ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1444/11 от 29.07.2011 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ № А61-1444/11

29 июля 2011 года

Арбитражный суд в составе судьи Сидаковой З.К.,при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лолаевой Ж.Х., рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания к арбитражному управляющему Карякину Юрию Ивановичу о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя – Кортиаева Т.Ю. по доверенности от 12.01.2011г. №2

от ответчика – арбитражного управляющего Карякина Ю.И.

Сущность спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к арбитражному управляющему Карякину Юрию Ивановичу – члену некоммерческого партнерства «Ассоциация межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Заявление обосновано следующим.

В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания поступило представление Прокуратуры Промышленного муниципального округа г. Владикавказа от 28.03.2011, № 10-937-2011 о несоблюдении арбитражным управляющим Карякиным Ю.И. норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедуры конкурсного производства ВМУП «Тепловые сети».

Руководителем Управления принято определение от 19.04.2011г. №00031511 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования обнаружены допущенные нарушения арбитражным управляющим Карякиным Ю.И. законодательства о банкротстве.

Специалистом-экспертом Управления Кортиаевым Т.Ю. в отношении Карякина Ю.И. составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2011г. по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Управления пояснил, что в адрес Карякина Ю.И. было направлено извещение о времени и месте составления протокола об административной ответственности. Однако из-за нарушений в работе почты извещение с уведомлением о вручении корреспонденции своевременно не было возвращено Управлению. Протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие доказательств извещения арбитражного управляющего Карякина Ю.И. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Представитель Управления поддержал ходатайство Карякина Ю.И. заявившего об отсутствии необходимости дачи судом оценки действий ответчика, так как в отсутствие извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении лицо не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто административному наказанию.

Арбитражный управляющий Карякин Ю.И. представил отзыв, в котором свою вину не признал. Им также заявлено о нарушении Управлением порядка привлечения к административной ответственности и составлении протокола без его (Карякина Ю.И.) извещения. Вместе с тем, ответчик не считает необходимым устанавливать в судебном порядке факт своей невиновности, так как, он не может быть привлечен к ответственности в связи с допущенными Управлением процедурными нарушениями.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 по делу № А61-1712/08 (peг. №16АП-2008/09 (16-20) в отношении ВМУП «Тепловые сети» введена процедура конкурсного производства сроком до 19.07.2011г., конкурсным управляющим назначен Карякин Юрий Иванович – член некоммерческого партнерства «Ассоциация межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих».

В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания поступило представление Прокуратуры Промышленного муниципального округа г. Владикавказа от 28.03.2011, № 10-937-2011 о несоблюдении арбитражным управляющим Карякиным Ю.И. норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедуры конкурсного производства ВМУП «Тепловые сети» (362013, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Пожарского, 23).

В связи с указанным обращением руководителем Управления определением от 19.04.2011г. №00031511 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования Управление пришло к выводу о нарушении арбитражным управляющим Карякиным Ю.И. законодательства о банкротстве.

Специалистом-экспертом Управления Кортиаевым Т.Ю. в отношении арбитражного управляющего был составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2011г. по признакам части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе отражены следующие нарушения.

В своем отчете от 19.04.2011г. арбитражный управляющий констатировал, что им закрыты все счета должника, за исключением основного счета № 40602810000000000075 в ИАБ «Диг-Банк». Однако согласно выпискам по основному счету в период конкурсного производства зарплата и комиссионные вознаграждения за банковское обслуживание перечислялись на другой счет должника в Северо-Осетинском отделении №8632 Сбербанка России. Наличие двух счетов противоречит статье 133 Федерального закона № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), предписывающей ведение всех денежные операции в период конкурсного производства с использованием одного расчетного счета должника, а расчеты наличными денежными средствами - через кассу организации.

Согласно приказу ВМУП «Тепловые сети» от 09.03.2011 №51-п и платежной ведомости №113 от 20.03.2011г. конкурсный управляющий выплатил премии из кассы работникам должника в связи с профессиональным праздником «День работников бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства». Доказательств списания указанной суммы с основного счета должника нет.

Со счета должника по платежному поручению от 30.03.2011 N530, была списана сумма 21550, 25 рублей. Получателем денежных средств указан Ростовский филиал ОАО «ГСК «Югория», назначение платежа - оплата договора страхования ответственности арбитражного управляющего Карякина Ю.И.

Нормы Закона о банкротстве не предусматривают затраты на страхование ответственности арбитражного управляющего из средств должника.

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Карякина Ю.И. к ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие), не содержит уголовно наказуемого деяния.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (пункт 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В статье 28.2 Кодекса содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Лицо, привлекаемое к ответственности вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при надлежащем извещении, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, рассматривается с участием лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из приведенных норм следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола, рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол может быть составлен, дело - рассмотрено в отсутствие этого лица при условии надлежащего извещения о совершении данных процессуальных действий.

В части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

При извещении административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении обязанность по предоставлению этих гарантий считается соблюденной, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не лишено возможности воспользоваться своими правами.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что арбитражный управляющий не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 15.06.2011г. № 00031511.

Представленное в деле почтовое уведомление № 36200137148414 с описью вложения и почтовой квитанцией свидетельствует о получении Карякиным Ю.И. 27.05.2011г. определения об истребовании доказательств, а не о получении извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Указанное нарушение является существенным и является самостоятельным и безусловным основанием, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

Принимая решение, суд также учел, что составленный с нарушением процессуальных норм протокол об административном правонарушении не является доказательством совершения правонарушения, его составление не имеет никаких правовых последствий, права и законные интересы арбитражного управляющего Карякина Ю.И. при этом не нарушены, следовательно, необходимость правовой оценки действий управляющего отсутствует. Данный вывод соответствует сложившейся судебной практике (см. постановление ФАС СКО от 21.07.2011г. №А61-344/2011.

С учетом заявления Карякина Ю.И., суд не дал оценку наличия (отсутствия) в действиях арбитражного управляющего административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 167-170, 202-206, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

1. Отказать в привлечении арбитражного управляющего Карякина Юрия Ивановича- члена некоммерческого партнерства «Ассоциация межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих» (344082, г.Ростов на Дону, ул.Береговая,5), зарегистрированного по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Декабристов,76, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 24.01.2001г., ИНН 150200017775 к административной ответственности по ч.3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ на основании протокола об административном правонарушении №00031511 от 15.06.2011г., составленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания

2. решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции;

3. копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле;

4. настоящее решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья З.К.Сидакова