Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2010г.
Полный текст решения изготовлен 19 июля 2010г.
19 июля 2010г. Дело № А61-1041/10
Арбитражный суд в составе:
Судьи Климатова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления по строительству АМС г.Владикавказа
к ООО «Ростоп»
3-и лица: Сберегательный банк Российской Федерации в лице Северо-Осетинского отделения №8632 Сбербанка России (ОАО); АМС г.Владикавказа; Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами АМС г.Владикавказа; Управление Росреестра по РСО-Алания; Республика Северная Осетия-Алания в лице Правительства РСО-Алания, ООО «Императрица»; Министерство финансов РСО-Алания и Комитет топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания
о признании права собственности
при участии:
от истца: ФИО2 по доверенности № д42 от 08.06.2010г.
от ответчика: ФИО3 по доверенности от 24.01.10г.
от 3-х лиц:
Сберегательный банк Российской Федерации в лице Северо-Осетинского отделения №8632 Сбербанка России (ОАО) – ФИО4 по доверенности №09/41292 от 07.09.09г.
АМС г.Владикавказа - ФИО2 по доверенности № д42 от 08.06.2010г.
КУМИиЗР АМС г.Владикавказа – ФИО5 по доверенности №30 от 15.01.2010г.
Управление Росреестра по РСО-Алания – не явились.
РСО-Алания в лице Правительства РСО-Алания – ФИО6 по доверенности №09-24/3707 от 24.11.09г.
ООО «Императрица» - не явились,
Министерство финансов РСО-Алания – ФИО7 по доверенности №1207 от 29.09.09г.
Комитет топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания – ФИО8 по доверенности №0001/2010 от 01.01.10г.
установил: Управление по строительству АМС г.Владикавказа (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО «Ростоп» о признании права муниципальной собственности на 76 квартир, расположенных по адресу: <...>.
В дополнении к искровому заявлению Управление указало, что его исковые требования основаны на муниципальном контракте №78А-09 от 23 ноября 2009 года, заключенном с ООО «Ростоп» для приобретения квартир во исполнение Постановления Правительства РСО-Алания от 05 августа 2009г. №241 «Об адресной программе РСО-Алания «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2009-2010 годы», принятого в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007г. №185-ФЗ.
Условия Муниципального контракта с учетом дополнительного соглашения к нему соответствуют требованиям части 9 статьи 20.1 Федерального закона от 21 июля 2007г. №185-ФЗ.
Участие Управления в завершении строительства указанного жилого дома осуществлялось за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета РСО-Алания и бюджета муниципального образования города Владикавказ.
Государственная регистрация Муниципального контракта не осуществлена, поскольку в силу части 3 ст.27 Федерального закона от 30.12.2004г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственная регистрация государственных контрактов на приобретение жилых помещений в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 21 июля 2007г. №185-ФЗ не требуется.
Многоквартирный жилой дом по пр.Коста, 250-252 в г.Владикавказе 24.02.2010 ООО «Ростоп» сдало в эксплуатацию и по Акту от 02 марта 2010г. о результатах реализации Муниципального контракта №78А-09 от 23 ноября 2009г. передало Управлению в этом доме 76 квартир общей площадью 3 193,9 кв.м.
В связи с тем, что многоквартирный дом по пр.Коста, 250-252 в г.Владикавказ и земельные участки под ним находятся под залогом (ипотекой) у граждан и юридических лиц, за счет средств которых по договорам участия в долевом строительстве он строился, а также Сбербанка, истец просит признать его право собственности на 76 квартир не обремененным правами указанных лиц.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ в лице Северо-Осетинского отделения №8632 в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, обратилось с иском к Управлению и ООО «Ростоп» о признании недействительным Муниципального контракта №78А-09 от 23 ноября 2009г., сославшись на то что, многоквартирный жилой дом по пр.Коста, 250-252 в г.Владикавказе и земельные участки под ним ООО «Ростоп» заложен Банку по Договору об ипотеке №34800623 от 14 октября 2008 года в обеспечение исполнения обязательств по Договору об открытии невозобновляемой кредитной линии №348000632 от 02 сентября 2008 года.
В силу п.1 ст.27 Федерального закона №102-ФЗ от 16.07.1998 года «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Муниципальный контракт мог быть заключен только с его согласия. Банк согласие на отчуждение квартир по указанному Муниципальному контракту не давал.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены: РСО-Алания в лице Правительства, Министерство финансов РСО-Алания, Комитет топлива, энергетик и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, Администрация местного самоуправления г.Владикавказ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Комитет по управлению имуществом и земельными ресурсами АМС г.Владикавказ и ООО «Императрица».
В судебном заседании представитель Управления и АМС г.Владикавказа заявила, что Муниципальный контракт №78А-09 от 23 ноября 2009 года был заключен Управлением, как отраслевым органом администрации, в соответствии с требованиями ст.20.1 Федерального закона №185-ФЗ от 21 июля 2007г. Эта статья указанного закона устанавливает особенности предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья и предусматривает приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не мене 70% от предусмотренной проектной документацией готовности, в том числе в домах, строящихся за счет долевого участия граждан и юридических лиц.
В соответствии с этой статьей Закона жилые помещения приобретаются за счет средств Фонда и субъекта РФ, право собственности на эти жилые помещения регистрируется за субъектом РФ, а затем последним передаются в собственность муниципального образования для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилья в соотсветсвиии с жилищным кодексом РФ.
Как стало известно АМС г.Владикавказ и Управлению уже после предъявления иска, денежные средства Фондом были предоставлены на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с региональной адресной программой по решению от 21 августа 2009г. №97, дополнительными соглашениями №3 от 21 августа 2009г. и 25 августа 2009 года, заключенными с РСО-Алания.
Адресная программа Республики, указанные решения Фонда и Соглашения, заключенные Фондом с Республикой, предусматривают финансирование реализации Адресной программы за счет средств Фонда, Республики, бюджета муниципального образования и перечисление этих средств в бюджет муниципального образования, то есть Фонд выделил денежные средства в порядке и на условиях, установленных ст.14, 16-20 Закона, а не ст.20.1.
Следовательно, средства Фонда и бюджета Республики Министерством финансов РСО-Алания по соглашению №3 от 07 сентября 2009г. предоставлены администрацией г.Владикавказа правомерно Управлением. Муниципальный контракт №78А-09 от 23 ноября 2009г. также заключен правомерно.
Цена одного квадратного метра, приобретаемых жилых помещений по Муниципальному контракту не противоречит ч. 4 ст.16 Закона и цене, указанной в адресной программе Республики, а также, указанной в Дополнительном соглашении от 25 августа 2009г., заключенном Фондом с Республикой.
В арбитражный суд Управление обратилось в связи с тем, что в порядке, установленном ст.20.1 Закона, право муниципальной собственности г.Владикавказ на квартиры, приобретенные по Муниципальному контракту, зарегистрировано быть не может. Статьи 14, 16-20 Закона порядок государственной регистрации приобретенных за счет указанных средств жилых помещений не устанавливает.
В иске Сбербанка РФ представитель истца просит отказать, так как многоквартирный жилой дом строился с привлечением средств граждан по договорам участия в долевом строительстве, следовательно, взаимоотношения ООО «Ростоп» с Банком по Кредитному договору и договору об ипотеке регулируются Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом №214-ФЗ от 30 декабря 2004г. «О долевом участи в строительстве многоквартирных домов …». Исходя из смысла ч.7.1 ст.13 этого Закона получение согласия Банка на заключение договоров долевого участия в строительстве многоквартирного дома не требуется. По Муниципальному контракту Управление приняло участие в долевом строительстве - завершении строительства дома с целью получения по его окончании 76 квартир.
Жилые помещения, построенные за счет средств, полученных по Муниципальному контракту, подлежат передаче в муниципальную собственность для последующей передачи их гражданам отселяемым из аварийного жилья, а в соответствии с ч.2 ст.74 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ипотека индивидуальных и многоквартирных домов и квартир, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
Квартиры, переданные Управлению ООО «Ростоп» по Акту от 02 марта 2010г. другим лицам не проданы. Поэтому истец просит на 76 квартир в многоквартирном жилом доме по пр.Коста, 250-252 г.Владикавказ, указанных в Акте от 02 марта 2010г. признать право муниципальной собственности г.Владикавказа свободным от обременения залогом прав дольщиков и Банка. Тем более, что согласно ч.8ст.13 Федерального закона №214-ФЗ от 30 декабря 2004г. «О долевом участии в строительстве …» с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства право залога, возникшее на основании этого закона, а также на основании договора с банком, не распространяется на этот объект долевого строительства.
Представитель ООО «Ростоп» просил требования Управления удовлетворить, так как условия Муниципального контракта им исполнены, квартиры фактически по Акту ему переданы. В удовлетворении иска Сбербанка просил отказать по основаниям, изложенным в его отзыве.
В отзыве на иск Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительством Республики Северная Осетия-Алания принято постановление от 5 августа 2009г. № 241, которым утверждена Адресная программа Республики Северная Осетия-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы" (далее по тексту - Программа).
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом и направлена на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в Республике Северная Осетия-Алания и обеспечение их благоустроенным жильем.
Основными целями Программы являются:
организационное и финансовое обеспечение выполнения обязательств органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений и граждан, выселяемых из занимаемых по договору социального найма жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах, путем переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории муниципальных образований республики;
формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. Программа реализуется в течение 2009-2010 годов.
По городу Владикавказу на переселение граждан из аварийного жилищного фонда Программой предусмотрено финансирование в объёме 271903,744 тыс. руб., в том числе: за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ - 237900,832 тыс. руб., за счёт средств республиканского бюджета - 13853,837 тыс. руб., за счёт средств местного бюджета АМС г. Владикавказа - 20149,075 тыс. руб.
7 сентября 2009года между Министерством финансов РСО-Алания и АМС г. Владикавказа заключено Соглашение № 2 о долевом финансировании республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Соглашение определяет порядок взаимодействия Сторон в целях исполнения постановления Правительства РСО-Алания от 05.08.2009г. № 241 "Об адресной программе Республики Северная Осетия-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2009-2010 годы".
По условиям данного Соглашения Министерство финансов РСО-Алания предоставляет на безвозмездной основе и перечисляет на счета АМС г. Владикавказа денежные средства в размере 237900,832 тыс. руб.- за счёт средств Фонда и 13853,837 тыс. руб.- из республиканского бюджета и осуществляет контроль за их использованием.
В свою очередь АМС г. Владикавказа использует и направляет полученные средства, а так же средства местного бюджета на реализацию республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и предоставляет в Министерство финансов РСО-Алания отчёты о расходовании указанных средств.
Во исполнение условий подписанного Соглашения Администрация местного самоуправления г. Владикавказа заключила контракт на приобретение жилых помещений (квартир), в рамках реализации программы переселения из аварийного жилищного фонда.
В связи с изложенным Комитет топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания считает обоснованными заявленные истцом исковые требования.
Представители Правительства РСО-Алания и Министерства Финансов РСО-Алания дали суду аналогичные пояснения.
Представитель Комитета по Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа исковое заявление поддержал указав в отзыве, что Управление по строительству является отраслевым органом АМС г.Владикавказа по реализации в границах городского округа вопросов строительства объектов жилищного, коммунального и другого назначения с вводом их в эксплуатацию.
В соответствии с пунктами 2.4, 2.5 Положения Управления, утвержденного решением Собрания представителей г.Владикавказа от 09.07.2008г. №7/8, в его функции входит заключение договоров долевого участия с частными лицами и предприятиями города на строительство жилья, выступает заказчиком на размещение муниципального заказа на выполнение подрядных, строительных работ путем проведения торгов на право заключения муниципального контракта. Поэтому, муниципальный контракт №78А-09 от 23.11.2009г. был заключен им.
Поскольку стороной-заказчиком в указанном муниципальном контракте было Управление, ему же Администрацией местного самоуправления г.Владикавказа было поручено оформление права муниципальной собственности на 76 квартир по этому контракту, в том числе и на предъявление в Арбитражный суд иска в интересах АМС г.Владикавказ.
В удовлетворении иска Сбербанка России Комитет топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве Управления на этот иск.
Управление Росреестра и ООО «Императрица» отзывы не представили, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, хотя о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителей Управления Росреестра и ООО «Императрица».
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Управление по строительству АМС г.Владикавказ – отраслевой орган АМС г.Владикавказ по реализации вопросов строительства объектов жилищного, коммунального и другого назначения (далее Управление) обратилось по поручению АМС г.Владикавказ с иском о признании права муниципальной собственности г.Владикавказ на 76 квартир общей площадью 3 193,9 кв.м. в многоквартирном жилом доме по пр.Коста, 250-250 г.Владикавказ, в том числе:
- семь однокомнатных квартир в I подъезде (№1 площадью 43,4 кв.м. в уровне 3 этажа; №7 площадью 43,4 кв.м. в уровне 4 этажа; №13 площадью 43,4 кв.м. в уровне 5 этажа; №19 площадью 43,4 кв.м. в уровне 6 этажа; №25 площадью 43,4 кв.м. в уровне 7 этажа; №31 площадью 43,4 кв.м. в уровне 8 этажа, №37 площадью 43,2 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 303,6 кв.м.;
- семь однокомнатных квартир в I подъезде (№3 площадью 38 кв.м. в уровне 3 этажа; №9 площадью 38 кв.м. в уровне 4 этажа; №15 площадью 38 кв.м. в уровне 5 этажа; №21 площадью 38 кв.м. в уровне 6 этажа; №27 площадью 38 кв.м. в уровне 7 этажа; №33 площадью 38 кв.м. в уровне 8 этажа; №39 площадью 38 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 266 кв.м.;
- семь однокомнатных квартир в I подъезде (№4 площадью 34,7 кв.м. в уровне 3 этажа; №10 площадью 34,7 кв.м. в уровне 4 этажа; №16 площадью 34,7 кв.м. в уровне 5 этажа; №22 площадью 34,7 кв.м. в уровне 6 этажа; №28 площадью 34,9 кв.м. в уровне 7 этажа; №34 площадью 34,9 кв.м. в уровне 8 этажа, №40 площадью 34,9 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 243,5 кв.м.;
- семь однокомнатных квартир во II подъезде (№44 площадью 33,4 кв.м. в уровне 3 этажа; №51 площадью 33,4 кв.м. в уровне 4 этажа; №58 площадью 33,4 кв.м. в уровне 5 этажа; №65 площадью 33,4 кв.м. в уровне 6 этажа; №72 площадью 33,4 кв.м. в уровне 7 этажа; №79 площадью 33,4 кв.м. в уровне 8 этажа; №86 площадью 33,4 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 233,8 кв.м.;
- семь однокомнатных квартир во II подъезде (№46 площадью 31,2 кв.м. в уровне 3 этажа; №53 площадью 31,2 кв.м. в уровне 4 этажа; №60 площадью 31,2 кв.м. в уровне 5 этажа; №67 площадью 31,2 кв.м. в уровне 6 этажа; №74 площадью 31,2 кв.м. в уровне 7 этажа; №81 площадью 31,2 кв.м. в уровне 8 этажа; №88 площадью 31,2 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 218,4 кв.м.;
- семь однокомнатных квартир во II подъезде (№47 площадью 37,1 кв.м. в уровне 3 этажа; №54 площадью 37,1 кв.м. в уровне 4 этажа; №61 площадью 37,1 кв.м. в уровне 5 этажа; №68 площадью 37,1 кв.м. в уровне 6 этажа; №75 площадью 37,1 кв.м. в уровне 7 этажа; №82 площадью 37,1 кв.м. в уровне 8 этажа; №89 площадью 37,1 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 259,7 кв.м.
Всего однокомнатных 42 квартиры.
- семь двухкомнатных квартир в I подъезде (№5 площадью 43,6 кв.м. в уровне 3 этажа; №11 площадью 43,6 кв.м. в уровне 4 этажа; №17 площадью 43,6 кв.м. в уровне 5 этажа; №23 площадью 43,6 кв.м. в уровне 6 этажа; №29 площадью 43,6 кв.м. в уровне 7 этажа; №35 площадью 43,6 кв.м. в уровне 8 этажа; №41 площадью 43 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 304,6 кв.м.;
- шесть двухкомнатных квартир в I подъезде (№6 площадью 50,6 кв.м. в уровне 3 этажа; №12 площадью 50,6 кв.м. в уровне 4 этажа; №18 площадью 50,6 кв.м. в уровне 5 этажа; №24 площадью 50,6 кв.м. в уровне 6 этажа; №30 площадью 50,6 кв.м. в уровне 7 этажа; №36 площадью 50,6 кв.м. в уровне 8 этажа) общей площадью 303,6 кв.м.;
- семь двухкомнатных квартир во II подъезде (№43 площадью 45,3 кв.м. в уровне 3 этажа; №50 площадью 45,3 кв.м. в уровне 4 этажа; №57 площадью 45,3 кв.м. в уровне 5 этажа; №64 площадью 45,3 кв.м. в уровне 6 этажа; №71 площадью 45,3 кв.м. в уровне 7 этажа; №78 площадью 45,3 кв.м. в уровне 8 этажа; №85 площадью 45,3 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 317,1 кв.м.;
- семь двухкомнатных квартир во II подъезде (№48 площадью 50 кв.м. в уровне 3 этажа; №55 площадью 51,9 кв.м. в уровне 4 этажа; №62 площадью 51,9 кв.м. в уровне 5 этажа; №69 площадью 51,9 кв.м. в уровне 6 этажа; №76 площадью 51,9 кв.м. в уровне 7 этажа; №83 площадью 51,9 кв.м. в уровне 8 этажа; №90 площадью 51,9 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 361,4 кв.м.;
- семь двухкомнатных квартир во II подъезде (№49 площадью 54,6 кв.м. в уровне 3 этажа; №56 площадью 54,6 кв.м. в уровне 4 этажа; №63 площадью 54,6 кв.м. в уровне 5 этажа; №70 площадью 54,6 кв.м. в уровне 6 этажа; №77 площадью 54,6 кв.м. в уровне 7 этажа; №84 площадью 54,6 кв.м. в уровне 8 этажа; №91 площадью 54,6 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 382,2 кв.м.
Всего 34 квартиры.
Право собственности Управление просит признать не обремененным залогом прав других участников долевого строительства этого дома, а также Сберегательного банка России по договору об ипотеке №34800623 от 14 октября 2008г.
Свое требование Управление обосновало заключенным с ООО «Ростоп» - застройщиком указанного дома Муниципальным контрактом №78А-09 от 23 ноября 2009г. на участие в окончании строительства многоквартирного жилого по пр.Коста, 250-252 г.Владикавказ, степень готовности которого составляет 70%, за счет средств, полученных в рамках федеральной программы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. По итогам реализации этого контракта в собственность муниципального образования г.Владикавказ переходят 76 квартир общей площадью 3 164 кв.м.
Федеральная программа содействия реформированию ЖКХ реализуется Фондом, который создан в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007г. №185-ФЗ (далее Закон).
Этот Закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет Фонда установлен ст.14 Закона. Наряду с другими, условиями предоставления финансовой поддержки за счет Фонда, является: наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона, и выделение в соответствии со ст.18 Закона средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на долевое финансирование региональных адресных программ.
Постановлением Правительства РСО-Алания от 05 августа 2009г. №241 была утверждена Адресная программа Республики Северная Осети-Алания «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2009-2010 годы, разработанная в соответствии с требованиями ст.16 Закона.
Целью этой программы является организационное и финансовое обеспечение выполнения обязательств органов местного самоуправления по обеспечению жилищных прав граждан, занимающих жилые помещения в подлежащих сносу многоквартирных домах, путем переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территориях муниципальных образований Республики, выполнивших условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Объемы и источники финансирования Программы были определены в соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 декабря 2008г. №323-ФЗ «О порядке определения минимального объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости стимулирования рынка жилья за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов в 2009г. и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Федерального закона от 01 июля 2009г. №143-ФЗ «Об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году».
Для г.Владикавказ Программой предусмотрено выделение финансовой поддержки за счет средств Фонда – 237 900 832 рубля, из бюджета РСО-Алания – 13 853 837 рублей, из местного бюджета - 21 268 652 рубля. Средства программы предусмотрены на долевое финансирование переселения граждан из жилых помещений, находящихся признанными аварийными многоквартирных домах, используются для этой цели администрацией муниципальных образований Республики.
Общее руководство управления Адресной программой Республики и контроль за её реализацией возложено на Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, контроль за целевым использованием средств Фонда и республиканского бюджета – на Министерство финансов РСО-Алания.
Цена приобретения одного квадратного метра жилой площади в Программе установлена с учетом части 4 ст.16 Закона, допускающей увеличение цены одного квадратного метра против цены, установленной соответствующим органом Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта или местного бюджета.
По заявке Республики РСО-Алания Правление Фонда 21 августа 2009 года приняло Решение (Протокол №97) о предоставлении РСО-Алания финансовой поддержки за счет Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 443 368 835, рублей.
Во исполнение этого Решения между Фондом и РСО-Алания в лице Министра финансов РСО-Алания 21 августа 2009г. за №3 было заключено Дополнительное соглашение к Договору от 30 июля 2008г. №52-3С о долевом финансировании Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в РСО-Алания.
По этому Дополнительному соглашению Фонд обязался перечислить в республиканский бюджет 443 368 835 руб. на безвозвратной основе.
Пунктами 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 этого Дополнительного соглашения Министерство финансов РСО-Алания обязалось направить в местные бюджеты средства республиканского бюджета, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в республиканском бюджете, на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также обеспечить контроль за выполнением муниципальными образованиями условий софинансирования за счет средств местных бюджетов в 2009 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Этот же порядок использования средств для переселения граждан из аварийного жилищного фонда установлен Соглашением о взаимодействии по реализации положений Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2009 году, заключенным между Фондом и Республикой 25 августа 2009 года. Этим же Соглашением установлена цена приобретения одного квадратного метра, не превышающая 30 000 рублей.
Из изложенного следует, что для реализации адресной программы РСО-Алания средства Фонда были выделены по условиям, установленным главой 5, статьи 14-20 Закона.
Эти средства, а также средства бюджета Республики подлежали перечислению в местные бюджеты и должны были использоваться органами местного самоуправления путем приобретения жилых помещений у застройщиков многоквартирных домов или строительства многоквартирных домов, жилые помещения в которых предназначены для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
Таким образом реализация Адресной программы РСО-Алания «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2009-2010 годы возложена на администрации местного самоуправления, в том числе АМС г.Владикавказ.
Во исполнение указанных Дополнительных соглашений, заключенных с Фондом, Адресной программы Республики Министерство финансов РСО-Алания 07 сентября 2009 года заключило с АМС г.Владикавказ Соглашение №2 о долевом финансировании республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
По этому Соглашению Министерство финансов РСО-Алания предоставляет на безвозмездной основе и перечисляет на счет АМС г.Владикавказ за счет средств Фонда 237 900 832 рубля, из республиканского бюджета – 13 853 837 рублей и осуществляет контроль за их использованием.
АМС г.Владикавказ направляет полученные средства, а также средства местного бюджета на реализацию республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и представляет в Министерство финансов РСО-Алания ежемесячно отчет о расходовании этих средств.
Следовательно Муниципальный контракт №78А-09 от 23 ноября 2009 года был заключен во исполнение Адресной программы РСО-Алания «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2009-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РСО-Алания от 05 августа 2009 года №241 с использованием денежных средств, выделенных под эту программу Фондом, из бюджета Республики и предусмотренных в бюджете города.
Однако заключен он не на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых завершено, как это предусмотрено в ч.4 ст.16 Закона и в Соглашении от 25 августа 2009 года, заключенном между Фондом и РСО-Алания, а на приобретение жилых помещений путем участия в завершении строительства многоквартирного дома с 70% процентной готовностью, то есть на условиях ст.20.1 Закона, которая устанавливает особенности предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья.
В тоже время цена одного квадратного метра жилой площади в контракте установлена 25 082 рубля, что соответствует условиям ст.16 Закона и Адресной программе Республики, которой установлена цена приобретения в г.Владикавказ 26 131, 86 рублей за один квадратный метр. Муниципальный контракт заключен на условиях установленных как статьями 14, 16-20, так и ст. 201. Закона.
В соответствии со ст. 20.1 Закона для реализации программы переселение граждан из аварийного жилья используются только средства Фонда и субъекта РФ, контракты заключаются и собственником жилья, приобретенного путем участия в завершении строительства многоквартирных домов с 70% готовностью становится субъект РФ, который передает эти жилые помещения в собственность муниципальным образованиям для предоставления их гражданам, выселяемым из аварийного жилья, в порядке, установленном жилищным законодательством.
Следовательно, назначение средств Фонда и субъекта РФ, предоставляемых как в порядке ст. ст. 14, 16-20, так и в порядке ст.20.1 Закона – приобретение жилых помещений для предоставления гражданам выселяемым из аварийного жилья; гражданам это жилье предоставляется муниципальными образованиями, в собственности которых оно находится. Жилые помещения, приобретаемые субъектами РФ в порядке ст.20.1 Закона, передаются для этих целей в собственность муниципалитетов.
Поэтому, приобретение жилых помещений за счет средств Фонда, бюджета Республики, выделенных в соответствии со ст.14, 16-20 Закона и бюджета города Владикавказ, путем заключения контракта на участие в завершении строительства многоквартирного с 70% готовностью не может служить основанием для отказа в признании права собственности муниципального образования г.Владикавказ на эти жилые помещения.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ в лице Северо-Осетинского отделения №8632 (далее Банк) просит признать Муниципальный контракт №78А-09 от 23 ноября 2009 г. недействительным в связи с его заключением в нарушение п.1 ст.37 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» без согласия Банка, у которого многоквартирный жилой дом по пр.Коста, 250-252 г.Владикавказ и земельные участки под ним находятся в залоге на основании договора об ипотеке №34800623 от 14 октября 2008 года, заключенного с ООО «Ростоп» в обеспечение исполнения обязательств последнего по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии №348000632 от 02 сентября 2008 года.
Требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела Постановлением АМС г.Владикавказа от 18.07.2005 № 815 ООО «Императрица» было дано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома на земельном участке по адресу: пр. Коста, 249 и 250, как продолжение ранее разрешенного строительства жилого дома по пр. Коста, 252 по проекту, согласованному с главным архитектором города.
Многоквартирный жилой дом на указанных земельных участках ООО «Императрица» - застройщик строило с привлечением денежных средств граждан для долевого участия в строительстве.
Право собственности на земельные участки ООО «Императрица» и договоры участия в долевом строительстве этого дома, заключенные с физическими лицами, были зарегистрированы в порядке, установленном статьями 3 и 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
Взаимоотношения, связанные со строительством многоквартирных домов с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, заключивших договор долевого участия, регулируются этим законом.
На основании статьи 13 указанного закона у участников долевого строительства считается находящимся в залоге земельный участок, на который получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, а также многоквартирный дом после завершения его строительства.
В связи с заключением ООО «Императрица» 26 и 29 августа 2008г. договоров купли-продажи земельных участков по пр.Коста, 250-252 с находящимися на них строениями с ООО «Ростоп» 13.10.2008 последнему было выдано разрешение № Ru15301000-153 на строительство девятиэтажного жилого дома с мансардой по адресу пр. Коста, 250-252, т.е. фактически на продолжение строительства многоквартирного жилого дома, начатого ООО «Императрица».
На основании этого разрешения ООО «Ростоп» зарегистрировало право собственности на незавершенный строительством объект по адресу: РСО-Алания, <...> (Свидетельство о государственной регистрации права 15 АЕ № 813875, запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.10.2008 № 15-15-01/078/208-439).
По договорам купли-продажи ООО «Ростоп» приняло от ООО «Императрица» имущество, обремененное залогом по договорам долевого участия, следовательно, в силу части 1 статьи 353 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве...» незавершенный строительством объект по пр. Коста, 250-252 также считается находящимся в залоге у участников долевого строительства, на ООО «Ростоп» перешли все обязанности ООО «Императрица» перед ними.
Как указано выше, взаимоотношения, возникшие при строительстве многоквартирных жилых домов с привлечением средств граждан и юридических лиц регулируются Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве...» с банком - по договору залога - Федеральным законом «Об ипотеке» (залог недвижимости) с особенностями, установленными указанным выше законом (часть 9 статьи 13 Федерального закона № 214-ФЗ).
ООО «Ростоп» 14.10.2008 заключило с Акционерный коммерческий Сберегательный банк России в лице Северо-Осетинского отделения №8632 договор № 34800623 ипотеки земельного участка и незавершенного строительством многоквартирного жилого дома по пр. Коста, 250-252 в обеспечение кредита, предоставленного по договору № 34800632 от 02.09.2008 в том числе и на строительство этого дома.
Заключение договора ипотеки с Банком не препятствует застройщику привлекать денежные средства граждан и юридических лиц по договорам долевого участия в строительстве, не превышающие в совокупности с полученными от банка кредитами указанной в проектной декларации стоимости строительства. Доказательств превышения сумм кредита и привлеченных средств дольщиков в т.ч. по муниципальному контракту нет.
Это его право установлено частью 7.1 статьи 13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве...». Получение согласия Банка на заключение договоров долевого участия как до заключения договора ипотеки, так и после его заключения не требуется.
Поэтому Муниципальный контракт №78А-09 от 23 ноября 2009г., заключенный для завершения строительства спорного жилого дома с целью приобретения в нем 76 квартир не может быть признан недействительным в связи с его заключением без согласия Банка.
Жилые помещения, приобретенные за счет средств, выделенных в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ от 21 июля 2007 года, становятся собственностью муниципальных образований, ипотека этих жилых помещений на основании ч.2 ст.74 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не допускается.
Кроме того, в соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве…» с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства, право залога, возникшее на основании этого закона, а также на основании договора с Банком в предусмотренных ч.6 и 7 этой статьи случаях не распространяется на данный объект долевого строительства.
Жилые помещения в многоквартирном доме по пр.Коста, 250-252 г.Владикавказ переданы участникам долевого строительства по акту от 02 в марта 2010 года.
Следовательно, жилые помещения, приобретенные на основании Муниципального контракта №78А-09 от 23 ноября 2009 года не могут быть обременены залогом прав участников долевого строительства и Банка, Залог прекращается в силу закона. Банк заключая договор ипотеки, дал согласие на это условие.
При изложенных обстоятельствах, оснований для признания договора от 23.11.2009 №78А-09, не имеется.
Госпошлину по делу в сумме 4 000 руб. следует отнести на ответчика, т.к. спор возник по его вине.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Признать право муниципальной собственности города Владикавказ на 76 квартир общей площадью 3 193,9 кв.м. в многоквартирном жилом доме по адресу: <...>., в том числе однокомнатных:
- семь квартир в I подъезде (№1 площадью 43,4 кв.м. в уровне 3 этажа; №7 площадью 43,4 кв.м. в уровне 4 этажа; №13 площадью 43,4 кв.м. в уровне 5 этажа; №19 площадью 43,4 кв.м. в уровне 6 этажа; №25 площадью 43,4 кв.м. в уровне 7 этажа; №31 площадью 43,4 кв.м. в уровне 8 этажа, №37 площадью 43,2 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 303,6 кв.м.;
- семь квартир в I подъезде (№3 площадью 38 кв.м. в уровне 3 этажа; №9 площадью 38 кв.м. в уровне 4 этажа; №15 площадью 38 кв.м. в уровне 5 этажа; №21 площадью 38 кв.м. в уровне 6 этажа; №27 площадью 38 кв.м. в уровне 7 этажа; №33 площадью 38 кв.м. в уровне 8 этажа; №39 площадью 38 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 266 кв.м.;
- семь квартир в I подъезде (№4 площадью 34,7 кв.м. в уровне 3 этажа; №10 площадью 34,7 кв.м. в уровне 4 этажа; №16 площадью 34,7 кв.м. в уровне 5 этажа; №22 площадью 34,7 кв.м. в уровне 6 этажа; №28 площадью 34,9 кв.м. в уровне 7 этажа; №34 площадью 34,9 кв.м. в уровне 8 этажа, №40 площадью 34,9 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 243,5 кв.м.;
- семь квартир во II подъезде (№44 площадью 33,4 кв.м. в уровне 3 этажа; №51 площадью 33,4 кв.м. в уровне 4 этажа; №58 площадью 33,4 кв.м. в уровне 5 этажа; №65 площадью 33,4 кв.м. в уровне 6 этажа; №72 площадью 33,4 кв.м. в уровне 7 этажа; №79 площадью 33,4 кв.м. в уровне 8 этажа; №86 площадью 33,4 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 233,8 кв.м.;
- семь квартир во II подъезде (№46 площадью 31,2 кв.м. в уровне 3 этажа; №53 площадью 31,2 кв.м. в уровне 4 этажа; №60 площадью 31,2 кв.м. в уровне 5 этажа; №67 площадью 31,2 кв.м. в уровне 6 этажа; №74 площадью 31,2 кв.м. в уровне 7 этажа; №81 площадью 31,2 кв.м. в уровне 8 этажа; №88 площадью 31,2 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 218,4 кв.м.;
- семь квартир во II подъезде (№47 площадью 37,1 кв.м. в уровне 3 этажа; №54 площадью 37,1 кв.м. в уровне 4 этажа; №61 площадью 37,1 кв.м. в уровне 5 этажа; №68 площадью 37,1 кв.м. в уровне 6 этажа; №75 площадью 37,1 кв.м. в уровне 7 этажа; №82 площадью 37,1 кв.м. в уровне 8 этажа; №89 площадью 37,1 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 259,7 кв.м.
двухкомнатных:
- семь квартир в I подъезде (№5 площадью 43,6 кв.м. в уровне 3 этажа; №11 площадью 43,6 кв.м. в уровне 4 этажа; №17 площадью 43,6 кв.м. в уровне 5 этажа; №23 площадью 43,6 кв.м. в уровне 6 этажа; №29 площадью 43,6 кв.м. в уровне 7 этажа; №35 площадью 43,6 кв.м. в уровне 8 этажа; №41 площадью 43 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 304,6 кв.м.;
- шесть квартир в I подъезде (№6 площадью 50,6 кв.м. в уровне 3 этажа; №12 площадью 50,6 кв.м. в уровне 4 этажа; №18 площадью 50,6 кв.м. в уровне 5 этажа; №24 площадью 50,6 кв.м. в уровне 6 этажа; №30 площадью 50,6 кв.м. в уровне 7 этажа; №36 площадью 50,6 кв.м. в уровне 8 этажа) общей площадью 303,6 кв.м.;
- семь квартир во II подъезде (№43 площадью 45,3 кв.м. в уровне 3 этажа; №50 площадью 45,3 кв.м. в уровне 4 этажа; №57 площадью 45,3 кв.м. в уровне 5 этажа; №64 площадью 45,3 кв.м. в уровне 6 этажа; №71 площадью 45,3 кв.м. в уровне 7 этажа; №78 площадью 45,3 кв.м. в уровне 8 этажа; №85 площадью 45,3 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 317,1 кв.м.;
- семь квартир во II подъезде (№48 площадью 50 кв.м. в уровне 3 этажа; №55 площадью 51,9 кв.м. в уровне 4 этажа; №62 площадью 51,9 кв.м. в уровне 5 этажа; №69 площадью 51,9 кв.м. в уровне 6 этажа; №76 площадью 51,9 кв.м. в уровне 7 этажа; №83 площадью 51,9 кв.м. в уровне 8 этажа; №90 площадью 51,9 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 361,4 кв.м.;
- семь квартир во II подъезде (№49 площадью 54,6 кв.м. в уровне 3 этажа; №56 площадью 54,6 кв.м. в уровне 4 этажа; №63 площадью 54,6 кв.м. в уровне 5 этажа; №70 площадью 54,6 кв.м. в уровне 6 этажа; №77 площадью 54,6 кв.м. в уровне 7 этажа; №84 площадью 54,6 кв.м. в уровне 8 этажа; №91 площадью 54,6 кв.м. в уровне 9 этажа) общей площадью 382,2 кв.м.
2. В иске Акционерного коммерческого Сберегательного банка России в лице Северо-Осетинского отделения №8632 отказать.
3. Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности города Владикавказ на указанные жилые помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: <...> без обременения залогом (ипотекой) прав требований третьих лиц.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ростоп» в доход бюджета Российской Федерации 4000 рублей госпошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья Климатов Г.В.