АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
21 июля 2008 года Дело №А60-8465/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи О.А.Пономаревой,
при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Пономаревой,
рассмотрел в судебном заседании дело № А60-8465/2008-С10 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга (далее – заявитель)
к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им.А.М. Горького» (далее – должник)
о взыскании 2 698 445 рублей 12 копеек,
при участии в заседании
от заявителя: ФИО1 - главный госналогинспектор, доверенность от 09.01.2008 № 03-08-07;
от должника: ФИО2 – начальник юридического отдела, доверенность от 30.08.2007 № 7/2.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, право отвода суду. Отводов составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Заявитель просит взыскать с должника 2 698 445 рублей 12 копеек, в том числе недоимку по налогу на прибыль за 2003 – 2004 годы в сумме 1 958 521 рубль, пени в сумме 444 268 рублей 12 копеек, штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 295 656 рублей на основании решения от 09.11.2007.
Должник требования заявителя отклоняет со ссылкой на неправомерное доначисление указанных сумм налога на прибыль, пени и штрафа, поскольку доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления, являются дополнительным бюджетным финансированием из федерального бюджета, которые в соответствии с п.п.14 п.1 ст.251, п.2 ст.321.1 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Заявителем в период с 15.12.2006 по 13.08.2007 проведена проверка должника по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налогов за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт от 05.12.2007 № 138/12.
По результатам рассмотрения данного акта проверки и возражений должника от 29.10.2007, заинтересованным лицом 09.11.2007 вынесено решение № 175-12 о доначислении налога на прибыль в сумме 1 984 307 рублей, пени в сумме 444 268 рублей 12 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 298 065 рублей (за неполную уплату налога на прибыль за 2004 и 2005 годы).
На основании данного решения должнику направлено требование от 30.11.2007 № 1059 об уплате в бюджет указанных сумм налога, пени и штрафа в срок до
Должником указанное требование исполнено частично: уплачен налог на прибыль в сумме 25 786 рублей, штраф в сумме 2 412 рублей.
В остальной части доначисленные налог на прибыль, пени и штраф должником не уплачены, в связи с чем, заявитель в соответствии с Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса, пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с должниках недоимки налогу на прибыль в сумме 1 958 521 рубль, пени в сумме 444 268 рублей 12 копеек, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 295 656 рублей.
Всесторонне исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для взыскания с должника указанных сумм налога на прибыль, соответствующей суммы пени и штрафа.
Основанием для доначисления должнику налога на прибыль в сумме 1 958 521 рубль, соответствующей суммы пени и штрафа в сумме 295 656 рублей послужил вывод заявителя о том, что должником в нарушение в нарушение статей 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывался доход, перечисляемый в УФК по свердловской области в части получаемой арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
Данный вывод заявителя суд полагает необоснованным, поскольку доходы должника о сдачи в аренду указанного имущества фактически являются дополнительным бюджетным финансированием, которое в силу положений п.п.14 п.1 ст.251, п.2 ст.321.1 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в связи со следующим:
В течение 2003 – 2005 годов должник, руководствуясь статьями 120, 296, 298, 299, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом положений законодательства об образовании и бюджетного законодательства,
передавал объекты недвижимого имущества в аренду. Основной целью передачи помещений в аренду является решение социально-бытовых потребностей студентов, преподавателей и сотрудников должника. Нежилые помещения должником сдаются в аренду для организации продажи продуктов питания, горячих напитков, книг, учебной и научной литературы, канцтоваров, оказания копировальных услуг и других видов деятельности, направленных на обеспечение благоприятных условий для учебы, труда и отдыха. Извлечение прибыли не является целью при передаче должником имущества в аренду.
По общему правилу в силу п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
При этом правовой режим средств полученных от передачи имущества в аренду регулируется специальными нормами бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.12.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности расположенного на территории РФ, формируют доходы федерального бюджета в размере 100% доходов. Статьей 28 указанного закона установлено, что «доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление образовательным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета указанных учреждений. Поступившие средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования».
Аналогичные нормы закреплены в ст. 7 и ст. 28 Федерального закона от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», а также в ст. 29 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».
Согласно п.4 Положения о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование, утвержденного Приказом МФ РФ от 30.06.2004 г. № 57, Главные распорядители (распорядители) средств федерального бюджета доводят до арендодателей Уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей.
Таким образом, средства от передачи в аренду федерального имущества подлежат обязательному зачислению на счет федерального бюджета и являются доходами федерального бюджета. Бюджетное законодательство устанавливает, что доходы от сдачи в аренду федерального имущества должны направляться в полном объеме в федеральный бюджет. Указанные платежи не поступают в фактическое распоряжение должника, не увеличивают финансовых результатов его деятельности.
Из представленных должником документов (сметы доходов и расходов федерального бюджета о сдачи в аренду имущества (в том числе движимого), находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управлению бюджетным учреждениям) в разрезе предметных статей на 2003 - 2005 годы) следует, что средства, полученные от передачи имущества в аренду, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов заявителя. На данные средства должника Главным распорядителем (Рособразованием), также как и на средства федерального бюджета, выделенные должнику по смете доходов и расходов, утверждаются лимиты бюджетных обязательств, уведомление о которых направляется должнику. На все прочие доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, лимиты бюджетных обязательств не утверждаются и не направляются должнику. Такие средства в соответствии со ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение должника и учитываются на отдельном балансе.
В соответствии с Приказом МФ РФ от 30.06.2004 года № 57н арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляются арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, открытые на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ». Таким образом, должник не получает арендную плату на свой лицевой счет, открытый ему в органе казначейства по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данная позиция отражена в Письме МФ РФ от 11.12.2006 № 03-03-04/4/188.
Согласно представленной должником справке от 18.06.2008 № 01-03/191 и сведениям заявителя, представленным по определению суда от 23.04.2008, должнику в отделении Федерального казначейства по Кировскому району г.Екатеринбурга открыты лицевые счета на казначейских счетах:
- 40105810900000010001 - для учета средств бюджетного финансирования, а также для учета дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей;
40503810400001000060 - для учета средств, поступивших от предпринимательской деятельности (на этом счете учитываются средства, поступившие от оказания платных образовательных услуг).
Суммы арендной платы по заключенным с арендаторами договорам аренды зачисляются на счет доходов бюджета 40101810500000010010 (балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ») и только после этого в качестве дополнительного финансирования зачисляются на казначейский счет 40105810900000010001. Все иные средства от деятельности, приносящей доход, непосредственно поступают на лицевой счет должника - 40503810400001000060.
Таким образом, денежные средства, получаемые должником от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления, фактически являются дополнительным источником бюджетного финансирования.
В соответствии с п.п. 14 п.1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов учреждения.
В соответствии с п.2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности.
На средства от передачи имущества в аренду были получены уведомления о лимитах бюджетных обязательств. Средства были зачислены на лицевой счет должника в качестве дополнительного бюджетного финансирования и израсходованы на содержание должника, что подтверждается представленными уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств и сметами доходов и расходов на 2003 – 2005 годы.
Денежные средства, имеющие статус дополнительного бюджетного финансирования, не соответствуют критерию внереализационных доходов и на них п.4 ст.250 НК РФ не распространяется.
Возможность самостоятельно расходовать указанные денежные средства у должника отсутствует.
В Акте № 138-12 выездной налоговой проверки от 05.10.2007 года по отношению к Университету, являющемуся государственным учреждением, ошибочно применены нормы ст. 113, ст. 295 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Кроме того, как следует из акта выездной проверки от 05.10.2007 № 138-25 заявителем при проведении проверки и при доначислении налога на прибыль учтен только доход, полученный от передачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности в размере 8 160 514,44 рубля, в том числе:
- 2003 год - 2 000 997,00 рублей,
- 2004 год - 2 978 479,00 рублей,
- 2005 год- 3 181 038,44 рублей.
В нарушение положений статьи 247 НК РФ расходы должника, связанные с содержанием имущества, сданного в аренду, заявителем не учтены.
Из представленных должником отчетов об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам за 2003 – 2004 годы фактические расходы по коду 530 (аренда) составили 8 069 161,00 рубль: за 2003 год - 1 974 374, 00 рубля; за 2004 год - 2 913 749, 00 рублей; за 2005 год - 3 181 038, 44 рубля.
Таким образом, оснований для взыскания с должника налога на прибыль в сумме 1 958 521 рубль, пени в сумме 440 609 рублей 61 копейка и штрафа в сумме 295 656 рублей не имеется и в удовлетворении требований заявителя в указанной части следует отказать.
Требования заявителя подлежат удовлетворению в части взыскания пени в сумме 3 658 рублей 21 копейка за просрочку уплаты налога на прибыль в сумме 25 786 рублей, который уплачен должником по требованию заявителя. Указанный расчет пени произведен заявителем по требованию суда, изложенному в определении от 14.07.2008.
В порядке распределения судебных расходов с должника в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина в сумме 24 рубля 62 копейки пропорционально удовлетворенным требовниям.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им.А.М. Горького», находящегося по адресу: 620083 <...>, дата государственной регистрации – 10.06.1994, ОГРН -<***>: в доход бюджета пени по налогу на прибыль в сумме 3 658 рублей 51 копейка; в доход федерального бюджета госпошлину по заявлению в сумме 24 рубля 62 копейки.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на Интернет - сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.».
3. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ взысканная по делу госпошлина подлежит уплате должником добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.
При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.
Судья О.А. Пономарева