ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1658/07 от 22.01.2008 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ Дело № А61-1658/07-10

29 января 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 29.01.2008 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Баскаевой Т.С.

при ведении протокола судебного заседания судьей Баскаевой Т.С.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску МУП Павлодольское УЖКХ

к ответчикам:

1. Министерство финансов РСО-Алания

2. АМС Моздокского района

Третье лицо: Министерство труда и социального развития РСО-Алания

о взыскании 157.425 руб. 76 коп.

при участии:

от истца –   ФИО1 по дов. № 272 от 8.11.2007 г.

от ответчика (Министерство финансов РСО-Алания) – ФИО2 по дов. № 909 от 15.08.2007 г.

от ответчика (АМС Моздокского района) – ФИО3 по дов. № 134 от 23.01.2007 г.

от 3-го лица (Министерство труда и социального развития РСО-Алания) – ФИО4 по дов. № 8-40 от 17.01.2008 г.

установил:    Муниципальное унитарное предприятие Павлодольское УЖКХ Моздокского района (постановлением Главы АМС Павлодольского сельского поселения Моздокского района РСО-Алания № 198 от 23.12.2007 г. переименовано в Муниципальное унитарное предприятие Павлодольское управление коммунального хозяйства Павлодольского сельского поселения) обратилось с иском к Министерству финансов РСО-Алания о взыскании задолженности в сумме 157.425 руб. 76 коп. в связи с предоставлением льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги в связи с Указом Президента РФ от 5.05.92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» за период с 1.01.05 г. по 30.09.2007 г.

В качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора привлечено Министерство труда и социального развития РСО-Алания.

Определением Арбитражного суда РСО-Алания в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 8.11.07 г. в качестве второго ответчика привлечена Администрация местного самоуправления Моздокского района.

Представитель истца просил удовлетворить исковые требования.

Представитель Министерства финансов РСО-Алания письменный отзыв не представил, в судебном заседании в иске истцу просил отказать.

Представитель Администрации местного самоуправления Моздокского района в письменном отзыве за № 2326 от 22.11.07 и в судебном заседании пояснил, что согласно пункта 1 Указа Президента РФ от 5.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Правительствам республик в составе Российской Федерации предписано установить для многодетных семей определенный перечень льгот, в том числе и скидку по оплате за пользование коммунальными услугами: отоплением, водой, канализацией, электроэнергией.

Во исполнение данного Указа Совет Министров Северо-Осетинской ССР 17.12.1992 принял постановление № 165 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которым установил обязанность для исполнительных органов районных Советов народных депутатов, а также для некоторых предприятий, организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, - предоставлять многодетным семьям скидку в размере 30 процентов установленной платы.

Парламент РСО-Алания 2 декабря 1997 г. принял Закон «О семейной политике в Республике Северная Осетия-Алания». Этот Закон устанавливает, кроме понятия многодетной семьи (ст.1), 30-процентную скидку при оплате коммунальных услуг для многодетных и малообеспеченных семей (п.6 ст. 8), а также перечисляет предметы ведения органов местного самоуправления по вопросам семьи (п.2 ст. 17). Вопросы финансирования жилищно-коммунальных льгот, предоставляемых предприятиями, организациями, в том числе и не находящимися в муниципальной собственности, многодетным семьям, к ведению органов местного самоуправления не отнесены.

В статье 19 названого Закона «Источники и порядок финансирования мер республиканской семейной политики», - указывается, в редакции статьи до 15.01.2004 г., что расходы по реализации этих мер производятся за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Северная Осетия-Алания, местных бюджетов, внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников. Ассигнования на проведение семейной политики в бюджетах выделяются отдельной целевой, защищенной статьей. Законом РСО-Алания от 15.01.2004 № 1-РЗ в статью 19 внесены изменения, которыми «местные бюджеты» из источников финансирования мер семейной политики исключены..

Таким образом установлен источник финансирования – республиканский бюджет.

Согласно справки Управления финансов АМС Моздокского района от 16.11.07г. № 196 в межбюджетных трансфертах планируемых и выделяемых Министерством финансов РСО-Алания Моздокскому району на 2005-2007 гг. в форме: финансовой помощи, субвенций, субсидий расходов на компенсацию выпадающих доходов (в том числе для категорий лиц, указанных в исковом заявлении – многодетные семьи) не предусматривалось.

В иске к АМС Моздокского района просит отказать.

Представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания в судебное заседание представил письменный отзыв от 8.11.07 за № 7-1940, кроме того пояснил, что, истец, ссылаясь на Порядок возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных, транспортных услуг и услуг связи на 2004 г., утвержденный Постановлением Правительства РСО-Алания от 20.02.2004 г. № 35, указывает, что возмещение выпадающих доходов производится из республиканского бюджета через Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с заключаемыми договорами в пределах выделенных ассигнований. Распоряжением Правительства РСО-Алания от 11.03.2005 г. № 25-р действие указанного Порядка было продлено на 2005 г.

В соответствии с данным Порядком выпадающие доходы организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги многодетным семьям возмещались «через администрации местного самоуправления в соответствии с заключаемыми договорами с организациями предоставляющими льготы, на основании отчетов и соответствующих актов сверки, за счет средств местного бюджета.

Постановлением Правительства РСО-Алания от 03.05.2006 г. № 108 «О порядке возмещения в 2006 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг», а также Постановлением Правительства РСО-Алания от 16.02.2007г. № 36 «О порядке возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» порядок возмещения выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги многодетным семьям оставлен без изменения.

В иске к Министерству труда и социального развития РСО-Алания просит отказать.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.

Как видно из материалов дела предприятие с 1.01.05 г. по 30.09.07 г. предоставляло населению ст. Павлодольской Моздокского района льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.92 г. № 92 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Расходы предприятия по предоставлению льгот не возмещены, в связи с чем предприятие обратилось с иском в арбитражный суд.

В обоснование исковых требований предприятие предоставило суду сведения о предоставлении гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ф № 26 жкх, справки о выпадающих доходах по населению за услуги по водоснабжении, водоотведению, вывозу мусора в поселке за 2005-2007 гг., реестры по выпадающим доходам за спорный период, лицевые счета квартиросъемщиков, копии квитанций о частичной оплате лицами пользующимися льготами.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлена скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 30 процентов от их стоимости.

Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (статья 38) и от 25.09.97 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 4) устанавливают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.

Указанные Федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.

В соответствии с Порядком возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг на 2004 г., утвержденным Постановлением Правительства РСО-Алания от 20.02.04 г. № 35 возмещение выпадающих доходов производится из республиканского бюджета через АМС в соответствии с заключенными договорами с организациями, предоставляющими льготы на основании отчетов и соответствующих актов сверок, за счет средств местных бюджетов.

Представленная в дело справка свидетельствует о том, что с 2005 по 2007 гг. АМС Моздокского района не получало из республиканского бюджета трансферты.

В силу статьи 75 Бюджетного кодекса Российской Федерации трансфертами являются бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местно самоуправления.

Трансферты населению являются одной из форм расходов бюджетов, включающих в себя как ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, так и ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов (статья 69 Кодекса).

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что ввиду невыделения республиканским бюджетом Администрации Моздокского района средств на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента России от 5.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Законом РСО-Алания от 2.12.97 г. № 15-3 «О семейной политике в РСО-Алания» требования истца подлежат удовлетворению за счет средств казны РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания.

Поскольку государственные органы и иные органы, выступающие в суде от имени публично-правового образования, не освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, по которым данные органы или соответствующие публично-правовые образования выступают в качестве ответчика, государственную пошлину следует взыскать с Министерства финансов РСО-Алания в доход бюджета Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 102, 103, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать за счет средств Казны РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания в пользу Муниципального унитарного предприятия Павлодольское управление коммунального хозяйства Павлодольского сельского поселения задолженность в сумме 157.425 руб. 76 коп.

Взыскать за счет средств Казны РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 4.648 руб. 50 коп.

В иске к Администрации местного самоуправления Моздокского района отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд.

Судья Баскаева Т.С.