ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1330/2021 от 16.03.2022 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

    Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ                                                                                     Дело № А61-1330/2021

23 марта 2022 года

                                                    Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2022 года

                              Решение в полном объеме изготовлено 23 марта 2022 года

Арбитражный суд РСО – Алания в составе судьи Ясиновской Т.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                                Датиевой М.З.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автодорпроект» (ОГРН 1152468031814,   ИНН 2460090430)

к ответчикам:

 – Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1161513053404, ИНН 1513060134)

- Обществу с ограниченной ответственностью «Независимый экспертно-ревизионный центр» (ОГРН 5167746400311, ИНН 7716841624)

о признании государственного контракта недействительной (ничтожной) сделкой,

при участии:

от истца – не явились

от Минприроды РСО-Алания –  Дзарахоховой  К.И. по доверенности от 17.09.2021 №300/3036

от ООО  «Независимый экспертно-ревизионный центр» -  Рудаковой Ю.А. по доверенности 27.10.2021 б/н

установил:Общество с ограниченной ответственностью «Автодорпроект» обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания и Обществу с ограниченной ответственностью «Независимый экспертно-ревизионный центр» о признании недействительной (ничтожной) сделкой  государственного контракта от 15.04.2021 №0310200000321000375/21, заключенного по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца.

            Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания просила в иске оказать по мотивам отзыва на исковое заявление (т.1, л.д. 114-120) и дополнения к нему (т.2, л.д. 44-48). Пояснила, что нарушение норм АПК РФ основанием для признания сделки недействительной не является.

            Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Независимый экспертно-ревизионный центр» просила в иске оказать по мотивам отзыва на исковое заявление (т.1,  л.д. 98-101) и  дополнения к нему (т.2, л.д. 37-39). Пояснила, что признанием сделки недействительной права истца напрямую восстановлены быть не могут, это лишь предполагаемая возможность.

            Заслушав мнения представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из иска, исковые требования мотивированы тем, что по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки «Оказание услуг по выполнению функций технического заказчика и осуществлению строительного контроля при выполнении работ по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (рекультивация Владикавказского полигона ТКО)»  заявка истца была отклонена, победителем конкурса признано ООО  «Независимый экспертно-ревизионный центр».

Считая действия комиссии уполномоченного органа незаконными, истец обратился в суд с соответствующими требованиями в порядке главы 24 АПК РФ, одновременно заявив о принятии обеспечительных мер (дело №А61-1049/2021).

Судом установлено, что в рамках дела №А61-1049/2021 рассматривалось заявление Общества с ограниченной ответственностью «Автодорпроект» к Управлению Республики Северная Осетия – Алания по проведению закупок для государственных нужд о признании действий комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок незаконными. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания и Общество с ограниченной ответственностью «Независимый экспертно-ревизионный центр». Заявитель указал, что комиссия нарушила порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе, поскольку в рассмотрении заявок принимали участие лишь три ее члена вместо обязательных пяти, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Кроме того, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе от 26.03.2021, размещенный в ЕИС, подписан лишь двумя членами комиссии из трех присутствующих, что также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Решением антимонопольного органа от 06.04.2021 жалоба общества на действия комиссии признана необоснованной. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 07.04.2021 по делу                           №А61-1049/2021 были приняты обеспечительные меры в виде запрета Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия – Алания подписывать государственный контракт по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме от 25.02.2021 №0310200000321000375 до вступления решения по делу                          №А61-1049/2021 в законную силу. Исполнительный лист выдан 07.04.2021.

Определениями от 16.04.2021 и от 17.06.2021 в удовлетворении заявлений Общества с ограниченной ответственностью «Независимый экспертно-ревизионный центр» об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Республики Северная  Осетия-Алания от 07.04.2021 по делу №А61-1049/2021,  было отказано.

Истец указал, что вопреки определению суда о принятии обеспечительных мер по делу № А61-1049/21 Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия – Алания и Общество с ограниченной ответственностью «Независимый    экспертно-ревизионный центр», грубо нарушив закон, 15.04.2021 подписали государственный контракт  №0310200000321000375/21, что послужило основанием для обращения Общества с ограниченной ответственностью «Автодорпроект» в суд с иском о признании государственного контракта от 15.04.2021 №0310200000321000375/21 недействительной (ничтожной) сделкой в рамках настоящего дела.

Определением от 21.05.2021 производство по делу № А61-1330/2021 до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда РСО-Алания по делу                                                   № А61-1049/2021 было приостановлено.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 08.06.2021 по делу №А61-1049/2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 и постановлением Арбитражного суда                                     Северо-Кавказского округа от 17.12.2021, в иске отказано.  С даты вступления решения по делу №А61-1049/2021 в законную силу обеспечительные меры, принятые на основании определения Арбитражного суда РСО-Алания от 07.04.2021 по делу № А61-1049/2021 в виде запрета Министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная                  Осетия – Алания подписывать государственный контракт по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме от 25.02.2021 №0310200000321000375 были отменены.

Определением от 22.01.2022 производство по настоящему делу было возобновлено.

Представитель истца в предварительном судебном заседании 15.02.2022 пояснил, что нарушением закона применительно к спору является нарушение норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: заключение оспариваемой сделки вопреки определению Арбитражного суда РСО-Алания от 07.04.2021 по делу №А61-1049/2021, в котором суд указал на запрет ответчикам подписывать спорный государственный контракт №0310200000321000375. Других оснований для признания сделки недействительной у истца не имеется.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок, процедуры практической реализации и исполнения норм материального права. Процессуальное право неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальные формы, необходимые для его осуществления и защиты.

Процессуальное правонарушение – это нарушение субъектом гражданского процессуального отношения конкретной нормы процессуального законодательства в результате совершения сознательных действий по неисполнению процессуальных обязанностей.

Материальное право – это совокупность норм системы права, непосредственно регулирующих общественные отношения и совокупность отраслей права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, с помощью этих норм государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав (интересов) истца.

Под лицом, заинтересованным в предъявлении иска о признании недействительной ничтожной сделки, следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Истец, не являющийся стороной государственного контракта, должен обосновать наличие материально-правовой заинтересованности в его оспаривании. Истцом такого обоснования не представлено.

Суд считает правомерными доводы ответчиков о том, что, что признание сделки недействительной и отмена закупки никак не повлияют на права истца, который автоматически не становится победителем данной закупки. Не может истец рассчитывать и на то, что в новом конкурсе по тому же объекту будет обозначена такая же НМЦК, поскольку срок контракта при новой закупке будет существенно меньше.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Между тем на основании принятых по делу №А61-1049/2021 судебных актов, принимая во внимания вступившее в законную силу решение Арбитражного суда                     РСО-Алания от 08.06.2021 по делу №А61-1049/2021 о снятии обеспечительных мер в виде запрета Минприроды РСО-Алания подписывать государственный контракт по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме от 25.02.2021 №0310200000321000375, само по себе заключение государственного контракта между Минприроды РСО-Алания и ООО «НЭРЦ» является правомерным.

Подписание ответчиками спорного государственного контракта после вынесения определения Арбитражного суда РСО-Алания от 07.04.2021 о принятииобеспечительных мер в рамках дела №А61-1049/2021 основанием для признания его недействительным не является.

Иных оснований признания спорного контракта недействительной сделкой, а именно нарушений норм материального права, истцом не названо.

   Законных оснований для признания контракта недействительным судом не установлено.

Госпошлина истцом уплачена и относится на него в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как на проигравшую сторону.

            Руководствуясь статьями  110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

    Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

    В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестнадцатого арбитражного  апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.fassko.arbitr.ru/. 

Судья                                                                                                                     Т.Д. Ясиновская