ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-8445/15 от 18.06.2015 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

22 июня 2015 года                                      Дело №А60-8445/2015

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2015 года

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2015 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.Окуловой, при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания  К.А. Мальгиновым

рассмотрел в судебном заседании   дело  по заявлению  общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО" (ИНН 6621016614)

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил,  Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и  Невьянском районе) (ИНН <***>)

о  признании недействительным предписания

при участии в судебном заседании:

          от заявителя:  ФИО1, представитель по доверенности от 12.03.2015, паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности №  01-01-05-28/82  от 12.01.2015,  удостоверение; ФИО3, представитель по доверенности № 01-01-05-28/66 от 12.01.2015, удостоверение;

Лицам,  участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

        Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО"   обратилось  в Арбитражный суд Свердловской области с  заявлением  к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил,  Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и  Невьянском районе)  о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований  от 19.12.2014 № 01-09-15/84.

        Заинтересованное лицо  представило отзыв, в удовлетворении заявленных требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

        Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

         В связи с поступившей  жалобой на несоблюдение санитарных требований при размещении выгребной ямы от многоквартирного дома по адресу: Кировградский ГО, <...>  в зоне санитарной охраны, рядом с питьевым водопроводом,  Территориальным отделом  Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил,  Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и  Невьянском районе вынесено определение от 18.11.2014 № 01-09-15/10306 о возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО"дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

       В ходе административного расследования произведен осмотр территории, прилегающей к дому № 12 по ул. Ленина в пос. Левиха, выгребная яма, результаты  отражены в протоколе осмотра  от 15.12.2014. По результатам административного расследования сделан вывод о несоблюдении  санитарно-эпидемиологических требований при размещении выгребной ямы от многоквартирного дома по адресу: Кировградский ГО, <...>, а именно:

- Выгребная яма расположена в 1,5-2 метров от питьевого водопровода в пределах санитарно-защитной полосы водовода подходящего к жилому дому по ул.Ленина, 12 в пос.Левиха, г.Кировград, что может явиться источником загрязнения питьевой воды;

-   Выгребная яма установлена в 6,5-7 м. от жилого дома по ул.Ленина, 12 в пос.Левиха,  при необходимом удалении не менее 20 метров от жилой застройки, отсутствует комиссионное решение представителей общественности, административной комиссии при органах местного самоуправления о возможности сокращения расстояния.

Данные обстоятельства квалифицированы как нарушение п.3.2.3.1, п.3.2.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п.2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".  

       По факту правонарушения составлен протокол от 19.12.2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В адрес общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО"вынесенопредписание  от 19.12.2014 № 01-09-15/84 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований  в срок до 01.03.2015, а именно:     

                1. Установить выгребную яму в соответствии с СанПиИ 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на удалении от жилых зданий (жилого дома по ул.Ленина, 12 в пос. Левиха), детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. В конфликтом случае обеспечить проведения собрания и представить комиссионное решение представителей общественности, административной комиссии при органах местного самоуправления о возможности сокращения расстояния.

 2. Разместить выгребную яму жилого дома по ул.Ленина, 12 в пос.Левиха  за пределами санитарно-защитной полосы водовода, подходящего к жилому дому по ул.Ленина, 12 в пос.Левиха.

         Полагая, что данное предписание является незаконным и  нарушает права и законные интересы заявителя,  общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

         Оспаривая предписание, заявитель ссылается на то, что оно вынесено в адрес ненадлежащего субъекта, поскольку выгребная яма расположена за пределами земельного участка, относящегося к придомовой территории, вследствие чего управляющая компания не должна нести ответственность за допущенное нарушение санитарных правил при ее установке. Кроме того, ссылается на отсутствие возможности исполнить предписание в связи с тем, что определением от 16.03.2015 общество признано банкротом.

       При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При рассмотрении судом дел о признании недействительными предписаний государственных органов в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания положениям законодательных и иных нормативных актов, нарушение прав заявителя оспариваемым предписанием.

Согласно ч. 1, ч. 4 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"  государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В силу п. 3 Положения о Федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 N 412, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в лице его территориальных органов.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и в пределах его компетенции.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО"оспаривает предписание  органа Роспотребнадзора, которым признано нарушение санитарно-эпидемиологических требований, а именно:  п.3.2.3.1, п.3.2.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п.2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".  

В соответствии с п.3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" в пределах второго пояса ЗСО подземных источников водоснабжения не допускается: размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.

Согласно п.3.2.3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено выполнение мероприятий по санитарному благоустройству территории населенных пунктов и других объектов (оборудование канализацией, устройство водонепроницаемых выгребов, организация отвода поверхностного стока и др.).

В ходе проведения административного расследования установлено, что выгребная яма расположена в 1,5-2 метров от питьевого водопровода в пределах санитарно-защитной полосы водовода подходящего к жилому дому по ул.Ленина, 12 в пос.Левиха, г.Кировград, что может явиться источником загрязнения питьевой воды.

В соответствии с п.2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности,административных комиссий местных Советов. В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.

В ходе административного расследования установлено, что выгребная яма установлена в 6,5-7 м. от жилого дома по ул.Ленина, 12 в пос.Левиха, г.Кировград, Свердловской области, при необходимом удалении не менее 20 метров от жилой застройки, при этом отсутствует комиссионное решение представителей общественности, административной комиссии при органах местного самоуправления о возможности сокращения расстояния.

Таким образом, вывод контролирующего органа о несоблюдении санитарных правил при размещении выгребной ямы установлен в ходе проверки и не оспаривается заявителем.

Оспаривая предписание, заявитель ссылается на то, что данное предписание вынесено в адрес ненадлежащего субъекта, поскольку выгребная яма не находится на балансе управляющей компании, расположена на земельном участке, не относящемся к придомовой территории (на земле общего пользования), за границами  эксплуатационной ответственности управляющей компании.

Возражая против доводов заявителя, управление роспотребнадзора ссылается на наличие у общества как управляющей компании, на балансе которой находится жилой дом, отвечать за санитарное состояние выгребной ямы, установленной в целях обслуживания жилого дома.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Кировградского городского округа от 22.10.2009 № 1324 «Об утверждении реестра жилищного фонда Кировградского городского округа, передаваемого в управление управляющим компаниям»  жилой дом № 12   по адресу ул. Ленина, в пос. Левиха передан в управление ООО «Управляющая компания «РЭО».

 В соответствии с договором от 09.10.2009 на содержание (техническое обслуживание, эксплуатацию и санитарное обслуживание жилищного фонда, включая придомовую территорию) и текущий ремонт жилищного фонда, заключенным между Администрацией Кировградского городского округа (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «РЭО» (исполнитель), последний принял на себя обязательство  выполнить комплекс работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и   техническому ремонту жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории, в том числе п. Левиха.

Целью договора, в соответствии с п.1.2 договора, является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

Таким образом, ООО  «Управляющая компания «РЭО»  является организацией, обслуживающей  жилой дом № 12  по адресу: <...>.

В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170  организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;  организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

Из вышеизложенного следует, что  ООО  «Управляющая компания «РЭО» должно отвечать за организацию обслуживания жилищного фонда, в том числе  за установку сборников (выгребов) для жидких бытовых отходов,  за содержание и эксплуатацию выгребной ямы.

Согласно  имеющейся в материалах дела квитанции, исполнителем услуг -  ООО «Управляющая компания «РЭО» за услугу  «выгребная яма» взимается плата.

То обстоятельство, что выгребная яма не находится на балансе управляющей компании,  свидетельствует только о непостановке её на баланс. Доказательств того, что обязанность по её содержанию и обслуживанию  вменена другой организации, в материалах  дела не имеется.

Ссылка заявителя на то, что построенная с нарушением требований санитарных правил и норм выгребная яма  была установлена Администрацией Кировградского городского округа и  на землях общего пользования (на земельном участке, не относящемся к придомовой территории),  в связи с чем ООО «Управляющая компания «РЭО»  не может выполнить требования предписания (произвести перенос ямы или производить ремонтные работы), и соответственно, не может нести ответственность за нарушение санитарного законодательства, во внимание не принимается.

При этом суд исходит из того, что поскольку выгребная яма была установлена с нарушением санитарных правил и норм, управляющая компания,  на обслуживании которой находится жилой фонд,   несет ответственность за нарушение санитарного законодательства. Кроме того, как следует из  материалов дела, выгребная яма у дома № 12 по ул. Ленина в пос. Левиха была построена в сентябре 2011 года, в связи с чем  управляющая компания, как обслуживающая  жилой фонд организация, имела возможность и должна была контролировать проведение работ  на предмет соблюдения санитарных правил и норм при установке выгребной ямы.  Доказательств того, что управляющей компанией принимались меры по недопущению установки Администрацией выгребной ямы с нарушениями санитарного законодательства, материалы дела не содержат и заявителем не представлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку  обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО", в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено  доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов заявителя,  оснований для признания его недействительным не имеется.

То  обстоятельство, что   ООО «Управляющая компания «РЭО» решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.03.2015 по делу № А60-39254/2014  признано несостоятельным (банкротом) и в  отношении него открыто конкурсное производство, а так же  то, что в адрес Главы Администрации Кировградского городского округа направлено заявление № 76 от 07.05.2015 об отказе от исполнения договора на  от 09.10.2009 на содержание (техническое обслуживание, эксплуатацию и санитарное обслуживание жилищного фонда, включая придомовую территорию) и текущий ремонт жилищного фонда п. Левиха и п. Карпушиха,  не влияет на существо спора. На момент вынесения предписания  № 01-09-15/84 -  19.12.2014 и срока для исполнения предписания – 01.03.2015  общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО"не было признано несостоятельным (банкротом), в связи с чем обязано было исполнить требования предписания.

Учитывая изложенное,  заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭО" требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   В.В.Окулова