АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
10 марта 2020 года Дело №А60-65723/2019
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2020 года
Полный текст решения изготовлен 10 марта 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по заявлениюГлавы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Белоярская АЭС-Авто»
о признании недействительным заключения
В судебном заседании участвовали:
от заявителя –не явились;
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель, доверенность от 02.04.2019 № 156, удостоверение, диплом;
от третьего лица- не явились.
Заявитель, третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Арбитражный суд Свердловской области и с учетом уточнения просит признать недействительным заключение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16.09.2019 № 066/07/5-2977/019.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, в адрес Свердловского УФАС России поступило заявление ООО «Белоярская АЭС-Авто» (вх. № 01-22954 от 05.09.2019) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП ФИО1, победителе запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на Поставка молоди форели (извещение № 31908172174).
По результатам рассмотрения указанного заявления 16.09.2019 заинтересованным лицом принято заключение РНП-066/07/5-2977/2019, в соответствии с которым Свердловское УФАС России решило направить в Федеральную антимонопольную службу заключение о наличии основания для включения сведений об ИП ФИО1 в реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая, что названное заключение, вынесенное Свердловским УФАС России, является незаконным, предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы заинтересованного лица, суд пришел к следующим выводам.
06.08.2019 в единой информационной системе размещено извещение № 31908172174 и документация запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку молоди форели.
В соответствии с итоговым протоколом № 2722350-3 от 28.08.2019 закупочная комиссия приняла решение на основании ранжирования заявок на участие в запросе цен по цене, начиная с наименьшей, с учетом времени подачи заявок, каждой заявке на участие в запросе цен присвоены следующие места (заявке на участие в запросе цен, цена которой является наименьшей из всех поданных заявок, присвоено первое место): глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1.
30.08.2019 заказчик направил на подпись проект контракта победителю закупки ИП ФИО1 посредством функционала оператора электронной площадки АО «ЕЭТП» (http://roseltorg.ru).
В рамках регламентированного срока для подписания договора со стороны ИП ФИО1 в адрес заказчика поступило письмо (исх. № 3 от 02.09.2019), в котором ИП ФИО1 указал, что из-за ошибки в заполнении заявки не имеет возможности исполнить договор.
На основании изложенного заказчик в лице ООО «Белоярская АЭС - Авто» признал участника ИП ФИО1 уклонившимся от заключения договора.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупкахЮ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ»в редакции с изменениями, утвержденными решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 15 февраля 2013 № 46, от 25 сентября № 53, от 03 декабря 2013 № 54, от 10 апреля 2014 № 59, от 14 мая 2014 № 61, от 04 июня
2013№ 62, от 26 июня 2014 № 63, от 17 октября 2014 № 64, от 20 ноября 2014 № 66, от 31 марта 2015 № 70, от 29 апреля 2015 № 72, от 04 июня 2015 № 73, от 29 июля 2015 № 75, от 22 сентября 2015 № 76, от 24 декабря 2015 № 78,от 29 января 2016 № 79, от 26 апреля 2016 № 82, от 18 мая 2016 № 83, от 24 июня 2016 № 84, от 02 августа 2016 № 86, от 07 декабря 2016 № 88, от 30 декабря 2016 № 89, от 04 апреля 2017 № 93, от 08 сентября 2017 № 97, от 28 февраля 2018 № 100, от 11 апреля 2018 № 101, от 23 июня 2018 № 105, от 04 октября 2018 № 109, от 07 февраля 2019 № 112 (далее - Положение о закупках), утвержденного наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (Протокол от 18 марта 2015 г. №2) и размещенного в единой информационной системе в версии 63 от 14.02.2019.
В соответствии с п. 1 ст. 9.1 Положения о закупках Заключение договора по итогам закупки осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные действующим законодательством, Стандартом, распорядительными документами генерального директора Корпорации (п. к) ч. 1 ст. 3.2) и закупочной документацией: а) при проведении конкурентных закупок: договор заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения итогов конкурентной закупки (для заказчиков второй группы - или иного указанного в извещении и закупочной документации срока).
В силу п. 1 ст. 9.2 Положения о закупках условия заключаемого договора
определяются:а) при заключении договора с победителем/единственным участником конкурентной закупки - путем включения в исходный проект договора (условий договора), прилагаемого к закупочной документации, условий исполнения договора, предложенных в заявке на участие в закупке лицом, с которым заключается договор, с учетом преддоговорных переговоров (ст. 9.3).
В силу п. 1 ст. 6.2 Положения о закупках при проведении конкурентной закупки осуществляются действия, предусмотренные Стандартом, в том числе: размещаются сведения и документы по закупке на официальных сайтах, ЭТП (в случае проведения закупки в электронной форме), в иных средствах массовой информации (при необходимости); предоставляется, разъясняется закупочная документация - при поступлении запросов участников, вносятся изменения в извещение и (или) закупочную документацию, принимается решение об отмене закупки - при необходимости в порядке и случаях, установленных Стандартом; подаются (при необходимости изменяются, отзываются) и принимаются заявки участников закупки; проводятся процедуры вскрытия конвертов с заявками/открытие доступа к поданным на ЭТП заявкам; проводится отборочная стадия (в рамках которой допускается уточнение заявок на участие в закупке), проведение переговоров с участниками закупки, переторжки в порядке и случаях, установленных Стандартом, и оценочная стадии закупки (если предусмотрено порядком проведения закупки); подводятся и оформляются итоги закупки.
Согласно п. 2 ст. 6.2 Положения о закупках действия, указанные в ч. 1 настоящей статьи, производятся в сроки и в порядках, установленных для конкретных способов закупки в приложении № 12, с учетом требований ст. 6.2.1 - ст. 6.2.4.
В п. 14 раздела 1 Приложения № 12 Положения о закупках указан порядок заключения договора, в том числе: заказчик, если иное не предусмотрено извещением о проведении закупки, в течение
срока, установленного извещением о проведении закупки, направляет лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения в исходный проект договора, прилагаемого к закупочной документации, условий исполнения договора, предложенных в заявке на участие в
закупке лицом, с которым заключается договор, с учетом преддоговорных переговоров.
Пункт 14.2 предусматривает, что лицо, с которым заключается договор, в течение срока, установленного извещением о проведении закупки, обязано предоставить заказчику: а) подписанный и заверенный печатью (при наличии) со своей стороны договор в срок, указанный в извещении о проведении закупки; б)сведения и документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным на основании поручений Правительства РФ либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, указанные в пункте 2.1.1 части 1 документации, до подписания договора, если требовалось.
В п. 16 раздела 1 Приложения № 12 Положения о закупках указан порядок предоставления исполнения обязательств по договору, в том числе: в случае, если указано в извещении о проведении закупки и проекте договора, лицо, с которым заключается договор, должно предоставить в порядке, предусмотренном извещением о проведении закупки и/или проектом договора, обеспечение исполнения обязательств по договору.; форма обеспечения исполнения обязательств по договору определяется лицом, с которым заключается договор, самостоятельно.
В разделе 2 закупочной документации указано, что заключение договора осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом раздела 1 настоящего приложения. В разделе 1 «ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПКИ» установлено, что срок заключения договора - в течение 20 (двадцати) рабочих дней, но не ранее чем через 10 (десять) дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки, за исключением следующих случаев: действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, закупочной комиссии, оператора ЭТП при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке (в данном случае договор заключается не позднее чем через 5 (пять) дней с даты вынесения решения антимонопольного органа или суда); в соответствии с законодательством РФ для заключения необходимо его одобрение органом управления заказчика (в данном случае договор заключается не позднее чем через 5 (пять) дней с даты вынесения соответствующего одобрения); если в соответствии с законодательством РФ или обязательными для исполнения правовыми актами федеральных органов исполнительной власти требуются дополнительные мероприятия для заключения договора ( в данном случае договор заключается в течение 20 дней со дня выполнения предписанных мероприятий).
Заказчик в течение 10 рабочих дней со дня размещения протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов закупки на официальном сайте и ЭТП, либо со дня завершения выше указанных мероприятий, передает лицу, с которым заключается договор (победителю закупки или единственному участнику закупки), проект договора, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым заключается договор, в заявке на участие в закупке, с учетом преддоговорных переговоров, в проект договора, прилагаемый к закупочной документации.
Заказчик должен обеспечить получение подтверждения от лица, с которым заключается договор, что данный проект договора таким лицом получен.
Лицо, с которым заключается договор, обязано предоставить заказчику подписанный и заверенный печатью со своей стороны договор в течение 3 дней со дня направления указанного договора.
В случае предоставления приоритета при уклонении победителя закупки от заключения договора, договор заключается с участником закупки, занявшим следующее место в ранжировке.
В ходе проверки установлено, что в рамках регламентированного срока для подписания договора со стороны ИП ФИО1 в адрес заказчика поступило письмо (исх. № 3 от 02.09.2019), в котором ИП ФИО1 указал, что из-за ошибки в заполнении заявки не имеет возможности исполнить договор.
Пунктом 2.2. аукционной документации определен перечень документов, прикладываемых к части 1 заявки на участие в закупке, в форме электронных документов:
1)заявка на участие в закупке по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (Раздел 4.1, соответствующая Форма 1);
2)сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - единый реестр субъектов МСП), содержащие информацию об участнике закупки, или
декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (Форма 1.1), только в случае отсутствия в едином реестре субъектов МСП сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом.
3) Техническое предложение (Участник закупки в данной форме должен подтвердить выполнение каждого требования и раздела Технического Задания, предусмотренного технической частью закупочной документации) (подраздел 4.1, соответствующая Форма 2);
4) Сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (подраздел 4. Форма 1.2.);
5) Справка об информированности о праве заказчика отклонять/отстранять участников закупки, в случае применения к участнику закупки и/или к его субподрядным организациям (соисполнителям), изготовителям специальных экономических мер в соответствии с Постановлением № 1300 - по форме в соответствии с инструкциями, приведенными в закупочной документации (подраздел 4. Форма 1.3);
6) документы, указанные в подразделе 2.1 закупочной документации. Документы, прикладываемые к Ценовому предложению на участие в закупке, в форме электронных документов:
7) сводная таблица стоимости, спецификация услуг в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (подраздел 4, Форма 3);
8) график оплаты в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей закупочной документации (подраздел 4, соответствующая Форма).
Заказчиком также утверждена форма сводной таблицы стоимости (Форма №3), согласно которой участник запрос котировок должен был указать количество товара, стоимость товара за единицу с НДС, без НДС, ставку НДС и общую стоимость товара.
Предприниматель указывает, что при заполнении заявки на сайте оператора электронной площадки из-за отсутствия инструкций по заполнению необходимых форм участником закупки была ошибочно указана цена за единицу продукции 28,26 руб., тогда как необходимо было указать цену за 10 000 штук товара.
При этом в состав заявки был включен пакет документов с указанием цены предложения, где указана цена за 10000 штук по цене 28,26 руб. за штуку, заполнялась таблица стоимости (Форма№3) на бумажном носителе с указание количества товара и стоимости за единицу.
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что ИП ФИО1 не имел намерения уклониться от заключения контракта, им была в полном объеме заполнена заявка, из которой явно следует ценовое предложение с ошибочной ценой.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 2 указанной статьи включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Из части 6 статьи 5 Закона № 223-ФЗ следует, что включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 предусмотрено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, действующим непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 5.3.4. Положения № 331 Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливают Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211.
Пунктом 2 Правил № 1211 предусмотрено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, в единой информационной системе в сфере закупок.
Пунктами 3 и 4 Правил № 1211 предусмотрено, что реестр ведется в электронном виде путем использования информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения, отвечающие требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 Приказа ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - приказ ФАС № 164/13) на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами N 1211.
В соответствии с пунктом 2.4 Приказа ФАС № 164/13 сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика.
При этом пунктами 2.1, 2.2 и 2.3 Приказа ФАС № 164/13 установлено, что комиссия проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 приказа № 164/13 решения руководителя ФАС России.
Применительно к Закону о закупках лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В соответствии правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2011 № 13-П, от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Из заключения антимонопольного органа следует, что основанием для его принятия и включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о заявителе послужили выводы о том, что последний уклонился от заключения договора.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком, которое не только повлекло не заключение договора, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N\№ 223-ФЗ, Положения о закупках товаров, работ и услуг, утвержденного обществом, документации по торгам, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта и нарушающих права заказчика относительно исполнения договора.
В силу приведенных выше положений Закона № 223-ФЗ, а также подзаконных актов, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт отказа от заключения подрядчиком договора, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательства, Положения о закупках и нарушающих права и законные интересы.
Таким образом, антимонопольный орган в рамках предоставленных полномочий при решении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков должен был дать оценку его действиям по уклонению от подписания контракта с целью правильного и объективного рассмотрения вопроса о соблюдении обществом законодательства о закупках.
Однако при вынесении оспариваемого заключения антимонопольный орган не дал оценки указанным обстоятельствам и не исследовал представленные им документы, ограничившись формальным принятием решения лишь на основании поступившего в его адрес уведомления третьего лица.
Свердловском УФАС России не учтено, что документы к заявке содержали верную цену, однако из - за отсутствия инструкций по заполнению форм участник закупки ошибочно указал стоимость за единицу продукции, повлиять в дальнейшем на цену и изменить сведения в форме заявитель не мог. В случае заключения такого контракта предпринимателю пришлось бы действовать в целях его исполнения исходя из явно необоснованной, ошибочно указанной цены, изменить которую в дальнейшем предприниматель не смог бы.
Согласно определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 № ВАС-13566/12 необходимо принимать во внимание, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о размещении заказов.
Надлежащих доказательств совершения предпринимателем виновных действий, направленных на умышленное уклонение от подписания договора с третьим лицом в материалы дела не представлено.
Поскольку в поведении предпринимателя отсутствуют признаки его недобросовестности, включение его в реестр недобросовестных поставщиков в данном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей ведения такого реестра, а также Закона о закупках (часть 1 статьи 1) и является явно несоразмерной.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным заключение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16.09.2019 № 066/07/5-2977/019.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) 300 (триста) руб. – в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Н.И. Ремезова