ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А60-9433/2021 от 03.09.2021 АС Свердловской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

10 сентября 2021 года                                           Дело № А60-9433/2021

Резолютивная часть решения объявлена 03 сентября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.В. Ефимова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                                Д.В. Саркисяном, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-9433/2021,  по иску

публичного акционерного общества «Т Плюс»(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию и теплоноситель в размере 99 537 руб. 25 коп.

третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент по управлению муниципальным имуществом (ИНН <***>, ОГРН: <***>), акционерное общество «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания «, (ИНН <***>, ОГРН: <***>).

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 25.03.2021,

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию и теплоноситель за период с 01.03.2019 по 30.11.2019, с 01.01.2020 по 31.05.2020, с 01.08.2020 по 30.11.2020 по договору № ТГЭ1812-65386/МКД от 06.03.2019 в размере 116214 руб. 67 коп.

Определением суда от 04.03.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ). Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.

В материалы дела 01.04.2021 от ответчика поступили возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. В обоснование своей позиции ответчик указал, что неоднократно в адрес истца направлял письма о сторнировании начислений за ГВС ресурс за период с 06.03.2019 по 20.12.2019, однако указанного перерасчета на текущую дату не произведено.

Ответчик так же указал, что истцом учтены не все платежи, произведенные в их адрес.

От истца 02.04.2021 поступило ходатайство о приобщении оригинала платежного поручения от 25.02.2021 № 8936.

Поступившие документы суд приобщил к материалам дела.

Определением суда от 27.04.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание назначено на 31.05.2021.

В предварительном судебном заседании от истца поступило  возражение на отзыв, согласно которому истец полагает, что ответчику выставлены объемы правомерно, оснований для сторнирования начислений не имеется. Документы приобщены к материалам дела.

От истца поступило ходатайство об уточнении искового заявления, в соответствии с которым, истец просит взыскать сумму основного долга в размере 99 537 руб. 25 коп., 3 981 руб. 00 коп. задолженность по оплате государственной пошлины. Уточнение исковых требований судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение  всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, с учетом мнения присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

Назначено основное судебное разбирательство дела на 01.07.2021.

До судебного заседания от ответчика поступили пояснения, согласно которым ответчиком признает сумму задолженности в размере 32 719,41 руб.

Документ приобщен к материала дела.

В связи с тем, что в обоснование своей позиции ответчик ссылается на комиссионный акт от 13 декабря 2019 года, составленный при участии представителей АО «Орджоникидзевская УЖК», ответчик просит осуществить привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – акционерное общество «Орджоникидзевская управляющая жилищная компания «, (ИНН <***>, Юридический адрес: 620012, <...>). Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Кроме того, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Департамент по управлению муниципальным имуществом.

От истца поступило ходатайство о приобщении возражения на дополнительные пояснения на возражения истца от 31.05.2021. Документ приобщен к материалам дела.

От ответчика 23.08.2021 поступили дополнительные пояснения, согласно которым ответчик указывает, что спорное нежилое помещение является неотапливаемым.

Документ приобщен к материалам дела.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.  Отводов суду не заявлено.

УСТАНОВИЛ:

Между истцом и ответчиком заключен договор № ТГЭ1812-65386/МКД от 06.03.2019.

В период с 01.03.2019 по 30.11.2019, с 01.01.2020 по 31.05.2020, с 01.08.2020 по 30.11.2020, истцом в адрес ответчика поставлены коммунальные ресурсы по договору на общую сумму 132 008 руб.72 коп.

Для оплаты отпущенных теплоресурсов в вышеназванный период истец выставил ответчику счет-фактуру, который своевременно не оплачен в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность перед истцом за потребленные теплоресурсы.

В адрес ответчика направлена претензия об уплате задолженности за указанный период. Однако до настоящего времени претензия в полном объеме не оплачена, возражений на указанную претензию ответчиком в адрес истца не направлено.

В связи с надлежащим исполнением истцом своих обязанностей у ответчика возникла обязанность по оплате стоимости потребленной тепловой энергии.

Положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 – 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается. Допустив просрочку оплаты, ответчик существенно нарушил обязательство по оплате электроэнергии.

В соответствии с п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.

Истец с учетом отзыва ответчика уточнил исковые требования и просил снизить сумму долга до 99 537 руб. 25 коп.

Ответчик с указанной суммой не согласен.

Суд отклоняет доводы ответчика на основании следующего.

Ответчиком не доказано соблюдение законом предусмотренного порядка демонтажа отопительных приборов.

Объект ответчика находится в многоквартирном доме, соответственно, учитывая определение «нежилое помещение», регламентированное п. 2 Правил №354, и мнение Министерства строительства и ЖКХ РФ, изложенное в письме от 02.09.2016 г. №28483-АЧ/04, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом, установленном Правилами N 354 порядке во всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в том числе в отсутствии в помещении обогревающих элементов, присоединенных к централизованной внутридомовой системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе отопления.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие отключение от системы централизованного отопления ранее 30.11.2020.

Решение о легитимности демонтажа отопительных приборов принимает орган местного самоуправления. В случае принятия положительного решения выдается соответствующий документ, а после проведения переустройства составляется акт приемочной комиссии.

Порядок переустройства жилых и нежилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса РФ. Для проведения переустройства помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого помещения непосредственно, либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных Жилищным кодексом РФ.

Кроме того, требования Правил 491 и рекомендации Минстроя (письмо Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04) указывают на обязательность наличия соответствующего решения (согласия) собственников МКД.

Исходя из вышесказанного документами, подтверждающими надлежащий демонтаж отопительных приборов являются:

- акт приемочной комиссии, составленный в соответствии С требованием статьи 28 Жилищного кодекса РФ;

- решение (согласие) всех собственников МКД на переоборудование помещения МКД.

Любые действия по замене и переносу инженерных отопительных сетей и оборудования, которые произведены при отсутствии соответствующего согласования или с нарушением проекта переустройства, представленного для согласования, именуются самовольным переустройством.

Истец поясняет, что самовольная реконструкция систем теплопотребления - это не что иное, как разрегулировка сетей и внутренних систем всего многоквартирного жилого дома. Эти работы могут привести к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, и, в конечном итоге, к нарушению прав других потребителей тепловых услуг.

Ответчик не представил документов, подтверждающих законность демонтажа отопительных приборов. Таким образом, оснований для сторнирования начислений за отопление у истца не имеется.

Предоставление коммунальной услуги по отоплению не зависит от наличия или отсутствия радиаторов отопления в конкретном помещении.

Демонтаж приборов отопления в отсутствие разрешительных документов, фактическое использование для обогрева собственного помещения иных элементов внутридомовой системы отопления (стояков, трубопроводов и т.п.), теплоотдача которых достаточна для поддержания в помещении нормативной температуры воздуха, позволяют собственнику (владельцу) не применять автономную систему отопления.

В результате такой собственник (владелец) ставится в более выгодное положение по сравнению с теми собственниками, которые исполняют свои обязательства надлежащим образом и не создают угрозы возникновения в системе отопления дома негативных последствий.

Таким образом, переоборудование нежилого помещения путем демонтажа (отключения) теплопотребляющих устройств в помещении без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого предусмотренного законодательством порядка не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.

При отключении в помещениях радиаторов отопления, демонтаже системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и/или изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, размещение которых предусмотрено технической документацией, потребитель может быть освобожден от оплаты услуг по теплоснабжению только при условии предоставления доказательств осуществления демонтажа (отключения) и/или изоляции с соблюдением всех предусмотренных действующим законодательством процедур согласования и разрешения, что будет свидетельствовать о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в помещения не предоставлялась.

Соответственно, заявляя возражения в части отключения в спорном помещении энергопотребляющих устройств, ответчик обязан представить доказательства законности отключения энергопотребляющих устройств и изоляции проходящих через помещение элементов внутридомовой системы.

Согласно подпункту «е» пункта 4 Правила № 354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к Правилам 354.

Следовательно, предоставление коммунальной услуги по отоплению не зависит от наличия или отсутствия радиаторов отопления в конкретном помещении. При поставке тепловой энергии во всех помещениях МКД поддерживается определенный уровень температуры посредством общедомового инженерного оборудования, обеспечивающего предоставление коммунальной услуги по отоплению.

Довод ответчика  о необходимости сторнировании начислений за ГВС ресурс за период с 06 марта 2019 года по 20 декабря 2019 года отклоняется.

В помещении ответчика имеется 6 водоразборных точек, что предполагает наличие возможности у Ответчика воспользоваться услугой по ГВС в любое время.

Наличие водоразборных точек и их параметры установлены актом технического состояния нежилого помещения в МКД от 14.04.2020.

Кроме того, наличие ГВС на всей площади МКД подтверждается технической документацией.

Так, в разделе II технического паспорта на МКД указано, что горячее водоснабжение является центральным и имеется на всей площади МКД.

Довод ответчика о необходимости сторнирования начислений основывается исключительно на акте от 13.12.2019, которым установлен факт неиспользования ГВС на дату осмотра помещения.

Вместе с тем, акт от 13.12.2019 не является относимым, допустимым доказательством отсутствия услуги по ГВС, поскольку устанавливает лишь то, что на дату осмотра - 20.12.2019 ГВС не используется. Определить период (начальную дату и конечную), в котором ответчиком не использовалась услуга по ГВС, из указанного акта не представляется возможным.

Таким образом, истец правомерно выставляет ответчику объёмы коммунальных ресурсов, рассчитанных по нагрузке. Оснований для сторнирования начислений не имеется.

Ответчик считает, что отсутствие радиаторов является основанием для освобождения от оплаты за коммунальный ресурс.

Согласно подпункту «е» пункта 4 Правила № 354, отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к Правилам 354.

Следовательно, предоставление коммунальной услуги по отоплению не зависит от наличия или отсутствия радиаторов отопления в конкретном помещении.

Согласно «ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденному и введенному в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, «многоквартирный дом» - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие Приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст).

Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

Однако из технической документации на МКД не следует, что помещения ответчика являются неотапливаемыми.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, судебные расходы – отнесению на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ, (госпошлина и почтовые расходы ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества «Т Плюс»(ИНН <***>, ОГРН <***>)  долг за период с 01.03.2019 по 30.11.2019, с 01.01.2020 по 31.05.2020, с 01.08.2020 по 30.11.2020 по договору № ТГЭ1812-65386/МКД от 06.03.2019 в размере 99 537 руб. 25 коп., 3 981 руб. 00 коп. задолженность по оплате государственной пошлины., а так же почтовые расходы истца  в сумме 70 руб.80 коп.

Возвратить публичному акционерному обществу «Т Плюс»(ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета, государственную пошлину в сумме 505 руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению № 8936 от 25.02.2021.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                Д.В. Ефимов