ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-68669/19 от 04.02.2020 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург                                                         Дело № А60-68669/2019

06 февраля 2020  года

Резолютивная часть решения объявлена  04 февраля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 06 февраля 2020  года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.В. Кобернык, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области  Территориальный отдел в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе

к государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда»  (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 01-01-05-28/256 от 09.01.2020, уд., диплом;

от заинтересованного лица – ФИО2, директор, распоряжение от 23.09.2019 № 492-РП, паспорт.

Отводов составу суда не заявлено.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области  Территориальный отдел в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда»  о привлечении к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо представило отзыв, который приобщен к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела,  арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе в отношении юридического лица государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда» проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам внеплановой выездной проверки было обнаружено, что ГКУ СО Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда» допускается невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, а именно:

ГКУ "СРЦНМ 2 ГОРОДА НИЖНЯЯ САЛДА" (624740, Свердловская обл.. г. Нижняя Салда, Строителей ул., 50)

1.        Не выполнен п. 2. предписания № 66-09-17/6555-2018 от 10.08.2018г. (срок исполнения предписания-05.07.2019г.): "Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции. Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

Процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TPТС 021/2011). Пищевые продукты при их изготовлении и обороте (производстве,
хранении, транспортировке и обороте) должны храниться при условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности в течение всего срока годности".

На момент проверки 31.07.2019г. на пищеблоке для хранения куры выделен холодильник "мясо" (согласно журналу учета температурного режима холодильного оборудования, в данном холодильнике температура составляет минус 27С), при этом, согласно представленным накладным в ГКУ "СРЦН № 2 ГОРОДА НИЖНЯЯ САЛДА" используется кура охлажденная (которую не допускается подвергать заморозке), что является нарушением пп. 7 п. 3. ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции, п. 88. TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", а именно: Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы данная продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, п. 89. TP ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", а именно: Процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011).

2.Не выполнен п. 3. предписания № 66-09-17/6555-2018 от 10.08.2018г. (срок исполнения предписания-05.07.2019г.): "Проводить современные и эффективные дезинсекционные мероприятия, обеспечивающие предупреждение проникновения насекомых в помещения пищеблока. Не допускать наличие насекомых (вредные членистоногие - тараканы, мухи, рыжие домовые муравьи, комары, крысиные клещи; вредители запасов - жуки, бабочки, сеноеды, клещи и др.) и грызунов (серые и черные крысы, домовые мыши, полевки и др.).

Для борьбы с насекомыми и грызунами используются современные и эффективные средства, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущую уборку проводить постоянно, своевременно и по мере необходимости. Проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами должно осуществляться специализированными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ".

На момент проверки 31.07.2019г. не проводятся современные и эффективные дезинсекционные мероприятия, обеспечивающие предупреждение проникновения насекомых в помещения пищеблока, некачественно проводится уборка складского помещения для сыпучих продуктов (в складском помещении для сыпучих продуктов, в помещении суточного запаса продуктов, в горячем цехе, в моечном отделении обнаружены многочисленные тараканы - фотоматериалы прилагаются, в коробках с луком репчатым, в коробках с яблоками обнаружены многочисленные мелкие мушки), что является нарушением пп. 10 п. 3. ст. 10 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: 10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции., п. 3 ст. 11 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: Для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить:..8) меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных. 4. Не выполнен в полном объеме п. 1. предписания № 66-09-17/6555-2018 от 10.08.2018г. (срок исполнения предписания-05.07.2019г.): "Осуществлять процессы хранения продуктов таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При хранении пищевой продукции соблюдать условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.). Пищевые продукты при их изготовлении и обороте (производстве, хранении, транспортировке и обороте) должны храниться при условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности в течение всего срока годности. При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем".

На момент проверки 31.07.2019г. 13:46 в холодильнике суточного запаса продуктов осуществляется хранение вскрытой банки томатной пасты, не указана дата вскрытия банки, в холодильнике суточного запаса продуктов также осуществляется хранение вскрытой и наполовину использованной банки "капуста квашенная" 5 кг., срок хранения -30 суток (дата упаковки 30.06.2019г.), таким образом, срок хранения продукта "капуста квашенная" истек сутки назад, при этом продукт не утилизирован, что является нарушением п. 7 ст. 17 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: При хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем.

Верхнесалдинский Филиал ГКУ "СРНН М 2 ГОРОДА НИЖНЯЯ САЛДА" (624760. <...>)

1. Не выполнен в полном объеме п. 2. предписания № 66-09-17/6555-2018 от 10.08.2018г. (срок исполнения предписания-05.07.2019г.): "Поверхности полов пищеблока должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа. Полы в помещениях должны быть гладкими, плотно пригнанными, без щелей и дефектов. Плинтуса должны плотно прилегать к стенам и полу. Для отделки полов всех помещений используются отделочные материалы, допускающие уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть шероховатой, не допускающей скольжение. Открывающиеся внешние окна (фрамуги) должны быть оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых; 5) двери производственных помещений должны быть гладкими, выполненными из неабсорбирующих материалов. Полы душевых, ванных комнат, санитарных узлов, пищеблока (кухни) выстилаются керамической плиткой или другими аналогичными материалами."

На момент проверки 31.07.2019г. 10:39 пол помещения пищеблока имеет трещины и выбоины (фотоматериал прилагается), что является нарушением п. 5. ст. 14. TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", а именно: Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям: 1) поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа...

26.08.2019 в отношении  государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 15 ст. 19.5 КоАП РФ, который с материалами проверки и заявлением о привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлен в Арбитражный суд Свердловской области.

В соответствии с ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В Определении от 26.03.2019 № 823-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочноконсервный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.

В Постановлении от 15 января 2019 года N 3-П Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, в том числе в обозначенном заявителем аспекте, пришел к выводу, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой - при условии правильного установления в производстве по делу об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административноделиктной нормы, - риска их произвольного истолкования и применения.

Федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.

С учетом содержащихся в названном Определении разъяснений, следует указать, что статьей 14.43 КоАП РФ законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. То есть указанная ответственность наступает уже не за формальное нарушение предписания уполномоченного органа, а непосредственно за нарушение законодательства о техническом регулировании в качестве прямого объекта посягательства.

Таким образом, федеральный законодатель разграничил два указанных самостоятельных состава административных правонарушений, что позволяет с определенностью установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности. Указанный срок является пресекательным, его восстановление и продление законом не предусмотрено.

Срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Учитывая, что правонарушение, выраженное в неисполнении предписания заинтересованным лицом, совершено 06.07.2019 (следующий день после истечения срока исполнения предписания), следовательно, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности в рассматриваемом случае истек 06.10.2019.

Таким образом, на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. 

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что указанные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, требования заявителя о привлечении государственного казенного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 2 города Нижняя Салда» к административной ответственности по  ч. 15 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   Н.В. Гнездилова