому товару.
Комиссией установлено, что каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд размещенный в единой информационной системе не содержит позиций, соответствующих коду ОКПД 2 - 26.20.15.110 (ПЭВМ настольная).
Ввиду вышеизложенного, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из Описания объекта закупки следует, что в комплект ПЭВМ включены:
- Системный блок (КТРУ 26.20.15.000-00000026),
- Монитор, подключаемый к компьютеру (КТРУ 26.20.17.110-00000034),
- Клавиатура (КТРУ 26.20.16.110-00000002),
- Мышь компьютерная (КТРУ 26.20.16.170-00000002),
- Операционная система специального назначения «Astra Linux Special Edition».
В описании объекта закупки установлено следующее требования к предустановленному ПО - базовой системе ввода-вывода (BIOS): Требование к предустановленному программному обеспечению: Базовая система ввода-вывода (BIOS) должна быть включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Частью 1 ст. 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе издано Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, которым утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Код ОКПД 2 - 26.20.15.110 включен в Перечень.
Закупка ПЭВМ настольной осуществлялась в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
В силу пункта 3.2. Постановления № 878 участник закупки в составе заявки на участие в закупке указывает (декларирует) номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Постановлением № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения.
В целях реализации Постановления № 1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных является указание участником закупки порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что программное обеспечение в данном случае является функциональной характеристикой объекта закупки, его составной частью, на которые запрет, предусмотренный постановлением Правительства № 1236 не распространяется.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 1236 заказчик обязан установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случае установленных в подпунктах «а», «б» части 2 Постановления № 1236.
Подпунктом «б» пункта 2(1) Постановления № 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления № 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Постановление 1236 устанавливает только два исключения неприменения указанного постановления (пункты 3 (осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства) и 4 (осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну)).
Кроме того, в определенных случаях заказчик может подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), но основания для этого также регламентированы: обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Таким образом, заказчик либо устанавливает запрет, либо подготавливает обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, если существуют вышеуказанные условия.
Доводы комиссии УФАС со ссылкой на письмо ФАС России от 30 декабря 2022 г. № ПИ/118987/22 о том, что базовая система ввода-вывода (BIOS) является встроенным ПО судом отклоняются, поскольку в данном письме даны разъяснения по камерам видеонаблюдения со встроенным программным обеспечением, которое устанавливается в заводских условиях в процессе изготовления камер видеонаблюдения.
Отличие базовой системы ввода-вывода (BIOS) от указанного выше ПО в том, что BIOS возможно установить (переустановить) вне заводских условий.
Как следует из материалов дела, в описании объекта закупки заказчика установлено:
«Требование к предустановленному программному обеспечению: Базовая система ввода-вывода (BIOS) должна быть включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В комплектность Товара должна быть включена операционная система специального назначения «Astra Linux Special Edition», которая в соответствии с приказом МВД России от 21.05.2020 №362дсп поставлена на снабжение органов внутренних дел МВД России...».
Согласно описанию объекта закупки предустановленное программное обеспечение, в том числе базовая система ввода-вывода (BIOS) должна быть включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это является требованием о необходимости установки Поставщиком базовой системы ввода-вывода (BIOS), включенной в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Базовая система ввода-вывода (BIOS) устанавливается программным методом, то есть ее переустановка не требует заводских условий. При этом поставщику потребуется провести работу по предустановке операционной системы специального назначения «Astra Linux Special Edition» на каждой товарной единице.
Таким образом, в извещении заказчика содержится условие о том, что в процессе исполнения контракта необходимо установить программное обеспечение двух классов - базовую систему ввода-вывода (BIOS) и операционную систему.
Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор), утвержденный Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2020 № 486 в соответствии с требованиями п. 7 Постановления, содержит позицию: «встроенные системные программы: BIOS, UEFI и иные встроенные системные программы».
Кроме того, запрет на допуск иностранного ПО применяется в отношении всех классов программного обеспечения, предусмотренных классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденным приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22 сентября 2020 г. № 486. Исключений для случаев приобретения заказчиком техники со встроенным программным обеспечением не установлено (аналогичная позиция отражена в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, определенная от 28 апреля 2023 года № П11-01-04-200-32064).
По состоянию на дату рассмотрения жалобы в едином реестре российских программ имелось достаточное количество реестровых записей базовой системы ввода-вывода (BIOS), в связи с чем, правовые основания обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения отсутствовали.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заказчик при осуществлении закупки ПЭВМ настольной действовал строго в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ услуг.
Учитывая, что в данном случае в состав ПЭВМ входило также и программное обеспечение, заказчик обязан был установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
При этом суд отклоняет доводы заинтересованного лица, что заказчик обязан был проводить отдельно закупку программного обеспечения и персональных компьютеров, ввиду того, что их совместная закупка привела к ограничению конкуренции.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Таким образом, Заказчик, исходя из своих потребностей вправе производить совместную закупку ПЭВМ и программного обеспечения, и в данном случае заказчик при осуществлении закупки руководствовался исключительно требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, Постановлением правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 и не допускал нарушений требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг.
С учетом изложенного, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 08.09.2023г. №066/06/42-3185/20 является незаконным и подлежит отмене, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 08.09.2023г. №066/06/42-3185/2023.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.А. Головина