Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5,
E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ Дело №А61-175/2015
30 июня 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2015
Решение в полном объеме изготовлено 30.06.2015
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Коптевой М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дедегкаевой Ф.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания (ОГРН<***>, ИНН<***>)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово – бюджетного надзора по РСО-Алания (ОГРН<***>, ИНН<***>),
о признании незаконным представления № 10-06-18/1316 от 26.12.2013,
от заявителя – не явился;
от ответчика – ФИО1 по доверенности от 23.06.2015, ФИО2 по доверенности от 23.06.2015;
установил: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания (далее – ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово – бюджетного надзора по РСО-Алания (далее – ТУ Росфиннадзора) о признании незаконным представления № 10-06-18/1316 от 26.12.2013.
Заявление ТУ Росимущества мотивировано отсутствием, по мнению заявителя, нарушений бюджетного законодательства при проведении плановой выездной проверки контролирующим органом правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета заявителем.
Представители ТУ Росфиннадзора в отзыве на заявление от 05.05.2015, дополнении к отзыву от 25.05.2015г. №10-06-32/644 и в судебных заседаниях требования не признали, пояснили, что заявителем не указаны законы и иные нормативные акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует представление, а также не приведены доводы, подтверждающие возможные негативные последствия экономического характера оспариваемым представлением. Кроме того, ТУ Росимущества не были осуществлены действия по обращению в суд с регрессными требованиями к должностным лицам, чьи действия (бездействия) были признаны незаконными вступившими в силу судебными актами, и в результате которых был причинен вред физическим лицам, в целях взыскания в доход федерального бюджета денежных средств.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, данные в судебных заседаниях, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом руководителя ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания от 22.10.2014 №60 и с п.61 Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания на 2014 год, проведена выездная плановая проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности, а также имущества, находящегося в федеральной собственности в ТУ Росимущества в РСО-Алания за 2013 год.
По результатам проверки выявлены нарушения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон о бухгалтерском учете), п. 213 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 №157н), п. 4.4 Главы 4 Положения от 12.10.2011 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее – Положение от 12.10.2011 №373-П).
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи ТУ Росимущества представления об устранении нарушений законодательства №10-06-18/1316 от 26.12.2014, предложено в 30-дневный срок рассмотреть представление и принять меры по устранению причин и условий таких нарушений.
Не согласившись с представлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее – Росфиннадзор), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.02.2014 N 77, которым установлено, что Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (п. 1 Положения).
Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п.4 Положения).
Процедура проведения проверки и вынесения предписания определена в Правилах осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092).
Согласно п.9, п.п.«г»п.10 Правил N 1092, право выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ, имеет, в том числе руководитель территориального органа.
В соответствии с частью 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Исходя из норм БК РФ, вынесенное руководителями Росфиннадзора и ее территориальных органов представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства, которые могут быть обжалованы в установленном порядке.
Согласно абз. 4 п. 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
В оспариваемом представлении содержатся выводы о неправомерном (неэффективном, нецелевом) использовании средств федерального бюджета, о нарушении бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие руководителя учреждения принять меры по недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган о результатах рассмотрения представления.
Таким образом, оспариваемое представление принято уполномоченным органом по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения.
В ходе проверки установлено (Акт от 10.12.2014), что 31.01.2013 Советским районным судом г. Владикавказа вынесено решение о взыскании с ТУ Росимущества в РСО - Алания госпошлины и денежных сумм в пользу физических лиц (ФИО3, ФИО4. ФИО5) в размере 46001474,99 рублей.
Определением Верховного Суда РСО-Алания от 19.06.2014, имеющим преюдициальное значение в силу статей 13 и 61 ГПК РФ, установлено, что ТУ Росимущества в РСО - Алания проведены торги по реализации имущества ООО «Ир-Капитал» в нарушение требований действующего законодательства, в связи с чем, на основании статей 448, 449 ГК РФ торги от 27.07.2011, договора купли-продажи, протоколы №№ 22,23,24 от 27.07.2012 о результатах торгов по продаже имущества, подписанные с ФИО3 и ФИО4, являются недействительными.
Решением установлено, что в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников ТУ Росимущества в РСО - Алания было нарушено право ФИО3 и ФИО4 на приобретение в собственность указанного имущества ООО «Ир-Капитал» в ходе организации и проведении торгов в отношении имущества ООО «Ир-Капитал», и причиненным данным лицам материальным ущербом. Денежные средства, перечисленные ФИО3 и ФИО4 на счет ТУ Росимущества в РСО-Алания, не были возвращены покупателям в качестве последствий недействительности торгов в форме открытого аукциона, проведенного ТУ Росимущества в РСО - Алания 27.07.2011, а были перечислены ТУ Росимущества в РСО-Алания на счет УФССП РСО-Алания в счет погашения долга ООО «Ир-Капитал» перед Сбербанком. Указанная сумма в размере 38071468,52 рублей была перечислена на счет УФССП РСО-Алания.
Таким образом, организация торгов в нарушение действующего законодательства, повлекла за собой признание торгов недействительными, приведшие к нарушению прав физических лиц, повлекла за собой принятие судебного акта о возмещение вреда указанным лицам и выдачу исполнительных документов, что привело к увеличению бюджетных обязательств ТУ Росимущества в 2013 году на сумму 46001474,99 рублей.
Данные бюджетные обязательства доведены Росимуществом РФ, как главным распорядителем средств федерального бюджета, до ТУ Росимущества в РСО-Алания по расходным расписаниям от 27.09.2013 №8 на сумму 60000 рублей и от 23.10.2013 №4 на сумму 45941476 рублей.
Указанная сумма была перечислена в 2013 году на основании требований исполнительных листов о взыскании с ТУ Росимущества госпошлины и денежных сумм в пользу физических лиц в счет возмещения вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) ТУ Росимущества.
ТУ Росимущества не были осуществлены действия по обращению в суд с регрессными требованиями к должностным лицам, чьи действия (бездействия) были признаны незаконными вступившими в силу судебными актами и в результате которых был причинен вред физическим лицам, в целях взыскания в доход федерального бюджета денежных средств.
В силу статьи 152 БК РФ ТУ Росимущества является участником бюджетного процесса, выступает получателем бюджетных средств, финансовое обеспечение деятельности, предусматривающей осуществление функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, которого осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В соответствии со статьей 69.1. БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
В соответствии со статьей 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Статьей 34 БК РФ определен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи, в данном случае по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
В случае организации и проведении торгов в соответствии с законодательством у ТУ Росимущества не возникли бы денежные обязательства по выплате 46001474,99 рублей, так как отсутствовало бы основание для выдачи соответствующих исполнительных листов.
С учетом изложенного, ТУ Росимущества в результате увеличения кассовых расходов в 2013 году на 46001474,99 рублей, в связи с признанием результатов торгов недействительными, вследствие нарушений закона допущенных организатором торгов, а также взыскания с ТУ Росимущества денежных сумм и госпошлины, отсутствия действий по взысканию в доход федерального бюджета денежных средств, допущено несоблюдение положений статьи 34 БК РФ, выразившееся в необеспечении ТУ Росимущества при составлении и исполнении бюджетов на 2012 - 2013 г.г. в рамках установленных ему бюджетных полномочий необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В ходе проверки также установлено несоблюдение установленного порядка выдачи денежных средств подотчет, а именно выдача денежных средств из кассы подотчет после фактического расходования денежных средств подотчетными лицами на служебные, хозяйственные и командировочные расходы, а также без письменного заявления на получение денежных средств подотчет в сумме 104275 рублей.
В соответствии с пунктом 4.4 Положения от 12.10.2011 №373-П, которое действовало в проверяемый период, для выдачи наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии -руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии -руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
Выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
Согласно п. 213 Инструкции от 01.12.2010 N 157н, дебиторская задолженность подотчетных лиц отражается в сумме денежных средств, выданных ему по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления подотчетного лица, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается, либо в сумме денежных документов выданных подотчетному лицу на соответствующие цели.
Таким образом, ТУ Росимущества допущено нарушение п. 213 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н, п. 4.4 Главы 4 Положения от 12.10.2011 №373-П.
Кроме того, проверкой выявлено, что акты выполненных работ, послужившие основанием для оплаты работ, принимались без указания измерителей хозяйственной жизни в натуральном и денежном выражении, сумма нарушения: 2505868,61 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Согласно статье 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований Кодекса и предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Согласно пункту 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н документом, подтверждающим возникновение денежного обязательства при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе являются накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура, акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура.
Исходя из положений вышеназванных статей расходы при исполнении бюджета должны быть обоснованными, обоснованность расходов (должна быть подтверждена) должен подтверждать получатель бюджетных средств, так как денежные обязательства это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
В целях надлежащего оформления фактов хозяйственной жизни согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты: содержание факта хозяйственной жизни и величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.
Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных ГК, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Исходя из изложенного, для обоснования отражения в бухгалтерском учете исполненных обязательств исполнителем, сведения в первичном учетном документе (акт приемки (выполнения) работ, услуг и т.д.) должны максимально полно отражать содержание факта хозяйственной жизни, а именно информацию какая именно услуга была оказана при этом помимо наименования услуги в акте должны быть описаны конкретные действия, совершенные исполнителем, отсутствие указания на конкретные оказанные услуги, работы и их характер, не позволяют установить, какие именно услуги, работы были оказаны, выполнены получателю бюджетных средств, следовательно, акты, не содержащие сведения, характеризующие факт хозяйственной жизни не могут являться надлежащим обоснованием отражения в бюджетном учете исполненных (принятых) обязательств и основанием возникновения денежных обязательств.
Таким образом, ТУ Росимущества допущено нарушение подпунктов 4, 5 пункта 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что с изданием оспариваемого предписания наступили какие-либо неблагоприятные для заявителя последствия и нарушены его права и законные интересы.
Таким образом, проверив представление №10-06-18/1316 от 26.12.2014 и действия по его выдаче на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий на их принятие и совершение, суд признает требования заявителя необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания (ОГРН<***>, ИНН<***>) о признании незаконным представления Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора по РСО-Алания (ОГРН<***>, ИНН<***>) № 10-06-18/1316 от 26.12.2013 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца с момента его вынесения через Арбитражный суд Республики Северная Осетия- Алания.
Судья М.Б.Коптева