ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-1815/2022 от 18.10.2022 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения внесена 18.10.2022

Мотивированное решение изготовлено 21.10.2022

г. Владикавказ                                                                     Дело № А61-1815/2022

21 октября 2022 года                                                                     

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Бекоевой С.Х.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Кануковой М.В., Халлаевой В.З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Тплюс», о признании незаконным и отмене постановления от 08.04.2022  № 015/04/9.21-65/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ,

при участии: от заявителя – ФИО3 по доверенности,

 от УФАС по РСО-Алания – ФИО1 по доверенности,

от ООО «Тплюс» - не явились,

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе путем публичного размещения сведений в сети Интернет на сайте Арбитражного суда РСО-Алания и на сайте Верховного Суда Российской Федерации.  В соответствии со статьей 156  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.

Судебное заседание проведено с перерывами, объявленными с 04.10.2022 на 07.10.2022, впоследствии, на 11.10.2022, на 09-00 часов 18.10.2022. Информация об объявленных в судебном заседании перерывах размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

             установил: ПАО «Россетти Северный Кавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в суд к Управлению федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 08.04.2022 № 015/04/9.21-65/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Заявление и дополнение к нему обоснованы следующим.

Согласно материалам дела об административном правонарушении основанием для его возбуждения послужило поступившее в антимонопольный орган заявление ООО «Тплюс» от 22.12.2021 вх.№ 6491, согласно которому общество 01.12.2021 обратилось в ПАО «Россети Северный Кавказ» с заявлением об оказании услуг по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении на адрес электронной почты: info@ske.rossetisk.ru. ПАО «Россети Северный Кавказ» в адрес ООО «Тплюс» ни договор по восстановлению и переоформлению документов, ни акт технологического присоединения не направило. На основании договора аренды объектов электросетевого хозяйства от 01.12.2021 № 100-ГПХ/21, заключенного с ООО «Агропром-Инвест», общество «Тплюс» является законным владельцем объектов электросетевого имущества- ВШУ 10кВ от Ф-7 10 кВ ПС Ардон-110, расположенных в г. Ардоне. 01.12.2021 года ООО «Тплюс» обратилось в ПАО «Россеги Северный Кавказ» с заявлением об оказании услуг по переоформлению технической документации.   УФАС РФ по РСО-Алания со ссылкой на п.п. 57 и 69 Правил пришло к выводу о том, что ПАО «Россети Северный Кавказ» должны были в срок не позднее 07.12.2021г. переоформить документы по заявке ООО «Тплюс» от 01.12.2021.

Антимонопольным органом сделан ошибочный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Антимонопольным органом не учтены доводы ПАО «Россети Северная Кавказ» о том, что взаимоотношения двух сетевых организаций но выдаче документов о технологическом присоединении регулируются пунктом 58 Правил. Согласно пункту 58 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее Правила) в случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, нрава и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон. При отсутствии соглашения между сетевыми организациями, определяющего порядок восстановления (переоформления) документов, нрава и обязанности сторон являются не урегулированными. Соглашение, предусмотренное пунктом 58 Правил, определяющее права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов между ПАО «Россети Северный Кавказ» и ООО «Тплюс» не заключалось, в связи с чем, оснований для вывода о нарушении субъектом естественной монополии Правил отсутствуют. При отсутствии соглашения между сетевыми организациями, определяющего порядок восстановления (переоформления) документов, права и обязанности сторон являются не урегулированными. Поскольку заявки на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения должны рассматриваться сетевой организацией в соответствии с заключенным сторонами соглашением, предусмотренным пунктом 58 Правил, сроки, установленные для переоформления документов иных категорий заявителей, в рассматриваемом случае применяться не могут. Следовательно, Общество не допустило дискриминационных действий в отношении ООО «Тплюс», препятствующих его доступу на рынок услуг по передаче электрической энергии.

Исходя из письма ФАС России от 24.02.2022 исх. № СП/14414/22 в ответ на запрос «Россетти Северный Кавказ» от 25.01.2022 о правомерности привлечения общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, у УФАС по РСО-Алания отсутствовали основания для вывода о нарушении субъектом естественной монополии Правил № 861.

Несмотря на отсутствие заключенного между ПАО «РСК» и обществом «Тплюс» предусмотренного пунктом 58 Правил соглашения, заявителем выполнены все необходимые действия, в адрес общества «Тплюс» направлен Акт об осуществлении технологического присоединения № 100 от 03.02.2022, который представлен в материалы дела об административном правонарушении  письмом от 14.03.2022 № 190-Ю.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок. Согласно письму Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году", должностные лица контрольного (надзорного) органа не вправе принимать меры по привлечению к административной ответственности без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы заявленного требования и дополнения к нему.

Антимонопольный орган в отзыве на заявление от 20.05.2022 № 1626 и дополнении к нему от 06.10..2022 № 3357, и его представитель в судебном заседании не признали заявленные требования, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным со ссылкой на следующее.

В силу пункта 69 Правил № 861 общество должно было в срок не позднее 07.12.2021 переоформить документы  по заявке ООО «Тплюс» от 01.12.2021 года. Раздел VII Правил № 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении. Поскольку соглашение, предусмотренное пунктом 58 Правил №861, сторонами не было заключено, то права и обязанности сторон являются не урегулированными. Правила №861 не содержат запрета на применение к отношениям смежных сетевых организаций установленного разделом VIII Правил №861 общего порядка восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, а также не предусматривают возможность отказа в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении при отсутствии соглашения между сетевыми организациями. Пункт 58 Правил №861 не изменяет также срок, предусмотренный пунктом 69 Правил №861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов таких сетевых организаций). Управление пришло к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждено неисполнение ПАО «Россети Северный Кавказ» своей обязанности по переоформлению документов о технологическом присоединении в срок, установленный пунктом 69 Правил № 861, что образует событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 9.21 КоАП РФ. Ссылки заявителя на то, что им в адрес общества «Тплюс» направлен Акт об осуществлении технологического присоединения от 03.02.2022 , не подтверждают  принятие обществом всех зависящих от него мер по недопущению совершения административного правонарушения, поскольку ПАО «Россети Северный Кавказ» не соблюден срок рассмотрения заявки на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения Объекта, предусмотренный пунктом 69 Правил технологического присоединения.

Положения постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не подлежат применению в данном случае, так как согласно подпункту 15 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации» его положения не применяются к организации и осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании от 04.10.2022 года пояснила, что заявителем административный штраф по постановлению № 015/04/9.21-65/2022 уплачен 26.07.2022 года, из чего следует, что он согласен с оспариваемым постановлением.

Представитель заявителя  в судебном заседании пояснила, что уплата административного штрафа вызвана ошибкой бухгалтерии, так как исковое заявление подано в суд 18.04.2022, соответственно, штраф уплачен обществом после обращения в суд с оспариванием постановления административного органа.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

На основании договора аренды объектов электросетевого хозяйства от 01.12.2021 № 100-ГПХ/21, заключенного с ООО «Агропром-Инвест», общество «Тплюс» является законным владельцем объектов электросетевого имущества- ВШУ 10кВ от Ф-7 10 кВ ПС Ардон-110, расположенных в г. Ардоне.  01.12.2021 ООО «Тплюс» обратилось к ПАО «Россети Северный Кавказ» с заявлением об оказании услуг по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении объектов электросетевого имущества, расположенных в г. Ардоне, ВШУ 10кВ от Ф-7 10 кВ ПС Ардон-110. Не получив от ПАО «Россетти Северный Кавказ» договор по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении объектов электросетевого имущества и акт технологического присоединения, ООО «Тплюс» обратилось в Управление с заявлением от 22.12.2021 (вх. № 6491), в котором сослалось на то, что в нарушение п. 15 Правил № 861 ПАО «Россети Северный Кавказ» в адрес ООО «Тплюс» ни договор по восстановлению и переоформлению документов, ни акт технологического присоединения не направило. Общество «Тплюс» просило Управление проверить действия ПАО «Россети Северный Кавказ» на предмет нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в не направлении в адрес ООО «Тплюс» Договора оказания услуг по восстановлению и переоформлению документов на технологическое присоединение к электрическим сетям и в злоупотреблении доминирующим положением на рынке, а также учесть неоднократность совершения ПАО «Россети Северный Кавказ» правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.

12.01.2022 письмом № 22 Управление запросило у ПАО «Россетти СК» информацию относительно заявления общества «Тплюс». Определением от 22.02.2022 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении № 015/05/9.21-65/2022 и проведении административного расследования по статье 9.21 КоАП РФ, у заявителя запрошены доказательства и сведения. В определении указано, что протокол  об административном правонарушении будет составлен 15.03.2022 в 16-00 часов.

15.03.2022 с участием представителя общества ФИО2 Управлением составлен протокол об административном правонарушении № 05/04/9.21-65/2022, в котором  административный орган пришел к выводу о том, что ПАО «Россетти Северный Кавказ» допустило нарушение пункта 69 Правил  № 861, заключающееся в том, что обществом не соблюден срок, установленный указанным пунктом Правил № 861- не позднее 07.12.2021, по своевременному рассмотрению заявления ООО «Тплюс» от 01.12.2021, за что предусмотрена ответственность  по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Представитель общества в протоколе отразил свое несогласие с ним. Протокол вручен представителю общества в день его составления. Общество извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении на 15-30 часов 29 марта 2022 года протоколом об административном правонарушении.

Определением от 29 марта 2022 Управлением по ходатайству общества рассмотрение дела об административном правонарушении № 05/04/9.21-65/2022 отложено на 15-30 часов 01.04.2022 2021.

Определением от 01.04.2022 Управлением по ходатайству общества рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 15-00 часов 08.04.2022.

08.04.2022 года УФАС по РСО-Алания с участием представителя  ПАО «Россети Северный Кавказ» ФИО3, представителя ООО «Тплюс» ФИО4 вынесло постановление № 05/04/9.21-65/2022 о привлечении ПАО «Россети Северный Кавказ» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

В постановлении административным органом указано, что событие административного правонарушения выразилось в неисполнении установленной пунктом 69 Правил № 861 обязанности по рассмотрению в установленный срок (не позднее 07.12.2021) заявки ООО «Тплюс» на переоформление документов об осуществлении технологического присоединения объекта.

Не согласившись с данным постановлением, ПАО «Россети Северный Кавказ»  в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок оспорило его в арбитражном суде.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, процессуальные документы составлены уполномоченными лицами. Срок привлечения общества к административной ответственности не пропущен. О времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо и потерпевший извещались надлежащим образом; общество обеспечило явку своего представителя для участия в них.

Суд установил, что при производстве по делу об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления доступа к услугам субъектов естественных монополий. Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям в ходе исполнения обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и в течение срока действия технических условий для присоединения к электрическим сетям. Субъектами административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ являются субъекты естественных монополий.

В соответствии с абз. 7 п. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности естественных монополий относятся услуги по передаче электрической энергии.

ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории РСО-Алания.

Суд установил, что антимонопольным органом правильно определен субъект административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку общество осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

Согласно материалам дела ООО «Тплюс» 01.12.2021 обратилось к обществу с заявлением об оказании услуг по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении объектов электросетевого имущества. В обоснование обращения представлен договор аренды объектов электросетевого хозяйства 01.12.2021 № 100-ГПХ/21, заключенный с ООО «Агропром-Инвест».  Не получив от ПАО «Россетти Северный Кавказ ни договор по восстановлению и переоформлению документов о технологическом присоединении объектов электросетевого имущества, ни акт технологического присоединения, ООО «Тплюс» обратилось в Управление с заявлением от 22.12.2021 (вх. № 6491), в котором просило проверить действия ПАО «Россети Северный Кавказ» на предмет нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в не направлении в адрес ООО «Тплюс» Договора оказания услуг по восстановлению и переоформлению документов на технологическое присоединение к электрическим сетям и в злоупотреблении доминирующим положением на рынке.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон №35-ФЗ).

В соответствии со ст. 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).

Согласно пункту 1 Правил № 861 они определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Под порядком обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии следует понимать детальный и урегулированный нормами публичного права механизм осуществления целого комплекса соответствующих мероприятий.

Соблюдение Правил №861 предполагает соблюдение сетевой организацией всех норм, которыми регламентирован порядок недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Соблюдение установленных Правилами №861 порядка и сроков рассмотрения заявок вне зависимости от результата принятия решения призваны обеспечить стабильность положения потребителя (абонента), - более слабой и зависимой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Правила переоформления документов о технологическом присоединении регламентированы разделом VIII Правил N 861 (Правила технологического присоединения энергопринримающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям).

В соответствии с п. 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимаюших устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 6 Правил N 861 такое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения: а) подача заявки юридическим или физическим лицом; б) заключение договора; в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил); г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; 2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"); д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

По условиям п. 15 Правил № 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9. И) и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9. 10, 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений. Также, согласно п. 15 Правил № 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Согласно пункту 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил N 861, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил технологического присоединения N 861), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.

В соответствии с п. 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении.

На основании пункта 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (подпункт "в").

В силу пункта 61 Правил N 861 лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.

В силу пункта 65 Правил N 861 сетевая организация для целей переоформления документов о технологическом присоединении не вправе требовать представления лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, сведений и документов, не предусмотренных названными правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами N 861.

В рамках рассмотрения дела № 015/04/9.21-65/2022 антимонопольным органом установлено, что ПАО «Россетти СК» не представлены документы, свидетельствующие о рассмотрении заявки общества «Тплюс» и направлении в адрес общества документов о технологическом присоединении объекта в срок, предусмотренных пунктом 69 Правил № 861.

В ходе рассмотрения административного дела ПАО «Россетти СК» в адрес общества «Тплюс» направлен Акт об осуществлении технологического присоединения № 100 от 03.02.2022, который представлен в УФАС по РСО-Алания  письмом от 14.03.2022 № 190-Ю.

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении Правил технологического присоединения к электрическим сетям N 861.

ПАО «Россетти Северный Кавказ» не представлены доказательства, подтверждающие наличие каких-либо препятствий или объективных причин для несоблюдения предписанных Правилами технологического присоединения N 861 требований.

Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, управление правомерно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Устранение вменяемого ПАО «Россетти СК» нарушения после возбуждения дела об административном правонарушении не  является основанием для освобождения общества от административной ответственности.

Судом установлено, что оспариваемым постановлением Общество признано  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

При этом административный орган, исходя из того, что мероприятия по переоформлению технической документации заявителя окончены, снизил размер административного штрафа ниже низшего предела (до 300 000 руб.).

Доказательств невозможности соблюдения обществом вышеуказанных требований Правил, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях общества также субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.

Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом привлечения общества ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Ссылки общества на пункт 58 Правил № 861 обоснованно не приняты Управлением исходя из следующего

Пункт 58 Правил № 861, на который ссылается Общество, предусматривает, что права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон. Правила № 861 не содержат запрета на применение к отношениям смежных сетевых организаций установленного разделом VIII Правил №861 общего порядка восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении, а также не предусматривают возможность отказа в восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении при отсутствии соглашения между сетевыми организациями. Пункт 58 Правил №861 не изменяет также срок, предусмотренный пунктом 69 Правил № 861 (соглашением сторон определяются права и обязанности сторон, возникающие в связи с переоформлением документов таких сетевых организаций).

С учетом изложенного суд считает, что материалами дела доказан факт совершения заявителем вменяемого ему правонарушения.

Суд не находит правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения малозначительным ввиду отсутствия исключительности обстоятельств его совершения.

При вынесении оспариваемого постановления от 08.04.2022 УФАС по РСО-Алания учтено, что заявителем в адрес общества «Тплюс» направлен Акт об осуществлении технологического присоединения № 100 от 03.02.2022, который представлен в УФАС по РСО-Алания  письмом от 14.03.2022 № 190-Ю; исходя из изложенного факта антимонопольный орган снизил размер взыскиваемого с общества штрафа до 300 000 руб., то есть, ниже низшего предела.

Ссылки заявителя на неправомерность его привлечения к административной ответственности в связи с принятием постановления Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление №336), судом отклоняются по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которым установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности таких органов, их должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок (части 1 и 2 статьи 1, статьи 9, 10).

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).

Пунктом 1 Постановления № 336 установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления.

Особенности проведения в 2022 году внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлены в пункте 3 Постановления № 336.

Введение указанным актом ограничений государственного и муниципального контроля в 2022 году не имеет правового значения для обстоятельств настоящего дела.

Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В отношении общества не проводился какой-либо контроль, регулируемый Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Вменяемые заявителю нарушения выявлены в ходе рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения потерпевшего.

Кроме того, предусмотренные в указанных выше правовых актах антикризисные меры не являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 КоАП РФ, с учетом возбуждения дела об административном правонарушении определением от 22.02.2022, то есть, до вступления в законную силу Постановления № 336.

С учетом изложенного в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

При изготовлении резолютивной части решения суда от 18.10.2022 судом допущена описка в указании секретаря, который вел протокол судебного заседания, вместо секретаря Бдайциевой А.Т. в порядке статьи 179 АПК РФ при изготовлении мотивированного решения суда следует указать на ведение протокола судебного заседания секретарями Кануковой М.В., Халлаевой В.З.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 179, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных Публичным акционерным обществом «Россети Северный Кавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) требований.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в  Шестнадцатый  арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.

Судья                                                            С.Х. Бекоева