Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года
г. Владикавказ Дело № А61-192/2020
25 июня 2020 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе судьи Коптевой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гизоевой И.Г., рассмотрел в судебном заседании заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Аланияо признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.01.2020, ФИО2 по доверенности от 21.01.2020.;
иные лица – не явились;
установил: Федеральное государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСТ, региональная служба) о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2020 по делу № 84-19.8.1/2019 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 29.01.2020 заявление предприятия принято к производству, возбуждено производство в порядке упрощенного производства.
Суд в порядке пункта 2 части 5 статьи 227 АПК РФ 05.02.2020 вынес определение о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с объявлением перерыва с 11.06.2020 до 17.06.2020 12час. 15мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме по мотивам указанным в заявлении.
РСТ явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
В отзыве на заявление региональная служба просила отказать в удовлетворении заявленного требования (том 2 л.д.19-26).
Изучив материалы дела, оценив доводы заявления и отзыва на него, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса, в соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2 положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - Служба), утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 № 24, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее по тексту - Постановление № 570), проведен осмотра сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования (далее - ЕИАС).
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) от 12.12.2019 и служебной записке от 12.12.2019 ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по состоянию на 12.12.2019 не раскрыта информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 4.8 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 2.12 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения на 2019 год в соответствии с формой 3.10 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 1.9 Приказа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении от 20.12.2019 №137-19.8.1/2019
22.01.2020 руководителем РСТ вынесено постановление по делу №137-19.8.1/2019, которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 АПК РФ, предприятие обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением.
В силу части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования", подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление № 6) регулируемыми организациями информация раскрывается путём размещения в Федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система» с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия) утвержденных Приказом ФАС России от 13.09.2018 №1288/18 "Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования региональные органы регулирования - субъекты регулирования".
Согласно подпункту 3 пункта 15 Постановления № 570, регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 25 Постановления № 570, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, содержит: а) форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии по результатам рассмотрения указанной заявки решения и уведомлении о принятом решении, основания аннулирования заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, отказа в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; д) регламент подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 28 Постановления № 570 информация, указанная в пункте 25 Постановления № 570, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 14 Постановления № 6 регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 24 Постановления № 6 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения, содержит: а) форму заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, и указание на запрет требовать представления документов и сведений или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии решения и информировании о принятом по результатам рассмотрения указанной заявки решении (возврат документов, прилагаемых к заявке о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, либо направление подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения), основания для отказа в принятии к рассмотрению документов, прилагаемых к заявлению о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, в подписании договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; д) регламент подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению к централизованной системе холодного водоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 27 Постановления № 6 информация, указанная в пункте 24 данного постановления, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Согласно пункту «з» пункта 35 Постановления № 6 регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 45 Постановления № 6 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения, содержит: а) форму заявки о подключении к централизованной системе водоотведения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе водоотведения, и указание на запрет требовать представления документов и сведений или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о подключении к централизованной системе водоотведения (в том числе в форме электронного документа), принятии решения и информировании о принятом по результатам рассмотрения указанной заявки решении (возврат документов, прилагаемых к заявке о подключении к централизованной системе водоотведения, либо направление подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе водоотведения), основания для отказа в принятии к рассмотрению документов, прилагаемых к заявке о подключении к централизованной системе водоотведения, в подписании договора о подключении к централизованной системе водоотведения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; д) регламент подключения к централизованной системе водоотведения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения к централизованной системе водоотведения, сведения о размере платы за услуги по подключению к централизованной системе водоотведения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункту 48 Постановления № 6 информация, указанная в пункте 45 Постановления № 6, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 56 Постановления № 6 регулируемыми организациями подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 66 Постановления № 6 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения, содержит: а) форму заявки о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, и указание на запрет требовать представления документов и сведений или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии решения и информировании о принятом по результатам рассмотрения указанной заявки решении (уведомление о необходимости представления недостающих документов и сведений либо направление подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения), основания для отказа заявителю в подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, отказа в заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, увеличения срока направления подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; д) регламент подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению к централизованной системе горячего водоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно подпункту 69 Постановления № 6 информация, указанная в пункте 66 Постановления № 6, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Как следует из пояснений учреждения (том 2 л.д.47-48) шаблон OPEN.INFO.PRICE «Показатели, подлежащие раскрытию (цены и тарифы)» размещен учреждением в установленные законодательством сроки в Федеральной государственной информационной системе ЕИАС и на сайте учреждения, что подтверждается квитанциями о принятии отчетов. Письмо о размещении шаблонов направлялось в адрес РСТ 29.12.2018 с электронной почты otr2@uvo.zhky.ru. В шаблонах OPEN.INFO.PRICE вкладка с информацией о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе отображается только при условии выбора «Да» в графе «Организация осуществляет подключение к централизованной системе» в «Титульном листе». Согласно разъяснениям поддержки пользователей ФГИС ЕИАС параметр «Нет» на «Титульном листе» вводится для тех организаций, которые не осуществляют подключение к системе. То есть, если организация технически не осуществляет процедуру подключения, следует выбирать параметр «нет». Уставом учреждения вид деятельности «Подключение к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения» - не предусмотрен, в связи с чем, учреждение не имеет возможности оказывать данные услуги. Для возможности подключения потребителя собственными силами на сайте www.zhky.ru в разделе «Раскрытие информации» размещен порядок выдачи технических условий на присоединение к сетям и образец заявления о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение к инженерным сетям).
Из рассмотренных материалов установлено, что в действиях ФГБУ ЦЖКУ МО РФ усматривается нарушение действующего законодательства, и факт совершения административногоправонарушения по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Правонарушение выразилось в том, что учреждение, в нарушение Стандартов раскрытия информации, не раскрыло информацию, доступ к которой должен быть обеспечен неопределенному кругу лиц независимо от цели ее получения, по осуществляемым регулируемым видам деятельности за 2019 год с нарушением установленных сроков: не раскрыта информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 4.8 Приказа ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «ЕАИС» (далее – Приказ №1288/18), о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 2.12 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения на 2019 год в соответствии с формой 3.10 Приказа, ), о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 1.9 Приказа.
Согласно сведениям, размещенным на сайте portal.eias.ru, учреждение вышеуказанную информацию по состоянию на 12.12.2019 не раскрыло в установленные Стандартами сроки, что подтверждается скриншотами с ресурса portal.eias.ru в сети Интернет, протоколом от 20.12.2019.
ФГБУ ЦЖКУ МО РФ не представило во время составления протокола об административном правонарушении документы, опровергающие факт выявленного правонарушения. Доказательства принятия ФГБУ ЦЖКУ МО РФ всех зависящих от нее мер по не допущению выявленного правонарушения, в материалах настоящего и административного дел отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ФГБУ ЦЖКУ МО РФ указанной обязанности, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие, в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы не могло своевременно исполнить возложенные на него обязанности по своевременному раскрытию информации, заявителем в материалы дела не предоставлено. Предприятие является субъектом предпринимательской деятельности и свою деятельность должно осуществлять со всей заботливостью и осмотрительностью. Суд считает, что предприятие не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Факт совершения предприятием правонарушения подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении службой не допущено и предприятием не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Административное правонарушение, совершенное предприятием, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности по своевременному и в полном объеме раскрытию информации в соответствии со стандартами.
Отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.
Кроме того, предприятие не обосновало исключительность случая совершенного им правонарушения.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Между тем, суд считает, что назначенное юридическому лицу административного наказание в размере 100 000 рублей не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, а также дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, носит неоправданно карательный характер, направлено на экономическое подавление субъекта.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
В остальной части заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня вынесения решения через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья М.Б. Коптева