ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-67865/18 от 08.02.2019 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

08 февраля 2019 года Дело №А60-67865/2018

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой, рассмотрел дело по исковому заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Нерудная логистическая компания "АВТОСТРАДА" (ИНН <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Транссвязьметалл" (ИНН <***>)

о взыскании 80239 руб. 58 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

Судом 04.02.2019г. путем подписания резолютивной части вынесено решение. 06.02.2019г. ООО НЛК "АВТОСТРАДА" обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.

ООО НЛК "АВТОСТРАДА" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО "ТСМ" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов, предусмотренного п. 7.7. договора поставки от 12.04.2018 г. № 50 НЛКА в размере 80239 руб. 58 коп.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Заявил о возмещении ему судебных издержек на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Между ООО НЛК «Автострада» (далее «Поставщик») и ООО «ТСМ» (далее «Покупатель») заключен договор поставки № 50НЛКА от 12.04.2018г. (в редакции протокола разногласий) в соответствии с условиями которого, поставщик взял на себя обязанность поставить в апреле 2018г., а покупатель оплатить и принять продукцию в количестве, ассортименте, по цене, условиям и срокам поставки, указанным в Спецификации.

Истцом обязательства по договору выполнены надлежащим образом, ответчику был поставлен товар в согласованном объеме, что подтверждается товарными накладными № 260402 от 26.04.2018г. и № 70502 от 07.05.2018г.

Согласно пункту 4.1. договора поставка товара производится железнодорожным или автомобильным транспортом. Пунктом 6.7 Спецификации № 1 согласована поставка в подвижном составе Поставщика (арендованных или принадлежащих Поставщику) до станции Карбышево 1.

В соответствии с п. 6. Спецификации к Договору Поставки № 50НЛКА, обязанность по возврату порожних вагонов лежит на покупателе и производится им в следующем порядке; нормативное время выгрузки вагонов, которое составляет 36 часов с момента прихода Вагонов на станцию назначения (нормативное время использования подвижного состава). В случае использования подвижного состава сверхнормативного времени, покупатель оплачивает Поставщику плату за пользование вагонами в размере 3000 рублей в сутки за 1 (один) вагон без учета НДС.

Согласно п. 7.7. договора в случае простоя арендованного /привлеченного подвижного состава свыше 36 часов с момента прихода на станцию выгрузки покупатель возмещает поставщику штраф за сверхнормативный простой вагонов в течение 5 рабочих дней с момента получения от поставщика уведомления о возмещении убытков. Сумма штрафов прописывается в спецификации.

До истечения срока нахождения вагонов, установленного в п. 6. Спецификации к Договору Поставки № 50НЛКА, покупатель обязан обеспечить незамедлительный возврат очищенных внутри и снаружи согласно ст. 44 ФЗ №18-ФЗ от 10.01.2003 г. (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее -УЖТ) (в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных 18 июня 2003 г. приказом №39 МПС РФ) вагонов, принадлежащих поставщику, либо арендованных поставщиком, либо вагонов организаций, с которыми покупателем заключен договор на оказание транспортных услуг по полным грузовым документам на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную продавцом.

При этом дата прибытия груженных вагонов на станцию назначения и дата сдачи порожних вагонов железной дороге для перевозки (дата отправки) может определяться Поставщиком по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД», либо иного документа, составленного с использованием данных ГВЦ ОАО «РЖД».

Как указывает истец, в нарушение договорных условий по железнодорожным накладным №ЭФ866721 (5 полувагонов) и № ЭФ374369 (4 полувагона) вагоны были отправлены в порожнем состоянии со станции Карбышево 1 ЗСиб ж.д. с нарушением времени нахождения под грузовой операцией, что подтверждается данными Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» в соответствии с Соглашением об оказании услуг в сфере грузовых перевозок, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru в разделе «Грузовые перевозки», участником которого на основании ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации является ООО НЛК «Автострада».

Таким образом, простой возник по следующим вагонам:

п/п

номер вагона

данные ГВЦ РЖД по станции назначения: дата час:мин

Время, час:мин:сек

штраф, рублей

прибытие

убытие

фактическое

нормативное

сверхнормативное

ставка

сумма

1

63299903

30.04.18 11:03

05.05.18 11:56

120:53:00

36:00:00

84:53:00

3 000,00

10 610,42

2

59669861

30.04.18 11:03

05.05.18 11:56

120:53:00

36:00:00

84:53:00

3 000,00

10 610,42

3

56801434

30.04.18 11:03

05.05.18 11:56

120:53:00

36:00:00

84:53:00

3 000,00

10 610,42

4

56800907

30.04.18 11:03

05.05.18 11:56

120:53:00

36:00:00

84:53:00

3 000,00

10 610,42

5

58491176

09.05.18 23:25

12.05.18 4:51

53:26:00

36:00:00

17:26:00

3 000,00

2 179,17

6

54148952

09.05.18 22:56

21.05.18 3:35

268:39:00

36:00:00

232:39:00

3 000,00

29 081,25

7

52792041

09.05.18 23:25

12.05.18 4:51

53:26:00

36:00:00

17:26:00

3 000,00

2 179,17

8

62551841

09.05.18 23:25

12.05.18 4:51

53:26:00

36:00:00

17:26:00

3 000,00

2 179,17

9

62659941

09.05.18 23:25

12.05.184:51

53:26:00

36:00:00

17:26:00

3 000,00

2 179,17

ИТОГО

80 239,58

Истец, полагая, что ответчик нарушил обязательство по своевременной выгрузке товара, и ссылаясь на железнодорожные накладные (календарные штемпели о прибытии вагонов на станцию назначения и календарные штемпели отправления порожних вагонов), начислил ему штраф в сумме 80239руб. 58 коп. на основании пункта 7.7 договора поставки в размере 3000руб. за каждый вагон.

В целях соблюдения обязательного претензионного порядка урегулирования спора общество ООО НЛК "АВТОСТРАДА" в адрес ответчика направило претензию от 23.05.2018 № 2205/ЮД с требованием уплатить штраф в течение 30 календарных дней с момента получения претензии.

Претензия истца оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В силу статьи 509, 510 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи)товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Как указано ранее, отгрузка товара железнодорожным транспортом предусмотрена условиями заключенного сторонами договора (пункт 4.1 договора).

Нормативный срок нахождения вагонов на станции грузополучателя (36 часов), ответственность покупателя за сверхнормативное пользование вагонами согласованы в пункте 7.7 договора и пунктах 6 спецификации.

Таким образом, исходя из условий вышеуказанного договора поставки, покупатель обязан осуществить выгрузку вагонов в течение 36 часов.

В обоснование своих требований истец предоставляет сведения о времени прибытия и убытия вагонов согласно данным Главного вычислительного центра ОАО «РЖД», которые опубликованы на официальном сайте ОАО «РЖД».

Суд, изучив доводы сторон, проанализировав представленные ими документы приходит к выводу о том, что ответчик свои обязанности выполнил в полном объеме в соответствии с условиями договора, разгрузка вагонов не превышала 36 часов с момента прихода вагона на станцию назначения, данный факт подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов от 05.05.2018 года №052068. от 11.05.2018 года № 053071, от 21.05.2018 года №055078.

Номер вагона

Данные о дате и

времени прибытия вагона согласно данным

Главного вы ч исл ител ьного центра ОАО «РЖД»

Ведомости подачи и уборки вагонов

Время разгрузки с момента прибытия

вагона

Дата и время

Дата и время

Общее время

Менее 36

подачи вагонов для разгрузки

завершения грузовой операции

нахождения под груз. опер.

часов

56801434

30.04.2018 11:03

30.04.2018 23:10

01.05.2018 14:25

15 ч. 15 мин.

менее 36 часов

56800907

30.04.2018 11:03

30.04.2018 23:10

01.05.2018 14:25

15 ч. 15 мин.

менее 36 часов

63299903

30.04.2018 11:03

30.04.2018 23:10

01.05.2018 14:25

15 ч. 15 мин.

менее 36 часов

59669861

30.04.2018 11:03

30.04.2018 23:10

01.05.2018 14:25

15 ч. 15 мин.

менее 36 часов

58491176

09.05.2018 23:25

10.05.2018 07:25

10.05.2018 14:05

6 ч. 40 мин.

менее 36 часов

52792041

09.05.2018 23:25

10.05.2018 07:25

10.05.2018 14:05

6 ч. 40 мин.

менее 36 часов

62551841

09.05.2018 23:25

10.05.2018 07:25

10.05.2018 14:05

6 ч. 40 мин.

менее 36 часов

62659941

09.05.2018 23:25

10.05.2018 07:25

10.05.2018 14:05

6 ч. 40 мин.

менее 36 часов

54148952

09.05.2018 22:56

16.05.2018 07:35

16.05.2018 13:30

5 ч. 55 мин.

более 36 часов

Исходя из вышеуказанного, все вагоны были разгружены вовремя, кроме вагона №54148952.

Из представленных ответчиком ведомостей подачи и уборки вагонов, обозначенных в перечне вагонов представленном истцом, нахождение указанных вагонов на путях необщего пользования (ж/д тупик принадлежащий Ответчику, где происходит разгрузка вагонов) не превышало нормативных 36 часов. Информация, предоставленная станцией Карбышево 1 Западно-Сибирской железной дороги подтверждает отсутствие сверхнормативного простоя вагонов.

Пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России 18.06.2003 г. N 23) установлено, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Пунктом 22 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, (утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 28), в редакции Приказа Минтранса России от 03.10.2011 г. N 258 "О внесении изменений в некоторые акты Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - Правила приема груза к перевозке), установлено, что отправителем собственных вагонов может являться:

- владелец вагона, (в том числе оператор железнодорожного подвижного состава);

- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на железнодорожную станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона;

Также оформить перевозочный документ и предъявить собственный порожний вагон к перевозке имеет право любое лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление его порожнего вагона к перевозке, выданное в письменной форме, в том числе с использованием телеграфных или иных средств связи.

В соответствии с Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", порожние вагоны отправляются согласно заявкам собственников вагонов. Согласно Порядку ОАО РЖД №175 от 29.04.13г., направление порожних вагонов в ремонт также осуществляется по заявке собственников вагонов.

Из актов общей формы, следует, что владельцем всех вагонов являлось АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания».

Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 403 Гражданского кодекса Российской Федерации должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, единственный вагон не был разгружен вовремя по причине задержки сбора вагонов на отправление, о чем составлены акты общей формы № 3216 от 16.05.18, №3201 от 16.05.18г.

Согласно п. 7.8 договора поставки в случае задержки вагонов (порожних/груженых) по вине станции, а именно, при задержке вагонов на путях общего пользования, в ожидании подачи на пути не общего пользования, в ожидании подачи на пути общего пользования с путей не общего пользования, в ожидании подачи на пути не общего пользования, в ожидании подачи на пути общего пользования с путей не общего пользования или места общего и не общего пользования станций на каждый случай задержки Покупатель обязан совместно с представителем станции составить Акт общей формы, где фиксируются причины задержки отправки вагонов. Акт общей формы составляется в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов ж/д транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции на момент задержки.

Задержка отправки вагонов произошла не по вине покупателя, о чем составлены Акты общей формы №3201 от 16.05.2018 года, № 3216 от 16.05.2018 года, № 3020 от 10.05.2018 года, № 3008 от 09.05.2018 года, № 2684 от 30.04.2018 года, № 2886 от 05.05.2018 года.

Суд полагает обоснованным довод ответчика, о том, что покупатель не являлся владельцем вагонов, поэтому у него отсутствовала возможность распоряжаться не принадлежащим ему подвижным составом. Следовательно, покупатель не отвечает за простой подвижного состава, возникший не по его вине.

Оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства (договор поставки, товарные накладные, железнодорожные накладные), доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 66, 67, 68, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание пункт 7.4 договора, суд пришел к выводу о недоказанности материалами дела факта простоя вагонов по вине ответчика и отсутствии оснований для начисления платы за простой арендованного подвижного состава согласно п. 7.7 договора поставки.

Что касается ходатайства ответчика о возмещении ему за счет истца судебных издержек, связанных с оплатой услуг представителя в сумме 30000руб., то поскольку наличие указанных расходов (в т.ч. их размер и факт выплаты) документально подтверждено (в т.ч. договором на оказание юридической услуг от 10.12.2018, квитанцией № 000137 от 10.12.18), истцом не заявлено о несоразмерности названных расходов истца и не представлено соответствующих доказательств их чрезмерности, в то время как суд, оценив размер требуемой суммы (с учетом разъяснений, изложенных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела"), не установил превышения разумных пределов, предъявленные расходы подлежат возмещению ответчику за счет истца на основании ст. ст. 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявленной сумме, в размере 30000 руб.

Поскольку в удовлетворении требований истца отказано, то госпошлина относится на истца и возмещению не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении исковых требований отказать.

2.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Нерудная логистическая компания "АВТОСТРАДА" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Транссвязьметалл" 30000 руб. в возмещение судебных издержек на оплату услуг представителя.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист выдается взыскателю только по его ходатайству независимо от подачи в суд заявления о составлении мотивированного решения или подачи апелляционной жалобы (абзац 2 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

Судья В.В. Парамонова