ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-7631/16 от 21.04.2016 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

28 апреля 2016 года                                      Дело №А60-7631/2016

Резолютивная часть решения объявлена 21 апреля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2016 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.Э.Криночкиной рассмотрел в судебном заседании дело №А60-7631/2016

по заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 16 (ИНН 6617006638, ОГРН 1026601184334, далее – Учреждение ГУФСИН России, налогоплательщик)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области (ИНН 6617002802, ОГРН 1046610970010, далее - инспекция, налоговый орган)

о  признании недействительным решения от 01.12.2015 № 2019.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании приняли участие представители Учреждения ГУФСИН России - Пантюхина Т.Р. (доверенность от 12.01.2016 № 68/16-1), Киселева Т.Б (доверенность 28.03.2016 № 68/16-1125).

Представители инспекции, извещенные надлежащим образом о времени и мете судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Учреждение ГУФСИН России обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 01.12.2015 № 2019.

Определением суда от 01.03.2016 назначено предварительное судебное заседание на 30.03.2016.

В предварительном судебном заседании заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и материалов налоговой проверки.

Ходатайство удовлетворено судом в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, документы приобщены к материалам дела.

Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Представитель заявителя возражает против перехода к рассмотрению спора по существу.

Определением суда от 30.03.2016 судебное разбирательство назначено на 14.04.2016.

В ходе судебного заседания 14.04.2016 со стороны налогоплательщика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письма Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, актов о списании объекта основных средств от 30.12.2011 № 29, от 23.12.2011 № 1, акта № 1 от 12.01.2011 о списании исключенных объектов библиотечного фонда.

Заслушав представителя истца, суд счел необходимым судебное заседание отложить в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для предоставления заявителем учетной политики за 2012 год.

Определением от 19.04.2016 (резолютивная часть объявлена 14.04.2016) судебное заседание отложено на 21.04.2016.

В ходе судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела приказа от 30.12.2011 № 796 об учетной политике на 2012 год, журнала операций от 01.01.2013 № 5 расчетов с дебиторами по доходам, приказа от 06.08.2015 № 708 о переименовании, приказа от 03.05.2011 № 270 об изменении типа учреждения.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

по результатам камеральной налоговой проверки представленной Учреждением ГУФСИН России 04.07.2015 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 год инспекцией составлен акт от 19.10.2015 № 2025 и 01.12.2015 вынесено решение № 2019 о доначислении налога на прибыль в размере 27 694 руб., пеней в размере 2827 руб. 71 коп., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде наложения штрафа в сумме 861 руб. 96 коп.

Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод инспекции о том, что средства, полученные налогоплательщиком в результате использования закрепленного за ним имущества подлежат налогообложения.

В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик получал доход от реализации макулатуры, лома, а также от обслуживания технологического оборудования при передаче отопления. При этом раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевого финансирования, Учреждением ГУФСИН не велся. При этом доходы получены за рамками определенных для данного учреждения заданий, не в связи с исполнением государственной функции по привлечению осужденных к оплачиваемому труду. Для извлечения дохода налогоплательщиком использован труд вольнонаемных работников без привлечения осужденных.

При таких обстоятельствах налоговым органом сделан вывод о том, что полученные Учреждением ГУФСИН доходы не освобождены от налогообложения по ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем начислены оспариваемые  налог на прибыль, пени и штраф.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 25.01.2016 № 1697/15, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.

Полагая, что решение инспекции вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, Учреждение ГУФСИН обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Налогоплательщик указывает что, все доходы, полученный от реализации услуг, макулатуры и металлолома полностью зачислены в доход федерального бюджета, в ходе проверки им была представлена книга продаж, в которую внесены данные по договорам, раздельный учет им ведется.

По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон судом сделан вывод о том, что заявление Учреждения ГУФСИН подлежит удовлетворению исходя из следующего.

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Правовая основа деятельности учреждения ГУФСИН определена Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», положениями которого предусмотрена, в том числе обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду.

В п. 1.1 Устава налогоплательщика установлено, что Учреждение ГУФСИН является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения; является некоммерческой организацией (п. 1.6 Устава). Согласно пункту 1.10 Устава учреждение не преследует цели получения прибыли, но вправе заниматься приносящей доход деятельностью, способствующей выполнению им основных целей и задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. При получении доходов от коммерческой деятельности некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль.

В этом случае объектом обложения налогом на прибыль для указанных организаций исходя из ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации признается прибыль, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Доходы организаций подразделяются на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (ст. 248 Кодекса). При этом доходом в силу ст. 41 Кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

На основании подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

По правилам п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В письме Министерства финансов России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040 «О порядке уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями» разъяснено, что согласно положениям п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Аналогичные нормы предусмотрены также ч. 3.15 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в отношении автономных учреждений.

Учитывая, что источником не использованных на начало очередного финансового года остатков средств являются субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее -государственное (муниципальное задание), указанные остатки также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при определении объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, доходы от реализации указанного высвобождаемого имущества, учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Соответственно, при реализации высвобождаемого имущества налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Судом установлено, что согласно приказу об учетной политике на 2012 год от 30.12.2011 № 796 (п. 17) предписано вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования. Учет осуществлять на основании первичных бухгалтерских документов в книге продаж (покупок). В книге продаж рассматриваемые сделки отражены, иных операций за рамками целевого финансирования не осуществлялось и в книге продаж не отражено.

В проверяемый период учреждением ГУФСИН получен доход от реализации макулатуры, представляющей высвобождаемое имущество библиотечного фонда в результате прекращения деятельности по привлечению осужденных к оплачиваемому труду. Также получен доход от реализации металлолома, представляющего высвобождаемое имущество автопарка (2 транспортных средства) в результате прекращения деятельности. Также получен доход от технического обслуживания технологического оборудования при транспортировке по имеющимся объектам инфраструктуры тепловой энергии в жилой сектор. При получении дохода налогоплательщиком использовано имущество, находящегося в федеральной собственности и переданного в порядке целевого финансирования.

В 2012 году Учреждению ГУФСИН выделаны лимиты бюджетных обязательств в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, лимиты бюджетных обязательств доведены до казенного учреждения.

В договорах, при исполнении которых получен спорный доход, в реквизитах получателя указан счета федерального бюджета, а не лицевой счет учреждения, денежные средства поступили в федеральный бюджет. В платежных поручениях указаны коды дохода по бюджетной классификации     320 1 13 02061 01 7000 130 (доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущество),                320 1 14 02014 01 7000 440 (доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба).

На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что выводы об отсутствии раздельного учета не подтверждены, отсутствие сведений об операциях в книге продаж, совершенных в ходе предпринимательской деятельности, не освобожденных от налогообложения, связано с отсутствием соответствующих операций. Полученные Учреждением ГУФСИН денежные средства не могут рассматриваться в качестве его дохода в смысле ст. 41 Кодекса и формировать налоговую базу по налогу на прибыль, являются доходом Российской Федерации, налогом на прибыль не облагаются, в связи с чем решение инспекции от 01.12.2015 № 2019 о доначислении указанного налога, соответствующих пеней и штрафа подлежит признанию недействительным.

Поскольку при обращении в арбитражный суд заявителю представлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с инспекции подлежащая уплате государственная пошлина не взыскивается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области от 01.12.2015 № 2019.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 16.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   С.Е.Калашник