ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1318/12 от 26.03.2013 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ Дело №А61-1318/12

02 апреля 2013 г.

Резолютивная часть решения оглашена 26.03.2013

Решение в полном объеме изготовлено 02.04.2013

Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе:

судьи Базиевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вазаговой З.С.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению главы КФХ ФИО1 к АМС МО Пригородного района РСО-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице его филиала по РСО-Алания об исключении из государственного кадастра объектов недвижимости сведений относительно адресного ориентира земельного участка, площадью 9,41 га с кадастровым № 15608:03 03 02:0001: юго-восточнее с. Даргас, и обязании внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, указав адрес земельного участка, площадью 9,41 га с кадастровым №15608:03 03 02:0001: юго- западнее с. Даргавс

и заявление АМС МО Пригородного района к Главе КФХ ФИО1 и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице его филиала по РСО-Алания о признании недействительным результатов выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым № 15:08:0030302:1, расположенного по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га; о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице его филиала по РСО-Алания, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке, расположенном по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га; об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице его филиала по РСО-Алания снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га; об обязании Главы КФХ ФИО1 осуществить кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га, в соответствии с постановлением АМС Пригородного района РСО-Алания №209 от 17.04.2001г.

Дело рассмотрено в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с объявлением перерыва с 21.03.2013 до 26.03.2013.

От Главы КФХ ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

АМС Пригородного района РСО-Алания и ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РСО-Алания надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения настоящего дела в том числе путем размещения сведений в сети Интернет на сайте Арбитражного суда РСО-Алания и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в разделе «Картотека дел», не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание ни до объявленного перерыва, ни после продолжения судебного заседания.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, не явившихся в данное судебное заседание, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

установил: Глава ФИО2 Бекмурзаевич обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к АМС МО Пригородного района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РСО-Алания об исключении из государственного кадастра объектов недвижимости сведений относительно адресного ориентира земельного участка, площадью 9,41 га с кадастровым № 15608:03 03 02:0001: юго-восточнее с. Даргавс, и обязании внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, указав адрес земельного участка, площадью 9,41 га с кадастровым №15608:03 03 02:0001: юго- западнее с. Даргавс.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания 04.06.2012 заявление принято к производству и возбуждено дело №А61-1318/12.

АМС МО Пригородного района обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Главе КФХ ФИО1 и ФГБУ «ФКП Росреестра»  по РСО-Алания

- о признании недействительным результатов выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым № 15:08:0030302:1, расположенном по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га;

о признании незаконными действий Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания, выразившихся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке, расположенном по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га;

об обязании Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га;

об обязании Главы КФХ ФИО1 осуществить кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га, в соответствии с постановлением АМС Пригородного района РСО-Алания №209 от 17.04.2001г.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания 13.06.2012 заявление принято к производству и возбуждено дело №А61-1372/12.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания 28 июня 2012 года дела №А61-1318/12 и №А61-1372/12 объединены в одно производство, и делу присвоен №А61-1318/12.

Определением от 05.07.2012г. суд по требованиям Главы КФХ ФИО1 и по требованиям АМС Пригородного района РСО-Алания заменил ненадлежащих ответчиков на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице его филиала по РСО-Алания.

Заявление Главы КФХ ФИО3 обосновано следующим.

В постановлениях АМС Правобережного района РСО-Алания №305 от 06.07.2000 и №209 от 17.04.2001 о выделении спорного земельного участка КФХ «Тага», универсальным правопреемником которого является Глава КФХ «ФИО1, была допущена ошибка при указании адресного ориентира: вместо «юго-западнее сел. Даргавс» было указано «юго-восточнее сел. Даргавс». При постановке данного земельного участка на кадастровый учет, данная ошибка была перенесена в государственный кадастр.

Ошибка была выявлена при обращении Главы КФХ ФИО1 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с переименованием КФХ «Тага» и в связи с уточнением местоположения и границ земельного участка.

В ходатайстве (вх.№2880 от 21.03.2013) Глава КФХ ФИО1 заявил о пропуске АМС Пригородного района РСО-Алания трехмесячного срока установленного главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

АМС Пригородного района РСО-Алания (далее Администрация) в отзыве на заявление Главы КФХ ФИО1 требования не признала, ссылаясь на то, что земельный участок КФХ «Тага» выделялся юго-восточнее сел. Даргавс. Администрация считает, что в данном случае имеет место несовпадение адресного ориентира и фактического месторасположения земельного участка, при этом кадастровая ошибка была допущена в процессе межевания земельного участка.

Пояснила, что о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет Администрация узнала в ходе рассмотрения настоящего спора.

Заявление АМС МО Пригородный район обосновано тем, что орган кадастрового учета должен был принять решение об отказе в кадастровом учете изменения границ, так как в нарушение пункта 64 приказа Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в реестр были внесены сведения о местоположении границы спорного земельного участка, при том, что не совпадают адресные ориентиры земельного участка, выделенного ФИО1 постановлением администрацией, и координаты характерных точек границ земельного участка.

На титульном листе межевого плана спорного земельного участка в сведениях о кадастровом инженере указано юридическое лицо ООО «Гео-ресурс», а в извещениях о проведении собрания о согласовании границ земельного участка исполнителем кадастровых работ указано ООО «Шах».

Согласно извещению собрание заинтересованных лиц для участия в установлении и согласовании границ земельного участка состоялось 26.09.2011. Извещение было получено работником АМС Даргавского сельского поселения также 26.09.2011. В соответствии с частью 10 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено в срок не менее, чем за 30 дней до дня проведения данного собрания. Извещение также не соответствует требованиям части 9 статьи 39 Федерального закона О государственном кадастре недвижимости», поскольку в нем не указаны сведения о кадастровом инженере, выполняющем кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежников, порядок, место и время ознакомления с проектом межевого плана, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованным лицам требований о проведении согласования местоположения границ с установлением также границ на местности в письменной форме, обоснованных возражений о местоположении границ земельного участка.

В межевом плане нет копии публикации в газете извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ спорного земельного участка.

Таким образом, по мнению Администрации, то обстоятельство, что она не участвовала в согласовании акта установления и согласования границ спорного земельного участка, нарушает положения статьи 29 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в документах. В возражениях на заявление АМС МО Пригородный район к Главе КФХ ФИО1 и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания требования не признало по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) земельный участок с кадастровым номером 15:08:030302:1 был поставлен на государственный кадастровый учет 24.05.2001 по заявлению Главы КФХ ФИО1 К заявлению были приложены план границ землепользования , постановления АМС Пригородного района от 06.07.2000 №305 и от 17.04.2001 №209.

С заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границы земельного участка обратилась ФИО4 - представитель Главы КФХ ФИО1 К заявлению были приложены межевой план, копия доверенности и копия свидетельства о государственной регистрации права от 24.05.2001 15 АА 705336.

В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 29.12.2010 №26025-ИМ/Д23 межевые планы, подготовленные в установленном порядке лицами, считающимися кадастровыми инженерами, могут быть предоставлены в орган кадастрового учета до 1 сентября 2011 года.

Представленный межевой план, отвечал требованиям законодательства. В приложении межевого плана включена газета «Фидиуаег» от 23.08.2011, в которой опубликовано извещение о проведении согласования границ, соответствующее требованиям Закона о кадастре. Следовательно, в силу статьи 40 Закона о кадастре, местоположение соответствующих границ земельного участка считается согласованным АМС МО Пригородный район.

Изменение конфигурации и площади земельного участка в силу части 4 статьи 27 и пункта 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре также не могло являться основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Главы КФХ ФИО1 подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением от 17.06.2000 года АМС сел. Даргавс Пригородного района РСО-Алания постановила образовать крестьянское фермерское хозяйство «Тага» на базе семьи ФИО1 в составе 5 человек.

Постановлением АМС Пригородного района РСО-Алания от 06.07.2000 года №305 зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство «Тага» на территории администрации местного самоуправления сел. Даргавс (пункт 1). Пунктом 2 данного постановления фермерскому хозяйству «Тага» выделен земельный участок общей площадью 15 га, в том числе 5 га пашни и 10 га сенокосов для выращивания сельскохозяйственной продукции в постоянное пользование из земель Госхоза «Саниба» с согласия последнего. В постановлении указано, что участки расположены юго-восточнее сел. Даргавс.

Постановлением АМС Пригородного района от 17.04.2001 №209 земельный участок площадью 5,59 га (сенокосы) из земель крестьянского (фермерского) хозяйства «Тага» были возвращены госхозу «Саниба» и филиалу ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пригородному району поручено внести изменения в учетно-кадастровые документы и выдать правоустанавливающие документы на право пользования земельным участком площадью 9,41 га.

Постановлением АМС Пригородного района №305 от 06.07.2000 утвержден план границ земельного участка площадью 9,41 га, предоставляемого КФХ «Тага».

Из представленного органом кадастрового учета кадастрового дела объекта недвижимости 15:08::0030302:1 следует, что при обращении с заявлением о производстве первичного кадастрового учета земельного участка, КФХ "Тага" были представлены постановления АМС Пригородного района от 06.07.2000 №305, от 17.04.2001 №209 и план границ земельного участка.

Земельный участок площадью 9,41 га с кадастровым номером 15608:03 03 02:0001 был поставлен на государственный кадастровый учет 24.05.2001. В государственный кадастр внесены сведения об адресном ориентире земельного участка – юго-восточнее сел. Даргавс.

Как пояснял в судебных заседаниях представитель ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РСО-Алания в государственный кадастр сведения об адресном ориентире –юго-восточнее сел. Даргавс были внесены на основании сведений, указанных в постановлении АМС Пригородного района от 06.07.2000 года №305. Фактически КФХ занимает земельный участок, который располагается юго-западнее сел. Даргавс, что не оспаривалось никем из участвующих в деле лиц.

При сопоставлении кадастрового плана земельного участка с КН 15608:03 03 02:0001, составленного по состоянию на 18.04.2001, и плана границ, судом установлено, что на кадастровый учет земельный участок с КН 15608:03 03 02:0001 поставлен в границах, указанных в плане границ.

Право постоянного бессрочного пользования КФХ «Тага» земельным участком с кадастровым номером 15608:03 03 02:0001 было зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись о регистрации №15-01/08-21/2001-103 от 24.05.2001), о чем выдано свидетельство 15 АА 705336 от 24.05.2001.

До вступления в силу Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) правовые основы создания крестьянских хозяйств определялись Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон РСФСР), в соответствии с которым крестьянские (фермерские) хозяйства регистрировались как юридические лица.

В силу статьи 1 Закона РСФСР крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

В связи с введением с 01.01.1995 в действие Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянским хозяйствам было предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус, то есть либо согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрироваться в качестве крестьянского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, либо на основании статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразоваться в хозяйственное товарищество или производственный кооператив, которые признаются юридическими лицами.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что КФХ «Тага» не было зарегистрировано в качестве юридического лица, а, соответственно, осуществляло деятельность в качестве крестьянского хозяйства, без образования юридического лица.

В настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Законом N 74-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" N 74-ФЗ от 11 июня 2003 года, вступившим в силу с 17 июня 2003 года, крестьянское (фермерское) хозяйство было вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно статье 5 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Из протокола собрания членов крестьянско-фермерского хозяйства «Тага» от 19.06.2008 следует, что в связи с приведением в соответствие с законом №74-ФЗ документов КФХ «Тага» члены КФХ поручили главе КФХ «Тага» ФИО1 обратиться в налоговую инспекцию Пригородного района РСО-Алания для регистрации крестьяского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1

Согласно выписке из ЕГРИП от 25.05.2012 Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 зарегистрирован в качестве предпринимателя (главы КФХ) 26.06.2008.

Изложенное свидетельствует о том, что Глава КФХ ФИО1 является универсальным правопреемником КФХ «Тага».

После уточнения границ спорного земельного участка, а также в связи с преобразованием КФХ «Тага», глава КФХ ФИО1 18.10.2011 обратился в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка. К заявлению были приложены межевой план, копия свидетельства о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Органом кадастрового учета был осуществлен кадастровый учет изменений в связи с уточнением границ земельного участка. Адресный ориентир земельного участка в государственном кадастре также указан юго-восточнее сел.Даргавс.

ФИО1 было получено новое свидетельство о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком от 07.11.2011 15 АЕ 980109.

Таким образом, в данном случае имеет место несовпадение фактического расположения земельного участка с адресным ориентиром, указанным в постановлении АМС Пригородного района РСО-Алания от 06.07.2000 года №305 и внесенным в государственный кадастр недвижимости.

По утверждению представителей Главы КФХ ФИО1 при вынесении постановления от 06.07.2000 года №305 была допущена ошибка при указании адресного ориентира: ошибочно указано юго-восточнее сел. Даргавс вместо юго-западнее сел. Даргавс.

АМС Пригородного района оспаривала факт ошибки при указании адресного ориентира при вынесении постановления от 06.07.2000 года №305, ссылаясь на то, что адресный ориентир указан правильно, земельный участок, расположенный юго-западнее сел. Даргавс, Глава КФХ ФИО1 занимает незаконно.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет исчерпывающий перечень уникальных и дополнительных характеристик объекта недвижимости (земельного участка), которые вносятся в сведения государственного кадастра недвижимости, при выявлении несоответствия которых земельному законодательству может быть выявлена кадастровая ошибка.

В государственный кадастр недвижимости не вносятся сведения, которые не определены в статье 7 вышеуказанного Закона.

Пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" описание местоположения границ земельного участка отнесено к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости, подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости.

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Судом с согласия сторон была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Геодезист". На разрешение эксперту были поставлены вопросы: 1. Является ли земельный участок с кадастровым № 15608:03 03 02:0001 частью одного из земельных участков, предоставленных правопредшественнику госхоза «Саниба» совхозу «Даргавс», и соответствует ли его местоположение адресному ориентиру: юго- западнее с. Даргавс? 2. Расположен ли земельный участок с кадастровым № 15608:03 03 02:0001 юго- восточнее селения Даргавс? 3. Соответствовали ли земли/части земель совхоза «Даргавс» согласно госакта от 22.02.1989г. адресному ориентиру юго-восточнее селения Даргавс? 4. Имеются ли фактически земли в количестве 3 га пашни и 10 га сенокосов юго- восточнее селения Даргавс?

По поручению руководителя ООО "Геодезист" проведение экспертизы было поручено кадастровому инженеру ФИО5

Экспертом в экспертном заключении (исх. №90 от 23.11.2012) сделаны следующие выводы.

Земельный участок по схеме и координатам, данным на плане границ землепользования, расположен юго-западнее относительно сел. Даргавс.

Земельный участок с КН 15:08:0030302:1 расположен не юго-восточнее, а юго-западнее сел. Даргавс.

Исходя из картографического материала, экспликации земельного участка экспертом установлено, что юго-восточнее сел. Даргавс фактически нет земель в количестве 3 га пашни и 10 га сенокосов. Судом при назначении экспертизы ошибочно было указано в определении при постановке данного вопроса 3 га пашни. В судебном заседании от 28.01.2013 эксперт ФИО5 подтвердила выводы, сделанные в экспертном заключении и при уточнении судом данного вопроса пояснила, что юго-восточнее сел. Даргавс фактически нет земель в количестве 5 га пашни и 10 га сенокосов.

В судебном заседании эксперт ФИО5 на вопрос суда также пояснила, что границы земельного участка с КН 15:08:0030302:1, который фактически находится в пользовании у Главы КФХ ФИО1, в настоящее время соответствует плану границ землепользования с незначительными изменениями конфигурации.

На вопрос представителя АМС Пригородного района РСО-Алания эксперт пояснил, что юго-восточнее сел. Даргавс нет земельных участков категории "пашня" размером 9,1 га. Земельные участки :35 и :36, на которые указывал представитель АМС Пригородного района РСО-Алания, имеют адресные ориентиры восточнее сел. Даргавс, а не юго-восточнее сел. Даргавс.

Заключение эксперта соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержит неясностей и противоречий в выводах эксперта, а потому данное экспертное заключение принимается судом в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии постановления №305 от 06.07.2000 года не АМС Пригородного района не могла предоставить КФХ «Тага» земельный участок юго-восточнее сел. Даргавс в том размере и той категории, который указан в данном постановлении, так как юго-восточнее сел. Даргавс таких земель фактически не было.

Помимо этого, смежный с КФХ ФИО1 землепользователь – СК НИИ ГПСХ также имеет в правоустанавливающих документах и в государственном кадастре недвижимости адресный ориентир земельного участка с КН 15:08::00303002:02 – юго-восточнее сел. Даргавс, который фактически также располагается юго-западнее сел. Даргавс, что свидетельствует о том, что при принятии актов о предоставлении землепользователям земельных участков АМС Пригородного района были допущены ошибки при указании адресных ориентиров земельных участков.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что в данном случае имеет место кадастровая ошибка при указании адресного ориентира спорного земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно части 4 данной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях), которая подлежит исправлению путем внесения в государственный кадастр объектов недвижимости адресного ориентира земельного участка, площадью 9,41 га с кадастровым № 15608:03 03 02:0001 «юго- западнее с. Даргавс» вместо адресного ориентира юго-восточнее с. Даргас.

Согласно статье 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.

В настоящее время в силу приказов Россреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", в данном случае в лице филиала по Республике Северная Осетия-Алания.

Следовательно, обязанность по исправлению кадастровой ошибки следует возложить на ФГУ ФКП Росреестра в лице филиала в РСО-Алания и обязать ФГУ ФКП Росреестра в лице филиала в РСО-Алания устранить кадастровую ошибку в сведениях об адресном ориентире земельного участка с КН 15:08:0030302:1 путем изменения в государственном кадастре объектов недвижимости сведений адресного ориентира земельного участка и вместо адресного ориентира юго-восточнее с. Даргас указать «юго- западнее с. Даргавс».

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости устранить кадастровую ошибку в сведениях об адресном ориентире земельного участка и приведению сведений кадастрового учета земельного участка КН 15:08:0030302:1 в соответствие с его фактическим местонахождением, суд считает, что не подлежат удовлетворению требования АМС Пригородного района РСО-Алания об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га; и об обязании Главы КФХ ФИО1 осуществить кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га, в соответствии с постановлением АМС Пригородного района РСО-Алания №209 от 17.04.2001г.

АМС Пригородного района РСО-Алания также заявления требования к ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РСО-Алания о признании недействительным результатов выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 15:08:0030302:1, расположенном по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 г.

В удовлетворении данных требований АМС Пригородного района следует отказать в связи с тем, что как усматривается из материалов дела кадастровые работы были выполнены не ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РСО-Алания, а кадастровым инженером ФИО6 Следовательно, в данном случае требования заявлены не к надлежащему ответчику.

В части требования о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания, выразившееся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке, расположенном по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га, заявление АМС Пригородного района удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункту 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

Предусмотренный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными, действий (бездействия) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами. Изложенный правовой подход содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Из содержания указанных норм следует, что при рассмотрении дела суд обязан установить, когда заявитель узнал об издании ненормативного правового акта, нарушающего его права и законные интересы, и определить, пропущен или нет данный срок. При этом, если срок пропущен, то обязанность доказывания уважительности причин пропуска процессуального срока на подачу заявления в суд лежит на заявителе.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что первично земельный участок с КН 15:08:0030302:1 был поставлен на кадастровый учет в 2001 году.

Впоследствии 18.10.2011 года Глава КФХ ФИО1 обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с КН 15:08:0030302:1. ,

ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по РСО-Алания был осуществлен кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с КН 15:08:0030302:1.

Из кадастрового дела объекта недвижимости 15:08:0030302:1 усматривается, что к заявлению был приложен межевой план.

Частью 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ определено, что если в соответствии со статьей 39 данного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Согласно статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Часть 3 данной статьи Закона предусматривает проведение согласования местоположения границ с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения.

В соответствии со статьей 40 Закона N 221-ФЗ если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Из материалов дела следует, что Главе АМС Пригородного района РСО-Алания заказными письмами с уведомлением были направлены извещения о согласовании границ земельного участка, которые получены последним 21.06.2011, 06.09.2011, которым приглашался представитель Администрации для согласования границ земельного участка с КН 15:08:0030302:1 в натуре соответственно на 06.07.2011 и на 26.09.2011.

В связи с тем, что 06.07.2011 и 26.09.2011 представитель Администрации не явился для согласования границ, кадастровым инженером было принято решение о проведении собрания о согласовании местоположения границ.

Извещение о проведении 26.09.2011 собрания о согласовании местоположения границ земельного участка с КН 15:08:0030302:1 23 августа 2011 года в газете «Фидиуаег».

Представитель Администрации 26.09.2011 на собрание для согласования границ не явился, Администрация не представила возражений в письменной форме в отношении местоположения границ с их обоснованием, а потому в соответствии со статьей 40 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка с КН 15:08:0030302:1 является согласованным.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.10.2011 №15/201/11-16110 органом кадастрового учета был осуществлен кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с КН 15:08:0030302:1.

Следовательно, Администрация, предоставляя в 2000-2001 годах КФХ «Тага» спорный земельный участок должна была знать о постановке земельного участка на кадастровый учет, так как это предусмотрено пунктом 4 постановления №305 от 06.07.2000 и пунктом 2 постановления №209 от 17.04.2001. И, в связи с тем, что Администрация была надлежаще извещена о необходимости согласования на местности границ спорного земельного участка, она не только могла, но и обязана была знать о проведении кадастрового учета изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка.

С заявлением о признании незаконными действий ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по РСО-Алания, выразившееся во внесении в государственный земельный кадастр сведений о земельном участке, расположенном по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га Администрация обратилось 08.06.2012, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявляла, не привела причин, по которым данный срок был пропущен.

Пропуск срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Требование главы ФИО2 Бекмурзаевич удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «ФКП Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения в законную силу внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости: адресный ориентир земельного участка, площадью 9,41 га с кадастровым № 15608:03 03 02:0001 указать «юго- западнее с. Даргавс» вместо адресного ориентира юго-восточнее с. Даргас.

В иске главы ФИО2 Бекмурзаевич к АМС МО Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания отказать.

Отказать в иске АМС МО Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания к ФГБУ «ФКП Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания отказать.

Отказать в иске АМС МО Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания к Главе ФИО2 Бекмурзаевичу об обязании осуществить кадастровый учет изменений в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: РСО-Алания, Пригородный район, юго- восточнее селения Даргавс, площадью 9,41 га, в соответствии с постановлением АМС Пригородного района РСО-Алания №209 от 17.04.2001г.

Судья Базиева Н.М.