Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ Дело №А61- 1067/12
25 июля 2012г.
Арбитражный суд РСО-Алания в составе судьи Сидаковой З.К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харченко С., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью Осетия-Энергосети» (ОГРН <***>) к заинтересованному лицу Республиканской службе по тарифам РСО-Алания( ОГРН <***>), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора открытого акционерного общества «Российские железные дороги» » (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003 г.) и ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» о признании недействительными, не подлежащими исполнению постановлений РСТ по РСО-Алания от 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5, с участием представителей сторон:
от ООО «Осетия-Энергосети» -ФИО1 по доверенности;
от Республиканской службы по тарифам РСО-Алания – ФИО2 С-по доверенности, ФИО3-по доверенности;
от ОАО «Российские железные дороги» - не явился;
от ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - ФИО4- по доверенности.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Осетия-Энергосети» обратилось в арбитражный суд с заявлением к заинтересованному лицу Республиканской службе по тарифам РСО-Алания со следующими требованиями:
- признать недействительными постановлений РСТ по РСО- Алания от 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5 в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа», между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Российские железные дороги»;
-обязать РСТ по РСО-Алания произвести перерасчет индивидуальных тарифов между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа», между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Российские железные дороги» исходя из стоимости потерь электроэнергии в размере 9912,36руб. и нести соответствующие изменения в Приложения №1 к постановлениям от 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5;
-восстановить срок на обжалование постановлений РСТ по РСО-Алания 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5.
Определением суда от 15 мая 2012г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» (далее - ОАО «МРСК СК» в лице СОФ ОАО «МРСК СК») и ОАО «Российские железные дороги» ( далее ОАО «РЖД»).
Заявитель поддержал свои требования в судебном заседании, пояснив, что считает обжалуемые постановления необоснованными, так как ими утверждены тарифы с учетом меньшей, по сравнению с фактической суммой потерь.
Трехмесячный срок на обжалование указанных ненормативных правовых актов не пропущен, так как о том, что его права нарушены заявителю стало известно только по окончании 2011г.
Остальные участники процесса сочли требования необоснованными в связи со следующим.
При утверждении тарифа прогнозируемые потери не могут совпадать с фактическими будущими потерями. Для выравнивания расхождений предусмотрен механизм, позволяющий учесть понесенные потери при утверждении тарифов на следующий год.
Остальные участники процесса считают требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению в связи с пропуском заявителем срока на обжалование. Помимо этого, пунктом 7 раздела 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178) предусмотрен компенсационный механизм, предусматривающий возможность учесть фактически понесенные потери сетевой организации при утверждении тарифа на следующий год.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Регулирование тарифов на территории РСО-Алания осуществляется Региональной службой по тарифам (постановление Правительства РСО-Алания от 11.04.2006г. №78 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия – Алания».
Постановлением РСТ РСО-Алания № 68 от 21.12.2010г. и постановлением РСТ РСО-Алания № 5 от 31.01.2011г. утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории РСО-Алания на 2011г. Согласно Постановлениям, одноставочный тариф между смежными сетевыми организациями ООО «Осетия-Энергосети» (плательщик) и СОФ ОАО «МРСК СК» (получатель) установлен в размере 607,50 руб./МВт*ч., а между ООО «Осетия-Энергосети» (плательщик) и ОАО «РЖД» (получатель) - в размере 620,59 руб./МВт*ч.
Пунктом 49 Приказа ФСТ от 06.08.2004г. №20-э/2 предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
То есть чем больше необходимая валовая выручка (НВВ) сетевой организации на содержание сетей и компенсацию потерь, тем меньше разность между тарифной выручкой, получаемой ею от потребителей услуг, и собственным НВВ, а значит ниже индивидуальный тариф для взаиморасчетов пары сетевых организаций.
В соответствии с Приложением № 2 к Постановлениям РСТ РСО-Алания от № 68от 21.12.2010г. и № 5 от 31.01.2011г., прогнозируемая стоимость потерь электроэнергии для ООО «Осетия-Энергосети» на 2011г. была заложена в размере 933,72 руб./МВт*ч. Однако средняя фактическая стоимость потерь по итогам 2011г. составила 991,36 руб./МВт*ч.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что прогнозируемая на 2011г. стоимость потерь электроэнергии, заложенная РСТ РСО-Алания в расчеты индивидуальных тарифов между смежными сетевыми организациями ООО «Осетия-Энергосети» и СОФ ОАО «МРСК СК», а также между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «РЖД» является заниженной по сравнению с фактическими потерями.
Вместе с тем, принимая решение, суд учитывает следующее.
Правительством РФ принято постановление от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", вступившее в силу 31.01.2012 ( далее- Основы ценообразования).
Согласно пункту 7 раздела 3 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно подпункту 12 пункта 17 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденных тем же постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 к заявлениям, направленным для утверждения тарифов в соответствии с пунктом 12, 14 и 16 настоящих Правил прилагаются следующие обосновывающие материалы: оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую Деятельность. Заявления должны быть направлены до 1 мая текущего года.
Согласно пункту 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2) если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
В пункте 21 Методических указаний приведена методика расчета.
Таким образом, законодательно установленный механизм предусматривает, что потери, закладываемые в тариф с учетом результатов деятельности сетевой организации за предшествующие периоды, не совпадают с реальными потерями в период времени, когда указанные тарифы будут применяться.
Заявитель не указал какой именно закон был нарушен РСТ по РСО-Алания при утверждении тарифов, в связи с чем суд считает недоказанным факт того что оспариваемые постановления нарушают законные права заявителя и не соответствует действующим правовым актам.
Помимо этого, суд учитывает следующее.
Обжалуемые постановления РСТ по РСО-Алания являются ненормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
О принятии РСТ по РСО-Алания оспариваемых постановлений заявителю стало известно 21.12.2010г. и 02.02.2011г., о чем свидетельствует подпись представителя ООО «Осетия-Энергосети», подтверждающая факт вручения постановления заявителю.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении срока обжалования, полагая, что срок подлежит исчислению не с момента издания постановлений, а с момента, когда ему стало известно о нарушении, по его мнению, его прав. Заявитель считает, что о нарушении права ему стало известно по окончании 2011г.- периода времени, в течение которого действовали тарифы, установленные оспариваемыми постановлениями.
Оспорены постановления 10.05.2012г., т.е. заявителем пропущен срок для обжалования, исчисленный не только с 21.12.2010г. и 02.02.2011г, но и с 01.01.2012г.
Уважительных причин для восстановлении срока обжалования заявитель не привел, в связи с чем в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановлений следует отказать.
Пропуск срока обжалования является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственная пошлины составляют 4000 руб. при обжаловании одного ненормативно – правового акта.
Заявителем обжаловано два ненормативно-правовых акта, в связи с чем подлежащая уплате госпошлина составила сумму 8000руб.
При подаче заявления в суд заявителем уплачена госпошлина в сумме 2000руб.
Недоплаченная госпошлина в сумме 6000руб подлежит взысканию в бюджет РФ.
При оглашении резолютивной части решения была допущена арифметическая ошибка и указано, что в бюджет РФ подлежит взысканию 2000руб.
Допущенная арифметическая ошибка подлежит исправлению в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В резолютивной части решения следует указать, что в доход бюджета РФ взыскивается госпошлина в сумме 6000руб.
Руководствуясь статьями 197-201, 179, главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Осетия-Энергосети» (ОГРН <***>) к Республиканской службе по тарифам РСО-Алания( ОГРН <***>) , а именно:
- в признании недействительными постановлений РСТ по РСО- Алания от 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5 в части установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компанией Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа», между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Российские железные дороги»;
- в обязании РСТ по РСО-Алания произвести перерасчет индивидуальных тарифов между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа», между ООО «Осетия-Энергосети» и ОАО «Российские железные дороги» исходя из стоимости потерь электроэнергии в размере 9912,36руб. и внесении соответствующих изменений в Приложения №1 к постановлениям от 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5;
- в восстановлении срока на обжалование постановлений РСТ по РСО-Алания от 21.12.2010г.№68 и от 31.01.2012г.№5.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Осетия-Энергосети» (ОГРН <***>) в доход бюджета Российской федерации госпошлину в сумме 6000руб., выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Жалоба подается в Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья З.К.Сидакова