АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
19 апреля 2016 года Дело №А60- 7442/2016
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н.Водолазской рассмотрел дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Квартал» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления №03-15/223 от 21.01.2016
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Квартал» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу №03-15/223 от 21.01.2016 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В ходе камеральной проверки общества с ограниченной ответственностью «Квартал» за период с 01.01.2014 по 07.10.2015 Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу установлено следующее.
В соответствии со ст. 2.4 устава ООО «Квартал» предметом деятельности общества являются деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества, предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества.
При анализе представленных в ходе проверки документов управлением установлено, что что общество оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Квартал» является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.3). Кроме того видами деятельности ООО «Квартал» являются деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.31), предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.1), предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде жилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.11), предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества (код ОКВЭД 70.31.12).
Таким образом, установлено, что ООО «Квартал» оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, вследствие чего относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и на него распространяются требования данного Федерального закона и изданных в соответствии с ним подзаконных актов.
В ходе проверки установлено, что ООО «Квартал» обязанности по исполнению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не исполняло:
- правила внутреннего контроля, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма в ООО «Квартал» в период с 01.01.2014 по 07.10.2015 ООО «Квартал» не разработаны.
- специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, в ООО «Квартал» с 01.01.2014 по 07.10.2015 не назначено.
Составлен акт проверки № 21 от 07.12.2015.
В отношении общества с ограниченной ответственностью «Квартал» 08.12.2015 составлен протокол об административном правонарушении № 03-15/223 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
21.01.2016 вынесено постановление №03-15/223 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Квартал» к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество с ограниченной ответственностью «Квартал» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 - ФЗ
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утвержденных Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Требования, предъявляемые при разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что юридическим лицом ООО «Квартал» в период с 01.01.2014 по 07.10.2015 не исполнялось законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля по разработке правил внутреннего контроля и назначению специального должностного лица, ответственного за их реализацию.
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины был предметом исследования административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Бездействие ООО «Квартал» выражается в неисполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля по разработке правил внутреннего контроля и назначению специального должностного лица, ответственного за их реализацию.
Вина ООО «Квартал» в непринятии всех надлежащих мер по организации и осуществлению внутреннего контроля, выражается в том, что оно могло их выполнить, но в силу несоблюдения той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не исполнило.
Каких-либо препятствий для разработки правил внутреннего контроля и назначения специального должностного лица, ответственного за их реализацию, обществом не представлено.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП России в действиях заявителя является доказанным.
Доводы заявителя отклоняются судом исходя из следующего.
Субъектом административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ может быть лицо, которое указано в перечне, установленном ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В соответствии со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ, к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Как следует из материалов проверки, ООО «Квартал» оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Судом принимаются доводы заинтересованного лица о том, что само по себе наличие в соответствующих статистических документах кодов ОКВЭД, предусматривающих тот или иной вид деятельности, упомянутый в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 - ФЗ, достаточно для отнесения организации к субъектам Закона № 115-ФЗ с соответствующим распространением на неё всех обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения «О постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 № 58, постановка на учет в территориальном органе Росфинмониторинга организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлено, что соответствующий статус субъекта ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом (в данном случае, организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества) приобретает с момента государственной регистрации, то есть внесения сведений в государственные реестры (ЕГРЮЛ или ЕГРИП), а не с момента заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Более того, Правительством Российской Федерации прямо указано на то, что постановка на учет в Росфинмониторинге должна предшествовать дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.
Статья 7 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Все обязанности делятся на обязанности по организации внутреннего контроля и обязанности по осуществлению внутреннего контроля.
При этом обязанности по разработке правил внутреннего контроля и назначению специального должностного лица, ответственного за их реализацию, не связаны с наличием обязательного условия фактического осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Процедуры организации внутреннего контроля должны предшествовать осуществлению фактической деятельности, в ходе которой должен осуществляться внутренний контроль (идентификация клиентов, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и т.д.).
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что обязанности по организации внутреннего контроля, а именно по разработке правил внутреннего контроля и назначению специального должностного лица, ответственного за их реализацию, возлагаются на организацию, осуществляющую операции с денежными средствами или иным имуществом, с момента их государственной регистрации.
Также судом принимаются доводы заинтересованного лица о том, что не оказание обществом таких услуг, как прием денежных средств в счет оплаты объектов от покупателей и передача эти денежные средства продавцу, принятие объекты недвижимости по акту прима-передачи. может быть обусловлено невостребованностью их клиентами либо иными причинами, и не ставит под сомнение факта осуществления обществом посреднической деятельности в целом.
Факт оказания посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества обществом с ограниченной ответственностью «Квартал» был установлен совокупностью доказательств по делу.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности по признакам ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, по мнению суда, не имеется.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно п. 18, п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10.
Вопрос о возможности применения в отношении совершенного правонарушения был исследован управлением при вынесении оспариваемого постановления. Суд в указанной части принимает доводы заинтересованного лица по настоящему делу.
Учитывая фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, оценив характер и степень его общественной опасности, угрозу охраняемым общественным отношениям, заключающуюся в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к экономическим интересам государства в целом, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, и применения положений ст.2.9 КоАП РФ, не усматривается. Правонарушение создает угрозу неисполнения цели Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 - защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
С учетом имущественного положения юридического лица, наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ранее общество к административной ответственности не привлекалось) и отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, административным органом назначено наказание в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Квартал» отказать.
2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяС.Н.Водолазская