ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-69079/2021 от 21.03.2022 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

28 марта 2022 года                                                           Дело №А60-69079/2021

Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2022 года

Полный текст решения изготовлен 28 марта 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Н.С. Новиковой, после перерыва секретарем А.В.Палкиной рассмотрел в судебном заседании делоА60-69079/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Руснаномет» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество «Руснаномет»)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – Управление ФНС), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – инспекция, налоговый орган)

о признании недействительным решения от 24.05.2021 № 406/2021.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества «Руснаномет» - ФИО1 (доверенность от 01.03.2022);

инспекции – ФИО2 (доверенность от 11.01.2022 № 04-11/00067), ФИО3 (доверенность от 04.12.2019 № 04-11/32731);

Управления ФНС - ФИО3 (доверенность от 10.01.2022 № 09-22/3).

Представители общества «Руснаномет», извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

         Общество «Руснаномет» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 24.05.2021 № 406/2021.

         Определением суда от 12.01.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 11.02.2022.

         До начала судебного заседания со стороны Управление ФНС, инспекции в материалы дела поступили отзывы на заявление, материалы налоговой проверки.

Со стороны заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражает против перехода к рассмотрению спора по существу.

Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

Определением суда от 18.02.2022 судебное разбирательство назначено на 17.03.2022.

В ходе судебного заседания заявителем приобщены к материалам дела дополнения к заявлению.

Также со стороны заявителя поступило ходатайство об истребовании у ООО «Тензор» (СБИС Екатеринбург) адрес: <...> документы, подтверждающие обращение общества «Руснаномет» по устранению технических неполадок по работе системы СБИС у пользователя в период с 14.01.2021 до 16.03.2021, наличие/отсутствие технических неполадок в работе личного кабинета пользователя СБИС, какие мероприятия были выполнены сотрудниками по нахождению в системе акта камеральной налоговой проверки от 14.01.2021 № 667, отправленный по системе телекоммуникационным каналам связи 26.01.2021.

Согласно п. 1 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии с п. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. То есть ходатайство об истребовании доказательств должно быть документально обосновано.

Заявителем не представлено доказательств того, что он не имеет возможность самостоятельно получить необходимые доказательства, не обоснована необходимость исследования данных документов применительно к приведенным в заявлении доводам.

В судебном заседании объявлен перерыв по ходатайству заявителя.

После перерыва заседание продолжено 24.03.2022 с участием тех же представителей.

Дол начала судебного заседания со стороны инспекции в материалы дела поступили подтверждение даты отправки, извещение, доверенность.

В ходе судебного заседания инспекцией приобщены к материалам дела пояснения.

Со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать недействительными решения от 24.05.2021                       № 406/2021, от 16.03.2021 № 2407.

Уточнение судом принято на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за III квартал 2020 года, представленной обществом «Руснаномет» 26.10.2020, по результатам которой составлен акт от 14.01.2021 № 667 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2021                     № 2407.

         Решением от 16.03.2021 № 20407 обществу «Руснанометг» доначислен НДС за III квартал 2020 в сумме 24 091 933 руб., в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за неуплату НДС в сумме 639 291 руб. 10 коп., в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации общество «Руснаномет» привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 4 634 771 руб.

         По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества «Руснанометг» от 19.03.2021 № 37 решением Управления ФНС России по Свердловской области от 24.05.2021 № 406/2021 решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2021 № 2407 частично изменено: с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, размер штрафа снижен в 8 раз и составил 579 346 руб. 38 коп. В остальной части указанное решение инспекции оставлено без изменения.

         Таким образом, решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2021 № 2407 вступило в силу 24.05.2021, то есть с момента утверждения вышестоящим налоговым органом.

         В налоговой декларации, представленной обществом «Руснаномет» 26.10.2020, в книге покупок заявлен:

-       код вида операции 42 (операции с ломом) на общую сумму НДС               25 101 943 руб.;

-       код вида операции 01 (обычный товар/работы/услуги) на сумму НДС        51 538 руб.

         Общество «Руснаномет» представило уточненную налоговую декларацию по НДС за III квартал 2020 года (корректировка № 2) 10.09.2021. В настоящий момент проводится камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации.

         В уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2020 года (корректировка № 2), представленной обществом «Руснаномет» 10.09.2021, в книгу покупок внесены изменения:

         - код вида операции 42 (операции с ломом) сумма НДС стала 1 010 010 руб.;

         - код вида операции 01 (обычный товар/работы/услуги) сумма НДС стала на сумму НДС 12 882 350 руб.

         Основным поставщиком в уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2020 года (корректировка № 2) с кодом вида операции 01 является ООО ПК «АЛС» ИНН <***>.

         Полагая, что решения от 24.05.2021 № 406/2021, от 16.03.2021 № 2407 вынесены с нарушением требований налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, общество «Руснаномет» обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

         По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, судом сделан вывод о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению на основании следующего.

         Согласно п. 8 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

         Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

         Абзацем 3 п. 3 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации также установлено, что налоговый агент имеет право на вычет при условии, что товары приобретены для деятельности, облагаемой налогом, или для перепродажи, и при их приобретении он уплатил НДС, либо исчислил налог в соответствии с абзацем 2 п. 3.1 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации.

         Для предъявления к вычету НДС, исчисленного организацией-покупателем лома мели в качестве налогового агента, приобретенный лом необходимо использовать в облагаемых НДС операциях.

         Таким образом, у организации-покупателя лома, являющейся налоговым агентом, есть возможность принятия к вычету НДС по приобретенному лому цветных металлов, в случае предъявления счета-фактуры, исчисления налога как налоговым агентом, наличия статуса плательщика НДС и использования приобретенного лома в облагаемых НДС операциях.

         Судом установлено, что общество «Руснаномет» является покупателем лома в III квартале 2020 года по счетам-фактурам, выставленным ООО «Бесмет», ООО «Русская Трансформаторная Компания», ООО «Втормет», ООО «Элисталь», ООО «Промышленная Компания Метатон». ООО ^Уралметресурс», ООО «Юником» на общую сумму 120 459 666 руб. 76 коп., НДС исчисляется налоговым агентом.

         Инспекцией по результатам мероприятий налогового контроля установлена реализация лома меди по универсальным передаточным документам и счетам-фактурам в III квартале 2020 года в адрес ООО «Руснаномет» организациями ООО «Бесмет», ООО «Русская Трансформаторная Компания», ООО «Втормет», ООО «Элисталь», ООО «Промышленная Компания Метатон», ООО «Уралметресурс», ООО «Юником».

         Из анализа расчетного счета общества «Руснаномет» за III квартал 2020 года установлено перечисление денежных средств в адрес указанных поставщиков с назначением платежа - оплата по договорам поставки цветного лома, НДС исчисляется налоговым агентом на общую сумму 120 459 666 руб. 76 коп.

         В нарушение п. 8 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации обществом «Руснаномет» не исчислен НДС в книге продаж расчетным методом по ставке 20/120 как налоговым агентом по счетам-фактурам, которые приняты к вычету в налоговой декларации по НДС за III квартал 2020 года на общую сумму 144 551 600 руб.14 коп, в том числе НДС в сумме 24 091 933 руб.38 коп.

         В связи с указанным обществом «Руснаномет» не соблюдены условия для получения права на применение налоговых вычетов по НДС при осуществлении операций по приобретению лома и отходов металлов.

         Уточненная налоговая декларация по НДС (корректировка 2) за III квартал 2020 представлена обществом «Руснаномет» 10.09.2021 (то есть после вынесения решений от 16.03.2021 № 20407 и от 24.05.2021 № 406/2021), с корректировкой данных в книге покупок (из книги покупок удалены счет - фактуры, по которым камеральной налоговой проверкой доначислен НДС).

         В рассматриваемом случае подача уточненной налоговой декларации по НДС (корректировка 2) за III квартал 2020 года не обусловлена выявлением каких-либо ошибок при исчислении обществом «Руснаномет» налоговой базы, а направлена на изменение уже установленных, исследованных и оцененных налоговым органом обстоятельств в ходе камеральной налоговой проверки общества «Руснаномет».

         Уточненной налоговой декларации по НДС (корректировка 2) за III квартал 2020 года, представленная 10.09.2021, не может изменять результаты, отраженные в решении инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.03.2021 № 2407.

         В указанной уточненной налоговой декларации общество «Руснаномет» произвело замену данных в книге покупок в части поставщика и кода операции: код вида операции с кода в книге покупок 42 (операции с ломом) на код вида операции 01 (обычный товар/работы/услуги), что не соответствует представленным к проверке документам самим проверяемым налогоплательщиком и представленным документам поставщиков обществом «Руснаномет».

         Инспекция указывает на то, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации налоговый орган в карточке расчета с бюджетом (КРСБ) должен отражать разницу к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации (первичной или предыдущей уточненной) за соответствующий налоговый (отчетный) период, без учета результатов проверок по предыдущим налоговым декларациям.

         При этом, если к моменту ввода уточненной декларации в КРСБ проведены решения по камеральной налоговой проверке по предыдущим декларациям за соответствующий налоговый (отчетный) период либо решения по выездной налоговой проверке за соответствующий налоговый период с учетом решений вышестоящих налоговых органов (судебных органов), в КРСБ проводится разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации.

         В соответствии с п. 2 раздела I, п. 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, карточка расчетов с бюджетом (далее - КРСБ) - это информационный ресурс, ведущийся налоговыми органами по каждому налогоплательщику, в котором отражаются состояние расчетов организации, физического лица по налогам, сборам, а также пеням и штрафам по ним, а именно:

         - начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые заносятся в КРСБ на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;

         - суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет;

         - разница между поступившими и начисленными платежами. При этом, отрицательное сальдо отражается как задолженность перед бюджетом, положительное - как переплата по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам.

         Порядок отражения в КРСБ местного уровня информации о начисленных и подлежащих уплате, уменьшению суммах налогов, сборов определен в разделе VI указанных требований. Суммы, начисленные к уплате или уменьшению, отражаются в графах 7 и 8 КРСБ, суммы, начисленные налогоплательщику по результатам мероприятий налогового контроля, отражаются в КРСБ из соответствующих решений, содержащихся в информационных ресурсах «Камеральные налоговые проверки» и «Выездные налоговые проверки».

         Таким образом, КРСБ является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов, и сама по себе не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей.

         Пунктом 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ предусмотрено, что при перерасчете сумм налога налогоплательщиком (налоговым агентом) не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога.

         В соответствии с письмом ФНС России от 25.08.2017 № АС-4-15/16906 в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в КРСБ отражается разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации (первичной или предыдущей уточненной) за соответствующий налоговый (отчетный) период, без учета результатов проверок по предыдущим налоговым декларациям. При этом, если к моменту ввода уточненной декларации в КРСБ были проведены решения по камеральным проверкам по предыдущим декларациям за соответствующий налоговый (отчетный) период, либо решения по выездным проверкам за соответствующий налоговый период с учетом решений вышестоящих налоговых органов (судебных органов), в КРСБ проводится разница к доплате или уменьшению по отношению только к предыдущей декларации.

         В рассматриваемом случае решение Управления ФНС от 24.05.2021                    № 406/2021 не представляет собой новое решение и не дополняет решение инспекции, процедура принятия решения Управлением ФНС не нарушена, решение принято в пределах своих полномочий, соответственно, указанное решение не может являться самостоятельным предметом спора, не нарушает прав и законных интересов общества «Руснаномет» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку само по себе не возлагает на налогоплательщика дополнительных обязательств (отличных от обязательств, изложенных в оспариваемом решении нижестоящего налогового органа).

         Исходя из положений п. 3 ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение прав и законных интересов налогоплательщика вынесенным решением вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы на решение нижестоящего налогового органа возможно в случае отмены решения налогового органа полностью и принятия по делу нового решения, поскольку оно может повлиять на права и обязанности налогоплательщика, возложить на него дополнительные налоговые обязательства.

         Пунктом 75 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 определено, что решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

         Следовательно, требование общества «Руснаномет» о признании недействительными решений от 24.05.2021 № 406/2021, от 16.03.2021 № 2407 не подлежит удовлетворению.

         Кроме того, обществом «Руснаномет» пропущен срок на обжалование ненормативного акта налогового органа.

         В соответствии с п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня. когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

         Фактически общество «Руснаномет» обратилось в суд 28.12.2021, что подтверждается карточкой судебного дела № А60-69079/2021. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных и объективных причин, препятствующих обществу «Руснаномет» обратиться в арбитражный суд в установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации срок, заявителем не представлено.

         Срок для обжалования решений налоговых органов от 16.03.2021 № 2407. от 24.05.2021 № 406/2021 в судебном порядке истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Руснаномет» недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области от 16.03.2021 № 2407, решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 24.05.2021 № 406/2021 отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                              С.Е. Калашник