ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-66948/18 от 18.07.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

25 июля 2019 года                                                           Дело № А60-66948/2018

Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 25 июля 2019 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Н.Г. Филипповой, при ведении  протокола судебного заседания помощником судьи Е.Е. Михайловой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Арго-групп» (ИНН 6671290002, ОГРН 1096671008301)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340; 6670073005, ОГРН 1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Управление Росреестра по Свердловской области) (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386)

о  признании недействительными действий,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (ИНН: 6670225804, ОГРН: 1086670029313),общество с ограниченной ответственностью "Брусника". Специализированный застройщик" (ООО «Брусника») (ИНН 6671382990, ОГРН 1116671018958), гаражно-строительный кооператив «Спорт» (ИНН 6661019900, ОГРН 1026605245424), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга,  Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ТУ Росимущества в Свердловской области) (ИНН: 6670262066, ОГРН: 1096670022107), кадастровый инженер Нигаматзянова Дилара Рафисовна,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: С.А. Халатов, представитель по доверенности № 1/19 от 24.01.2019, А.Н. Сергиенко, представитель по доверенности от 25.01.2019 №2/19,

от заинтересованных лиц:

от  ФГБУ "ФКП Росреестра": Н.С. Спасская, представитель по доверенности от 09.01.2019 № 7,

от Управления Росреестра по Свердловской области: Е.С. Пинягин, представитель по доверенности от 09.01.2019 №08-17/687,

от третьих лиц:

Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – Т.В. Миронова, представитель по доверенности от 05.04.2019 № 27,

ООО «Брусника» – Д.Д. Кардапольцев, представитель по доверенности от 22.05.2018 №66АА 4996506,

гаражно-строительного кооператива «Спорт» - В.К. Шишкин, председатель, выписка из протокола общего собрания от 27.07.2018,

уполномоченного по защите прав – Г.Э. Абушенко, представитель по доверенности от 30.05.2019 № 20,

кадастровый инженер Нигаматзянова Дилара Рафисовна, паспорт, квалификационный аттестат кадастрового инженера от 12.01.2011,

от остальных третьих лиц представители не явились.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.  Отводов суду не заявлено.

От заявителя поступило заявление об обеспечения иска. Заявитель поддержал ходатайство.  Управление Росреестра по Свердловской области возражает против удовлетворения ходатайства. Уполномоченный по защите прав поддерживает заявление. В удовлетворении ходатайства отказано, вынесено отдельное определение об отказе в обеспечении иска.

Заявитель  ходатайствует об уточнении требований. Ходатайство принято. Ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы отклоняется.

Заявитель  ходатайствует  о приобщении к материалам дела документов. Управление Росреестра по Свердловской области возражает против приобщения к материалам дела документов. Ходатайство удовлетворено.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов. Ходатайство удовлетворено.

Заявитель ходатайствует о приобщении к материалам дела письменного выступления. Ходатайство удовлетворено.

От ТУ Росимущества в Свердловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство удовлетворено.

ООО «Арго-Групп» просило признать незаконными действия ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 (в части изменения границ и площади земельного участка), расположенных в городе Екатеринбурге;

обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав Заявителя путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 и восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 в части, необходимом для проезда (подъезда) и прохода к земельному участку Заявителя, в состоянии до внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости об изменении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513;

признать незаконными действия Управления Росреестра по Свердловской области по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 (в части изменения границ и площади земельного участка), расположенных в городе Екатеринбурге и результаты межевания указанных земельных участков.

обязать Управление Росреестра по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав Заявителя путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 и восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 в части, необходимом для проезда (подъезда) и прохода к земельному участку Заявителя, в состоянии до внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости об изменении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513.

Заинтересованные лица, третьи лица Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ООО «Брусника», кадастровый инженер Нигаматзянова Дилара Рафисовна представили отзывы, в удовлетворении заявленных требований просят отказать.

Третье лицо гаражно-строительный кооператив «Спорт» представило отзыв, поддерживает требования заявителя.

Уточнив заявленные требования, заявитель просит признать незаконными действия Управления Росреестра по Свердловской области по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 и результаты межевания указанного земельного участка в части, необходимой для проезда (подъезда) и прохода к земельному участку Заявителя в границах характерных точек границ объекта

XY

388051.33 1533024.26 388040.30 1533041.40 388046.20 1533045.37 388047.92 1533055.24 388060.81 1533064.40 388089.96 1533058.66 388078.06 1533051.92 388073.40 1533027.85 388058.06        1533030.31;

признать незаконными действия Управления Росреестра по Свердловской области по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 (изменение границ, площади и разрешенного использования земельного участка) и результаты межевания указанного земельного участка в части, необходимой для проезда (подъезда) и прохода к земельному участку Заявителя в границах характерных точек границ объекта

XY

388036.61 1533047.13 388040.30 1533041.40 388046.20 1533045.37 388047.92 1533055.24 388039.26       1533049.09;

обязать Управление Росреестра по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав Заявителя путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 в границах характерных точек границ объекта

XY

388051.33 1533024.26 388040.30       1533041.40

388046.20 1533045.37 388047.92 1533055.24 388060.81 1533064.40 388089.96 1533058.66 388078.06 1533051.92 388073.40 1533027.85 388058.06       1533030.31

обязать Управление Росреестра по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав Заявителя путем восстановления кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 в состоянии до внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости 14 ноября 2018 года об изменении границ, площади и разрешенного использования земельного участка в границах характерных точек

X                  Y

388036.61        1533047.13

388040.30        1533041.40

388046.20        1533045.37

388047.92        1533055.24

388039.26        1533049.09.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Арго-групп»  является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0403002:79, расположенного по адресу: город Екатеринбург, ул. Хасановская, в 40 м на север от ориентира - дом №6, площадью 1 036 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - место размещения автомойки, что подтверждается свидетельством о праве собственности.

На указанном земельном участке расположено принадлежащее Заявителю здание автомойки, что подтверждается свидетельством о праве собственности.

30 августа 2018 года из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, выданного регистрирующим органом - Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области Заявителю стало известно, что с примыканием к его земельному участку был зарегистрирован новый смежный земельный участок 66:41:0000000:104488 площадью 2109+/-16 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

18 ноября 2018 года из публичной кадастровой карты Заявителю стало известно, что в Государственный кадастр недвижимости внесены изменения - земельный участок с кадастровым номером 66:41:0403901:4513 площадью 27 178 кв.м, ранее являвшийся дорогами общего пользования, изменил разрешенное использование на «для многоэтажной застройки», также были изменены границы и площадь земельного участка, что подтверждается копией Публичной кадастровой карты.

Посчитав, что формирование земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:104488 и 66:41:0403901:4513 привело к тому, что объект недвижимости, принадлежащий Заявителю, - автомойка не может использоваться в соответствии с разрешенным назначением, поскольку к автомойке отсутствует проезд (подъезд) от земель общего пользования для владельца, земельного участка, работников и клиентов автомойки, ООО «Арго-групп» обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает:

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими федеральными законами.

Земельный участок, принадлежащий Заявителю, в результате формирования земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 оказался вкрапленным в него, поскольку ограничен им с трех сторон, а с четвертой расположен земельный участок со зданием Свердловского областного суда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Формирование земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0000000:104488 и 66:41:0403901:4513 привело к тому, что объект недвижимости, принадлежащий Заявителю, - автомойка не может использоваться в соответствии с разрешенным назначением, поскольку к автомойке отсутствует проезд (подъезд) от земель общего пользования для владельца, земельного участка, работников и клиентов автомойки.

Ближайший земельный участок с разрешенным использованием «Для общего пользования (уличная сеть)» имеет кадастровый номер 66:41:0403901:4485 и перекрыт от земельного участка Заявителя двумя названными сформированными земельными участками с кадастровыми номерами 66:41:0000000:104488 и 66:41:0403901:4513.

Ссылаясь на практику Верховного Суда, заявитель указывает, что формирование земельных участков в соответствии с проектом межевания осуществляется лишь после решения имущественно-правовых вопросов с собственником.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной  регистрации  недвижимости"  (далее  - Закон  о регистрации недвижимости) в графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. Вопреки указанию нормы части 6 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости в графической части межевого плана земельного участка с кадастровым    номером    66:41:0000000:104488    отсутствует    информация о доступе к этому участку, а также к земельному участку 66:41:0403002:79, принадлежащему Заявителю (способ обеспечения прохода или проезда от земельных участков общего пользования).

Пунктом 26 части 1 статьи 26 Закон о регистрации недвижимости определено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).

Следовательно, по мнению заявителя, Управление было обязано приостановить государственный кадастровый учет в связи с отсутствием сведений о доступе к земельным участкам от земельных участков общего пользования.

Заявитель не был уведомлен о проведении кадастровых работ.

Ограничение подъезда к зданию Заявителя, расположенному на его земельном участке, нарушает требования части 4 статьи 98 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", предусматривающие, что к зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области поддержал требования заявителя, указав, что территориальным управлением нарушен п. 20 ч. 1 ст. 26 Закон о регистрации недвижимости, поскольку земельный участок 66:41:0000000:104488 пересекал границы другого земельного участка 66:41:0403901:4513. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения. Территория общего пользования должна быть сохранена при межевании земельных участков. Межевание участков № 66:41:0000000:104488 и 66:41:0403901:4513 произведено и поставлено на кадастровый учет преждевременно. Нарушен порядок формирования земельных участков.

Гаражно-строительный кооператив «Спорт» пояснил, что участок с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 лишает возможности пользоваться дорогами общего пользования и препятствует доступу к гаражам.

Привлеченный к участию в деле кадастровый инженер пояснил, что им в 2018 году в рамках договора подряда между ООО «Геометрика» и ООО «Брусника. Екатеринбург», были проведены кадастровые работы по формированию межевого плана с целью образования земельного участка из состава земель неразграниченной собственности площадью 2 109 кв.м, на основании проекта межевания территории, утвержденного Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области № 470-П от 26.04.2017г. «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах улиц Фурманова - Московской-Амундсена-Шаумяна-Чкалова-переулка Воронежекого-улиц Громова-Шаумяна-Чкалова-Обувщиков» (далее - Приказ №470-П). Земельный участок был образован в рамках II этапа указанного проекта межевания территорий, согласно которому земельный участок имеет условный номер 1.1 (Приложение №9 Приказа №470-П).

С учетом п. 50, 51 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», сведения о категории земель земельного участка, образуемого из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, указываются при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель, вид (виды) разрешенного использования образуемого земельного участка указывается, в том числе, на основании решения об утверждении проекта межевания территории. Соответственно, указанное разрешенное использование образованного земельного участка с условным номером 1.1 (Приложение №9 Приказа №470-П), которому в дальнейшем был присвоен К№66:41:0000000:104488, не противоречит нормам земельного законодательства.

 Кроме того, образованный земельный участок с №66:41:0000000:104488 попадает в границы территории, в отношении которой у ООО «Брусника. Екатеринбург» заключен договор о развитии застроенных территорий (План границ территории). Так, согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 7 ст. 11.2, ч. 3 ст. 11.3, образование земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии производится исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Процедура утверждения проектов планировки и межевания территорий регламентируется главой 5 Градостроительного кодекса РФ. Согласно ст. 45 Градостроительному кодексу РФ, проекты планировки территории и проекты межевания территории, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, участниками которых являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

В утвержденном проекте планировки и проекте межевания территории по Приказу №470 предусмотрены этапы освоения территории проектирования:                   I этап, II этап, расчетный срок. Сформированный земельный участок с К№66:41:0000000:104488 был реализован в рамках промежуточного этапа (II этап) с условным номером 1.1. В последующем указанный участок совместно с земельными участками с  № 66:41:0403002:79 и 66:41:0403002:83 будут образованы в земельный участок согласно расчетному сроку с условным номером 1.4 (приложение №11 Приказа №470).

В ч. 1 ст. 39 ФЗ № 221 указано «Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости». На момент подготовки межевого плана смежный земельный участок с К№66;41:0403002:79 уже имел уточненные сведения о местоположении границы. Действующим законодательством не предусмотрено повторное уточнение границ земельных участков, за исключением случаев, если при проведении кадастровых работ была выявлена реестровая ошибка (ч.3 ст. 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости от 13.07.2015 №218-ФЗ). Таким образом проведение согласования со смежным земельным участком с №66:41:0403002:79 при подготовке межевого плана по образованию земельного участка с К№66:41:0000000:104488 согласно нормам земельного законодательства не требовалось и, следовательно, не производилось.

Касательно земельного участка с К№66:41:0403901:4513, образование земельного участка, расположенного в границах улиц Фурманова - Московская -Шаумяна в городе Екатеринбурге, площадью 27 178 кв.м было произведено осенью 2017года на основании того же проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного Приказом № 470-П (Приложения № 6,7 к Приказу, участок № 1.2). Категория земель (земли населенных пунктов) и вид разрешенного использования (многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), среднеэтажная жилая застройка) образованного земельного участка были определены в соответствии с Перечнем и сведениями о характеристиках образуемых земельных участков Приложения №7 к вышеназванному Приказу № 470-П.  При проведении кадастровых работ инженер руководствовался теми же нормами земельного законодательства, какие были применены при формировании участка с № 66:41:0000000:104488.

Земельный участок с  №66:41:0403901:4513 не изменил ни конфигурацию, ни площади, ни вид разрешенного использования с момента постановки на кадастровый учет.

Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области представило отзыв, поддержало доводы кадастрового инженера и указало следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП «Об утверждении положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области» Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее - Министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по утверждению документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург» в случаях, предусмотренных федеральным законом, включая обеспечение подготовки документации по планировке территории муниципального образования «город Екатеринбург», и совершение иных действий, предусмотренных федеральным законом, в пределах осуществления такого полномочия, в том числе по принятию решения о проведении публичных слушаний, организации и проведению публичных слушаний.

Полномочия по утверждению документации по планировке территории Министерство осуществляло с 01.01.2016 до 31.12.2017.

Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 26.04.2017 № 470-П утвержден проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Фурманова - Московская - Амундсена - Шаумяна - Чкалова - переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна - Обувщиков.

Проектом предусматривается поэтапное строительство на участке комплекса многоэтажных жилых зданий со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, надземными и подземными автостоянками. Срок реализации проекта до 2030 г. Приоритетное направление проекта - проживание людей.

Основная задача проекта - организация компактного жилого района города с четко организованной планировочной структурой и застройкой, которая предполагает высокое качество комфортной, безопасной и благоприятной жилой среды.

Отсутствие возможности сохранения здания автомойки предусмотрено Договором о развитии застроенной территории от 28.12.2019 № 4-33-Р. Земельный участок под зданием автомойки входит в план границ застроенной территории от 12.10.2015 № 51311.

Приказом Министерства от 26.04.2017 № 470-П в составе проекта планировки утверждены:

1) схема планировки территории (приложение № 1);

2) план красных линий (приложение № 2);

3) ведомость координат поворотных точек красных линий (приложение № 3);

4) положение о характеристиках планируемого развития территории (приложение № 4);

5) положение об очередности планируемого развития территории (приложение № 5).

В составе проекта межевания утверждены:

1) схема межевания территории на период строительства (I этап) (приложение № 6);

2) перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков на период строительства (I этап) (приложение № 7);

3) схема межевания территории на период строительства (II этап) (приложение № 8);

4) перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков на период строительства (II этап) (приложение № 9);

5) перечень и сведения о характеристиках образуемых частей земельных участков на период строительства (II этап) (приложение № 10);

6) схема межевания территории на расчетный срок (приложение № 11);

7) перечень и сведения о характеристиках образуемых земельных участков на расчетный срок (приложение № 12);

8) перечень и сведения о характеристиках проектируемых объектов капитального строительства в соответствии с проектом планировки территории (приложение № 13).

В соответствии со схемой межевания территории на период строительства (II этап), перечнем и сведениями о характеристиках образуемых земельных участках (приложения № 8, 9, 10) предусмотрено формирование земельного участка 1.1 площадью 2101 кв. м с разрешенным использованием «многоэтажная жилая застройка».

На кадастровый учет 05.07.2018 поставлен земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:10488 площадью 2 109 кв. м.

Представитель Министерства полагает, что действия Управления Росреестра по Свердловской области по постановке   на   кадастровый   учет   земельного   участка   с   кадастровым   номером 66:41:0000000:10488 осуществлены в строгом соответствии с утвержденным проектом межевания.

ООО «Брусника» указало в отзыве, что Управлением на временный кадастровый учет на период строительства 05.07.2018 г. поставлен земельный участок с кадастровым № 66:41:0000000:104488 площадью 2 109 кв.м, и, следовательно, оспариваемые Заявителем действия Управления полностью соответствуют утвержденному проекту межевания территории. Заявитель ссылается на положения п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, в соответствии с которым не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких участках объектов недвижимости. Однако, по мнению общества «Брусника», Заявитель искажает смысл п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, из буквального толкования указанной нормы следует, что формирование нового земельного участка запрещается при наличии совокупности двух обстоятельств: 1) наличие на вновь образуемом земельном участке объекта недвижимости; 2) невозможность использования такого объекта   недвижимости   в   результате   формирования   нового   земельного   участка.

Следовательно, п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не применим в данном спорном случае. Заявителем  не  представлено доказательств того,  что  в результате действий Управления по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым № 66:41:0000000:104488 влечет за собой невозможность использования Заявителем принадлежащих ему земельного участка с кадастровым № 66:41:0403002:79 и расположенного на нем объекта недвижимости.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу п. 4 ст. 18 названного закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).

Вместе с тем, согласно пункту 44 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, если в межевом плане содержатся сведения о частях земельных участков, образованных в связи с необходимостью обеспечения прохода или проезда к земельным участкам общего пользования, либо содержатся сведения об установлении ограничений (обременении) в связи с такой необходимостью на весь земельный участок, в том числе, содержится согласие собственников указанных земельных участков на образование частей (установление ограничений пользования частями земельных участков) или установление ограничений пользования земельными участками, в записи о земельных участках, посредством которых обеспечивается проход или проезд, в сведения об образованных частях или установлении ограничений в использовании земельных участков, о содержании ограничений в их использовании дополнительно указываются кадастровые номера земельных участков, для которых обеспечен проход или проезд. В записи о земельных участках, для которых обеспечен проход или проезд, дополнительно указываются сведения о кадастровых номерах земельных участков, посредством которых обеспечивается проход или проезд.

Наличие в межевом плане соответствующих сведений исключает возможность приостановления кадастрового учета по предусмотренному в п. 26 ч. 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанию.

Судом установлено, что кадастровый учет земельного участка                             № 66:41:0000000:104488 осуществлен Управлением в соответствии с проектом межевания, утвержденным приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 26.04.2017  № 470-П. Земельный участок с  №66:41:0403901:4513 не изменил ни конфигурацию, ни площади, ни вид разрешенного использования с момента постановки на кадастровый учет.

При принятии решения суд  не мог игнорировать  результаты рассмотрения дела № А60-25756/2017.

ООО «Арго-Групп» и ГСК «Спорт» обращалось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства от 26.04.2017 № 470-П. В том числе оспаривали приложения № 8, 9, 10 к приказу от 26.04.2017 № 470-П в части формирования земельного участка 1.1 площадью 2101 кв. м с разрешенным использованием «многоэтажная жилая застройка».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2018 по делу № А60-25756/2017 в удовлетворении требований ООО «Арго-Групп» и ГСК «Спорт» отказано.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 ООО «Арго-Групп» и ГСК «Спорт» отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Проект планировки и проект межевания территории в границах улиц Фурманова - Московская - Амундсена - Шаумяна - Чкалова -переулка Воронежского - улиц Громова - Шаумяна - Обувщиков признан судом законным.

Постановлением  Арбитражного суда Уральского округа от 05.12.2018 по делу № А60-25756/2017 установлено, что приказ Министерства от 26.04.2017    № 470-П не нарушает прав и законных интересов ООО «Арго-Групп» и ГСК «Спорт», поскольку данный приказ не является актом изъятия земельных участков, соответственно его издание не влечет последствий в виде изъятия недвижимого имущества ООО «Арго-Групп» и ГСК «Спорт». Реализация градостроительных решений предусмотрена поэтапно, со сроком реализации - 2030 год, и возможна исключительно после достижения согласия на отчуждение заявителями земельных участков в гражданско-правовом порядке.

Также судом со ссылкой на пункт 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018, признан обоснованным довод Министерства о том, что приказ Министерства от 26.04.2017 № 470-П не создает каких-либо препятствий в использовании земельных участков, а также не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий, исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.

Кроме того, реальные препятствия и ограничения использования для осуществления предпринимательской деятельности в связи с утвержденными проектами, так как их реализация и формирование земельных участков в соответствии с проектом межевания возможна только после приобретения прав ООО «Брусника.Екатеринбург» на все существующие земельные участки, их формирования и изменения вида разрешенного использования в соответствии с проектом планировки.

Применительно к земельному участку  ООО «Арго-Групп» - это 2030 год в соответствии с очередностью освоения. До этого времени каких-либо препятствий и ограничений для использования земельного участка и здания автомоечного комплекса в проекте планировке и в проекте межевания отсутствуют.

В части 6 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что приобретение прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и не подлежащие изъятию для муниципальных нужд, лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, осуществляется в соответствие с гражданским и земельным законодательством, то есть существующие объекты капитального строительства в границах проектируемой территории, которые не подлежат сохранению, могут быть отчуждены только в гражданско-правовом порядке исключительно по обоюдному согласию их собственника и покупателя.

При этом согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принуждение к заключению договора не допускается, но отчуждение принадлежащего имущества возможно и путем предоставления другого равноценного земельного участка с расположенным на нем объектом капитального строительства, пригодного для осуществления соответствующей предпринимательской деятельности в границах этой застроенной территории, либо в другом месте, при достижении об этом взаимного соглашения, в том числе по вопросам возмещения убытков, которые понесет собственник в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, и по размеру упущенной выгодой.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что действиями Управления Росреестра по Свердловской области по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:10488 и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:4160403901:4513 права заявителя не нарушены. Нарушений закона при осуществлении Управлением оспариваемых действий не установлено.

Требования к ФГБУ "ФКП Росреестра" не подлежат удовлетворению, поскольку оно не уполномочено на проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимости. В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" полномочия по проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверке наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав; государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся исключительно к компетенции Росреестра и его территориальных органов.

Так же суд полагает, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок подачи заявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:104488 и изменений в отношении земельного участка с кадастровым № 66:41:0403901:4513 осуществлен 05.07.2018 г., информация о соответствующих изменениях в ГКН опубликована на публичной кадастровой карте.

Заявитель указывает на то, что о постановке земельного участка с кадастровым № 66:41:0000000:104488 на кадастровый учет ему стало известно 30.08.2018 г., о внесении изменений в ГКН о виде разрешенного использования, площади и границах земельного участка с кадастровым № 66:41:0403901:4513 ему стало известно 18.11.2018 г.

Суд отклоняет доводы заявителя.

Как уже отмечено, заявитель  в 2017 году обращался в Арбитражный суд  о признании недействительным приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской обл. от 26.04.2017 г. № 470-П., т. е. знал  о межевании спорной территории, учитывая, что публичная кадастровая карта является общедоступным информационным ресурсом, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок для обращения истек 05.10.2018 г. Заявитель обратился в суд  23.11.2018 г.

Нарушение срока обращения в суд в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований ООО «Арго-групп» отказать.

  2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                   Н.Г. Филиппова