АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
22 апреля 2021 года Дело №А60-7418/2021
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Б. Ванина рассмотрел дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к филиалу публичного акционерного общества "СБЕРБАНК РОССИИ" - УРАЛЬСКИЙ БАНК" (УРАЛЬСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 19 807 руб. 00 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Судом 19.04.2021г. путем подписания резолютивной части вынесено решение. 20.04.2021г. ответчик обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. 21.04.2021 истец обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ответчику о взыскании 19 807 руб. 00 коп.
Кроме того истец просит:
- обязать Филиал Публичного акционерного общества «Сбербанк России» - Уральский банк перевести кредитный договор № 7003CDAJB1ERGQ0AQ0QZ3F от 26.06.2020 г., заключенный между Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и индивидуальным предпринимателем ФИО2 на период наблюдения;
- Обязать Филиал Публичного акционерного общества «Сбербанк России» - Уральский банк исключить из бюро кредитных историй Индивидуального предпринимателя ФИО1 сведения о просроченной задолженности по кредитному договору № 7003CDAJB1ERGQ0AQ0QZ3F от 26.06.2020 г.
Кроме того, истец просит взыскать с ответчика 50 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных издержек (расходов на оплату услуг представителя).
18.03.2021 от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик исковые требования не признал. Возражения на отзыв ответчика истец не представил.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
26.06.2020 г. между ИП ФИО1 и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор № 7003CDAJB1ERGQ0AQ0QZ3F на сумму 1 000 000,00 рублей на условиях, определенных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 696 от 16.05.2020 г. в виде заявления присоединения.
Согласно п. 24 Правил в редакции от 16.05.2020 г., действовавшей на момент заключения договора, максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению).
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры надбавок и доплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
По состоянию на 01.06.2020 г. у истца числилось 29 работников.
Сумма в размере 1 000 000,00 рублей по договору № 7003CTGBD30RGQ0AQ0QZ3F перечислена заемщику в полном объеме. Кредитными средствами обеспечена часть численности работников Истца.
01.12.2020 г. Истцу в личном кабинете Сбербанка поступило уведомление о том, что по кредитному договору № 7003CDAJB1ERGQ0AQ0QZ3F (на 1 000 000,00 рублей) с 01.12.2020 г. начинается период погашения со ставкой 15 % годовых, поскольку по данным сервиса ФНС Истец не выполнила условие по сохранению штатной численности в одном месяце базового периода по договору, которое было необходимо для перевода кредита на период наблюдения. Банк сообщил, что необходимо оплатить задолженность тремя равными долями по следующему графику: 28.12.2020 г., 28.01.2021 г., и 01.03.2021 г.
Истец, не согласившись с данным уведомлением, направила Ответчику претензию о досудебном урегулировании спора и переводе кредитного договора № 7003CDAJB1ERGQ0AQ0QZ3F из периода погашения в период наблюдения в связи с тем, что численность штата была сохранена, согласно условиям кредитного договора.
Истец поясняет, что он выполнил условия договора в объеме переданных ей обязательств (1 000 000,00 рублей на 9 работников, которые должны быть сохранены на протяжении базового периода), а потому Ответчик не может требовать возврата кредита путем перевода его на стадию погашения и начисления за его пользование процентной ставки - 15 % годовых.
Вместе с тем, 28.12.2020 г. Ответчик списал с расчетного счета Истца сумму просроченной задолженности в размере 8268, 99 рублей и задолженность по процентам в сумме 11538,01 рублей. Всего 19 807,00 рублей.
Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют в связи со следующим.
16.05.2020 постановлением Правительства РФ № 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
06.06.2020 Истец обратился в Банк с заявлением на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий в размере 1 000 000 руб.
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников Истца по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 32 человека.
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников Истца в августе (25 человек) 2020 года упала ниже 80% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (32 человека), Кредитные договоры в силу п.11 Правил предоставления субсидий и п.7 Кредитных договоров были переведены с 01.12.2020 на период погашения.
В связи с этим, кредитный договор, заключенный с истцом, обоснованно переведен Банком на период погашения в связи с несоблюдением Истцом требования о сохранении численности работников заемщика, установленных Правилами предоставления субсидий и Кредитным договором.
Преамбулой Кредитных договоров установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий, при этом кредитный договор заключен в соответствии с Общими условиями кредитования (открытия кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя №1.
Согласно п.3.9 Общих условия кредитования при кредитовании Заемщика в рамках государственных программ Заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного Договора/Условиями кредитования.
Следовательно, положения Правил предоставления субсидий непосредственно регулируют правоотношения между Банком и заемщиком.
В п. 11 Правил предусмотрено, что предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий (на 01.06.2020). Соответствующий порядок перевода договора на периоды наблюдения / погашения закреплен в Кредитных договорах (п.7).
Подпункт "м" п.18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС.
В силу абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абз.3 п.24 Правил указывает на то, что для предоставления субсидий численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.
Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 №Д13и-22474.
Согласно разъяснениям Федеральной налоговой службы (письмо ФНС России от 31.12.2020 N АБ-4-19/21996@) и Министерства экономического развития РФ (письмо № 20822-ТИ/ДВи от 29.06.2020 г.) источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы ФНС России, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 №Д13и-22474 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696» первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».
В связи с изложенным, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных п.п.11,12 Правил предоставления субсидий, а также п.7 Кредитных договоров, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Заявка Истца на получение кредита заведена на Платформу ФНС 07.06.2020, в связи с чем на момент расчета суммы кредита на платформе ФНС имелись сведения о численности работников заемщика на 01.06.2020 в количестве 32 человек.
В соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика для определения соблюдения Истцом требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения. Настоящие сведения являются объективными данными для целей рассмотрения отношений, в том числе, связанных для перевода договора на стадию погашения.
Согласно положениям п.3.1 ст.78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в бюджет Российской Федерации.
В соответствии с п.27(2) Правил предоставления субсидий основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии по списанию может являться установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации. В силу п.33 Правил предоставления субсидий в случае нарушения получателем субсидии условий и порядка предоставления субсидии сумма полученных в рамках программы денежных средств подлежит возврату получателем субсидии, допустившим указанное нарушение, в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.11 Правил предоставления субсидий при переводе получателем субсидии по итогам базового периода кредитного договора на период погашения по кредитному договору получатель субсидии направляет соответствующее уведомление заемщику.
В силу п.13(1) Правил предоставления субсидий кредитный договор, переведенный получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил на период погашения, может быть переведен получателем субсидии на период наблюдения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы не позднее 25 декабря 2020 г.
Банк, исполняя указанные требования Правил предоставления субсидий, направил заемщику уведомление о переводе кредитного договора на период погашения, а также сообщил о праве заемщика подать уточненные сведения о количестве работников в ФНС до 25.12.2020.
Истец не воспользовался правом уточнения сведений о количестве сотрудников в сервисах ФНС, при этом Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий не вправе получать сведения о численности сотрудников из иных источников.
Таким образом, Банк, переводя договор на период погашения, действовал в полном соответствии с положениями законодательства, Правил предоставления субсидий и условиями Кредитного договора, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания действий Банка незаконными и удовлетворения исковых требований.
По мнению суда, в данном случае изменение кредитного договора в части его перевода на стадию наблюдения не произошло, поскольку с использованием объективных данных Платформы ФНС о численности работников заемщика Банком не установлены основания для перехода на такую стадию, результатом которой может быть списание всей суммы кредита и процентов по нему.
Списание может быть произведено банком, если выполняются такие условия:
- по состоянию на 01.03.2021 штат работников сохранился на уровне 90% штата по состоянию на 01.06.2020. Если в течение какого-то месяца с момента взятия кредита и до 1 марта 2021 г., например, три сотрудника уволились, а на их места в этом же месяце приняты новые работники, то условие о численности будет соблюдаться;
- на конец каждого месяца периода наблюдения число работников составляет не менее 80% от штата на 01.06.2020;
- средняя зарплата, выплачиваемая одному работнику в период наблюдения, составляет не менее МРОТ;
- на дату завершения периода наблюдения (на 01.04.2021) не введена процедура банкротства заемщика либо не приостановлена деятельность заемщика-организации/не прекращена деятельность заемщика-ИП.
Расходы по госпошлине, расходы на оказание услуг представителя возлагаются на истца (ст. 110 АПК РФ).
На основании ст.ст. 309, 330, 333, 810, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении исковых требований отказать.
2. По заявлению лица, участвующего в данном деле, может быть составлено мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения данной резолютивной части на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
3. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
В случае подачи апелляционной жалобы, если решение не отменено или не изменено, оно вступает в законную силу со дня принятия арбитражным судом апелляционной инстанции постановления.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист выдается взыскателю только по его ходатайству независимо от подачи в суд заявления о составлении мотивированного решения или подачи апелляционной жалобы (абзац 2 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»).
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел».
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
Судья П.Б. Ванин