ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-2444/19 от 06.08.2019 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения  оглашена 06.08.2019

Решение в полном объеме изготовлено 09.08.2019

г. Владикавказ                                                                              Дело №А61-2444/2019

09 августа 2019  года

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Родионовой Г.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хохаевой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело  по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ОГРН 1112651028676, ИНН 2626800494) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛВЗ Правобережный» (ОГРН 1021500892380, ИНН 1508003885) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии от  Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу -  представителя Козий К.В. (доверенность от 09.01.2019 № дов8-4), от общества с ограниченной ответственностью «ЛВЗ Правобережный» - представителя Чкареули Л.Т. (доверенность от 03.06.2019 № 5),

                                                  установил:

Межрегиональное управление Федеральной службы  по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с требованиями о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЛВЗ Правобережный» (далее - ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи  14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). В обоснование требований, заявитель указал, что заинтересованное лицо в нарушение  положений пункта 3 статьи 18, абзаца 7 пункта 1 статьи 26   Федерального Закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в период с 21.02.2019 по 25.03.2019  по адресу: РСО-Алания, ул. 4-ая Промышленная,1 осуществлял оборот (хранение)  алкогольной продукции без лицензии.

Представитель заявителя в судебном заседании не возражал против назначения наказания в виде предупреждения, настаивая на конфискации алкогольной продукции.

Общество в лице конкурсного управляющего требования заявителя не оспорило, ссылаясь на то, что в отношении общества введена процедура конкурсного производства и к нему  применимы специальные нормы Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Действуя в рамках указанной процедуры, в установленные сроки алкогольная продукция не была реализована, в связи с ее возвратом покупателем из-за допущенной технической ошибки в товарно-транспортной накладной. По утверждению общества, после истечения двухмесячного срока, отведенного для реализации остатков алкогольной продукции, общество не обращалось в уполномоченный орган для получения разрешения на реализацию остатков алкогольной продукции.

Представитель общества в судебном заседании просила суд учесть тяжелое финансовое положение общества-банкрота  и применить наказание в виде  предупреждения и конфискации алкогольной продукции.   

Из материалов дела судом установлено, что решением Арбитражного суда РСО-Алания от 03.07.2017 по делу №А61-3022/2016 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, обязанности конкурсного управляющего возложены на арбитражного управляющего Пустошилова Е.Ф.

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей от 03.11.2017 №2, составленная конкурсным управляющим, содержит сведения о фактических остатках алкогольной продукции (водка) в количестве 396 168 бутылок, в том числе:  водка «ГОСТТМ мягкая», крепостью 40%, емк. 1,0 л., дата розлива 28.12.2015 (16 080 бутылок), водка «ГОСТТМ стандарт», крепостью 40%, емк. 1,0 л., дата розлива 28.12.2015 (7 608 бутылок).

Согласно Государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «ЛВЗ Правобережный» выдана лицензия №15ПСН0007480 со сроком действия с 27.02.2018 по 20.12.2018 на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия).

В связи с истечением срока действия указанной лицензии уполномоченным органом ООО «ЛВЗ Правобережный» выдано временное разрешение на право реализации остатков с момента аннулирования (прекращения действия)  лицензии №15ТМП0008351 на  срок действия с 21.12.2018 по 20.02.2019.

На основании поручения  управления  в связи с прекращением действия лицензии 26.12.2018 стороны составили акт снятия остатков готовой продукции, сырья, полуфабрикатов используемых для ее производства №у8-а1091/10, согласно которому остатки алкогольной продукции (водки) составляют 391 280 бутылок.

Конкурсным управляющим опубликовано сообщение о проведении торгов 19.10.2018 в ЕФРСБ. Торги назначены на 28.12.2018. По результатам торгов 11.01.2019 между обществом (продавец) и ООО «Альянс» (покупатель) был заключен договор купли-продажи алкогольной продукции №5-ЛВЗ (416 068 позиций) на сумму 9 350 000 руб. Стороны договора купли-продажи составили акты приема-передачи товара №1 - №25 от 05.02.2019, 08.02.2019, 11.02.2019, 15.02.2019, 16.02.2019, 18.02.2019, 19.02.2019.

19.02.2019 поставка  алкогольной продукции в количестве 13 860 бутылок   в адрес покупателя в соответствии с товарно-транспортной накладной ЛВЗ00000018 от 19.02.2019, была отклонена им в связи с обнаружением недостоверных сведений в товарно-транспортной накладной. 

Управление по данным  отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сформированного техническими сведениями   Единой   государственной   автоматизированной   информационной системы по состоянию на 21.02.2019 установило, что у общества имеется на хранении остаток алкогольной продукции в отсутствие соответствующей лицензии:

-  водка «ГОСТТМ мягкая», крепостью 40%, емк. 1,0 л., дата розлива 28.12.2015 в количестве 12276 бутылок;

-   водка «ГОСТТМ стандарт», крепостью 40%, емк. 1,0 л., дата розлива

28.12.2015 в количестве 1 584 бутылок (всего 13 860 бутылок).

Изложенное явилось основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в отношении ООО «ЛВЗ Правобережный» (определение от 20.03.2019). 

25.03.2018 при проведении осмотра принадлежащих ООО «ЛВЗ Правобережный» помещений, территорий инаходящихся там вещей и документов  в складском помещении, расположенном по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-я Промышленная, 1, в котором осуществляет деятельность по хранению алкогольной продукции, на основании договора аренды №19-307 от 07.03.2019, выявлено хранение следующей алкогольной продукции:

-   водка «ГОСТТМ мягкая», крепостью 40%, емк. 1,0 л., дата розлива 28.12.2015

в количестве 12276 бутылок;

-    водка «ГОСТТМ стандарт», крепостью 40%, емк. 1,0 л., дата розлива 28.12.2015 в количестве 1584 бутылок.

Количество обнаруженной продукции при осмотре соответствует сведениям,  зафиксированным в ЕГАИС.

Протоколом изъятия вещей и документов от 25.03.2019 №07-19/265-2  указанная  алкогольная продукция изъята с последующей передачей на ответственное хранение в АО «Росспиртпром» в соответствии с заявкой о вывозе и приеме на хранение продукции и предметов от 25.03.2019 №у8-4092/07 и актами приема-передачи продукции и предметов от 25.03.2019 №у8-4092/07-МРУ(1) и №у8-4092/07-МРУ(2).

Управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 17.05.2019 №07-19/265-5 и в порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что предъявленные заявителем требования подлежат частичному  удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с часть 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Законом N 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ понятие оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции включает в себя: закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение и розничную продажу.

Пунктом 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).

Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии (абзац 7 пункта 1 статьи 26  Закона N 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного закона.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Материалами дела, а именно:  протоколом об административном правонарушении от 17.05.2019 №07-19/265-5, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и документов от 25.03.2019 №07-19/265-1, актом снятия остатков продукции от 08.02.2018 N у8-а176/10, договором купли – продажи алкогольной продукции от 11.01.2019, заявкой о вывозе и приеме на хранение продукции и предметов от 25.03.2019 №у8-4092/07 и актами приема-передачи продукции и предметов от 25.03.2019 №у8-4092/07-МРУ(1) и №у8-4092/07-МРУ(2) подтверждается факт осуществления ответчиком в период с 21.02.2019 по 25.03.2019 хранения алкогольной продукции в помещении склада общества  без лицензии, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ. После прекращения действия лицензии  изменился правовой  режим ограниченно оборотоспособного имущества должника -алкогольной продукции, а именно после прекращения действия лицензии, в течение двух месяцев с этой даты алкогольная продукция является  ограниченно оборотоспособной, а после истечения этих двух месяцев – находящейся в незаконном обороте. 

Доводы общества о том, что им обеспечено соблюдение требований пункта 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, а также о том, что общество действовало добросовестно, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства в сфере контроля за оборотом этилового спирта, а правонарушение совершено в связи с неправомерными действиями покупателя продукции – ООО «Альянс» не принимаются судом, как документально не подтвержденные.

Материалы дела свидетельствуют, что общество достоверно зная о том, что срок временного разрешения на право реализации остатков истекал 20.02.2018, не предприняло меры направленные на своевременное продление срока хранения и реализации остатков алкогольной продукции; при возврате 19.02.2019 товарно-транспортной накладной ЛВЗ00000018 от 19.02.2019, фактическом отказе покупателя от продукции, при наличии оснований для назначения повторных торгов,  с заявлением о продлении срока хранения и реализации остатков алкогольной продукции до истечения срока не обратилось; о наличии остатков алкогольной продукции сообщило в управление лишь 12.03.2019, представив при этом необходимое заявление от 21.02.2019 - 21.03.2018, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым обязанностям.

В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В связи с тем, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не был установлен размер выручки общества, указанные данные не были представлены суду, подлежит минимальный размер штрафа -3 000 000 рублей.

Однако суд считает, что указанная сумма штрафа подлежит уменьшению до 1 500 000 рублей.

По общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Продукция, которой общество не распорядилось в течение двух месяцев, находится на хранении ОАО «Росспиртпром» в том же количестве, что и при проверке. Тот факт, что о наличии данной продукции, общество указало в отчете об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию на 21.02.2019   свидетельствует об отсутствии умысла на сокрытие алкогольной продукции.

С учетом данных фактов, а также введение в отношении общества конкурсного производства, свидетельствующего о тяжелом финансовом положении общества,  суд считает возможным с учетом части 3.3 статьи 4.1 КоАП уменьшить сумму штрафа до 1 500 000 рублей.

 Суд не принимает доводы как управления, так и  общества о возможности замены  наказания в виде административного штрафа на предупреждение и квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

В соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 вышеназванного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Суд считает, что совершенное обществом административное правонарушение создает возможность угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает применение положений части 1 статьи 4.1.1. и частей  2 и 3 статьи  3.4 КоАП РФ, поскольку в силу статьи 1 Закона  N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Судом установлено, что у общества имелась объективная возможность для выполнения требований законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной продукции, однако общество не предприняло меры для своевременного получения (продление) временного разрешения на хранение остатков алкогольной продукции, что свидетельствует  об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.

Управлением соблюден порядок производства по административному делу. Доказательства обратного общество не представило.

Управление ставит вопрос о применении дополнительного наказания в виде конфискации алкогольной продукции поименованной в протоколе изъятия  вещей и документов от 25.03.2019 №07-19/265-2.

Как следует из материалов дела, конкурсный управляющий  провел инвентаризацию и выявил наличие произведенной в период действия соответствующей лицензии алкогольной продукции, в том числе, обнаруженной при осмотре 25.03.2019,  включил ее в конкурсную массу, что подтверждается инвентаризационной описью от 03.11.2017 №2.

По смыслу пункта 2 статьи 126 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при открытии конкурсного производства независимо от того, утверждается ли конкурсный управляющий, должник лишается права распоряжения всем своим имуществом, составляющим конкурсную массу.

При этом Закон о несостоятельности (банкротстве) не содержит положений, препятствующих включению в конкурсную массу ограниченно оборотоспособного имущества, в данном случае алкогольной продукции. После прекращения действия лицензии должника оставшаяся алкогольная продукция, изготовленная должником в процессе своей хозяйственной деятельности, подлежит реализации с соблюдением требования об обязательном наличии лицензии на оборот алкогольной продукции, установленного Законом N 171-ФЗ.

Формирование конкурсной массы, реализация имущества несостоятельного должника, распределение денежных средств между кредиторами осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве. Продажа имущества должника производится по правилам статей 110, 111 и 139 Закона о банкротстве. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 110 Закона о банкротстве алкогольная продукция, как ограниченно оборотоспособное имущество реализуется на закрытых торгах в форме аукциона, проводимого в электронной форме, закрытого по составу участников, с открытой формой представления предложений о цене. В указанных закрытых торгах имеют право принимать участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

Судом установлено, что конкурсным управляющим 28.12.2018 были проведены торги по реализации алкогольной продукции. По результатам торгов 11.01.2019 между обществом (продавец) и ООО «Альянс» (покупатель) был заключен договор купли-продажи алкогольной продукции (416 068 позиций) на сумму 9 350 000 руб. Стороны договора купли-продажи составили акты приема-передачи товара №1 - №25 от 05.02.2019, 08.02.2019, 11.02.2019, 15.02.2019, 16.02.2019, 18.02.2019, 19.02.2019. 19.02.2019 поставка  алкогольной продукции в количестве 13 860 бутылок   в адрес покупателя в соответствии с товарно-транспортной накладной ЛВЗ00000018 от 19.02.2019, была отклонена им в связи с обнаружением недостоверных сведений в товарно-транспортной накладной. 

В материалах дела отсутствуют доказательства проведения повторных торгов.

         При указанных обстоятельствах общество вправе обратится в управление с заявлением о продлении срока хранения алкогольной продукции, чтобы исключить причинение вреда кредиторам должника, в том числе государству в лице налогового  органа и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В связи с чем суд не допускает возможным применения в данной ситуации конфискации (изъятия) спорной алкогольной продукции, поскольку учитывает, что уничтожение спорного имущества причинит значительный материальный ущерб кредиторам общества и государству  в лице налогового органа, являющегося заявителем по делу о банкротстве.

Необходимость совокупного толкования норм Закона о банкротстве и Закона N 171-ФЗ при принятии решения, которое отвечало бы целям законодательства, положенным как в основу регулирования оборота алкогольной продукции, так и в основу норм о банкротстве, сформирована постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2014 N 16341/13, определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 N 305-КГ17-17338.

Согласно позиции, изложенной в указанном постановлении, если организация, у которой аннулирована лицензия, признана должником (банкротом) и остатки алкогольной продукции включены конкурсным управляющим в конкурсную массу, то у конкурсного управляющего, исходя из требований Закона о банкротстве (в том числе требования о публичном сообщении о проведении торгов и их результатов), не имеется возможности реализовать такое имущество в течение двух месяцев, в связи с чем территориальный орган Росалкогольрегулирования должен продлить срок хранения алкогольной продукции.

То есть,  сформировавшаяся Верховным Судом РФ практика по реализации алкогольной продукции организацией – банкротом допускает реализацию имущества, своевременно включенную в конкурсную массу.

В соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией.

Из положений пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ следует, что названные в нем этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незаконном обороте.

При хранении алкогольной  продукции в отсутствие лицензии, такая продукция находится в незаконном обороте и в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ и части 3 статьи 3.7 Кодекса подлежит изъятию, а не конфискации.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ.

Включенные в конкурсную массу остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции по истечении предусмотренных пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ двух месяцев изъятию на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ не подлежат ( пункт 14 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного  Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

 Заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказкому  федеральному округу удовлетворить частично.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ЛВЗ Правобережный»  (ОГРН 1021500892380 ИНН 1508003885, адрес: 362001, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. 4-а Промышленная, 1)  к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа  в размере 1 500 000 руб. (банковские реквизиты для перечисления штрафа: УФК по РСО-Алания, МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, ИНН/КПП2626800494/262601001(л/с 04101А6540), р\с 40101810100000010005 Отделение –НБ РСО-Алания, БИК банка 049033001, ИНН/КПП банка 772235133/150203002 БИК банка 049033001, ОКТМО 90 701 000 (г. Владикавказ), КБК 160 116 08010 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

В конфискации  алкогольной продукции, изъятой согласно протоколу изъятия вещей и документов от 25.03.2019 №07-19/265-2 отказать.

Возвратить алкогольную продукцию, изъятую согласно протоколу изъятия вещей и документов от 25.03.2019 №07-19/265-2, конкурсному управляющему ООО «ЛВЗ Правобережный» в конкурсную массу. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания  в порядке апелляционного производства в Шестнадцатый  арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья                                                                                    Г.С.Родионова