620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
26 июня 2020 года Дело № А60-8640/2020
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2020 года
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.В. Марьинских , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.М.Погосян, рассмотрел в судебном заседании делопо иску
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к акционерному обществу "ЕВРАЗ НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1 322 689 рублей 50 коп.
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 10.07.2019 (посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края),
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности от 12.12.2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Свердловской области по веб-адресу www.ekaterinburg.arbitr.ru.
Процессуальные права и обязанности разъяснены, отвода не заявлено (ст.41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с ответчика 1322689 рублей 50 коп., в том числе:
- 1316306 рублей основного долга
- 6563 рубля 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на основании ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 30.11.2019 по 27.12.2019, с продолжением начисления по день фактической уплаты долга
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2020 в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации, а также с целью недопущения нарушения процессуальных прав и законных интересов лиц, участвующих в деле, в том числе на доступ к правосудию, в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, принимая во внимание невозможность проведения судебного заседания в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года, производство по делу № А60-8640/2020 приостановлено.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2020 производство по делу №А60-8640/2020 возобновлено, назначено судебное заседание арбитражного суда на 05 июня 2020 года в 11:00.
В предварительное судебное заседание 05.06.2020 истец не явился, от истца поступило ходатайство о проведении предварительного судебного заседания в отсутствие представителя, заявлено ходатайство о проведении судебного заседания посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края.
Ответчик к предварительному судебному заседанию 05.06.2020 представил отзыв на исковое заявление, по мнению ответчика, в рамках настоящего дела истцом к взысканию с ответчика предъявлена не задолженность по оплате услуг по перевозке груза, а размер "скидки", предоставленной истцу при расчете провозной платы в виде поправочных коэффициентов при отправлении груза отправительским маршрутом, в связи с невыполнением, по мнению истца, ответчиком условий маршрутизации в результате переадресовки в пути следования части вагонов из отправительских маршрутов на станцию Мыс ФИО3 Дальневосточной ж.д. по отправкам №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839.
Вместе с тем, по мнению ответчика, ответчиком не допущено отступления от положений Прейскуранта 10-01 по накладным №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839, в которых имеются отметки «отправительский маршрут», что подтверждает соблюдение ответчиком условия о маршрутизации и принятие истцом груза к перевозке в виде прямых отправительских маршрутов.
По мнению ответчика, участок пути от станции отправления до станции переадресовки Владивосток в соответствии с Прейскурантом 10-01 правомерно исчислен с учетом маршрутной скидки, так как для данного пути условия договора перевозки остались неизменными и грузоотправителем соблюдены условия применяемой технологии прямым отправительским маршрутом и расстояния перевозки свыше 2000 км, обратного истцом не доказано.
В судебном заседании 22.06.2020 истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика.
Со станции Смычка Свердловской ж.д. оформлены отправительские маршруты №77035 и №770001 назначением на станцию Владивосток (эксп.) Дальневосточной ж.д. с применением понижающего коэффициента к провозной плате, установленного Прейскурантом 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуг инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами (Приложение 4 к разделу 2, таблица №5) для отправительских маршрутов.
Согласно заявлению грузоотправителя АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» часть вагонов из отправительских маршрутов в пути следования были переадресованы на станцию Мыс ФИО3 (эксп.) Дальневосточной ж.д. по отправкам №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839, в результате чего условия маршрутизации не выполнены.
Вагоны, следовавшие назначением на станцию Владивосток Дальневосточной железной дороги, переадресованы на станцию ФИО4 Дальневосточной железной дороги на основании заявления грузоотправителя АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» через автоматизированную систему ЭТРАН.
Вагоны переадресованы по первоначальным документальна станции Владивосток Дальневосточной железной дороги до раскредитования перевозочного документа и выдачи груза грузополучателю, то есть до завершения процесса перевозки.
Планом организации (формирования) отправительских, станционных и ступенчатых маршрутов за 2018-2019 год предусмотрен маршрут от станции отправления Смычка Свердловской железной дороги до станции назначения Владивосток экспорт Дальневосточной железной дороги весом 6000/ 6300 тонн, длиной 71 условный вагон.
Часть вагонов из отправительских маршрутов переадресованы на станцию Мыс ФИО3 (эксп.) Дальневосточной ж.д. до завершения процесса перевозки(накладные №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839), в результате чего условия маршрутизации не выполнены в части веса и длинны маршрутов.
Как было указано выше, груз на станции Владивосток ДВОСТ ж.д. не раскредитован и выдан грузополучателю, переадресация произведена по первоначальным перевозочным документам.
Из вышеизложенного следует, что грузоотправитель в соответствии с ч.2 ст.25 УЖТ РФ и ст.785 ГК РФ, Тарифным руководством №1 несет обязанность по оплате перевозки груза без понижающего коэффициента.
Ответчик в судебное заседание 22.06.2020 дополнительных документов не представил, настаивает на доводах представленного ранее отзыва.
Ответчик также пояснил, что указанный в дорожных ведомостях недобор составляет размер провозной платы от станции назначения до новой станции после переадресовки груза.
Истцом указанные обстоятельства подтверждены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, арбитражный суд
установил:
Обращаясь в суд с иском по настоящему делу, истец указывает, что планом организации (формирования) отправительских, станционных и ступенчатых маршрутов за 2018-2019 год предусмотрен маршрут от станции отправления Смычка Свердловской железной дороги до станции назначения Владивосток экспорт Дальневосточной железной дороги весом 6000/ 6300 тонн, длиной 71 условный вагон.
Со станции Смычка Свердловской ж.д. оформлены отправительские маршруты №77035 и №770001 назначением на станцию Владивосток (эксп.) Дальневосточной ж.д. с применением понижающего коэффициента к провозной плате, установленного Прейскурантом 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуг инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами (Приложение 4 к разделу 2, таблица №5) для отправительских маршрутов.
Согласно заявлению грузоотправителя АО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат», часть вагонов из отправительских маршрутов в пути следования были переадресованы на станцию Мыс ФИО3 (эксп.) Дальневосточной ж.д. по отправкам №ЭК 127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839, в результате чего условия маршрутизации не выполнены.
Увеличение установленной весовой нормы при организации грузового маршрута в порядке ее регулирования допускается не более чем на 30 тонн.
В результате переадресации грузоотправителем в пути следования вагонов по отправкам №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839 маршрут перестал соответствовать длине и весу поезда, следовательно, маршрутная скидка в виде применения понижающего коэффициента к провозной плате применена неправомерно.
На основании вышеизложенного, ответчику доначислены провозные платежи в размере 1316306 рублей.
В адрес ответчика направлена претензия №16978/ДТЦФТО от 28.11.2019. Задолженность до настоящего времени не оплачена.
С учетом вывода об изменении условий маршрутизации по отправкам №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839, истцом в рамках настоящего дела предъявлены требования о взыскании с ответчика задолженность в размере понижающего коэффициента ко всей групповой отправке и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Рассмотрев заявленные требования и возражения, исследовав представленные в обоснование доказательства, суд счел требования истца не подлежащим удовлетворению.
В период с 29.05.2019 по 31.05.2019 со станции Смычка ответчиком по прямым отправительским маршрутам №770001, №770035 направлены вагоны с полуфабрикатами из нелегированной стали (слябы) на станцию назначения Владивосток Дальневосточной железной дороги.
Железнодорожной станции Владивосток присвоены также два дополнительных кода Владивосток (эксп. 980200) и Владивосток (перев. 980107), что подтверждается справкой из программы «Rail-Тариф», для разграничения груза на экспорт и внутрироссийских отправок.
По факту прибытия вагонов на станцию назначения Владивосток Дальневосточной железной дороги (далее – Владивосток), Ответчик, выполнив условия маршрутизации, перенаправил часть вагонов на станцию Мыс ФИО3 Дальневосточной железной дороги, доплатив провозную плату, что подтверждается отметками на транспортных железнодорожных накладных по форме ГУ-29 №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839, а также историями движения вагонов из информационной системы истца.
Таким образом, переадресация части вагонов из отправительских маршрутов осуществлена уже после их прибытия на станцию назначения Владивосток, и маршрут дошел до станции назначения Владивосток одним составом, что подтверждается историей рассмотрения заявления на переадресовку, а также историей движения по каждому вагону, следовательно, маршрут не перестал соответствовать весу, длине поезда.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте (пункт 1). Тарифы на перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок введения в действие и применения таких тарифов определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
Пункт 2 статьи 790 ГК РФ предусматривает, что плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" тарифные руководства - это сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 утвержден Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2).
Федеральной службой по тарифам разработаны и утверждены - в том числе для стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом и обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта при грузовых перевозках - Методика определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта (приказ ФТС России от 18.12.2012 N 397- т/2), а также Правила и условия применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней) (приказ ФТС России от 18.12.2012 N 398-т/З).
Организация железнодорожного транспорта вправе согласно пункту 12 Приказа ФСТ N 398-т/З от 18.12.2012 применить понижающий коэффициент к действующему Тарифному руководству (для ОАО "РЖД" - Прейскурант N 10-01)
Исходя из экономической эффективности для организации железнодорожного транспорта принятия такого решения в целях:
- стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом;
обеспечения гарантированного объема перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта при грузовых перевозках;
- обеспечения конкурентоспособности товаров на рынках сбыта; -стимулирования
перевозок грузов в специализированном подвижном составе (контейнерах);
- привлечения новых грузопотоков, ранее не осуществлявшихся железнодорожным транспортом, а также грузопотоков, носящих сезонный характер;
- обеспечения сопоставимых тарифных условий на перевозки, тарификация которых производится в соответствии с международными договорами по правилам и ставкам, предусмотренным для внутригосударственных перевозок, с перевозками, осуществляемыми в аналогичных условиях по российским железным дорогам (в том числе российская станция отправления и назначения, тип подвижного состава (контейнера, контрейлера и иной транспортной единицы (средства), род груза) и тарифицируемыми в соответствии с положениями международных тарифных соглашений;
- рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки российской транспортной системы;
- обеспечения возможности использования незадействованных или мало задействованных маршрутов перевозок грузов железнодорожным транспортом;
- увеличения количества сдвоенных операций, не предусмотренных технологическим процессом работы станции;
-инновационного развития железнодорожного транспорта, стимулирования внедрения новой техники и технологий на железнодорожном транспорте, в том числе в части новых типов вагонов и вагонных тележек, обеспечивающего повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта общего пользования
Анализ положений пункта 1.1 Прейскуранта, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", позволяет сделать вывод о том, что предусмотренный в таблице N 5 приложения N 4 Прейскуранта поправочный коэффициент для прямого отправительского маршрута установлен с учетом себестоимости оказываемых железной дорогой услуг.
Учитывая, что формирование отправительского маршрута не повлекло для железной дороги дополнительных расходов, а также что технологический процесс в связи с указанными обстоятельствами не изменялся, что согласуется с принципами, положенными в основу государственного тарифного регулирования, и объективно не может повлиять на себестоимость и уровень рентабельности и, следовательно, не является правовым основанием для неприменения понижающего коэффициента при прямом отправительском маршруте, требования истца по определению размера проводной платы без учета особенностей групповой отправки являются необоснованными.
Согласно пункту 2 Приказа МПС РФ от 29.03.1999 №10Ц "Об утверждении Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", а также сноскам к Таблице N 5 Приложения 4 к разделу 2 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" под отправительским маршрутом в отношении применения поправочных коэффициентов считается состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.
Согласно п. 2.5.1. Постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" при перевозке грузов в универсальных, специализированных вагонах и цистернах в зависимости от количества вагонов в отправке (повагонная, групповая) и применяемой грузоотправителем технологии перевозки грузов (отправительский маршрут) к тарифам за пользование инфраструктурой и локомотивами РЖД применяются поправочные коэффициенты, указанные в таблице N 5 приложения 4 настоящего Тарифного руководства.
В силу п. 2.5.2. Прейскуранта 10-01 поправочные коэффициенты, указанные в таблице N 5 приложения 4 Тарифного руководства для маршрутных отправок, применяются в случаях, когда в перевозочных документах имеется штемпель "Отправительский маршрут N____ прямой" или "Отправительский маршрут N______ с распылением на станции" независимо от числа перевозочных документов, которыми оформлена перевозка указанных маршрутов.
В таблице N 5 приложения 4 к Прейскуранту 10-01 указаны поправочные коэффициенты для повагонных, групповых маршрутных отправок грузов в универсальных, специализированных вагонах и цистернах в зависимости от количества вагонов в отправке или применяемой технологии с учетом расстояния перевозки. Так для прямого отправительского маршрута при перевозке груза на расстояние свыше 2000 км подлежит применению поправочный коэффициент понижения платы за перевозку грузов - 0,95 от суммы отправки.
На ж.д. накладных №ЭК127869, ЭК252709, ЭК252874, ЭК256251, ЭК253773, ЭК253799, ЭК256216, ЭК256187, ЭК256285, ЭК253839 имеются отметки "отправительский маршрут", что подтверждает соблюдение ответчиком условия о маршрутизации и принятие истцом груза к перевозке в виде прямых отправительских маршрутов.
Согласно п.2.23.1 Прейскуранта 10-01 плата при изменении первоначальной железнодорожной станции назначения (переадресовка) груза (или подвижного состава, перевозимого как груз на своих осях) определяется отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции переадресовки и от железнодорожной станции переадресовки до железнодорожной станции нового назначения, за исключением случаев, указанных в подпункте 2.23.2 указанного пункта.
Из анализа положений Прейскуранта 10-01 и Правил №10Ц следует, что переадресовка груза после прибытия на станцию назначения не влияет на исчисление провозной платы с учетом технологии отправки, т.е. на изменение поправочных коэффициентов, предусмотренных таблицей N 5 приложения 4 к Прейскуранту 10-01.
Доказательств того, что ответчик нарушил согласованный план формирования маршрута, и сформированные составы согласно спорным накладным не соответствуют условиям, предъявляемым к отправительскому маршруту, истцом в материалы дела не представлено, следовательно, отсутствуют доказательства неправомерности применения истцом маршрутной скидки.
Ссылка истца на переадресовку вагонов по первоначальным перевозочным документам не свидетельствует о неисполнении требований Прейскуранта 10-01 для применения поправочных коэффициентов.
Переадресовка грузов, следующих на экспорт, в непрямом международном сообщении через российские порты осуществляется по первоначальным перевозочным документам в случае, если их таможенное оформление не завершено, или по новым перевозочным документам, если их таможенное оформление завершено (п.9 Правил переадресовки грузов).
В случае, если грузополучателем раскредитованы перевозочные документы, то переадресовка грузов во всех случаях оформляется новыми перевозочными документами.
Особенность оформления переадресовки по новым перевозочным документам заключается в том, что заявитель переадресовки обязан внести все платежи по первоначальным перевозочным документам и произвести расчеты по всем причитающимся платежам по новым перевозочным документам.
В настоящем случае ответчиком в связи с переадресовкой груза провозная плата внесена в полном объеме.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования подлежат оставлению без удовлетворению.
Согласно п.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, расходы по уплате государственной пошлины на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Г.В. Марьинских