Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ № А61-1126/16
21 июля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд РСО-Алания в составе:
судьи Акимцевой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марзаевой А.П.
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС г.Владикавказа
третьи лица – АМС г.Владикавказа, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания, Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания, Управление архитектуры и градостроительства г.Владикавказа
о признании незаконным решения от 23.06.2015 и о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления в суд; об обязании утвердить схему расположения земельного участка площадью 2га, расположенного в 1,1км ниже водосбросной плотины и в 440 м ниже по течению реки от северной обваловки нижнего водоема городской водной станции в 530м от автодорожного моста на ул.Красногвардейской в г.Владикавказе
при участии:
от заявителя – ФИО2 по доверенности от 01.02.2016
от УМИЗР – ФИО3 по доверенности от 13.01.2016 №Д8, ФИО4 по доверенности от 29.06.2016 №Д-44
от Администрации – ФИО5 по доверенности от 01.07.2016 Д-56
от Кадастровой палаты – не явился (ходатайство от 06.07.2016 №1598 о рассмотрении дела в отсутствие представителя)
от Минприроды РСО-Алания – не явился
от Управления архитектуры – ФИО6 по доверенности от 16.03.2016 №Д32
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие Кадастровой палаты и Минприроды РСО-Алания, надлежаще уведомленных о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, ФИО1, истец) обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения от 23.06.2015, вынесенного Управлением муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС г.Владикавказа (далее – УМИЗР, ответчик), об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, а также об обязании утвердить схему расположения земельного участка площадью 2га, расположенного в 1,1км ниже водосбросной плотины и в 440м ниже по течению реки от северной обваловки нижнего водоема городской водной станции в 530м от автодорожного моста на ул.Красногвардейской в районе Красногвардейского моста в г.Владикавказе для изучения, разведки и добычи ПГС.
Определениями суда от 05.05.2016 и от 01.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлеченыАдминистрация местного самоуправления г.Владикавказа (далее – Администрация, АМС г.Владикавказа), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания (далее – Кадастровая палата), Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания (далее – Минприроды РСО-Алания), Управление архитектуры и градостроительства г.Владикавказа (далее – Управление архитектуры).
В предварительном судебном заседании 01.06.2016 истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения Администрации, которое мотивировано тем, что ранее в Арбитражный суд РСО-Алания истец направлял заявление об оспаривании решения АМС г.Владикавказа от 23.06.2015, однако в связи с невозможностью обеспечения явки представителя не участвовал в судебных заседаниях, на основании чего суд оставил данное заявление без рассмотрения.
Рассмотрев ходатайство заявителя, суд считает, что оно не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ предусмотрено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Таким образом, при рассмотрении дела суд обязан установить, когда заявитель узнал об издании ненормативного правового акта, нарушающего его права и законные интересы, и определить, пропущен или нет данный срок.
Как следует из материалов дела и подтверждено самим истцом, им пропущен срок оспаривания ненормативного акта АМС г.Владикавказа по его вине. Доказательств, свидетельствующих о невозможности явки в суд истца в период с 07.12.2015 (дата первого судебного заседания) по 13.04.2016 (дата определения суда об оставлении заявления без рассмотрения), в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, суд считает невозможным удовлетворить ходатайство предпринимателя, а потому пропущенный им срок на обжалование решения АМС г.Владикавказа от 23.06.2015 восстановлению не подлежит.
Исходя из изложенного, предметом настоящего спора является обязание УМИЗР АМС г.Владикавказа утвердить схему расположения земельного участка площадью 2га, расположенного в 1,1км ниже водосбросной плотины и в 440м ниже по течению реки от северной обваловки нижнего водоема городской водной станции в 530м от автодорожного моста на ул.Красногвардейской в районе Красногвардейского моста для изучения разведки и добычи ПГС.
Заявление предпринимателем мотивировано тем, что УМИЗР в отказе в предоставлении схемы испрашиваемого земельного участка необоснованно сослался на Правила землепользования и застройки г.Владикавказа, так как данный нормативный правовой акт не был опубликован в установленном законном порядке, а потому графический материал не содержит сведений о названии улиц, районов и других обозначений поселения, не определяет границ территориальных зон города, выполнен в масштабе, лишившим граждан возможности определить принадлежность того или иного земельного участка к определенной территориальной зоне.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в письменных отзывах от 28.06.2016 и от 12.07.2016 и его представители в судебном заседании считали требования истца необоснованными, сославшись на следующее.
Текст Правил землепользования и застройки г.Владикавказа опубликован в установленном законом порядке в газете «Владикавказ» от 21-24.03.2012, графическая часть с указанием зонирования с наложением на карту г.Владикавказа допечатывалась в данной газете. Полный текст решения Собрания представителей г.Владикавказа, утвердивший Правила землепользования, содержится в СИС «Гарант» и других аналогичных базах данных. В зоне Р-5 какие-либо вспомогательные виды разрешенного использования не предусмотрены. В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 65 Водного кодекса РФ земельный участок находится в водоохраной зоне реки Терек, где запрещена разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
Третье лицо, АМС г.Владикавказа, в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании поддержав доводы УМИЗР, пояснил, что с 01.03.2015 в России вступил в силу новый порядок формирования и предоставления земель, согласно которому сначала происходит планирование использования территории, а затем предоставление земельного участка в соответствии с определенной ему функцией.
Третье лицо, Управление архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа, в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании считал требования предпринимателя неподлежащими удовлетворению, сославшись на то, что спорный земельный участок находится в зоне Р-5 согласно Правилам землепользования и застройки г.Владикавказа и в водоохранной зоне, в которой допускается только строительство. Также пояснил, что никаким другим законом, за исключением Закона о государственном кадастре, не установлена обязанность об определении территориальных зон, как объекта землеустройства, т.е. с установлением координат их границ.
Третье лицо, Кадастровая палата, в письменном отзыве от 06.07.2016 №1598, решение по настоящему делу оставила на усмотрение суда. В отзыве указано, что Кадастровая палата не может предоставить сведения о границах территориальных зон, содержащихся в Правилах землепользования и застройки г.Владикавказа в связи с тем, что АМС г.Владикавказа не выполнила требования статьи 15 Закона о кадастре, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае утверждения правил землепользования и застройки обязаны направлять в установленном законом порядке документы для внесения соответствующих сведений в ГКН.
Третье лицо, Министерство природных ресурсов и экологии РСО-Алания, в письменном отзыве и его представители в предварительном судебном заседании считали требования предпринимателя обоснованными, пояснив, что АМС г.Владикавказа была своевременно уведомлена о проведении аукциона. Никаких возражений не представила, ее специалист был включен в состав аукционной комиссии, предпринимателем были выполнены все условия для получения лицензии, в связи с чем. Действия Администрации по невыдаче истцу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для изучения, разведки и добычи ПГС нарушают его права и законные интересы.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
В силу положений пункта 1 статьи 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10.1 указанного закона одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.
Порядок и сроки проведения аукциона на право пользования участками недр регламентирован положениями статьи 13.1 Закона о недрах.
Согласно статье 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются относительно участков недр местного значения органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.1 указанного закона земельный участок «Владикавказский» площадью 2га, расположенный в 1,1км ниже водосбросной плотины и в 440 м ниже по течению реки от северной обваловки нижнего водоема городской водной станции в 530м от автодорожного моста на ул.Красногвардейскойв г.Владикавказе (далее – спорный земельный участок) был включен в перечень участков недр местного значения и для выставления на аукцион на право пользования недрами прошел необходимые согласования, что подтверждается следующим:
= письмо от 29.11.2013 №150/1118, направленное Минприродой РСО-Алания в АМС г.Владикавказа, для предоставления сведений в отношении спорного земельного участка и ответ АМС г.Владикавказа от 03.12.2013 №9478п (т.1, л.д.93, 117);
= приказ Минприроды РСО-Алания от 27.11.2014 №90 о создании рабочей группы специалистов Министерства, ГУ «Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования», ОАО «СОГЭМ» для обследования спорного земельного участка для выдачи заключения для включения его в перечень участков местного значения (т.1, л.д.91-92);
= письмо-уведомление Минприроды РСО-Алания от 28.11.2014 №150/1080, направленное в Западно-Каспийскиое Бассейновое Водное Управление по РСО-Алания, в котором Министерство, указав географические координаты спорного земельного участка, просило при планировании расчистки русла на спорном земельном участке учесть информацию о том, что этот участок включен в перечень участков недр местного значения, который проходит согласование в Федеральном агентстве по недропользованию (т.1, л.д.88);
= письмо-уведомление Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) от 29.12.2014 №05-01-13/133, направленное в Минприроды РСО-Алания, согласно которому участок недр ПГС, расположенный на южной окраине г.Владикавказа, предлагаемый для включения в Перечень участков недр местного значения на 2015 год за счет средств недропользователей, согласован с Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (т.1, л.д.84);
= письма Минприроды РСО-Алания, направленное в АМС г.Владикавказа от 02.02.2015 (отправка 03.02.2015), об уведомлении о проведении аукциона в отношении спорного земельного участка с запросом представления предложений по разработке месторождения для включения их в условия проведения аукциона, о возможности предусмотреть выделение спорного земельного участка победителю аукциона (т.1, л.д.111), о согласовании кандидатуры для включения специалиста Администрации в состав аукционной комиссии (т.1, л.д.112);
= письмо АМС г.Владикавказа от 19.02.20-15 №468п о направлении главного специалиста Управления по закупкам и торгам ФИО7 для участия в аукционной комиссии (т.1, л.д.114).
= ответ АМС г.Владикавказа от 03.03.2015 №469п, направленное в Минприроды РСО-Алания, об отсутствии у Администрации предложений по условиям разработки спорного земельного участка, а также об отсутствии у Администрации какой-либо информации о наличии на нем землепользователей (т.1, л.д.113);
= письма Минприроды РСО-Алания, направленные в АМС г.Владикавказа (15.03.2015 - 26.03.2015) о ходе проведения аукциона, об определении лиц, участвующих в аукционе, о победителе аукциона (т.1, л.д.115-116).
Из вышеуказанной переписки Минприроды РСО-Алания с АМС г.Владикавказа следует, что еще в ноябре 2013 года Администрация получила от министерства план границ спорного земельного участка (т.1, л.д.118).
В силу части 2 статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Частью 3 указанной статьи определено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Согласно протоколу №А 03-01-2015 от 18.03.2015 заседания аукционной комиссии, членом которой являлась главный специалист АМС г.Владикавказа ФИО7, победителем аукциона стал индивидуальный предприниматель ФИО1, с которым Минприродой РСО-Алания было подписано лицензионное соглашение об условиях недропользования с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси (далее – ПГС) на спорном участке «Владикавказский», являющееся неотъемлемой частью лицензии серии ВЛК 80080 ТР (т.1, л.д.14-20).
Из лицензии, выданной предпринимателю, усматривается, что спорный земельный участок является участком недр, который имеет статус горного отвода, имеющего соответствующее описание границ с указанием координат угловых точек, копий топопланов, разрезов и других сведений, зафиксированных в приложениях к лицензии №№1, 3, 6, 9).
С заявлениями от 14.05.2016 предприниматель ФИО1 обратился в АМС г.Владикавказа о предоставлении в аренду спорного земельного участка, на которые УМИЗР в письме от 26.05.2015 №5109-3700 разъяснило предпринимателю о необходимости подачи заявления о выдаче схемы расположения спорного земельного участка (т.1, л.д.44-45).
Заявлением от 10.06.2015 предприниматель просил УМИЗР о выдаче ему схемы расположения спорного земельного участка, которое не было рассмотрено по существу УМИЗР. Письмом от 23.06.2015 за №27/195-4380 УМИЗР отказал ФИО1 в выдаче схемы со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки г.Владикавказа расположен в зоне Р-5, в которой такой вид деятельности как изучение, разведка и добыча ПГС не предусмотрен (т.1, л.д.46).
Не согласившись с действиями УМИЗР, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением об обязании Управления выдать ему схему расположения спорного земельного участка.
Суд считает, что заявленные предпринимателем требования являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, а вывод УМИЗР о невозможности выдачи предпринимателю схемы расположения спорного земельного участка ошибочным, исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В силу части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 7 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного их которых, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и не допускает возможности вольного толкования ее положений.
Таким образом, законом утвержден состав и содержание сведений, которые должны быть отражены органом местного самоуправления в схеме расположения соответствующего земельного участка.
При этом, вышеперечисленные нормы действующего законодательства устанавливают, что схема расположения конкретного земельного участка носит исключительно информационный характер, с наличием которой у заинтересованного лица связана реализация последующих мероприятий в области землепользования. Схема расположения земельного участка не является документом, устанавливающим какие-либо права или ограничения в отношении земельного участка, и свидетельствует о том, что ее утверждение и выдача заинтересованному лицу, в данном случае индивидуальному предпринимателю ФИО1, не является основанием для автоматического возникновения прав на спорный земельный участок и не предопределяет решения органа местного самоуправления о его предоставлении заинтересованному лицу.
Как следует из материалов дела, предметом настоящего заявления является не требование о предоставлении земельного участка на каком-либо праве, а требование, связанное с невыдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по выдаче заинтересованному лицу схемы расположения земельного участка и право этого заинтересованного лица на его получение (определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 по делу №305-ЭС15-9130, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.01.2016 по делу №А60-10922/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2016 по делу №А61-1580/2015).
Кроме того, суд считает необходимым указать на следующее.
Предприниматель в заявлении ссылается на факт неопубликования АМС г.Владикавказа в установленном законом порядке Правил землепользования и застройки г.Владикавказа, утвержденных решением Собрания Представителей г.Владикавказа от 16.03.2012 №32/11, в том числе в части опубликования карт с территориальным расположением определенных зон, предоставляющим возможность каждому заинтересованному лицу определить возможность формирования и использования земельного участка, относящегося к определенной зоне.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных либо иных указанных в Законе характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Закона о кадастре).
Согласно части 8 статьи 15 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки г.Владикавказа) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пунктах 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 данного Закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
На основании пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, закрепленном в соответствии с данной статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений об утверждении Правил землепользования и застройки.
Часть 7 статьи 15 Закона о кадастре предусматривает, что в случае, если указанные в частях 1 и 2 приведенной статьи сведения не внесены в ГКН в сроки, установленные этой статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Между тем, из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что АМС г.Владикавказа не направляла в орган кадастрового учета соответствующие сведения Правил землепользования и застройки г.Владикавказа, в связи с чем в ГКН отсутствуют сведения о границах территориальных зон г.Владикавказа.
Более того, в нарушение требований Закона о кадастре, Градостроительного и Земельного кодексов АМС г.Владикавказа не учла следующего.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу норм статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ГКН. Изложенные правовые подходы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 29.05.2012 N 13016/11.
Из положений статьи 85 Земельного кодекса следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные на основании градостроительного регламента к соответствующим территориальным зонам.
Градостроительные регламенты устанавливаются в Правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса).
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса).
На основании части 5 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не установлено этим Законом.
Правила землепользования и застройки г.Владикавказа с картами градостроительного зонирования, в объеме, необходимом для формирования земельных участков, не опубликованы для всеобщего сведения, Кадастровой палате не направлены сведения как о местоположении границ территориальных зон в виде списка координат характерных точек, в состав которых могут входить спорные земельные участки, так и о градостроительных регламентах с перечнем видов разрешенного использования земельных участков, установленных для соответствующих территориальных зон.
Таким образом, территориальные зоны в установленном градостроительным и земельным законодательством порядке АМС г.Владикавказа не установлены, на государственный кадастровый учет не поставлены. Более того, они отсутствуют.
Поскольку данные о межевании границ территориальных зон, а также об отнесении земельных участков, в том числе спорного земельного участка, к определенной территориальной зоне АМС г.Владикавказа Кадастровой палате не направлены в виду их отсутствия, то довод предпринимателя об отсутствии факта опубликования в установленном законом порядке графических материалов Правил землепользования и застройки г.Владикавказа в данном случае не имеет правового значения в связи с отсутствием установленных в законном порядке границ территориальных зон.
В отсутствие соответствующих координат у заинтересованного лица и органа кадастрового учета в любом случае даже при опубликовании карт Правил землепользования и застройки г.Владикавказа, содержащие только наименование улиц города, отсутствует возможность самостоятельно определить, к какой из территориальных зон относится тот или иной земельный участок.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия публичными органами оспариваемых актов, решений, совершения ими действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы.
В силу частей 1 и 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного при отсутствии данных о межевании границ территориальных зон г.Владикавказа и об отнесении земельных участков, в том числе спорного, к определенной территориальной зоне, орган местного самоуправления не может ссылаться на Правила землепользования и застройки г.Владикавказа (постановление 15 ААС от 03.09.2015 по делу №А01-2875/2013).
Рассматривая довод УМИЗР АМС г.Владикавказа о невозможности выдачи предпринимателю схемы расположения спорного земельного участка на основании положений Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс), судом установлено следующее.
В части 1 статьи 52 Водного кодекса указано, что использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.
Специальным законом о недрах является Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах).
В РСО-Алания действует Закон от 27.04.1998 №3-3 «О недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания», согласно статье 4.1 которого к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 Положения "О Федеральном агентстве по недропользованию", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 №293, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В силу пункта 5 Положения Федеральное агентство по недропользованию осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий; принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания от 16.02.2016 №48 (ранее – Положение о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания; утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 11.04.2014 №110), определено, что Министерство является органом исполнительным власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны атмосферного воздуха, недропользования, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, лесных отношений, водных отношений на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, водных отношений, охраны и использования животного мира, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, экологической экспертизы, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
В силу указанного выше Положения Министерство осуществляет в установленном порядке следующие полномочия в области недропользования, в том числе:
1) разрабатывает и вносит в Правительство Республики Северная Осетия-Алания предложения о порядке пользования недрами, оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения;
2) участвует в пределах полномочий в формировании республиканского перечня полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым;
3) подготавливает и утверждает по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом перечень участков недр местного значения;
4) проводит государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
5) участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых.
Согласно Положению Министерство также имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации, в том числе:
= обращается в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области окружающей среды и природных ресурсов;
= вносит изменения в лицензионное соглашение к лицензии на пользование участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые;
= принимает решения об ограничении, о приостановлении, прекращении права пользования участками недр местного значения;
= предоставляет по результатам аукциона право пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный Министерством по согласованию с территориальным органом управления государственного фонда недр, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
= осуществляет подготовку условий пользования участками недр местного значения;
= осуществляет организацию водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников водопользования.
Учитывая вышеперечисленные нормы, а также имеющиеся в деле документы, суд делает вывод о том, что спорный земельный участок «Владикавказский» сформирован в установленном законом порядке и включен в перечень уполномоченными на то органами исполнительной власти, как земельный участок, включенный в перечень земельных участков недр местного значения, пройдя все необходимые согласования, передан предпринимателю ФИО1, как пользователю недр, получившему лицензию с целью геологического изучения, разведки и добычи ПГС на данном земельном участке. При этом, как уже было указано, согласно лицензии, участок недр имеет статус горного отвода.
Лицензионным соглашением, являющимся приложением №1 к лицензии ВЛК 80080 ТР, уполномоченный на то орган исполнительной власти, определил условия использования спорного земельного участка, в том числе содержащие в себе определенные ограничения, а также запреты для обеспечения безопасности людей и охраны окружающей среды, что соответствует требованиям Водного кодекса, Закона о недрах, Закона Республики Северная Осетия-Алания от 13.01.2010 N 3-РЗ (О недопользовании в Республике Северная Осетия-Алания».
При этом, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).
Таким образом, включение соответствующего земельного участка в перечень участков недр местного значения, уполномоченным на то органом исполнительной власти, имеющим право контроля исполнения лицензиатом соглашения и требований действующего законодательства, свидетельствует о том, что доводы УМИЗР АМС г.Владикавказа и АМС г.Владикавказа о невозможности выдачи предпринимателю схемы расположения земельного участка на том основании, что это противоречит Водному кодеку, являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 117, 167–170, 176Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения УМИЗР АМС г.Владикавказа от 23.06.2015.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать в удовлетворении требований о признании незаконным решения от 23.06.2015, вынесенного Управлением муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС г.Владикавказа, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС г.Владикавказа выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) утвержденную схему расположения земельного участка площадью 2га, расположенного в 1,1км ниже водосбросной плотины и в 440 м ниже по течению реки от северной обваловки нижнего водоема городской водной станции в 530м от автодорожного моста на ул.Красногвардейской в г.Владикавказе.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья С.А. Акимцева