АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
06 мая 2019 года Дело №А60-9781/2019
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 06 мая 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В.Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А.Мериновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Городской трамвай" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ОГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания от 19 ноября 2018 года №164,
при участии в судебном заседании:
от заявителя представители не явились, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лицапредставители не явились, извещено надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Ходатайств и заявлений не поступило.
Муниципальное унитарное предприятие "Городской трамвай" (далее – заявитель, МУП "Городской трамвай", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ОГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский" (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 19 ноября 2018 года №164.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 19.11.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Краснотурьинский» капитаном полиции ФИО1 в ходе осуществления федерального государственного надзора за дорожным движением выявлены нарушения эксплуатационного состояния дорог на территории городского округа Краснотурьинск при их содержании в зимний период в безопасном для движения состоянии, а именно в нарушение требований п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» проезжая часть дороги не расчищена от снега по ул. Карпинского, ул. Клубная, ул. Молодежная, ул. Базстроевская, ул. Фурманова, ул. Колхозная, ул. 8 Марта, ул. Коммунальная, ул. Советская, ул. Жукова, ул. Комсомольская, ул. Радищева.
По результатам обследования эксплуатационного состояния дорог составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог от 19.11.2018.
МУП "Городской трамвай" выдано предписание от 19.11.2018 №164, в соответствии с которым заявителю предписано в течение 6 часов в момента получения предписания произвести расчистку проезжей части дорог и улиц от снега на территории ГО Краснотурьинск по адресам: ул. Карпинского, ул. Клубная, ул. Молодежная, ул. Базстроевская, ул. Фурманова, ул. Колхозная, ул. 8 Марта, ул. Коммунальная, ул. Советская, ул. Жукова, ул. Комсомольская, ул. Радищева.
Не согласившись с указанным предписанием, МУП "Городской трамвай" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В п. 6, п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определено, что под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статья 17 Федерального закона N 257-ФЗ устанавливает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно муниципальному контракту от 15.10.2018 №161, заключенному между МУ «УЖКХ» (заказчик) и МУП «Городской трамвай» (подрядчик) подрядчик принял на себя обязательства по содержанию улично-дорожной сети ГО Краснотурьинск в зимний период 2018-2019гг.
Согласно п. 3.4.1 муниципального контракта подрядчик обязуется соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании улично-дорожной сети в зимний период, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении.
Пунктом 3.4.2 муниципального контракта предусмотрено, что МУП «Городской трамвай» в случае ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, переданных на содержание, незамедлительно и самостоятельно осуществлять действия по своевременному устранению помех для движения, обеспечению расчистки проезжей части автодорог, временному ограничению или запрещению проезда по поврежденным и/или опасным для движения транспорта автодорог.
Согласно п. 3.4.3 муниципального контракта для обеспечения надлежащего эксплуатационного содержания улично-дорожной сети и в соответствии с Отраслевым дорожным нормативом 218.014-99 «Автомобильные дороги общего пользования. Нормативы потребности в дорожной технике для содержания автомобильных дорог», утвержденным приказом ФДС России № 272 от 12.08.99, подрядчик обязан иметь в наличии специальную технику (собственную или арендованную) для производства работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети в необходимом количестве.
В силу пункта 3.4.24 муниципального контракта Подрядчик обязан принимать и незамедлительно выполнять предписания органа ГИБДД по устранению нарушений, выявленных в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения работ по настоящему Контракту, в сроки, установленные в требовании.
Таким образом, вопреки мнению заявителя, на МУП «Городской трамвай» возложена обязанность по содержанию улично-дорожной сети ГО Краснотурьинск в зимний период 2018-2019г.г., следовательно, предприятие является ответственным за нарушение правил содержания спорных автодорог и обязано выполнить требования, указанные в оспариваемом предписании.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются, в том числе обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании п. 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.2011 г. "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Согласно подп. "н" п. 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция в соответствии с подп. "б" п. 12 Положения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.
В соответствии с пунктами 83, 84 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 марта 2015 года №380, при надзоре за дорожным движением должностными лицами устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационные характеристики и состояния автомобильных дорог, в том числе продольная ровность и колейность дорожного движения; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин. В зимний период дополнительно контролируется соблюдение обязательных требований безопасности к срокам ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки, местам формирования и времени уборки снежных валов.
В силу пункта 82 Административного регламента, в рамках осуществления надзора за дорожным движением, должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию, осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при эксплуатации автомобильных дорог, а также получения информации о выполнении выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности.
Таким образом, органы ГИБДД уполномочены на проведение проверок требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Предписание содержит указание на допущенные заявителем нарушения, действия, которые заявитель должен совершить для устранения нарушений законодательства, в предписании также отражены.
Оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, подписано уполномоченным должностным лицом, содержание предписания соответствует установленным требованиям, в нем изложены сведения об установленных юридически значимых фактах, требования, подлежащие выполнению в целях устранения допущенного нарушения законодательства; предписание не содержит неясностей, конкретизировано, является исполнимым.
Таким образом, порядок вынесения оспариваемого предписания соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 8.1 ГОСТа Р 50597-2017, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускается наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Согласно п. 4.5 ГОСТа Р 50597-2017 указанные улицы относятся к группе улиц «Д, Е», нормативный срок окончания снегоочистки по таблице 8.1, составляет 6 часов с момента окончания снегопада.
Пунктом 9.5.1 ГОСТа Р 50597-2017 замеры толщины снега (рыхлого, талого или уплотненного) на проезжей части дороги не предусмотрены.
На территории ГО Краснотурьинск улично-дорожная сеть в зимний период не содержится в уплотненном снежном покрове, т.е. формирование уплотненного слоя снега на дорожном покрытии муниципальным контрактом № 161 от 15.10.2018 не предусмотрено, следовательно содержание дорог и улиц должно соответствовать требованиям п. 8.1 ГОСТа Р 50597-2017.
В период с 00ч.01мин. 19.11.2018 по 09ч.30мин. 21.11.2018 выпадение осадков на территории ГО Краснотурьинск не наблюдалось, те с момента окончания снегопада прошло более 6 часов, однако,проезжая часть дорог и улиц не была расчищена от снега.
При таких обстоятельствах предписание от 19 ноября 2018 года №164 вынесено заинтересованным лицом правомерно.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд не усматривает оснований для признания недействительным предписания.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах компетенции заинтересованного лица, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, выдано именно тому лицу, которое обязано устранить выявленные нарушения; содержит указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены; предписанием предусмотрен конкретный и реальный для исполнения срок; исполнение предписания не поставлено в зависимость от воли третьих лиц или от событий, которые могут наступить. Предписание является исполнимым, права и интересы заявителя не нарушает. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемым ненормативным актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также, что указанный ненормативный акт не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд приходит к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия "Городской трамвай" (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья Е.В. Бушуева