АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
01 июня 2021 года Дело №А60-8671/2021
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 01 июня 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.Р. Хасановой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-8671/2021
по заявлению Акционерного общества «Уральская Фольга» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность № 10 от 20.01.2021, ФИО2, представитель, доверенность от 20.01.2021 № 11, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель, доверенность № 05-01 от 12.01.2021, паспорт, диплом; ФИО4, представитель, доверенность от 30.12.2020 № 05-01/25847, паспорт, диплом.
Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Заявитель уточнил требования путем исключения требования о признании недействительным акта проверки. Уточнение судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
Акционерное общество «Уральская Фольга» обратилось в суд с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и просит признать недействительным предписание № 515-1 от 24.11.2020.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании приказа от 10.11.2020 № 1230 в связи с истечением срока ранее выданного предписания проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Уральская фольга».
По результатам проверки Обществу выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований от 24.11.2020 № 515-1, в соответствии с которым АО «Уральская Фольга» надлежит не осуществлять деятельности по обработке, утилизации отходов III-IV класса опасности (отхода - лом алюминия загрязненный) в отсутствие действующей лицензии на данные виды деятельности, путём направления комплекта документов, необходимого для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обработки, утилизации отходов III-IV классов опасности.
Не согласившись с указанным предписаниям, АО «Уральская фольга» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5. ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 АПК РФ).
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ предписание может быть признано незаконным при наличии следующих условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также незаконное возложение каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Полномочия Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению государственного экологического надзора закреплены в пункте 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных данному органу полномочий.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной в 2018 году, было установлено, что АО «Уральская фольга» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления. В ходе судебного заседания заявитель пояснил, что АО «Уральская фольга» специализируется на производстве фольги и ленты из алюминиевых сплавов, в связи с чем на предприятии перерабатывается привозное сырье в виде первичного алюминия, заготовок-полуфабрикатов, лома алюминия и его сплавов, в том числе и отходы алюминия от собственного производства. Использование собственных отходов алюминия в качестве вторичного сырья и их процентное содержание в шихте для получения сплавов осуществляется в соответствии с технологической инструкцией ТИ 14504589-087-2010. Процесс использования отходов включает пакетирование на установках пакет-пресс, добавление в шихту и расплавление шихтовых материалов в плавильных индукционных печах ИАТ-6М2.
В ходе проверки установлено, что в процессе правки ленты, включая обрезку кромок при отливке из жидкого металла литой ленты толщиной 8-10 мм на линиях бесслиткового проката АБП-1600, а также в процессе прокатки литой ленты на заготовительном стане «Кварто-1800» образуется и накапливается отход (отходы алюминия загрязненные). В целях определения состава проб отходов выполнен количественный химический анализ отобранных проб. Результаты анализа представлены в Протоколах результатов анализа проб отходов №№ 135/18-От(Е), 136/18-От(Е), 137/18-От(Е) от 17.07.2018. По результатам определения состава отходов выполнено определение степени опасности отходов для окружающей среды, в результате которого установлено, что на предприятии образуются отходы 3 и 4 класса опасности. По результатам проверки составлен акт проверки от 24.07.2018 № 336. Выдано предписание № 336-7 со сроком исполнения 11.03.2019, в соответствии с которым АО «Уральская Фольга» надлежит не осуществлять деятельности по обработке, утилизации отходов III-IV класса опасности (отхода - лом алюминия загрязненный) в отсутствие действующей лицензии на данные виды деятельности, путём направления комплекта документов, необходимого для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обработки, утилизации отходов III-IV классов опасности.
В период с 18.03.2019 по 26.03.2019 в отношении АО «Уральская Фольга» была проведена внеплановая документарная проверка по контролю исполнения ранее выданного предписания, в результате которой было установлено, что нарушение в области обращения с отходами не было исправлено. Выдано предписание со сроком исполнения 15.07.2019.
В период с 19.07.2019 по 02.08.2019 в отношении АО «Уральская Фольга» была проведена внеплановая документарная проверка по контролю исполнения ранее выданного предписания, в результате которой было установлено, что нарушение в области обращения с отходами не было исправлено. Выдано предписание со сроком исполнения 10.08.2020. В соответствии с приказом Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования срок исполнения предписания № 385-2 перенесен на 10.11.2020.
В ходе внеплановой документарной проверки, по итогам которой было выдано оспариваемое предписание, установлено, что комплект документов необходимый для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части обработки, утилизации отходов III-IV класса опасности, Обществом не направлялся.
Вместе с тем АО «Уральская фольга» указывает, что не осуществляет деятельность по обработке и утилизации отходов III-IV классов опасности, поскольку в настоящее время при выполнении производственного процесса образуется вторичное сырье, которое применяют в качестве исходного сырья.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Лом и отходы цветных и (или) черных металлов – пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
По смыслу приведенной выше нормы, лом и отходы цветных и (или) черных металлов являются частным случаем отходов производства и потребления и выделены законодателем в отдельную категорию отходов ввиду их большей, по сравнению с другими отходами производства и потребления, ценности, оборотоспособности и возможности полной переработки в ходе производственных процессов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона об отходах производства и потребления одним из основополагающих принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об отходах производства и потребления деятельность по сору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, п. 34 ст. 12 Закона о лицензировании предусмотрено также лицензирование деятельности, связанной с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов» утверждено Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов».
Согласно п. 3 Положения о лицензировании лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;
б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.
В п. 4 Положения о лицензировании даны определения основных понятий, используемых в Положении: «заготовка» - приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; «хранение» - содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации;
«переработка» - процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; «реализация» отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
АО «Уральская фольга» имеет лицензию на осуществление заготовки, хранения, переработки и реализации лома цветных металлов (лицензия № 438 от 23.05.2019, выдана Министерством промышленности и науки Свердловской области). Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о лицензировании лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. Положениями ч. 2 ст. 9 Закона о лицензировании установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Так, при выполнении производственного процесса на АО «Уральская фольга» перерабатывает привозное сырье в виде первичного алюминия, заготовок-полуфабрикатов, лома алюминия и его сплавов, закупает лом цветного металла. Предприятие оснащено фольгопрокатным и литейным оборудованием импортного и отечественного производства, обеспечивающим полный цикл производства – от плавки чушки до получения гладкой алюминиевой фольги и ленты. В качестве исходного сырья (шихты) используют первичный алюминий, возвратный алюминий собственного производства и лигатуру. На АО «Уральская фольга» образуется вторичное сырье (алюминиевая обрезь, кромка и т.д.), которое повторно вовлекается в производство. Технологический процесс начинается с расплавления шихты в индукционных печах ИАТ-6М2. Полученный расплав алюминия обрабатывают покровно-рафинирующими флюсами, легируют необходимыми элементами, сливают в раздаточный миксер, из которого по металлопроводу расплав поступает в валки – кристаллизаторы агрегата бесслитковой прокатки АБП-1600. В валках-кристаллизаторах происходит первичная кристаллизация, и прокатка ленты до толщины 8-10 мм и шириной до 1580 мм с заданным химическим составом, которая при помощи системы направляющих роликов и наматывателя превращается в рулон весом до 12 тонн. Остывший рулон литой заготовки транспортируют на заготовительный стан холодной прокатки Кварто – 1800, где, в зависимости от дальнейшего назначения (прошедшей или не прошедшей термообработку), прокатывают до толщины 0,45 – 0,80 мм, а затем передают на ЛНО «Зундвиг», предназначенную для непрерывного скоростного отжига и обрезки кромки.
Алюминиевая фольга и лента, прокатанные до конечной толщины на фольгопрокатных станах, проходят стадию перемотки и резки на требуемые по ширине размеры. В зависимости от требований клиента нарезанный на готовую ширину металл подвергают окончательному отжигу в печах отжига. Готовую продукцию упаковывают в деревянную тару и передают на склад готовой продукции для отгрузки потребителю.
При этом побочные продукты производства не являются отходами, и собственник вправе распоряжаться побочной продукцией по собственному усмотрению, использовать для собственных нужд.
В соответствии с п. 3.16 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001) побочный продукт – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом согласно примечанию к п. 3.16 ГОСТ 30772-2001 побочный продукт не является отходом.
Процесс образования вторичной продукции подтверждается Технологической инструкцией ТИ.УФ-001-2012 «Отжиг алюминиевой фольги/ ленты в печах отжига» (с изм. № 6) (далее - ТИ.УФ-001-2012). Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения, утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 154-ст, техническая документация (на продукцию) – это совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции. Согласно п. 6.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство», принятого и введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 17 октября 2000 г. № 263-ст, разработку конструкторской и технологической, а при необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД). Общие требования по управлению проектированием – по 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001. Правила разработки технической документации на материалы и вещества устанавливает разработчик с учетом действующих государственных стандартов, специфики продукции и организации ее производства.
В соответствии с п. 4.5 ГОСТ 3.1102-2011 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов. Общие положения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 3 августа 2011 г. № 212-ст, технологическая инструкция – это документ, предназначенный для описания технологических процессов, методов и приемов, повторяющихся при изготовлении или ремонте изделий (составных частей изделий), правил эксплуатации средств технологического оснащения, применяемый в целях сокращения объема разрабатываемой технологической документации. Карта технологического процесса – это документ, предназначенный для операционного описания технологического процесса изготовления или ремонта изделия (составных частей изделия) в технологической последовательности по всем операциям одного вида формообразования, обработки, сборки или ремонта с указанием переходов, технологических режимов и данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых затратах.
Дальнейшее использование вторичной продукции в производственном процессе подтверждается Технологической инструкцией ТИ.УФ-002-2016 «Изготовление литой заготовки» (с изм. №1, изм. № 2) (далее - ТИ.УФ-002-2016). Так, в соответствии с п. 28 табл. 2 ТИ.УФ-001-2012 вторичным сырьем является алюминий вторичный, к которому относят обрезь фольги/ленты, образованную в процессе производства (заправочные концы, кромка, забракованные рулоны и т.д.) Производимая побочная продукция, используемая в технологическом процессе в соответствии с составленными техническими инструкциями, не является отходом, то есть обращение с такой продукцией не влечет обязанности по оформлению лицензии на деятельность по обращению с отходами. При выполнении производственного процесса на АО «Уральская фольга» образуется вторичное сырье (алюминиевая обрезь, кромка и т.д), которое повторно вовлекается в производство. При этом отход «лом алюминия загрязненный» в производственном процессе АО «Уральская фольга» не образуется.
Использование АО «Уральская фольга» вторичного алюминия, образующегося в результате его деятельности (вторичного продукта), в качестве сырья для собственного производственного процесса, в соответствии с технологической документацией (в т.ч. технологическим регламентом, технологическими и рабочими инструкциями) исключает необходимость получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При таких обстоятельствах суд считает, заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание № 515-1 от 24.11.2020, принятое Уральским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Обязать Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества «Уральская фольга» в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Уральского межрегионального управленияФедеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)в пользу Акционерного общества «Уральская Фольга» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Возвратить Акционерному обществу «Уральская Фольга» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб., уплаченную по платежному поручению № 735 от 01.03.2021. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Н.И. Ремезова