АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
23 июля 2020 года Дело №А60-65744/2019
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 23 июля 2020 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания М.И. Левитан рассмотрел в судебном заседании дело № А60-65744/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Управление Росаккредитации, административный орган)
к обществу с ограниченной ответственностью «Квалитет-Эксперт» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее - общество «Квалитет-Эксперт»)
о привлечении к административной ответственности по ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представитель общества «Квалитет-Эксперт» - ФИО1 (приказ от 15.06.2019 № 1).
Представители Управления Росаккредитации, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Управление Росаккредитации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества «Квалитет-Эксперт» к административной ответственности по ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 26.01.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 02.03.2020.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв на заявление.
В ходе судебного заседания заявителем приобщена к материалам дела жалоба на решение суда общей юрисдикции.
В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 10.03.2020 судебное разбирательство отложено на 16.03.2020.
В ходе судебного заседания заинтересованным лицом приобщены к материалам дела распоряжение от 13.08.2018, копия технического задания, рабочий протокол от 24.08.2018, копия письма от 17.08.2018.
Как указывает заявительв соответствии с информацией, полученной от Уральского таможенного управления, в зоне деятельности Уральского таможенного управления ввоз проб и образцов товара «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3», указанного в сертификате соответствия от 30.08.2018 № ТС RU С-UА.АЯ36.В.01023 в период с 01.01.2018 по настоящее время не осуществлялся.
Согласно сведениям, полученным от Белгородского таможенного поста, декларация на товары в целях ввоза образцов продукции «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3» для проведения исследований и испытаний заявителем товара обществом с ограниченной ответственностью «ТД Днепротехсервис» не подавалась.
По сведениям, поступившим из Центрального таможенного управления, в регионе деятельности Центрального таможенного управления в 2018 году не установлено фактов таможенного декларирования товара «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3» (производитель (изготовитель) - АО «ДНЕПРОТЯЖМАШ» (Украина), перемещаемого в качестве проб (образцов) для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний) в отношении продукции, на которую аккредитованное лицо выдало протокол исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01, в том числе по заявлениям аккредитованного органа по сертификации (общество с ограниченной ответственностью «Башкирский центр сертификации и экспертизы») с целью проведения работ по сертификации продукции.
Заявителем сделан вывод о том, что продукция иностранного происхождения - Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3 (производитель (изготовитель) - АО «ДНЕПРОТЯЖМАШ» (Украина), фактически не поступала на территорию Российской Федерации в качестве образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений.
Вместе с тем аккредитованным лицом выдан протокол исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01 без фактического проведения испытаний объекта «Клапаны горячего дутья по ТУ У 3.05-00168076-029-99» (производитель (изготовитель) - АО «ДНЕПРОТЯЖМАШ» (Украина) на соответствие требованиям TP ТС 032/2013. Таким образом, испытания, отраженные в протоколе испытаний от 27.08.2018 № 115.608.42.01, проводиться не могли, что также свидетельствует о недостоверности представленных результатов испытаний.
При таких обстоятельствах судом сделан вывод о необходимости направления судебного запросаобществу с ограниченной ответственностью «ТД Днепротехсервис» с целью получения сведений о том, подавалась ли им декларация на товары в целях ввоза образцов продукции «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3», ввозилась ли данная продукция на территорию Российской Федерации.
С учетом направления судебного запроса суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того заинтересованному лицу предлагается представить косвенные доказательства фактического наличия спорного объекта, пребывания сотрудников в командировке, взаимодействия с обществом с ограниченной ответственностью «ТД Днепротехсервис».
Определением суда от 25.03.2020 судебное разбирательство отложено на 20.04.2020.
Положениями ч. 2 ст. 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на арбитражный суд возложена обязанность приостановить производство по делу в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.
Кроме того, в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Президиумом Верховного Суда Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации принято постановление от 08.04.2020 № 821, согласно которому суды в период с 8 по 30 апреля 2020 года включительно рассматривают лишь дела и материалы безотлагательного характера, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, всеми участниками которых заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, если их участие при рассмотрении дела не является обязательным.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, в условиях сложившейся ситуации, принимая во внимание невозможность проведения судебного заседания 20.04.2020, суд считает необходимым приостановить производство по делу № А60-65744/2019.
В целях определенности для лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным назначить следующее судебное заседание, когда будет решен вопрос о возобновлении производства по делу, при возобновлении производства по делу – рассмотрение спора по существу. Дата судебного заседания определена с учетом судебной нагрузки, в том числе, в связи с объявлением карантина в рамках противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Определением суда от 17.04.2020 производство по делу № А60-65744/2019 приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
Судом установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу устранены.
В соответствии со ст. 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возобновляет производство по делу по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, либо до их устранения по заявлению лица, по ходатайству которого производство по делу было приостановлено.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, производство по делу подлежит возобновлению.
Принимая во внимание, что при приостановлении производства по делу судом определена дата судебного заседания, суд счел возможным судебное разбирательство отложить на указанную дату.
Определением суда от 26.05.2020 судебное заседание отложено на 17.06.2020.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступило дополнение к отзыву с приложением документов в подтверждение пересечения спорного товара границ Российской Федерации, а также доказательств командирования сотрудников по месту нахождения спорного оборудования.
В ходе судебного заседания заявителем приобщено к материалам дела письмо от 04.06.2020 № УФО/322-ИЛ.
Со стороны заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания с целью подготовки правовой позиции относительно поступивших со стороны ответчика документов.
С учетом представления дополнительных документов, ходатайства об отложении суд счел необходимым отложить судебное заседание на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 17.06.2020 судебное разбирательство отложено на 21.07.2020.
До начала судебного заседания заявителем приобщено к материалам дела решение суда общей юрисдикции от 26.05.2020.
Также со стороны заявителя поступило ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку 09.07.2020 в адрес Центрального таможенного управления и Приволжского таможенного управления направлены запросы о предоставлении информации с целью подготовки правовой позиции относительно поступивших со стороны ответчика документов. Ответы на вышеуказанные запросы в адрес заявителя не поступили.
Судом не установлено оснований для отложения судебного заседания, поскольку документы в подтверждение пересечения спорного товара границ Российской Федерации, а также доказательств командирования сотрудников по месту нахождения спорного оборудования поступили от заинтересованного лица 17.06.2020 и только 09.07.2020 заявителем направлены запросы. Таким образом, неполучение к дате судебного заседания 21.07.2020 ответов на запросы обусловлено поведением заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управление Росаккредитациина основании приказаот 20.08.2019 № УФО/72-П-ВВпроведена внеплановая выездная проверка в отношении общества «Квалитет-Эксперт» аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU.21 ЧС73 (далее - аккредитованное лицо), осуществляющего деятельность в области аккредитации по адресам: 620144, Россия, <...>; 620141, Россия, <...>, литер 3.
Внеплановая выездная проверка проводилась с целью проверки сведений, содержащихся в обращении гражданина от 26.12.2018 № 144 РА, перенаправленном письмом Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.01.2019 № 4/01-137 (вх. от 01.02.2019 № 13-ог), и мотивированном представлении от 08.05.2019 № УФО/МП/2, и установления факта нарушения аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации деятельности аккредитованных лиц при проведении исследований (испытаний)и измерений и выдаче протоколов исследований (испытаний) и измерений № 086.608.28.01 от 18.07.2018; № 094.608.32.01 от 26.07.2018; № 101.608.37.01 от 13.08.2018; № 091.608.31.01 от 24.07.2018; № 087.608.29.01 от 18.07.2018; № 108.608.40.01 от 16.08.2018; № 107.608.39.01 от 15.08.2018; № 088.608.30.01 от 19.07.2018; № 111.608.41.02 от 22.08.2018, № 117.608.43.02 от 27.08.2018; № 115.608.42.01 от 27.08.2018; № 120.608.44.02 от 30.08.2018; № 126.608.45.01 от 10.09.2018; № 137.608.54.01 от 19.09.2018; № 143.608.55.02 от 25.09.2018; № 149.608.58.01 от 02.10.2018; № 146.608.56.01 от 27.09.2018; № 150.608.57.01 от 03.10.2018; № 138.608.49.01 от 24.09.2018; № 139.608.50.01 от 24.09.2018; № 140.608.51.01 от 24.09.2018; № 141.608.52.01 от 24.09.2018; № 142.608.53.01 от 24.09.2018; № 195.608.77.01 от 15.11.2018; № 209.608.84.01 от 26.11.2018; № 214.608.88.01 от 07.12.2018; № 213.608.87.01 от 07.12.2018; № 223.608.97.01 от 17.12.2018; № 222.608.96.01 от 17.12.2018; № 221.608.95.01 от 17.12.2018; № 220.608.94.01 от 17.12.2018; № 227.608.104.01 от 19.12.2018.
Общество «Квалитет-Эксперт» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории внесено в реестр аккредитованных лиц и имеет уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU.214C73.
На основании направления в аккредитованную испытательную лабораторию от 08.08.2018 № 95 от общества с ограниченной ответственностью «Башкирский центр сертификации и экспертизы» (далее – общество «Башкирский центр сертификации и экспертизы») аккредитованным лицом проведены сертификационные испытания объекта «Клапаны горячего дутья по ТУ У 3.05-00168076-029-99» (производитель (изготовитель) - АО «Днепротяжмаш» (Украина) на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее - TP ТС 032/2013) и выдан протокол исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01 (заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Днепротехсервис» (далее – общество «Торговый Дом Днепротехсервис»).
По результатам анализа протокола исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01, выданного аккредитованным лицом, и технических записей, представленных испытательной лабораторией общества «Квалитет-Эксперт» в ходе проверочного мероприятия, установлено, что испытания проводились 24.08.2018 по адресу: <...> (Белгородский таможенный пост).
На основании протокола исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01, выданного аккредитованным лицом, органом по сертификации обществом «Башкирский центр сертификации и экспертизы» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц № RA.RU.10.AЯ36) оформлен сертификат соответствия от 06.08.2018 № ТС RU С-1ТА.АЯ36.В.01023 на испытанную продукцию требованиям TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением».
Как следует из содержания сертификата соответствия от 06.08.2018 № ТС RU С-иА.АЯ36.В.01023, этот сертификат подтверждает соответствие арматуры промышленной трубопроводной: клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В, категории 3 согласно приложению № 1 TP ТС 032/2013. Для газов и паров рабочих сред группы 2 с номинальным диаметром 1100 и максимально допустимым рабочим давлением 0,55 МПа. Температура рабочей среды 1600 °С требованиям технического регламента Евразийского экономического союза (технического регламента Таможенного союза) TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41, и выдан на основании, в том числе протокола испытаний от 27.08.2018 № 115.608.42.01, проведенных испытательным центром «ТЕСТ ЕВРАЗИЯ» общества «Квалитет-Эксперт».
Административным органом сделан вывод о том, чтопротокол испытаний от 27.08.2018 № 115.608.42.01 выдан испытательной лабораторией ООО «ТЕСТ-ЕВРАЗИЯ» общества «Квалитет-Эксперт» для целей подтверждения соответствия.
В соответствии с информацией, полученной от Уральского таможенного управления, в зоне деятельности Уральского таможенного управления ввоз проб и образцов товара «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3», указанного в сертификате соответствия от 30.08.2018 № ТС RU С-UА.АЯ36.В.01023 в период с 01.01.2018 по настоящее время не осуществлялся.
Согласно сведениям, полученным от Белгородского таможенного поста, декларация на товары в целях ввоза образцов продукции «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3» для проведения исследований и испытаний заявителем товара - обществом «ТД Днепротехсервис» не подавалась.
По сведениям, поступившим из Центрального таможенного управления, в регионе деятельности Центрального таможенного управления в 2018 году не установлено фактов таможенного декларирования товара «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3» (производитель (изготовитель) – общество «Днепротяжмаш» (Украина), перемещаемого в качестве проб (образцов) для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний) в отношении продукции, на которую аккредитованное лицо выдало протокол исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01, в том числе по заявлениям аккредитованного органа по сертификации (общество «Башкирский центр сертификации и экспертизы») с целью проведения работ по сертификации продукции.
Административным органом сделан вывод о том, что продукция иностранного происхождения Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3 (производитель (изготовитель) – общество «Днепротяжмаш» (Украина), фактически не поступала на территорию Российской Федерации в качестве образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений.
Вместе с тем, аккредитованным лицом выдан протокол исследований (испытаний) и измерений от 27.08.2018 № 115.608.42.01 без фактического проведения испытаний объекта «Клапаны горячего дутья по ТУ У 3.05-00168076-029-99» (производитель (изготовитель) - общество «Днепротяжмаш» (Украина) на соответствие требованиям TP ТС 032/2013.
Таким образом, испытания, отраженные в протоколе испытаний от 27.08.2018 № 115.608.42.01, проводиться не могли, что также свидетельствует о недостоверности представленных результатов испытаний.
По итогам проверки Управлением Росаккредитации в отношении общества «Квалитет-Эксперт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 12.11.2019 № 32/2019, приложенный Управлением Росаккредитации к заявлению о привлечении общества «Квалитет-Эксперт» к административной ответственности.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд счел, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредставление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукциивлечет наложение административного штрафана юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Законодательство Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации состоит из Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» определено, что:
аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также -аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
аккредитованное лицо – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования;
критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ в отношении аккредитованных лиц установлена обязанность соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
В силу ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Пунктом 18 критериев аккредитации, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» установлено требование о наличии нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, а также соблюдении лабораторией требований данных документов.
Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при оценке соответствия, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ также определяет права и обязанности участников регулируемых указанным Федеральным законом отношений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Статьей 3 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов технического регулирования является независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Частью 3 ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) или обязательной сертификации.
Частями 1, 2 ст. 23 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, исключительно на соответствие требованиям технического регламента, форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона № 184-ФЗ исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами); аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия; аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
Согласно положениям ст. 42 Федерального закона № 184-ФЗ, аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В силу положений ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза обязательному таможенному декларированию подлежат подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию, предназначенные для проведения исследований и испытаний продукции, которая в последующем будет выпускаться в обращение на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний ввезенных подконтрольных товаров.
Пунктом 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее - Положение № 294), установлено, что при помещении подконтрольной продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления представление таможенным органам разрешительных документов не требуется.
Вместе с тем в силу положений подп. «б» п. 5 Положения № 294 в таможенный орган представляются декларация на подконтрольные товары, с указанием информации в том числе о пробе (образцах) для проведения работ по оценке соответствия (исследований и испытаний), и копия договора с аккредитованным органом по сертификации (аккредитованной испытательной лабораторией (центром)), находящимся на территории государства-члена, на которой осуществляется таможенное декларирование товаров, или письма такого аккредитованного органа по сертификации (аккредитованной испытательной лаборатории (центра)), подтверждающих необходимое для этих целей количество (вес и объем) ввезенных товаров.
Согласно «Рекомендации ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции» (далее – Рекомендации ФТС) подконтрольные товары, ввозимые в Российскую Федерацию и предназначенные для проведения исследований и испытаний продукции, которая в будущем будет выпускаться в обращении на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности и сопровождаться разрешительными документами, полученными на основе протоколов испытаний ввезенных подконтрольных товаров, подлежат таможенному декларированию в общеустановленном порядке (ст. 104 ТК ЕАЭС).
Судом установлено, что общество «Квалитет-Эксперт» аккредитовано в качестве испытательной лаборатории.
Испытательной лабораторией 24.08.2018 проводились испытания объекта «Клапан горячего дутья по ТУ У 3.05-00168076-029-99».
Испытания проводились на основании направления от 08.08.2018 № 95, выданного органом по сертификации продукции и услуг обществом «Башкирский центр сертификации и экспертизы» и технического задания на испытания от 13.08.2018 № 608.42.
Образец для испытания (клапан ГДУ -1100-В) отобран 08.08.2018 органом по сертификации продукции и услуг обществом «Башкирский центр сертификации и экспертизы» с оформлением соответствующего акта отбора проб.Образец для испытания получен сотрудниками лаборатории 24.08.2018 и проведены соответствующие испытания по ГОСТ Р 53402-2009 (п. 8.5, 8.6, 8.7) с оформлением результатов в рабочем протоколе от 24.08.2018 № 608.42.
По окончании испытаний составлен протокол испытаний от 27.08.2018 № 115.608.42.01.
В соответствии с п. 2 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Общество «Квалитет-Эксперт» не является декларантом либо таможенным представителем, поэтому не могло осуществлять таможенное декларирование проб и образцов для проведения исследований и испытаний продукции.
Согласно праву ЕАЭС (Решение № 621, Решение № 44, Межгосударственный стандарт ГОСТ 31814-2012) и Федеральному закону Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» отбор образцов при сертификации продукции осуществляет орган по сертификации или по его поручению испытательная лаборатория (центр).
Образец для испытания (клапан ГДУ -1100-В) отобран 08.08.2018 органом по сертификации продукции и услуг обществом «Башкирский центр сертификации и экспертизы» с оформление соответствующего акта отбора проб.
В соответствии с Рекомендациями ФТС орган по сертификации при формировании дела сертификата соответствия обеспечивает сбор, хранение и учет, в том числе, следующих документов: копии ДТ или иного документа, принимаемого таможенными органами в качестве таможенной декларации в соответствии с ТК ЕАЭС, копии акта отбора проб и образцов, копии документов, подтверждающих факт пересечения таможенной границы ЕАЭС должностными лицами аккредитованного органа по сертификации и д.о. документы.
Действующее законодательство не предусматривает обязанность испытательной лаборатории проверять законность/незаконность поступления на территорию Российской Федерации продукции иностранного производства в качестве образцов для проведения исследований и измерений. Испытательная лаборатория не может нести ответственность за отбор проб, проводимый органом сертификации. Информацией, был ли предоставлен образец для исследований из ранее ввезенной партии продукции или нет, лаборатория не располагает, так как согласно схемам подтверждения соответствия ТР ТС 032/2013 для серийно выпускаемой продукции, это является обязанностью органа по сертификации. Испытательная лаборатория провела исследование того образца, который ей был предоставлен. Испытания проведены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53402-2009 (п. 8.5, 8.6, 8.7). Каких-либо нарушений по самим результатам исследований Управлением Росаккредитации не выявлено.
Заявитель ссылается на то, что фактов таможенного декларирования товара «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3» не установлено. Вместе с тем указанный вывод опровергается представленными в материалы дела декларациями на товар, ввезенный на территорию Российской Федерации в 2018 году дважды.
Также Управление Росаккредитации ссылается на то, что фактически испытания не проводились. Вместе с тем, указанный довод опровергается следующими доказательствами: направлением от 08.08.2018 № 95, письмом общества «Башкирский центр сертификации и экспертизы» от 17.08.2018, техническим заданием на испытания № 608.42, распоряжением от 13.08.2018 № 608.42, рабочим протоколом от 24.08.2018 № 608.42, объяснительной запиской эксперта-испытателя ФИО2
Кроме этого, между обществами «Башкирский центр сертификации и экспертизы» и «Квалитет-Эксперт» заключен договор возмездного оказания услуг при проведении исследований (испытаний), измерений от 30.06.2018, согласно которого общество «Квалитет-Эксперт» осуществляет транспортировку оборудования к месту исследований (испытаний) и измерений, а после проведения исследований (испытаний) измерений к месту хранения в г. Екатеринбург, а общество «Башкирский центр сертификации и экспертизы» обязуется оплатить эти услуги и возместить расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные по нормам оплаты, установленным Правительством Российской Федерации.
Оплата заказчиком исполнителю вознаграждения осуществляется на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного сторонами в течение 5 календарных дней после оказания услуг (п. 2.2 договора от 30.06.2018).
После проведения испытаний сотрудниками лаборатории, между обществами «Квалитет-Эксперт» и «Башкирский центр сертификации и экспертизы» подписан акт №1355 об оказании услуг в полном объеме, а расходы по транспортировке оборудования, проезду сотрудников и найму жилого помещения обществу «Квалитет-Эксперт» возмещены.
Кроме этого, справкой от 02.04.2020 подтверждается факт проживания работников общества «Квалитет-Эксперт» в период с 23.08.2018 по 25.08.2018 в гостинице «Салют», расположенной по адресу: <...>, что свидетельствует о том, что фактически сотрудники общества «Квалитет-Эксперт» находились в г. Белгород в период проведения испытаний.
Также заинтересованное лицо указывает на то, что продукция «Арматура промышленная трубопроводная, клапаны типа: ГДУ-1100-И, ГДУ-1100-В категории 3» могла быть отобрана для испытаний из ввезенных на территорию Российской Федерации партий товара в 2018 году по действовавшему документу ЕАЭС № RU Д-UА.АП02.В. 10843.
Управление Росаккредитации, ссылается на то, что согласно «Рекомендаций ФТС России и Росаккредитации о порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в Российскую Федерацию товаров в качестве проб и образцов для целей проведения исследований и испытаний продукции» ранее выпушенная продукция не может служить в качестве образцов продукции, подлежащей ввозу в целях дальнейшего выпуска в обращение.
Вместе с тем указанный пункт принят в редакции Рекомендаций ФТС от 27.02.2019. В Рекомендациях ФТС, действовавших с 29.12.2017 по 27.02.2019, запрета использовать в качестве образцов ранее выпущенную в обращение продукцию не было.
Таким образом, Управлением Росаккредитации не представлено каких-либо доказательств того, что обществом «Квалитет-Эксперт» спорные испытания не проводились, вследствие чего предоставило недостоверные или необъективные результаты исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, что свидетельствует о том, что в действиях общества «Квалитет-Эксперт» отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом сделан вывод о том, что событие административного правонарушения административным органом не доказано, в связи с чем состав административного правонарушения материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах суд признал, что оснований для привлечения общества «Квалитет-Эксперт» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по аккредитации по Уральскому федеральному округу о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Квалитет-Эксперт» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья С.Е. Калашник