ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1635/09 от 10.12.2009 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы 5

http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

  Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ

10 декабря 2009 года

Дело №А61-1635/09

  Арбитражный суд в составе:

судьи Родионовой Г.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаевой О.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Пригородному районы РСО-Алания (далее-инспекция) к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №46 по г. Москве (далее-межрайонная инспекция) и закрытому акционерному обществу «Вектор-Авиа» (далее-общество) о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы закрытого акционерного общества «Вектор-Авиа», связанных с изменением места его нахождения, признании недействительным решения налогового органа о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы закрытого акционерного общества «вектор-Авиа» от 29.06.2009 г. №247248А

при участии представителей:

заявителя ФИО1 (доверенность от 23.09.2009 г. №01-60/277), ФИО2 (доверенность от 23.09.2009 г. №01-60/276),

ответчика ФИО3 (доверенность от 01.10.2009 г.),

в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Межрайонной инспекции,

установил:

Инспекция обратилась в суд с заявление к межрайонной инспекции и обществу о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, связанных с изменением места его нахождения, признании недействительным решения межрайонной Инспекции о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества от 29.06.2009 г. №247248А.

В обоснование своего требования заявитель ссылается на недостоверность сведений, внесенных в ЕГРЮЛ на основании заявления юридического лица. По утверждению заявителя межрайонной инспекцией на основании решения были зарегистрированы в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся места нахождения юридического лица. Между тем общество по указанному им в заявлении адресу не находится, договор аренды недвижимого имущества с собственником помещения не был заключен, а также общество по месту регистрации не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

В судебном заседании представители инспекции требования поддержали.

Ответчик представил в суд отзыв, где указал на несогласие с доводами заявителя. По утверждению ответчика, основания для признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы общества, а также решения о государственной регистрации в ЕГРЮЛ изменений, касающихся адреса общества, отсутствуют. Сведения, внесенные в учредительные документы относительно адреса местонахождения общества, являются действительными. Общество приобретено для осуществления деятельности на территории РСО-Алания, поскольку обладает лицензией на осуществление ремонта и продажи военной техники. С этой целью был заключен договор аренды имущества. О том, что от имени арендодателя действовало неуполномоченное лицо в момент заключения договора, обществу не было известно.

В судебном заседании представитель ответчика просила суд отказать обществу в удовлетворении требований.

Межрайонная инспекция отзыв в суд не направила, не обеспечила явку своего представителя. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, единственным акционером общества ФИО4 09.06.2009 г. принято решение о внесении изменения в Устав общества, согласно которой местом нахождения общества определено: 363130, Российская Федерация, <...>.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в связи с изменением сведений о месте его нахождения, подано в межрайонную инспекцию 19.06.2009 г. На основании представленных документов названной инспекцией принято решение от 29.06.2009 г. № 247248А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы. В реестр юридических лиц внесена регистрационная запись 30.06.2009 г. под номером 6097747636684.

В связи с изменением места нахождения общества по решению межрайонной инспекции от 29.06.2009 г. №247248А общество снято с учета по месту нахождения организации и регистрационное дело названного общества передано в инспекцию, где общество поставлено на учет 29.06.2009 г.

В результате проверки, проведенной инспекцией установлено, что общество не находится по адресу, указанному в его учредительных документах в качестве адреса местонахождения юридического лица, права на недвижимое имущество по этому адресу за названным обществом не зарегистрированы, собственником помещение в аренду не сдавалось.

По мнению заявителя, внесение инспекцией в реестр юридических лиц недостоверных сведений о месте нахождения общества нарушает права инспекции, предусмотренные ст. 31, 82, 83 Налогового кодекса Российской Федерации, на осуществление налогового контроля, а также права граждан, организаций, иных лиц на получение достоверной информации, содержащейся в реестре юридических лиц, что создает угрозу их интересам в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель считает, что установленные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на государственную регистрацию изменений и влечет признание недействительным решения межрайонной инспекции, принятого на основании таких документов. Поэтому заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, связанных с изменением места его нахождения и о признании недействительным решения межрайонной инспекции от 29.06.2009 г. N 247248 А.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В силу статьи 12 - 14 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" внесение изменений в устав общества осуществляется по решению общего собрания акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 6 настоящей статьи.

Статьей 13 указанного закона установлено, что общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Изменения в устав общества подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества, которые приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регламентирован статьями 9, 17 - 19 Федерального Закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 указанного закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган вместе с иными документами, определенными названным Федеральным законом, подается подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором в том числе подтверждается достоверность сведений, содержащихся в представляемых на регистрацию документах.

Из материалов дела усматривается, что решение о внесении изменения в устав относительно места нахождения общества принято компетентным лицом-единственным акционером общества ФИО3 На государственную регистрацию изменений в учредительные документы общества генеральным директором общества ФИО5, действующей на основании решения акционера от 09.06.2009 г. поданы все предусмотренные законом документы. Оснований для отказа в регистрации сведений о юридическом лице, исчерпывающий перечень которых предусмотрен статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у межрайонной инспекции не имелось, в связи, с чем было принято решение от 29.06.2009 г. №247248А. Обязанность регистрирующего органа проверять достоверность представленных заявителем сведений законодательством о регистрации не предусмотрена.

В силу пункта 1 статьи 25 указанного Федерального закона за представление регистрирующему органу недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм недостоверность представленных сведений не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица и не влечет безусловной недействительности такой регистрации.

Кроме того, в соответствии с пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по данному делу не решался.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения.

Судья Родионова Г.С.