620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
21 марта 2019 года Дело № А60-74011/2018
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2019 года
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Е.Г. Италмасовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания П.П. Киреевым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистический комплекс "Горнощитский" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 17.08.2018,
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ООО "Логистический комплекс "Горнощитский" обратилось в суд с исковым заявлением к МУГИСО с требованием о признании незаконным отказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области исх. № 17-01-82/7975из от 21.09.2018 г. в перераспределении земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0519039:32, 66:41:0519039:38 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области принять решение в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Определением от 28.12.2018 в порядке, установленном статьями 127, 133, 135, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом указанное заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.
От заинтересованного лица поступил отзыв, указывает, что решение является законным и основанным на положениях земельного законодательства и не нарушает права и законных интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, документы приобщены к материалам дела (ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 28.02.2019 назначено судебное разбирательство дела на 20 марта 2019 12:20.
Заявитель представил возражения на отзыв.Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, документы приобщены к материалам дела (ст. 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
07 марта 2017 г. Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области № 241-П ООО «ЛК «Горнощитский» было получено разрешение на подготовку проекта межевания застроенной территории, расположенной в кадастровом квартале 66:41:0519039 по адресу: <...>.
Проектом межевания застроенной территории, расположенной в кадастровом квартале 66:41:0519039 по адресу: <...>,предложено проектное решение, в соответствии с которым образуется земельный участок под условным № 1 путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0519039:32, 66:41:0519039:38 и земель, государственная собственность на которые не разграничена в целях приведения границ земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Указанный проект межевания застроенной территории был утвержден Приказом Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области № 1323-П от 15.12.2017 г.
Право собственности заявителя на земельные участки категории – земли населенных пунктов с разрешенным использованием: под существующие здания и сооружения производственной базы и присвоенными кадастровыми номерами 66:41:0519039:32, 66:41:0519039:38 подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданных Управлением Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 06.03.2012 г. 66 АЕ № 276795 и от 23.04.2013 г. 66 АЕ № 928621 соответственно. На указанных земельных участках размещены нежилые здания: отдельно-стоящее строение с пристроем общей площадью 612,5 кв.м., литер Н; отдельно-стоящее строение с пристроем общей площадью 432,4 кв.м., литер Л; также принадлежащие ООО «ЛК «Горнощитский» на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 06.03.2012 г. 66 АЕ № 276796 и от 23.04.2013 г. 66 АЕ № 928622.
Помимо этого, к земельному участку с кадастровым номером 66:41:0519039:38 и землям, государственная собственность на которые не разграничена, примыкает земельный участок с кадастровым номером 66:41:0519039:82, также находящийся в собственности ООО «ЛК «Горнощитский», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12.04.2017 г.
22 августа 2018 года ООО «ЛК «Горнощитский» обратилось в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) в соответствии с нормой ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) в целях получения согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков согласно утвержденному проекту межевания территории.
21 сентября 2018 года заявителем был получен отказ от МУГИСО на основании пп.1 п.9 ст.39.28 ЗК РФ, п.1 ст.39.28 ЗК, поскольку, по мнению заинтересованного лица, образование испрашиваемого земельного участка с условным номером 1 площадью 20 368 кв.м. не соответствует целям, указанным в пп.2 п.1 ст.39.28 ЗК РФ, т.е. в результате перераспределения не будет достигнуто исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, оценив доводы и возражения сторон, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений, неся, в противном случае бремя негативных для себя последствий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положениями статьи 11.2 Земельного кодекса предусмотрено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается; существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (части 1, 2 статьи 11.2 Земельного кодекса).
Согласно статье 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 ЗК РФ.
В данном случае отказ в даче согласия на перераспределение земельного участка с землями мотивирован положениями пп.1, пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пп.1 п. 9 ст. 39.29 уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса РФ.
Согласно пп.2 п.1 ст. 39.28 Земельного Кодекса РФ перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из этой нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий:
1) в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
3) размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы.
ООО «Логистический комплекс «Горнощитский» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0519039:32, 66:41:0519039:38, границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Признаками, присущими вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице земельные участки не обладают, имеют правильные геометрические формы. Используется заявителем в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием на протяжении длительного времени. Какие либо доказательства, невозможности дальнейшего использования земельных участков в тех границах, в которых они существуют в настоящее время не представлено.
Также не представлены доказательства, свидетельствующие, что образование земельного участка в результате предложенного заявителем перераспределения и увеличения площади земельных участков принадлежащих ему на праве собственности более чем в два раза, связано исключительно с устранением вклиниваний, вкрапливаний, изломанности границ, либо чересполосицы.
Между тем, одно лишь наличие проекта межевания территории, предусматривающего образование иного земельного участка, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса обстоятельств. Аналогичная позиция высказана в Определении Верховного Суда РФ от 18.10.2018 по делу № 303-ЭС18-3686, А73-8476/2017.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 № 1266-0, Земельным кодексом в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
В указанном выше определении Конституционного Суда Российской Федерации отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.
Таким образом, с учетом площади свободных земель (10 618 кв.м.), за счет которых просит заявитель осуществить перераспределение, довод Министерства о возможности образования самостоятельного земельного участка с целью дальнейшего его вовлечения в хозяйственный оборот на конкурсной основе является законным и соответствует правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации.
Суд соглашается с доводами заинтересованного лица о том, что заключение соглашения о перераспределении земельных участков и земель повлечёт за собой их отчуждение по заниженной стоимости (15 % от кадастровой стоимости вместо рыночной) и повлечёт существенное нарушение прав и интересов неопределённого круга лиц и муниципального образования город Екатеринбург.
Таким образом, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и основания заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления.
При отказе в иске все судебные расходы относятся на истца (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Е.Г. Италмасова