АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Екатеринбург Дело №А60-90/2009-С9
26 февраля 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.В.Ефимова при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
муниципального учреждения здравоохранения «Центральная городская больница»
к Финансовому управлению в Полевском городском округе Министерства финансов Свердловской области
о признании незаконными действий государственного органа
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 26.01.2009, ФИО2, доверенность от 26.01.2009,
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 19.01.2009 №1, ФИО4, доверенность от 17.02.2009 №2.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская больница» (далее – МУЗ «ЦГБ») обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконными действий Финансового управления в Полевском городском округе Министерства финансов Свердловской области при проведении проверки в период с 15.08.2008 по 22.08.2008 и в период с 24.10.2008 по 01.11.2008 по квалификации использования средств местного бюджета как не нецелевого.
Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило полностью, просит в иске отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
Финансовым управлением в Полевском городском округе Министерства финансов Свердловской области в период с 15.08.2008 по 22.08.2008 и в период с 24.10.2008 по 01.11.2008 проведена плановая проверка МУЗ «ЦГБ» по вопросу целевого использования средств, выделяемых из местного и областного бюджетов и полученных из внебюджетных источников, сохранности денежных средств и материальных ценностей за период с 01.07.2005 по 01.07.2008.
По результатам проверки составлен акт от 05.11.2008, в котором установлены факты неправомерного расходования МУЗ «ЦГБ» денежных средств в сумме 102844,49 руб. (п. 8.3 акта) и нецелевого расходования бюджетных средств в сумме 111844, 09 руб. (раздел 14 акта).
Как следует из акта от 05.11.2008, при проверке расходов на горюче-смазочные материалы и запасные части к автомобилям установлено, что выдача запасных частей в апреле и июне 2008 года на сумму 102844,49 руб. осуществлялась со склада запасных частей на основании ведомости выдачи материалов на нужды учреждения, подписанной начальником гаража ФИО5. Накладные (требования) на выдачу со склада запасных частей за июнь 2008 года утверждены и.о. начальника гаража ФИО6.
Поскольку в приложении №4 к приказу об учетной политике на 2008 год в перечне лиц, имеющих право подписи ведомости на выдачу материалов, накладных, данные должностные лица не указаны, Финансовое управление в Полевском городском округе Министерства финансов Свердловской области пришло к выводу о неправомерном расходовании МУЗ «ЦГБ» денежных средств в сумме 102844,49 руб.
Согласно под. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
При этом согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Из п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» следует, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать все обязательные реквизиты, к которым, в частности, относятся наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц.
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» лица, составившие и подписавшие первичные документы, обеспечивают достоверность содержащихся в них данных.
В нарушение требований законодательства о бухгалтерском учете в МУЗ «ЦГБ» приняты к учету первичные документы, подписанные лицами, не уполномоченными на подписание первичных учетных документов.
Неправильное оформление первичных документов приравнивается к их отсутствию и, как следствие, расходы могут быть признаны необоснованными (ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах действия Финансового управления в Полевском городском округе Министерства финансов Свердловской области, выразившиеся в признании неправомерным расходования МУЗ «ЦГБ» денежных средств в сумме 102844,49 руб., соответствуют действующему законодательству. Кроме того, эти действия не нарушают прав и законных интересов МУЗ «ЦГБ», так как расходы в сумме 102844,49 руб. не признаны нецелевым использованием бюджетных средств, проверяющий орган лишь признал факт неправомерного расходования денежных средств в указанной сумме и не возложил на заявителя обязанности в последующем восстановить эту сумму.
Вместе с тем выявленное в ходе проверки обстоятельство оплаты МУЗ «ЦГБ» за счет бюджетных средств расходов на коммунальные услуги, понесенных арендаторами недвижимого имущества, расположенного на территории МУЗ «ЦГБ», послужило основанием для признания проверяющим органом нецелевым расходованием бюджетных средств в сумме 111844, 09 руб.
Из акта от 05.11.2008 следует, что МУЗ «ЦГБ» выделены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на расходы по подстатье 223 «Коммунальные услуги» на 2005 – 2008 г.г. применительно ко всей отапливаемой площади административных зданий. При исследовании счетов-фактур на оплату коммунальных услуг проверяющий орган, установил, что МУЗ «ЦГБ» осуществляло оплату коммунальных услуг за всю отапливаемую площадь, включая площади, занимаемые арендаторами на территории МУЗ «ЦГБ» на основании договоров аренды, заключенных с Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа. Доля коммунальных услуг, потребляемых арендаторами, в денежном выражении составила 111844, 09 руб., в том числе в 2005 году – 3834,59 руб., в 2006 году – 36401,45 руб., в 2007 году – 43306,84 руб., в I полугодии 2008 года – 28297,21 руб.
Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. (ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В нарушение указанных правовых норм МУЗ «ЦГБ» предоставленные ему по подстатье 223 «Коммунальные услуги» бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в сумме 111844, 09 руб. использовало на оплату коммунальных услуг, потребленных арендаторами недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении МУЗ «ЦГБ».
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
При таких обстоятельствах проверяющий орган сделал правомерный вывод о нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 111844, 09 руб.
В соответствии с п. 4.12.1 Положения «Об аренде недвижимого имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа», утвержденного Решением Думы от 17.10.2002 №196 заключенный договор аренды является основанием для заключения арендатором договоров об оказании коммунальных и эксплуатационных услуг, услуг по содержанию нежилого фонда и прилегающей к нему территории с организацией, ответственной за эксплуатацию и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства, электрохозяйства, а также иными эксплуатационными организациями.
В договорах аренды нежилых помещений, расположенных на территории МУЗ «ЦГБ», также содержатся условия об обязанности арендаторов по заключению договоров об эксплуатационном обслуживании, энергоснабжении, теплоснабжении и водоснабжении.
Довод заявителя о том, что в нарушение требований названного Положения и условий договоров арендаторы не заключили договоры с коммунальными службами, суд во внимание не принимает, поскольку данное обстоятельство не имеет значения при рассмотрении вопроса о целесообразности понесенных МУЗ «ЦГБ» расходов в сумме 111844, 09 руб., выделенных ему в возмещение расходов по коммунальным платежам в соответствии с занимаемыми им площадями.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для признания незаконными действий Финансового управления в Полевском городском округе Министерства финансов Свердловской области при проведении проверки в период с 15.08.2008 по 22.08.2008 и в период с 24.10.2008 по 01.11.2008 по квалификации использования средств местного бюджета как не нецелевого, вследствие чего в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья Д. В. Ефимов