ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-66133/20 от 23.04.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

30 апреля 2021 года Дело №А60-66133/2020

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2021 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.М. Жудиной рассмотрел в судебном заседании дело №А60-66133/2020 по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью "РЕМТЕХВАГОН" (ИНН 9705102417, ОГРН 1177746676690) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663), о признании незаконными решений по делам №066/01/18.1-4949/2020, №066/01/18.1-4950/2020, № 066/01/18.1-4951/2020 от 09.12.2020, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Российские железные дороги",ООО «РТС-Тендер».

При участии в судебном заседании

от заявителя: представитель по доверенности № 49Д от 01.01.2021 Симонов Д.В., паспорт (посредством сервиса онлайн-заседаний);

от заинтересованного лица – представитель по доверенности №219 от 15.04.2021 Федорова А.О., предъявлен диплом;

от третьих лиц:

от ОАО «РЖД» - представитель по доверенности №СВЕРДНЮ-7/Д от 17.01.2021 Вятчинов В.В., паспорт;

от ООО «РТС-Тендер» - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "РемТехВагон" (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Свердловскому УФАС России (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений по делам №066/01/18.1-4949/2020, №066/01/18.1-4950/2020, № 066/01/18.1-4951/2020 от 09.12.2020.

Заявитель просит проверить соответствие аукционной документации на предмет обоснованности требования лицензии по сбору отходов IV класса опасности для заявленного вида работ; рассмотреть жалобу по существу и признать ее обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции»; признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 7 Федерального 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении»; внести изменения в аукционную документацию, в части Квалификационных требований к участнику, дополнив их требованием о наличии лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности и действующий на момент подачи заявки договор с организациями водопроводно-канализационного хозяйства (договор водоотведения); провести проверку действий членов Комиссии УФАС по Свердловской области.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 13.04.2021 дела №А60-66133/2020 и №А60-66147/2020, №А60-66207/2020 объединены в одно производство.

Управлением в материалы дела представлен отзыв и материалы проверки, считает оспариваемые решения законными и обоснованными.

23.04.2021 через сервис электронного обмена документами «Мой Арбитр» поступил отзыв ОАО «РЖД», просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной по Свердловской области поступили жалобы №066/01/18.1-4949/2020, №066/01/18.1-4950/2020, №066/01/18.1-4951/2020 ООО «РемТехВагон» с информацией о нарушении заказчиком в лице ОАО «РЖД», его комиссией Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках) при проведении закупки путем осуществления запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 4062/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных вод ЭЧТК серии «Экотол-ЭП» ,вывоз сточных ввод ЭЧТК с вагонов электропоездов серии ЭС2Г, ЭС1 «Ласточка» на станции Пермь-2; запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4057/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных туалетных комплексов, вывоз сточных вод туалетных комплексов ТК-02 пассажирских вагонов и Экотол-ВАК рельсовых автобусов на станции Верхний Уфалей; а также запроса котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4054/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных туалетных комплексов, вывоз сточных ввод туалетных комплексов ТК-02 с пассажирских вагонов и Экотол - ВАК рельсовых автобусов на станции Алапаевск, соответствующая требованиям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб, антимонопольным органом приняты следующие решения:

- от 09 декабря 2020 г. № 26554 признана необоснованной жалоба ООО «РемТехВагон» № 066/01/18.1- 4950/2020 на запрос котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4062/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных вод ЭЧТК серии «Экотол-ЭП», вывоз сточных вод ЭЧТК с вагонов электропоездов серии ЭС2Г, ЭС1 «Ласточка» на станции Пермь-2»;

- от 09 декабря 2020 г. № 26556 признана необоснованной жалоба ООО «РемТехВагон» № 066/01/18.1-4949/2020 на запрос котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4057/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных туалетных комплексов, вывоз сточных вод туалетных комплексов ТК-02 пассажирских вагонов и Экотол-ВАК рельсовых автобусов на станции Верхний Уфалей;

- от 09 декабря 2020 г. № 26555 признана необоснованной жалоба ООО «РемТехВагон» № 066/01/18.1-4951/2020 на запрос котировок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 4054/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных туалетных комплексов, вывоз сточных ввод туалетных комплексов ТК-02 с пассажирских вагонов и Экотол - ВАК рельсовых автобусов на станции Алапаевск.

Не согласившись с вышеуказанными решениями антимонопольного органа, ООО "РемТехВагон" обратился в суд с соответствующими заявлениями.

В связи с тем, что данные дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, на основании определений Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2021 г от 13 апреля 2021 г. указанные дела объединены в одно дело, которому присвоен номер А60- 66133/2020.

При вынесении оспариваемых решений управление исходило из того, что заказчиком правомерно в закупочной документации на оказание услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных вод, вывозу сточных вод с вагонов электропоездов было установлено требование к исполнителю о наличии разрешительных документов в виде действующей лицензии на право сбора и транспортирования отходов 4 класса опасности в виде жидких отходов очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин, осадков промывных вод накопительных баков мобильных туалетных кабин или действующей лицензии на транспортирование вышеуказанных отходов и действующего на момент подачи заявки договора с организацией, имеющей лицензию н на сбор вышеуказанных отходов IV класса опасности.

Заявитель, оспаривая решения, считает, что жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин, осадки промывных вод накопительных баков мобильных туалетных кабин не относятся к отходам 4 класса опасности, а являются сточными водами, для транспортирования которых не требуется наличие лицензии на сбор отходов IV класса опасности либо наличие договора с организацией, имеющей такую лицензию.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд признает обоснованной позицию антимонопольного органа, исходя из следующего.

17.11.2020 года на официальном сайте в сети «Интернет» о размещено извещение №32009687362 на №4062/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных вод ЭЧТК серии «Экотол-ЭП» вывоз сточных ввод ЭЧТК с вагонов электропоездов серии ЭС2Г, ЭС1 «Ласточка» на станции Пермь-2.

Начальная (максимальная) цена договора составила 2 750 640,00 руб.

17.11.2020 года на официальном сайте в сети «Интернет» размещено извещение №32009687144 на №4057/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков туалетных комплексов, вывоз сточных вод туалетных комплексов ТК-02 пассажирских вагонов и Экотол-ВАК рельсовых автобусов на станции Верхний Уфалей.

Начальная (максимальная) цена договора составила 1 319 400,00 руб.

17.11.2020 года на официальном сайте в сети «Интернет» размещено извещение №32009687061 на № 4054/ЗКТЭ-ЦДМВ/20 на право заключения договора оказания услуг по опорожнению и дезодорации баков сточных туалетных комплексов, вывоз сточных ввод туалетных комплексов ТК-02 с пассажирских вагонов и Экотол - ВАК рельсовых автобусов на станции Алапаевск

Начальная (максимальная) цена договора составила 1 319 400,00 руб.

Согласно п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона о закупках требования к участникам закупки, к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги устанавливаются заказчиком в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с п. 380 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утв. Советом директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (далее - Положение о закупках) при проведении запроса котировок в электронной форме применяются разделы 17,43, 55 - 59 настоящего Положения.

В соответствии с п. 357 Положения о закупке товаров в извещении о проведении запроса котировок заказчик указывает информацию, предусмотренную 27 разделом Положения, а также:

1) проект договора, заключаемого по результатам закупки, являющийся
неотъемлемой частью извещения о проведении запроса котировок;

2) информацию о праве заказчика отказаться от проведения запроса котировок в порядке, установленном разделом 23 настоящего Положения, и срок отказа;

3) иную информацию в зависимости от предмета закупки и требований заказчика (при необходимости).

Пунктом 199 Положения о закупках предусмотрено право по установлению к участникам закупки квалификационных требований, которые определяются в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами.

Согласно п. 2 Технических заданий (Приложение № 1.1 к извещению о проведении закупок) исполнитель при оказании услуг должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», а именно: действующую на момент подачи заявки лицензию на сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности.

В соответствии с п. 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин и осадок промывных вод накопительных баков мобильных туалетных кабин включены в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) и имеют коды 73222101304,73228001394.

Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. № 792, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. При этом одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

С учетом изложенного, жидкие отходы очистки накопительных баков мобильных туалетных кабин и осадок промывных вод накопительных баков мобильных туалетных кабин, 11 знак кода которых обозначен 4, являются отходами IV класса опасности.

Следовательно, установление требования о наличии у исполнителя лицензии на сбор и транспортированию отходов IV классов опасности или лицензии на транспортирование отходов IV классов опасности и договора с организацией на сбор отходов, имеющей соответствующую лицензию, обусловлена требованием законодательства РФ.

Сбор и транспортирование отходов это разные виды деятельности, в процессе обращения с отходами на указанные виды выдаются разные лицензии, которые могут быть получены как самим участником закупки, так и другим лицом, с которым у участника закупки имеется договор; как пояснил представитель заказчика, дочерние предприятия ОАО «РЖД» не занимаются сбором и накоплением отходов, поскольку все виды деятельности с отходами осуществляются третьими лицами на основании договоров.

Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям. Каких-либо требований об установлении в положении о закупке и (или) в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами, законодательство Российской Федерации и положение о закупке не предусматривает.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 16 мая 2018 г.

Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Требование котировочной документации о предоставлении лицензии на сбор отходов IV класса опасности или договора с организацией, имеющей соответствующую лицензию, направлено на предотвращение нанесения вреда окружающей среде, поскольку жидкие бытовые отходы после транспортировки от мест образования подлежат утилизации или обезвреживанию.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Наличие лицензии на сбор или договора на сбор должно обеспечивать сбор и доставку отходов к месту их последующей обработки, утилизации или обезвреживания.

В котировочной документации предусмотрена возможность выбора способа подтверждения возможности для сбора отходов: это наличие соответствующей лицензии у участника закупки либо договора с организацией, имеющей соответствующую лицензию. Указанное положение предоставляет дополнительные гарантии участия в закупке, поскольку участник может, не оформляя лицензию на сбор отходов, заключить соответствующий договор с организацией, имеющей лицензию.

С учетом изложенного, требование технического задания заказчика о наличии вышеназванных документов суд признает правомерным, направленным на предотвращение нанесения ущерба окружающей среде.

Довод заявителя о том, что для оказания услуг по предметам закупок требуется только лицензия на транспортирование отходов IV класса опасности, а в лицензии на сбор отходов отсутствует необходимость, поскольку осуществляется вывоз сточных вод, судом не принят во внимание.

К блоку 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242, относятся: отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.

Воды, прошедшие очистку на очистных сооружениях, не являются отходами, и их обращение регламентируется водным законодательством. К таким водам не относятся содержимое туалетных комплексов железнодорожного подвижного состава, которые являются отходами IV класса опасности и на обращение с которыми требуется лицензия.

Услуга водоотведения включает в себя полный цикл от приема стоков до их очистки. Услуги по опорожнению и дезодорации баков сточных туалетных комплексов, вывозу сточных вод туалетных комплексов не является услугой по водоотведению. В данном случае оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.В. Окулова