ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1294/16 от 12.08.2016 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ

16 августа 2016 года

Дело №А61-1294/16

Резолютивная часть решения оглашена 12 августа 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2016 года.

Арбитражный  суд  Республики  Северная  Осетия - Алания  в  составе  судьи Акимцевой С.А.  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хосроевой А.В.

рассмотрел в судебном заседаниидело позаявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Ольгинское» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2016 №А79-03/16а о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 29.09.2015

от УФАС – ФИО2 по доверенности от 14.01.2016 №04-16

Суд установил: Федеральное государственное унитарное предприятие «Ольгинское» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2016 №А79-03/16а, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее – УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган) о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.

Заявление мотивировано тем, что антимонопольный орган пропустил годичный срок для привлечения предприятия к административной ответственности, а также тем, что информационная система введена в действие лишь 01.01.2016, а в соответствии с частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ административная ответственность по данной статье наступает  не просто за нарушение сроков размещения информации о закупке товаров, работ услуг в сети Интернет, а именно в единой информационной системе в сфере закупок, в связи с чем, событие  административного правонарушения, вменяемое предприятию, отсутствует.

Положением о закупках, утвержденным ФГУП «Ольгиинское» 28.12.2015 и размещенным в сети Интернет, предусмотрено, что  план разрабатывается и утверждается Заказчиком на очередной календарный год. Предприятием 31.12.2015 в сети «Интернет» было размещено не только Положение, но и план закупок на 2016 год.

УФАС по РСО-Алания в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании требования не признала, считала, что постановление законно и обоснованно, сославшись на следующее.

Закон о закупках устанавливает императивное правило, по которому Заказчик в любой период своей деятельности, в том числе и в последние несколько дней до конца текущего года, вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг только с соблюдением требований данного закона и в соответствии с положением о закупке, которое обществом размещено  на официальном сайте только 31.12.2015.

            Довод предприятия о пропуске антимонопольным органом срока привлечения к административной ответственности ошибочен, так как положение и  план закупок на 2015 год не был размещен. Положение размещено только 30.12.2015, при этом срок давности начинает течь с 01.01.2016.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Как установлено судом, в антимонопольный орган от прокуратуры РСО-Алания поступило постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении ФГУП «Ольгинское», в котором указала, что предприятие в нарушение части 2 статьи 2 Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) план закупки на 2015 год не разместило на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт). Так как  размещенное на официальном сайте Положение о закупочной деятельности не содержит конкретных сроков размещения предприятием плана закупок, то оно должно было его разместить в срок до 31.12.2015. Само Положение было размещено на официальном сайте только 30.12.2015 (л.д.72-73).

При рассмотрении антимонопольным органом материалов административного дела, а именно, распечатки от 16.03.2016 с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок, на предмет соблюдения предприятием требований о размещении информации, подлежащей размещению в соответствии с Законом о закупках, в том числе положения о закупках и плана закупок, контролирующим органом был установлен факт того, что обязательные для размещения документы на 2015 год предприятием не размещены (л.д.75-80).

В соответствии с пунктом 2 постановления от 18.03.2016 о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении административное дело было направлено прокуратурой в УФАС по РСО-Алания для рассмотрения по существу (л.д.72-73).

Определением от 24.03.2016 антимонопольный орган, рассмотрев постановление прокуратуры, вынес определение о назначении рассмотрения административного дела №А79-03/16а на 06.04.2016 на 11час.00мин.

Определениями от 30.03.2016 и от 06.04.2016 рассмотрение дела откладывалось, срок его рассмотрения продлевался до 06.05.2016 (л.д.63-69).

Постановление №А79-03/16а УФАС по РСО-Алания было вынесено в отношении ФГУП «Ольгинское» в присутствии его представителей 13.04.2016, согласно которому предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок плана закупок на 2015 год, что свидетельствует о нарушении предприятием требований части 2 статьи 4 Закона о закупках, за что предусмотрена административная ответственность по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При вынесении постановления от 13.04.2016 антимонопольный орган учел  имущественное и финансовое положение предприятия, факт привлечения его к административной ответственности впервые, а также характер совершенного правонарушения, наложив на предприятие  штраф в размере половины минимального размера в сумме 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, предприятие обжаловало его в судебном порядке.

Согласно пункту 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 23.83 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 - 8 статьи 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ.

Согласно части 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе, осуществляющим функции по контролю (надзору) за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с частью 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основанием к возбуждению дел об административных правонарушениях по статье 7.32.3 КоАП РФ являются поводы, указанные в части 1 статьи 28 КоАП РФ, в том числе, поступление обращений, результатов мероприятий контрольных и правоохранительных органов, содержащих указание на событие административного правонарушения.

На основании изложенного, должностные лица ФАС России, а также должностные лица территориальных органов ФАС России обладают полномочиями как по возбуждению дел об административных правонарушениях по статье 7.32.3 КоАП по основаниям, предусмотренным статьей 28 КоАП, так и по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

Обязанность заказчиков составлять, утверждать и размещать в единой информационной системе планы закупки установлена пунктом 2 статьи 4 Закона о закупках, а также Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 №932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила N 932, Требования N 932). Обычный план формируется на срок не менее одного года, а план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств - на период от пяти до семи лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №908 утверждено Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (далее - Положение о размещении информации).

Согласно пункту 14 Положения о размещении информации (в редакции, действовавшей на дату размещения заявителем информации), размещение плана закупки товаров, работ, услуг (далее - план закупки), информации о внесении в него изменений осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с частью 10 статьи 8 Закона о закупках, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, как следует из положений названных нормативных правовых актов, документы, подлежащие в силу закона размещению на официальном сайте закупок, должны быть утверждены, а затем размещены не позднее 10 дней после их утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Как усматривается из оспариваемого постановления, предприятием в нарушение части 2 статьи 4, части 9 статьи 8 Закона о закупках, план закупки товаров, работ, услуг на 2015 год в единой информационной системе не размещен.

Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа.

Суд считает ошибочным вывод антимонопольного органа о том, что предприятием совершено административное правонарушение, а также то, что временем совершения административного правонарушения является, как указано в оспариваемом постановлении - 01.01.2016.

Как следует из материалов дела, а также не оспаривается антимонопольным органом, предприятие не разрабатывало и не утверждало плана закупок на 2015 год, не осуществляло деятельность по закупкам товаров, работ, услуг с 2014 года, что и отражено в сведениях от 16.03.2016, имеющихся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

Также антимонопольным органом не оспорены предоставленные предприятием сведения о том, что с 2009 года в рамках дела №А71-79/2009 в отношении предприятия проводились процедуры банкротства, предприятие не осуществляло никакой хозяйственной деятельности, что является дополнительным доказательством отсутствия у предприятия утвержденного на 2015 год плана закупок.

Определением суда по делу №А61-79/2009  от 12.05.2015 производство по делу о признании ФГУП «Ольгинское» несостоятельным (банкротом) прекращено.

28.12.2015 предприятием  было утверждено Положение о закупках и план закупок на 2016 год, которые размещены на официальном сайте закупок 30.12.2015. Согласно пункту 6.2 Положения предприятием было утверждено, что план закупок разрабатывается и утверждается заказчиком на очередной календарный год, что не противоречит действующему законодательству.

В отсутствие иных доказательств и сведений, с учетом вышеназванных требований закона и фактических обстоятельств дела судом сделан вывод о том, что план закупок на 2015 год не мог быть размещен предприятием в связи с его отсутствием (не разрабатывался и не утверждался), как и отсутствием закупочной деятельности в 2015 году, что не противоречит действующему законодательству.

Таким образом, суд считает ошибочным вывод антимонопольного органа о том, что в соответствии с Законом о закупках и Положением о размещении информации о закупках, лица, подпадающие под действие указанных нормативных правовых актов, в отсутствие закупочной деятельности обязано размещать на официальном сайте закупок «нулевой» план, т.е. форму плана, утвержденную Правилами №932.

На основании изложенного, правомерны доводы предприятия о том, что в соответствии с Правилами №932 порядок и сроки подготовки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно, а Правила №932 в отношении процесса планирования носят рекомендательный характер, так как действующее законодательство не содержит императивных норм и конкретных сроков утверждения плана закупок.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах суд считает, что антимонопольный орган не доказал событие административного правонарушения, при наличии которого к предприятию может быть применена вменяемая ему ответственность, установленная частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в связи с чем, постановление от 13.04.2016 №А79-03/16а является незаконным и подлежит отмене.

Помимо изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление вынесено антимонопольным органом в нарушение требований КоАП РФ, а именно.

В силу пункта 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, ответственность за совершение которых установлена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

Согласно части 3 данной статьи годичный срок исчисляется со дня совершения административного правонарушения, либо со дня его обнаружения - при длящемся административном правонарушении.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.

Следовательно, указанное правонарушение в любом случае не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения предусмотренного законом срока, в связи с которым срок давности привлечения предприятия к административной ответственности в данном случае должен был исчисляться с момента совершения административного правонарушения, то есть - с 01.01.2015.

Исходя из положений статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, срок привлечения заказчика - ФГУП «Ольгинское» к административной ответственности за неразмещение плана закупки на 2015 год в установленный законом срок – до 31.12.2014, в данном случае на дату рассмотрения антимонопольным органом (13.04.2016) истек. В связи с этим, производство по делу об административном правонарушении в отношении предприятия прокуратурой и антимонопольным органом не могло быть начато.

Тем не менее, оспариваемое постановление, как уже было указано, было вынесено 13.04.2016, то есть за пределами установленного законом срока, что является самостоятельным основанием для его отмены.

На основании изложенного, требовании ФГУП «Ольгинское» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования ФГУП «Ольгинское» удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным и отменить постановление от 13.04.2016 по делу №А79-03/16а, вынесенное УФАС по РСО-Алания, о привлечении ФГУП «Ольгинское» к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд РСО-Алания.

Судья                                                                                                С.А. Акимцева