АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
17 февраля 2020 года Дело №А60-66282/2019
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк Маркеловой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-66282/2019
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Уральскому межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания №62 от 19.08.2019.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 16.12.2019 № Д-317, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность от 10.03.2017, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель, доверенность № 29-05-39-10 от 09.01.2020, удостоверение, диплом;
Объявлен состав суда. Представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Уральского межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.08.2019 №62.
Заинтересованное лицо требования не признало, доводы изложены в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа от 23.07.2019 № 62/62 Отделом государственного надзора по Курганской области УМТУ Росстандарта проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, ООО «Газпромнефть-Хантос» на предмет соблюдения обязательных требований Федерального закона от 24.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; ТР ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию»; ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», ГОСТ 31378-2009 «Нефть. Общие технические условия», ГОСТ Р 55971-2014 «Национальный стандарт РФ. Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования».
В ходе проведения проверки установлено нарушение ООО «Газпромнефть-Хантос» п.п 4.2, 4.2.1, п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014, а именно;
-паспорта качества нефти № 421 от 31.07.2019, № 422 от 31.07.2019, ООО «Газпромнефть-Хантос», СИКН № 1500 не содержат: наименование предприятия- изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства; адрес испытательной лаборатории; код ОКП; дата изготовленияы продукта; номер партии (при необходимости); обозначение нормативного документа по которому отбирают пробу; размер (массу партии); дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиях нормативного документа или технической документации на основании результата испытаний;
- в табличной части паспортов качества нефти № 421 от 31.07.2019, № 422 от 31.07.2019, СИКН № 1500 отсутствуют значение показателей по нормативному документу или технической документации;
- в паспортах качества нефти № 421 от 31.07.2019, № 422 от 31.07.2019,
СИКН № 1500 отсутствует заверение паспорта собственноручной (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности сотрудников, ответственных за его оформление и печатью организации изготовителя.
По результатам проведения проверки в отношении ООО «Газпромнефть-Хантос» оформлено предписание от 19.08.2019 № 62 с требованием в срок до 15.10.2019 устранить выявленные нарушения.
Полагая, что указанное предписания является незаконным, ООО «Газпромнефть-Хантос» обратилось с заявлениями в суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее Закон N 184-ФЗ) органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов.
В соответствии п. 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 (далее - Положение), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации (п. 4 Положения) Согласно п. 6 Постановления от 17.06.2004 N 294 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Следовательно, проверка проведена и оспариваемое предписание выдано Управлением Росстрандарта в пределах предоставленных полномочий.
Из оспариваемого предписания следует, что основанием для его выдачи послужили выявленные в ходе проведения внеплановой й проверки нарушения оформления паспортов качества нефти № 421 от 31.07.2019, № 422 от 31.07.2019, ООО «Газпромнефть-Хантос», СИКН № 1500, а именно п. 4.2, п. 4.2.1., п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014.
Так, в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 в части отсутствия следующей информации: наименование предприятия- изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства; адрес испытательной лаборатории; код ОКП; дата изготовленияы продукта; номер партии (при необходимости); обозначение нормативного документа по которому отбирают пробу; размер (массу партии); дату проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиях нормативного документа или технической документации на основании результата испытаний;пункта 4.2.1. ГОСТ Р 55971-2014 табличная часть паспорта не содержит: значение показателей по нормативному документу или технической документации; пункта 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 отсутствует заверение паспорта собственноручной (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности сотрудников, ответственных за его оформление и печатью организации изготовителя.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу п. 1 ст. 46 Закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Исходя из толкования ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а именно: применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 51858 установлено, что нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
Пунктом 4.1. ГОСТ Р 55971-2014 также установлено, что каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом.
То есть применяемый обществом ГОСТ Р 51858 отсылает к ГОСТ 1510 и во взаимосвязи к ГОСТ Р 55971-2014 в том числе, в части требований к содержанию паспорта качества нефти.
Пункт 1.6 ГОСТ 1510 отсылает к п. 1.2, в других пунктах ГОСТ 1510 требований к содержанию паспорта не установлено.
Если изготовителем в паспортах качества нефти применено обозначение государственного стандарта ГОСТ Р 51858, требования указанного стандарта являются для изготовителя обязательными, значит, и во взаимосвязи с применяемым в обозначении стандартом требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510 также являются обязательными и подлежат исполнению в целях, указанных в ч. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ в период переходных положений ТР ЕАЭС 045/2017.
Кроме того, согласно справке к ГОСТ 1510-84 с 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов указанный ГОСТ носит рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ. В рассматриваемом случае выдача оспариваемого предписания с указанием выполнить требование ГОСТ 1510-84 соответствует целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
Обязательность применения ГОСТов как нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в установленных законом случаях подтверждается позицией Верховного Суда РФ (решение от 12 января 2015 г. N АКПИ14-1259).
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 паспорт должен содержать: - логотип компании и/или предприятия (при наличии); - наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства; - наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при наличии); - номер паспорта; - наименование продукта, его марку и условное обозначение (при наличии); - обозначение нормативного документа или технической документации, конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту; - код ОКП; - дату изготовления продукта, номер партии (при необходимости); - дату отбора пробы и обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; - место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); - уровень наполнения (при необходимости); - размер (массу) партии; - дату проведения испытаний; - дату оформления паспорта; - номер декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия; - данные о сертификации системы менеджмента качества предприятия-изготовителя на соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и срок действия (при наличии); - табличную часть; - заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или технической документации, конструкторской документации и технического регламента (при наличии) на основании результатов испытаний; - дополнительную информацию для потребителей (при необходимости).
В силу п. 4.2.1. названного ГОСТа табличная часть паспорта должна содержать: - наименование показателей; - обозначение нормативных документов на методы испытаний; - значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации; - значение показателей по техническому регламенту (при наличии); - фактические значения показателей.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 89 принят Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (вместе с "ТР ЕАЭС 045/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию").
Согласно п. 6 указанного Регламента каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения: а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт; б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии); в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом; г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр); д) номер партии; е) единый знак обращения продукции на рынке Союза; ж) номер и дата выдачи паспорта; з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Принято решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", в соответствии с подп. "а" п. 1 которого документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" (ТР ЕАЭС 045/2017) (далее соответственно - продукция, технический регламент), до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 г.
Довод о том, что форма паспорта не может быть изменена обществом в одностороннем порядке, признан несостоятельным, так как в силу изложенных выше мотивов требования к содержанию паспорта качества нефти установлены законодателем и не могут быть изменены/устранены сторонами договора в силу своей императивности.
Суд полагает, что до разработки новой формы паспорта на нефть в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 045/2017 и введения ее в действие соответствующим нормативным актом требования национальных стандартов не утрачивают силу, что предусмотрено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию".
При таких обстоятельствах, доводы общества подлежат отклонению как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Оценив содержание оспариваемого предписания, суд считает, что предписание является законным, исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на пресечение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области технического регулирования, в предписании подробно описаны выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует.
Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования заявителя оставить без удовлетворения.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.И. Ремезова