ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-2265/09 от 20.12.2010 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ № А61-2265/09

27 декабря 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена20 декабря 2010 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

Судьи Базиевой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гадзаовой Л.И.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ООО «Аланиягаз»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания

о признании незаконным и отмене предписания №05-22/2009 от 16.10.09г.

при участии:

от заявителя – Уртаева И.К. по доверенности №148 от 31.12.2009, Хаматова С.Х. по доверенности №152 от 31.12.10.

от ответчика- Гатикоев И.А. по доверенности без номера от 17.11.10.

от РСТ РСО-Алания Штеффер Е.Г. по доверенности №497 от 22.09.2010.

Дело рассмотрено с объявлением перерыва в судебном заседании с 16.12.2010 по 20.12.2010.

установил:ООО «Аланиягаз» (далее Общество)обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением №АП-611 от 01.12.09г. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РСО-Алания (далее Управление, Роспотребнадзор по РСО-Алания) о признании незаконным и отмене предписания №05-22/2009 от 16.10.09г.

В обоснование заявления сослался на то, что оспариваемое предписание подлежит отмене, так как при вынесении него ответчик исходил из того, что расчеты за прочие услуги, оказываемые заявителем по монтажу, демонтажу для проведения государственной поверки, ремонту и установке газовых счетчиков отнесены к расчетам за потребленный газ. Все услуги по демонтажу, монтажу, ремонту и установке газовых

счетчиков оказывает газораспределительная организация- ООО «Аланиягаз», не являющаяся стороной договора поставки газа. Заявитель оказывает перечисленные услуги на основании заявлений заинтересованных лиц. Оплата за указанные услуги не включается в состав стоимости потребленного газа.

Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 02 февраля 2010 г. требования заявителя были удовлетворены.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда РСО-Алания было оставлено без изменения.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2010 решение Арбитражного суда РСО-Алания от 02.02.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2010 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд РСО-Алания.

При новом рассмотрении во исполнение указаний суда кассационной инстанции определением от 28.10.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена РСТ РСО-Алания.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснил, что пункт 1 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам» регламентирует отношения между поставщиком газа (в данном случае ООО «Кавказрегионгаз») и абонентом, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливаются особенности заключения, исполнения, изменения прекращения договора поставки газа, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Все услуги по демонтажу, монтажу, ремонту и установке газовых счетчиков оказывает газораспределительная организация (ООО «Аланиягаз»), которая не является стороной договора поставки газа, и оказывает перечисленные услуги исключительно на основании заявлений заинтересованных лиц. Оплата за указанные услуги не включается в состав стоимости потребленного газа.

Роспотребнадзор по РСО-Алания в отзыве на заявление от 07.12.09 №05/7076 и от 19.11.2010 №05/5076 требования не признал, ссылаясь на следующее.

По мнению Управления Примерный прейскурант цен на услуги газового хозяйства, утвержденный приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35 носит рекомендательный характер, не является нормативным правовым актом, и не мог в данном случае применяться Обществом.

В силу статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию.

Спорные услуги, являясь одним из видов услуг по эксплуатации газораспределительных систем, оказание которых обеспечивают транспортировку газа потребителям, являются составной частью газоснабжения, относятся к регулируемым государством видам деятельности.

Из письма ООО «Кавказрегионгаз» от 22.12.2008 №1-29/3996-юк и приложенных к нему материалов следует, что в установленную цену на природный газ, реализуемый населению, вошли расходы по транспортировке газа.

Представитель Управления в судебном заседании пояснил, что основанием для принятия оспариваемого предписания явились поступившие в Управление обращения Главы АМС Моздокского района и Секретаря Совета общественной и экономической безопасности РСО-Алания от 30.09.09г. По результатам рассмотрения указанных обращений Управлением было установлено, что при проведении пуско-наладочных работ, технического надзора за строительством, услуг по эксплуатации газопровода, электрозащитных устройств и газового оборудования, находящегося в сельской местности, к ценам прейскуранта применяется коэффициент 1,2 в случае, когда объект обслуживания удален от эксплуатационной службы (участка) на расстояние от 5 до 10 км. При расположении объекта обслуживания на расстоянии 11-250 км применяется коэффициент 1,3, свыше 20 км-1,5.

По мнению Управления, указанное обстоятельство ущемляет права неопределенного круга потребителей в нарушение статьи 16 Закона о защите прав потребителей.

Оспариваемое Предписание не подлежит отмене, так как предписание может быть отменено, в случае если оно ущемляет права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Однако Обществом не представлены доказательства, подтверждающие нарушение его прав в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Роспотребнадзором по РСО-Алания было заявлено ходатайство без номера от 29.10.2010 о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Кавказская региональная компания по реализации газа» (ООО «Кавказрегонгаз»). В предварительном судебном заседании 16.11.2010 представитель заявителя заявил отказ от данного ходатайства.

РСТ РСО-Алания в отзыве на заявление указала, что согласно Положению о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2006 года №78, регулирование цен (тарифов) по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем в компетенцию РСТ РСО-Алания не входит.

В дополнении к отзыву РСТ РСО-Алания указала, что затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования не могут входить в структуру розничной цены газа. При тарифном регулировании расходы газораспределительных организаций на обслуживание внутридомового газового оборудования не учитываются и не могут быть учтены при утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

Представитель РСТ РСО-Алания в судебном заседании считал, что заявленные требования подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям.

Затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования не могут входить в структуру розничной цены газа.

В случае если газораспредилительная организация на основании заключенных договоров с собственниками жилых и общественных зданий, квартир и газового оборудования оказывает услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, учет расходов газораспредилительной организации на выполнение услуг по указанным договорам ведется раздельно от регулированного вида деятельности и не учитывается при формировании расходов для расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным сетям. При тарифном регулировании расходы газораспределительных организаций на обслуживание внутридомового газового оборудования не учитываются и не могут быть учтены при утверждении розничных цен на природный газ реализуемый населению.

Расчеты, приведенные в Постановлении РСТ РСО-Алания №89 от 018.12.2008г. «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению РСО-Алания» соответствует действующему законодательству.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 11.09.2009 по 06.10.2009 в Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания поступили обращения Главы АМС Моздокского района и Секретаря Совета экономической безопасности РСО-Алания о проверке обоснованности действия ООО «Аланиягаз» по применению при расчетах за потребленный газ с населением повышающих коэффициентов к стоимости услуг.

Рассмотрев данные обращения, Роспотребнадзор установил, что ООО «Аланиягаз» при расчетах с населением применяет «коэффициент удаленности» при проведении пуско-наладочных работ, технического надзора за строительством, услуг по эксплуатации газопровода, электрозащитных устройств и газового оборудования, находящегося в сельской местности. К ценам прейскуранта применяется коэффициент 1,2 в случае, когда объект обслуживания удален от эксплуатационной службы (участка) на расстояние от 05. до 10 км. При расположении объекта обслуживания на расстоянии 11 – 20 км применяется коэффициент 1,3. Свыше 20 км – 1,5.

Данное обстоятельство Роспотребнадзор по РСО-А признал нарушением пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Управление вынесло в адрес ООО «Аланиягаз» предписание №05-22/2009 от 16.10.2009, которым обязывало прекратить нарушения пункта 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (пункт 1), прекратить применение повышающих коэффициентов к ценам на услуги при проведении пуско-наладочных работ, технического надзора за строительством, услуг по эксплуатации газопровода, электрозащитных устройств и газового оборудования, находящегося в сельской местности – для потребителей, использующих услуги газоснабжения для удовлетворения своих личных бытовых нужд (пункт 2).

Данное предписание обосновано тем, что пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Управлением сделан вывод, что ни Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162 (далее Правила №162), ни Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549 (далее Правила №549), не предусмотрено взимание с потребителей услуг газоснабжения денежных сумм с применением повышающих коэффициентов.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обжаловало его в суд.

Как установлено судом, Общество оказывает населению услуги по предпроектным и проектным работам, строительно-монтажным работам, осуществляет пуско-наладочные работы, приемку и ввод в эксплуатацию объектов газораспределительной системы, технический надзор за наружными стальными газопроводами, арматурой и сооружениями, газорегуляторными пунктами, газорегуляторными установками, и шкафными газорегуляторными пунктами, внутренними газопроводами, газоиспользующими установками и газовым оборудованием производственных зданий, котельных общественных зданий производственного назначения; внутренними газопроводами и бытовым газовым оборудованием административных, общественных непроизводственного назначения и жилых зданий; изготовление и ремонт деталей и запасных частей к газовому оборудованию, ремонт газового оборудования, КИП и средств автоматики, инструктаж должностных лиц и потребителей.

Приказом Общества от 09.12.2008 № 303 "Об изменении тарифов на выполнение работ (услуг) по прочей деятельности" с 01.01.2009 введены в действие коэффициенты к "Примерному прейскуранту на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем" на 2009 год. Общество применило примерный прейскурант цен на услуги газового хозяйства, утвержденный приказом ОАО "Росгазификация" от 20.06.2001 № 35, предназначенный для использования газораспределительными организациями (ГРО) при оказании услуг по эксплуатации газораспределительных систем. Этим прейскурантом установлена методика расчета цен на услуги по эксплуатации газового оборудования и газопроводов, обслуживаемых по возмездным договорам.

Согласно указанному прейскуранту при проведении пусконаладочных работ, технического надзора за строительством, услуг по эксплуатации газопровода, электрозащитных устройств и газового оборудования, находящегося в сельской местности, к ценам прейскуранта применяется коэффициент 1,2 в случае, когда объект обслуживания удален от эксплуатационной службы (участка) на расстояние от 5 до 10 км.

При расположении объекта обслуживания на расстоянии 11 - 20 км применяется коэффициент 1,3, свыше 20 км - 1,5.

Отменяя решение Арбитражного суда РСО-Алания и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа предложил суду истребовать сведения о применяемых в Республике Северная Осетия - Алания тарифах по оказанию населению газоснабжения, в том числе в ходе транспортирования газа по распределительным сетям газоснабжающих организаций, проверить особенности государственного регулирования стоимости оказываемых обществом спорных услуг, включение (невключение) в их состав регулируемых, исследовать структуру регулируемых тарифов; проверить довод общества о возможности добавления к установленному тарифу на газопотребление населением стоимости спорных услуг, связанными с содержанием газораспределительных сетей и их нормальной эксплуатацией; рассмотреть вопрос о том, не являются ли они завуалированной платой за оказанные услуги по газоснабжению; с учетом вышеназванных правовых норм, запрещающих дополнительное возложение на население расходов по оплате услуг, являющихся составной частью услуг, оплачиваемых по регулируемым государством ценам.

Постановлением РСТ РСО-Алания от 18.12.2008 №89 «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Северная Осетия-Алания» установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению на территории РСО-Алания с 01.01.2009 и с 01.07.2009.

Письмом от 22.12.2008 ООО «Кавказрегионгаз» обратилось в РСТ РСО-Алания с просьбой установить на основании уточненного расчета розничной цены на газ, реализуемый населению РСО-Алания, розничную цену на природный газ, реализуемый населению на территории РСО-Алания с 01.01.2009 по 31.03.2009 в размере 2301,60 руб./тыс.м3 с учетом НДС, с01.04.2009 по 30.06.2009 в размере 2416,06 руб./тыс.м3 с учетом НДС, с 01.07.2009 по 30.09.2009 в размере 2538,78 руб./тыс.м3 с учетом НДС, с 01.10.2009 по 31.12.2009 в размере 2655,60 руб./тыс.м3 с учетом НДС. Из расчета розничной цены на газ, реализуемый населению следует, что в розничную цену предложено включить расходы по транспортировке газа, снабженческо-сбытовые услуги ООО «Кавказрегионгаз» и оптовую цену ООО «Газпром».

Постановлением РСТ РСО-Алания от 25.12.2008 №95 «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Северная Осетия-Алания, во изменение постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания от 18.12.2008 №89 «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению Республики Северная Осетия-Алания» розничные цены на природный газ, реализуемый населению установлен в заявленных ООО «Кавказрегионгаз» ценах.

Следовательно, в розничную цену на природный газ, реализуемый населению на территории РСО-Алания в 2009 году включены расходы по транспортировке газа, в том числе и по сетям ООО «Аланиягаз».

Приказом ФСТ от 24.12.2008 №443-э/21 «О внесении изменений и дополнений в приказ ФСТ России от 12.12.2008 №359-э/9 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размере платы на снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской республики и Республики Северная Осетия-Алания» в тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Аланиягаз» для всех групп потребителей (кроме населения) включена специальная надбавка для финансирования программы газификации, определенной органом субъекта Российской Федерации и дополнительные налоговые платежи, возникающие от её введения.

Из представленного экспертного заключения по вопросу обоснования уровня тарифов на услуги ООО «Аланиягаз» по транспортировке газа по распределительным сетям следует, что в состав затрат, включенных в тариф включены материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и прочие затраты (аренда зданий, газопроводов, транспорта и прочего имущества, страховые платежи, услуги сторонних организаций, представительские и командировочные расходы, расходы по охране труда и подготовке кадров, канцелярские и почтово-телеграфные расходы, транспортные проездные, приобретение техдокументации и литературы, амортизация НМА, техобслуживание приборов (госповерка)). Иные расходы в тариф по транспортировке газа по сетям Общества в экспертном заключении не учтены.

Привлеченная к участию в деле во исполнение указаний суда кассационной инстанции Региональная служба по тарифам РСО-Алания тарифное дело общества не представила, в отзыве и в дополнении к отзыву указала, что регулирование цен (тарифов) по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем в компетенцию РСТ РСО-Алания не входит, затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования не могут входить в структуру розничной цены газа, при тарифном регулировании расходы газораспределительных организаций на обслуживание внутридомового газового оборудования не учитываются и не могут быть учтены при утверждении розничных цен на природный газ, реализуемый населению.

Однако, суд учитывает следующее.

Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) деятельность в области газоснабжения, в том числе по транспортировке газа, относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.

В силу статьи 2 Закона о газоснабжении под поставщиком (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам;

потребителем газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) - юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Статьей 5 Закона о газоснабжении установлено, что для собственников Единой системы газоснабжения, организаций-собственников региональных систем газоснабжения, организаций-собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации. Организация-собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 7 Закона о газоснабжении).

Согласно пункту 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Названным правовым актом определено также, что регулируемая оптовая цена на газ - это утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям (пункт 2).

Следовательно, в комплекс услуг газоснабжения населения входит как подача газа непосредственно потребителям, так и их обслуживание сетей газоснабжения и их объектов.

В силу статей 21 и 23 Закона о газоснабжении цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа и тарифы на услуги газораспределительных организаций подлежат государственному регулированию.

Подпунктом "е" пункта 4 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, также установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.

В силу пункта 10 вышеуказанного постановления регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 21 Закона о газоснабжении (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), которой установлено, что государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций-собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.

В целях осуществления расчетов между организациями, входящими в состав системы газоснабжения, организация-собственник данной системы определяет внутренние расчетные цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке газа.

Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации (статья 23 Закона о газоснабжении в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован (статья 18 Закона о газоснабжении в редакции Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ).

На основании статьи 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги

организаций-собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территории субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (далее - Положение № 332), Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

В силу пункта 5.2 Положения № 332 Федеральная служба по тарифам на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в число которых входят Методические указания по расчету регулируемых цен на газ, тарифов на транспортировку газа, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, размера специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа.

Из постановления Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 № 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 № 49 следует, что в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям могут включаться по согласованию с газораспределительными организациями специальные надбавки, предназначенные для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер специальных надбавок определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.

Специальные надбавки включаются в тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям, установленные для соответствующей газораспределительной организации.

Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 № 194-э/12, разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (пункты 1, 3, 4).

Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с Методическими указаниями, применяются в том числе на объемы газа, реализуемые населению.

В структуру установленного ФСТ России розничной цены на природный газ, реализуемый населению, включены оптовая цена на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе потребителей "Население". Собственникам (арендаторам) сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату (тариф) за оказываемые ими услуги в пределах регулируемых цен.

Принятие Федеральной службы по тарифам входит в его компетенцию, являются обязательными для применения и исполнения сторонами по договору.

Приказы Федеральной службы по тарифам, регулирующие размер тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Республики Северная Осетия - Алания в материалах дела отсутствуют.

В этих приказах должны быть учтены в полном объеме услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям конкретного региона (города, района), и в розничной цене на природный газ, реализуемый населению, в том числе такие составляющие, как оптовая цена на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям по группе потребителей "Население".

Судом установлено, что Общество применяет "коэффициент удаленности" за проведение пуско-наладочных работ, технического надзора за строительством, услуг по эксплуатации газопровода, электрозащитных устройств и газового оборудования при расчетах с населением.

Статьей 26 Закона о газоснабжении организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента, либо отказ (уклонение) газоснабжающей организации от изменения этих условий при обращении потребителя с такого рода требованием.

Как следует из пункта 1 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Согласно пункту 5 Правил № 162, поставка газа производится на основании договора, заключаемого между поставщиком и покупателем в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил и иных нормативных правовых актов.

Рассматривая вопрос о дополнительном характере оказываемых Обществом услуг, суд учитывает положения пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила N 307), понимающего под газоснабжением круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Из положений 13 Правил № 307 также следует, что на собственников жилых помещений или исполнителей, предоставляющих коммунальные ресурсы, возложена обязанность по приведению в состояние готовности к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также иного оборудования, находящегося в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (внутриквартирного оборудования).

В соответствии с пунктом 26 Правил № 307 коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (решение Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 № ГКПИ09-1339).

Размер платы за газоснабжение также рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил № 307). Исполнитель при этом обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, устранять аварии (подпункты "г", "д" пункта 49 раздела IV Правил № 307).

Из приложения № 1 к Порядку № 239 "Минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния" следует, что объектами технического обслуживания являются части внутридомового газового оборудования (в том числе газопроводы сети газопотребления, газоиспользующее оборудование), работы по техническому обслуживанию которых выражаются в числе прочего в визуальной проверке состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр), технического диагностирования - стальные газопроводные сети газопотребления, диагностика которых производится в местах пересечения ими строительных конструкций дома.

Следовательно, в расчет тарифа по оплату услуги газоснабжения населения входят все расходы, связанные с транспортированием газа, вплоть до места присоединения в жилом помещении (исходя из понятия, определенного для вводного газопровода в пункте 1 Положения № 9, - до внутреннего газопровода, включая газопровод, проложенный в футляре через стену здания).

В расчет платы за газоснабжение, приведенном как Положении № 307, так и в Порядке № 239, входят объем коммунального ресурса, установленный тариф, в некоторых случаях - количество проживающих граждан, оплата за выполнение спорных услуг в их числе не значится.

Кроме того, пунктом 1.1.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9 (далее - Правила № 9) установлено, что они распространяются в том числе на газорегуляторные пункты (ГРП), газорегуляторные установки (ГРУ) и шкафные регуляторные пункты (ШРП).

Под газораспределительной сетью понимается технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений, от выходного отключающего устройства газораспределительной сети (ГРС), иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления. В сеть входят в том числе газорегуляторные пункты (ГРП), шкафные регуляторные пункты (ШРП).

Вводным газопроводом является участок газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи, до внутреннего газопровода, включая газопровод, продолженный в футляре через стену здания (глава 1 Правил № 9).

Пунктом 1.1.5 Правил № 9 установлено, что они не распространяются на внутренние газопроводы и газовое оборудование производственных, административных, общественных и бытовых зданий, где газ используется для приготовления пищи или лабораторных целей.

Положениями Правил № 9 на газораспределительные организации возложены обязанности:

определения пунктов контроля, периодичность отбора проб, а также интенсивности запаха газа (пункт 5.3.1),

обеспечения нормативного давления газа у потребителя, осуществления при необходимости телеметрического контроля газа после газораспределительных станций (ГРС) (пункт 5.3.2),

выполнения комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта,

заключения (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств,

обеспечения проведения технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) (пункт 5.1.1),

производства обходов подземных газопроводов на присутствие газа в колодцах и камерах инженерных подземных сооружений (коммуникаций), подвалах зданий, коллекторах и других объектах, расположенных на расстоянии до 15 м по обе стороны от газопровода (пункт 5.3.8).

Следовательно, названными правовыми нормами на организации, эксплуатирующие или имеющие в собственности опасные производственные объекты систем газораспределения, возложена в том числе обязанность технической диагностики, технического обслуживания и ремонта газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) до участка газопровода от установленного снаружи отключающего устройства на вводе в здание, при его установке снаружи (вводного газопровода).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязанность по проведению диагностики, освидетельствования газопроводов возлагается на лицо, осуществляющее эксплуатацию указанных объектов, т.е. на заявителя.

В силу пункта 1 Положения № 9 под техническим обслуживанием поднимается комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании, под ремонтом - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий (газопроводов и сооружений) и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

В Инструкции по диагностированию технического состояния подземных стальных газопроводов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 09.07.2001 № 28 (РД 12-411-01), предусмотрено, что техническое диагностирование газопровода представляет собой определение технического состояния газопровода, поиск мест и определение причин отказов (неисправностей). В то же время под техническим состоянием газопровода понимается соответствие его одному из видов технического состояния в данный момент времени (исправен, неисправен, работоспособен, неработоспособен), определяемое по сравнению истинных значений параметров газопровода с установленными нормативно-технической документацией.

Согласно п. 3.8.1 Правил технической эксплуатации магистральных трубопроводов ВРД 39-1.10-006-2000 основной задачей технической диагностики газопровода является своевременное выявление изменений его технического состояния.

Таким образом, работы по диагностированию газопроводов направлены на обеспечение содержания оборудования в исправном состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации, а также на предупреждение и профилактику неисправностей на опасном производственном объекте.

Следовательно, затраты на техническое обслуживание газопроводов и сооружений до вводного газопровода подлежат государственному регулированию и возмещаются через тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

В связи с этим не принимается довод РСТ РСО-Алания о том, что не подлежат государственному регулированию цены (тарифы) по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что добавление Обществом к установленному тарифу на газопотребление населением стоимости спорных услуг, связанными с содержанием газораспределительных сетей и их нормальной эксплуатацией, возлагает на население дополнительные расходы по оплате услуг, являющихся составной частью услуг, оплачиваемых по регулируемым государством ценам, что в силу указанных выше нормативных правовых актов является неправомерным, и соответственно, нарушает права неограниченного круга потребителей.

А потому, Роспотребнадзор РСО-Алания правомерно вынес в адрес Общества оспариваемое предписание о прекращении применения повышающих коэффициентов к ценам на услуги при проведении пуско-наладочных работ, технического надзора за строительством, услуг по эксплуатации газопровода, электрозащитных устройств и газового оборудования, находящегося в сельской местности – для потребителей, использующих услуги газоснабжения для удовлетворения своих личных бытовых нужд.

Ссылка Общества на Примерный прейскурант цен на услуги газового хозяйства, утвержденного приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 №35 и введенного в действие 1 июля 2001 года не принимается судом, так как данный приказ носит рекомендательный характер. Помимо этого спорные услуги подлежат государственному регулированию и не могут изменяться приказами акционерного общества.

В связи с изложенным, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении требований отказать

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца после его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд РСО-Алания.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.М. Базиева