Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2021,
Решение в полном объеме изготовлено 11.10.2021
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Сидаковой З.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Халлаевой В.З.,
рассмотрев в судебном заседании заявление федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк Алания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Ривьера» ( ОГРН <***>, ИНН<***>), Министерству природных ресурсов и экологии РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительной лицензии ВЛК №80219 ТР на пользование недрами ООО «РИВЬЕРА» с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке «Харес-2», расположенном в Ирафском районе РСО-Алания, юго-западнее с.Ахсау, прекращении деятельности ООО "Ривьера" по геологическому изучению, разведке и добыче песчано-гравийной смеси на участке «Харес-2»,
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с объявлением перерыва.
при участии до перерыва:
от заявителя – ФИО1, по доверенности (в материалах дела).
от Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания – ФИО2 по доверенности (в материалах дела).
при участии после перерыва:
от заявителя – ФИО1, по доверенности (в материалах дела).
от Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания – ФИО2 по доверенности (в материалах дела).
Иные лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем публичного размещения сведений в телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания и Верховного суда РФ.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк Алания» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ривьера», Министерству природных ресурсов и экологии РСО-Алания о признании недействительной лицензии ВЛК №80219 ТР на пользование недрами ООО «РИВЬЕРА» с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке «Харес-2», расположенном в Ирафском районе РСО-Алания, юго-западнее с.Ахсау, прекращении деятельности ООО «Ривьера» по геологическому изучению, разведке и добыче песчано-гравийной смеси на участке «Харес-2».
Заявление обосновано тем, что ООО "Ривьера", обладающая лицензией на пользование недрами, разрабатывая карьер, вышла за пределы ареала выделенного ей земельного участка, нарушив тем самым интересы заявителя.
Ответчики требование не признали, сославшись на недоказанность допущенного нарушения и избрании заявителем ненадлежащего способа защиты своих прав.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии ВЛК №80219 ТР от 27.10.2020 ООО «Ривьера» представлено право на пользование недрами, с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке «Харес-2».
Согласно Лицензионному соглашению, являющемуся приложением №1 к Лицензии ВЛК №80219 TP, обществу выделена площадь участка недр - 0,0257 кв.км. Запасы песчано-гравийной смеси составляют P1 - 77,0 тыс.м. Максимальная глубина отработки до 3 метров.
Заявителю указывает, что 23 апреля 2021 года государственной инспекцией по охране окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Алания», в лице главного государственного инспектора ФИО3, в ходе обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований было выявлено нарушение со стороны ООО «РИВЬЕРА» требований, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в частности пунктов: а), б), в), ж) части 2, ст. 15. В нарушение выданной Лицензии ВЛК №80219 TP фактическая площадь выработки карьера превышает площадь, указанную в Лицензионном соглашении почти в два раза, 4,3 га по факту, вместо 2,6 га по лицензии.
По факту выявленных нарушений государственной инспекцией по охране окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Алания» было вынесено Определение №03-04-21/ПО от 23.04.2021г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По результатам административного расследование вынесено предписание №03/21 от 28.04.2021 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
13 мая 2021 года в адрес врио Министра природных ресурсов и экологии РСО-Алания ФИО4 было направлено письмо исх. №72, согласно которому ФГБУ «Национальный парк «Алания» просило аннулировать лицензию ВЖ №80219 TP, зарегистрированную в реестре за № 399/ВАК80219ТР, выданную ООО «РИВЬЕРА».
От Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания не последовало ответа о принятом решении в отношении ООО «РИВЬЕРА», в связи с чем, учреждение обратилось в суд о признании недействительной лицензии ВЛК №80219 ТР, прекращении деятельности ООО "Ривьера" по геологическому изучению, разведке и добыче песчано-гравийной смеси на участке «Харес-2».
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, ненормативные правовые акты - недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Закон №2395-1 регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Согласно пункту 9 статьи 4 данного закона установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования указанных отношений на своих территориях.
В силу статьи 11 Закона N 2395-1 (части 1 и 3) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в себя бланк, установленной формы, а также текстовые, графические и иные приложения. Приложения являются неотъемлемой составной частью лицензии и определяют основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 12 Закона N 2395-1 предусмотрено, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений пользования недрами, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими данному закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Из пункта 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 следует, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Аналогичные основания досрочного прекращения, приостановления, ограничения права пользования недрами предусмотрены пунктом 15.2 Положения N 3314-1.
Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензий установлен ст. 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В силу прямого указания положений этой статьи, инициирование любой из перечисленных процедур (приостановления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензий) осуществляется только самим лицензирующим органом.
Согласно частям 1 и 12 статьи 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом, лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Таким образом, в рассматриваемом случае оказать воздействие на субъект, нарушающий лицензионные требования, в том числе, путем приостановления, аннулирования лицензии может только Минприроды РСО-Алания.
Заявитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в указанное министерство и, в случае непринятия контрольных мер, обжаловать бездействие министерства.
Заявитель является ненадлежащим административным истцом по требованию о приостановлении, прекращении действия лицензии или аннулирования лицензии ООО "Ривьера".
руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Р Е Ш И Л :
1.В удовлетворении заявленного требования отказать.
2.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия. Жалоба подается через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья З.ФИО5