АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
23 мая 2018 года Дело № А60-67568/2017
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2018 года
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи А.С. Воротилкина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А. В. Ермоленко (в судебных заседаниях 01.03.2018г., 02.04.2018г., 17.05.2018г.), секретарем судебного заседания Э. Ю. Пайлеваняном (в судебном заседании 11.04.2018г.) рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Публичного акционерного общества "УРАЛЬСКИЙ БРОЙЛЕР" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Центральному банку Российской Федерации в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: ЗАО "УРАЛЬСКИЙ БРОЙЛЕР" (ИНН <***>, ОГРН <***>), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области
о признании незаконным уведомления (решения) об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 08.11.2017 № Т5-22-1-1/59467
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 125 от 15.11.2017г. (в судебных заседаниях 01.03.2018г., 02.04.2018г., 11.04.2018г.), ФИО2 , представитель по доверенности №88 от 08.09.2017г. (в судебном заседании 17.05.2018г.)
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 03.08.2017г. (в судебных заседаниях 01.03.2018г., 02.04.2018г.), ФИО4, представитель по доверенности от 19.03.2018г. (в судебном заседании 11.04.2018г.), ФИО5, представитель по доверенности от 23.01.2018г. (в судебном заседании 17.05.2018г.);
от третьего лица: ЗАО «Уральский бройлер»: ФИО1, представитель по доверенности № 5 от 10.11.2017г. (в судебном заседании 01.03.2018г., 11.04.2018г.), к/у ФИО6, определение суда от 28.02.2018г. по делу №А47-7487/2014 (в судебном заседании 02.04.2017г., 17.05.2018г.).
от третьего лица МИФНС № 10 по Оренбургской области: отсутствует, извещено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления (решения) Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 08.11.2017 № Т5-22-1-1/59467 и об обязании осуществить данную государственную регистрацию.
Заинтересованное лицо заявленные требования не признало.
В предварительном судебном заседании суд приобщил к материалам дела представленное заявителем доказательство получения МИФНС № 10 по Оренбургской области копии заявления по настоящему делу.
Определением суда от 31.01.2018г. судебное разбирательство назначено на 01.03.2018г.
01.02.2018г. в арбитражный суд от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявления отказать. Суд приобщил к материалам дела отзыв и приложенные к нему документы.
28.02.2018г. в арбитражный суд поступило письмо с информацией о движении дела №А60-1101/2017, приобщено судом к материалам дела.
Судом судебное разбирательство по настоящему делу отложено на 02.04.2018г. на 11:10, поскольку разрешение дела №А60-1101/2017 в кассационной инстанции по спорному вопросу толкования нормы закона, по которому у сторон имеется спор, имеет значение для правильного разрешения настоящего дела. Об отложении судебного разбирательство по делу вынесено протокольное определение.
22.03.208г. в арбитражный суд в электронном виде третьего лица поступили письменные пояснения. Суд приобщил данные пояснения к материалам дела.
Суд отложил судебное разбирательство по делу на 11.04.2018г. 10:00, поскольку дело №А60-1101/2017 в кассационной инстанции еще не рассмотрено. Об отложении вынесено протокольное определение.
В судебном заседании 11.04.2018г. арбитражный суд отложил судебное разбирательство по настоящему делу, поскольку дело №А60-1101/2017 в кассационной инстанции еще не рассмотрено (судебное разбирательство отложено на 28.04.2018г.). Разрешение дела №А60-1101/2017 в кассационной инстанции по спорному вопросу толкования нормы закона, по которому у сторон имеется спор, имеет значение для правильного разрешения настоящего дела. Судебное разбирательство по настоящему делу отложено на 17.05.2018г. 12:35, о чем вынесено протокольное определение.
16.05.2018г. в арбитражный суд от заинтересованного лица поступило письмо с постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2018г. по делу №А60-1101/2017, согласно которому решение суда от 05.06.2017г. по делу №А60-1101/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017г. по тому же делу оставлено без изменения. Сопроводительное письмо и приложенные к нему документы приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2015 года по делу № А47-7487/2014 ЗАО «Уральский бройлер» (далее по тексту - должник) признано несостоятельным банкротом.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2015 г. (резолютивная часть изготовлена 01.06.2015 г.) по указанному делу Конкурсным управляющим должника утвержден ФИО6 (реестровый номер - 049, почтовый адрес: 603005, <...>, являющегося членом Некоммерческого партнерства «Межрегионального саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.09.2016 г. по делу № А47-7487/2014 срок конкурсного производства продлен до 11.03.2018 г.
Собранием кредиторов должника 11.03.2016 года было принято решение о проведении в ходе конкурсного производства замещения активов должника путем создания на базе его имущества Публичного акционерного общества.
12 сентября 2016 г. собранием кредиторов должника было принято решение о создании ПАО «Уральский бройлер» путем проведения замещения активов ЗАО «Уральский бройлер». На основании решения № 1 от 12.10.2015 г. единственного учредителя - Закрытого акционерного общества «Уральский бройлер», в порядке статьи 141 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Закрытое акционерное общества «Уральский бройлер», провело процедуру замещения активов, в порядке которой учредило Публичное акционерное общество «Уральский бройлер» с размером уставного капитала, равного 1 413 973 000 (Один миллиард четыреста тринадцать миллионов девятьсот семьдесят три тысячи) рублям согласно цене оценки, определенной независимым оценщиком, а также определило категории (типы) акций публичного акционерного общества как обыкновенные именные акции и номинальную стоимость ценных бумаг публичного акционерного общества в размере 1 рубль за акцию, утвердило устав публичного акционерного общества, избрало его орган управления и определило местонахождения.
21 сентября 2016 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области принято решение о регистрации публичного акционерного общества «Уральский бройлер», созданного в порядке замещения активов должника ЗАО «Уральский бройлер», о чем в ЕГЮРЛ внесена запись о присвоении ОГРН<***>.
В связи с выявлением факта государственной регистрации вновь созданного юридического лица, в форме публичного общества Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Регистрирующий, Контролирующий орган) 20.10.2016 г. направлено Предписание об устранение нарушений № Т-5-22-2-5/ 58014.
20.10.2016 г. ПАО «Уральский бройлер» в адрес Регистрирующего органа направлены документы на государственную регистрацию акций.
По результатам рассмотрения документов, предоставленных Обществом для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций контролирующий орган выявил ряд недостатков (неточностей, ошибок), а также нарушение в части приобретения публичного статуса общества и направил 18.11.20016 в адрес общества письмо (уведомление) исх. № Т5-22-1-1/64025 «О проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Публичного акционерного общества «Уральский бройлер» Заявление от 31.10.20016 г. № 62463». В указанном ненормативном правовом акте контролирующего органа предписывалось в срок до 19.12.2016 г. устранить недостатки путем направления новых (исправленных) документов.
18.12.2016 г. Общество направило исх. № 0070/05-047 от 13.12.2016 г. откорректированные документы.
20.12.2016 г. Регистрирующим органом принято решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг Общества и направлено Уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг Публичного акционерного общества «Уральский бройлер» № Т5-22-1 -1/70755».
По результатам рассмотрения отчета об устранении нарушений (заявление от 26.12.2016 г. № 74481) контролирующий орган 13.01.2017 г. направил в адрес общества Уведомление о необходимости устранения нарушений Публичного акционерного общества «Уральский бройлер» № Т5-22-1-1/1421» в котором указал о недопустимости приобретения публичного статуса при создании Общества и установил 30-дневный срок для устранение указанного нарушения
Решением Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 08.11.2017 г. отказано в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций Публичного акционерного общества «Уральский бройлер».
Уведомлением № Т5-22-1-1/59467 от 08.11.2017 г. Регистрирующий орган сообщил заявителю об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска акций вновь созданного общества, в связи с нарушением требований статьи 7.1 Федерального закона от 16.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», т.е. в несоблюдении порядка приобретения Обществом публичного статуса.
Заявитель считает вышеуказанное Решение регистрирующего органа, выраженное в уведомление от 08.11.2017 г. № Т5-22-1-1/59467 незаконным и не обоснованным, в связи с чем обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконным уведомления (решения) Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации об отказе в государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумах ПАО «Уральский бройлер» от 08.11.2017г. №Т5-22-1-1/59467 и об обязании Банка России провести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций обыкновенных именных бездокументарных ПАО «Уральский бройлер».
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, в иске следует отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, контролирующим органом в связи с установлением факта внесения 21.09.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о создании юридического лица - ПАО «Уральский бройлер» указанному обществу направлено предписание от 20.10.2016 № Т5-22-2-5/58014 об устранении нарушений.
В рамках дела №А60-1101/2017 отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным предписания контролирующего органа, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из правомерности действий контролирующего органа, указавшего на то, что вновь создаваемые акционерные общества не могут сразу создаваться публичными.
По общему правилу, в конкурсном производстве имущество должника подлежит реализации на торгах, после чего вырученные средства расходуются на погашение требований кредиторов с учетом принципов очередности и пропорциональности (ст. 134, 139 и 142 Закона о банкротстве).
Однако при определенных обстоятельствах поступление денежных средств в конкурсную массу может быть обеспечено не только путем продажи самого имущества, но и через процедуру замещения активов, которая подразумевает создание на базе имущества должника акционерного общества (ст. 115 и 141 Закона о банкротстве), с последующей продажей акций данного общества на торгах и распределением вырученных средств между кредиторами должника.
Такой механизм реализации прав кредиторов на получение удовлетворения своих требований не является ординарным и может быть использован только в случае, когда совокупность замещаемых активов отвечает признаку предприятия по смыслу п. 1 ст. 110 Закона о банкротстве, то есть имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 115 данного Закона).
Разрешая вопрос о том, допустимо ли на базе конкретного имущества проводить процедуру замещения активов, необходимо исходить из того, что потенциальный покупатель, приобретая подобный имущественный комплекс, должен иметь возможность без лишних сложностей приступить к ведению бизнеса.
В свою очередь акции вновь созданного общества подлежат отчуждению в установленном порядке на торгах, а полученные денежные средства от реализации акции должны быть направлены на погашение требований кредиторов должника.
Заявитель полагает, что закон о банкротстве содержит императивные нормы, предписывающие создание при проведении процедуры замещения активов должника в ходе конкурсного производства только путем создания открытого акционерного общества, аналогом которого в настоящее время является публичное акционерное общество.
Однако в соответствии с пунктом 1, 3, 4 ст. 7.1 Закона об акционерных обществах и п. 1 ст. 66.3 и ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации (с 01.09.2014 по 01.07.2015) непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.
Общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций.
При этом под листингом понимается совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленной биржей условиям и требованиям.
Следует отметить, что ценные бумаги признаются прошедшими процедуру листинга после осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня.
Проходя листинг на бирже, компания должна предоставить проаудированную финансовую отчетность за 3 последних года деятельности, одобренный проспект эмиссии, отзывы компетентных специалистов и т.д. и анализ полученных экспертных оценок, проводимый Комиссией по допуску ценных бумаг, определяющей ликвидность акций, первоначальную цену их размещения, а также прогнозирует спрос и инвестиционную привлекательность акций.
После приобретения публичного статуса / регистрации проспекта акций, акционерное общество направляет на биржу заявление о включении ценных бумаг в список ценных бумаг, допущенных к торгам биржи.
Если же компания не полностью соответствует требованиям биржи, ее включают в предварительный список обращающихся бумаг – предлистинг, что позволяет обезопасить инвесторов от рискованных вложений, такие акции могут быть предметом внебиржевых торгов.
В случае ухудшения экономических показателей эмитента, по его заявлению к его ценным бумагам может быть применена процедура делистинга, т.е. исключение ценных бумаг определённого эмитента из котировального списка фондовой биржи. После делистинга ценные бумаги компании-эмитента не могут торговаться на бирже, где компания исключена из котировального списка. Ценные бумаги, исключенные из котировального списка, могут торговаться на внебиржевом рынке ценных бумаг.
Изложенное свидетельствует о том, что процедуру листинга акции эмитента могут пройти только при условии положительной динамики финансовой деятельности общества за последние три года, а также при наличии положительных отзывов компетентных специалистов и экспертной комиссии, что, безусловно, оправданно, поскольку обусловлено необходимостью обеспечения экономической безопасности инвесторов.
Действующим законодательством предоставлена возможность обществам определиться со своим дальнейшим статусом.
Статьей 7.2 Закона об акционерных обществах предусмотрен порядок прекращения продекларированного к учредительных документах публичного статуса путем внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным.
В статье 7.1 Закона об акционерных обществах предусмотрен порядок приобретения статуса публичного общества путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.
Принимая во внимание разъяснение, содержащиеся в п. 5 письма Банка России от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 « 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» согласно которому Закон № 210-ФЗ (п. 7 ст. 27) предусматривает переходный период для тех публичных акционерных обществ, которые созданы до 01.09.2014, являются публичными в силу наличия в уставе и в наименовании указания на их публичный статус, но не отвечают признакам публичного акционерного общества, установленным п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие акционерные общества должны до 01.07.2020 обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли либо внести в устав и в наименование изменения, исключающие указание на их публичный статус.
Так, например, указанное правило распространяется на акционерное общество, которое до 01.07.2015 внесло изменения в устав в части изменения наименования на публичное акционерное общество, но акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого никогда публично не размещались и не обращались, или соответствующие ценные бумаги которого погашены, либо которым в установленном порядке получено освобождение от обязанности по раскрытию информации.
Согласно разъяснениям Банка России публичный статус приобретают:
непубличное акционерное общество – со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. При этом внесению изменений в устав и фирменное наименование предшествуют регистрация проспекта акций, а также заключение с организатором торговли договора о листинге акций;
открытое акционерное общество, созданное до 01.09.2014, отвечающее признакам публичных акционерных обществ, - вне зависимости от указания в его фирменном наименовании на то, что общество является публичным, с 01.09.2014.
Указанное свидетельствует о том, что те акционерные общества, которые не были изначально признаны публичными и имеют наименование ОАО или ЗАО, могут приобрести публичный статус, однако для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций, как это определено в ст. 17 Закона о государственной регистрации. После получения согласия соответствующего органа представить в налоговый орган вместе со стандартным набором документов также и решение Банка России о регистрации этого проспекта. Только после этого непубличное акционерное общество приобретет публичный статус и может вносить в свой устав соответствующие изменения. В информационном письме Банка России от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» уточняется, что возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В информационном письме Банка России от 25.11.2015 № 06-52/10054 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» уточняется, что возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если имеют место следующие критерии: акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах; устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.
Учитывая изложенное, анализ действующего законодательства, в том числе требований ст. 7.1 Закона об акционерных обществах позволяет сделать вывод о том, что с 01.07.2015 вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об акционерных обществах.
Соответственно и общество, созданное в порядке замещения активов предприятием банкротом, фактически сможет стать публичным не ранее трех лет с момента его регистрации и только при условии положительных экспертных оценок.
Однако ожидание продажи акций общества созданного в порядке замещения активов более трех лет является «непозволительной роскошью» для кредиторов должника, поскольку влечет необоснованное увеличение расходов на ведение процедуры конкурсного производства и отсрочку исполнения обязательств кредиторов на значительный срок.
При таких обстоятельствах предписание Банка России от 20.10.2016 № Т5-22-2-5/58014 об устранения нарушений ПАО «Уральский бройлер» является законным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что положения п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве, которая определяет порядок проведения замещения активов должника путем создания одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, имеют специальный характер по отношению к положениям законодательства о юридических лицах отклоняются, поскольку вопросы, связанные с формированием конкурсной массы должника, действительно регулируется специальными положениями Закона о банкротстве. Однако по вопросам о регистрации юридического лица, преобразования в иную организационно- правовую форму, размещения акций на рынке ценных бумаг специальными являются положениями Закона об акционерных обществах, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» а также соответствующие общие нормы гражданского законодательства.
Довод заявителя о невозможности отчуждения акций вновь созданного общества на открытых торгах не могут быть приняты во внимание, поскольку акции непубличных акционерных обществ могут торговаться на внебиржевом рынке ценных бумаг.
Таким образом, с учётом данной правовой позиции, которая была подтвержденапостановлением Арбитражного суда Уральского округа от 07.05.2018г. по делу №А60-1101/2017, суд не усматривает нарушений закона при принятии заинтересованным лицом оспариваемого по настоящему делу решения. В связи с этим в удовлетворении заявленных требований суд отказал полностью.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, то расходы, понесенные заявителем при подаче иска, относятся на него в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья А.С. Воротилкин