Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
362040, г. Владикавказ, пл.Свободы,5
http://alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ
14 февраля 2010 года
Дело №А61-2456/10
Арбитражный суд в составе:
Судьи Коптевой М.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беликовым А.М.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Южного межрегионального территориального управления (ЮМТУ Ростехрегулирования) Территориального отдела (инспекции) государственного надзора по республикам ЮФО
к Открытому акционерному обществу «Электроцинк»
о привлечении к административной ответственности
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности №41 от 13.09.2010г., ФИО2 по доверенности №133 от 13.09.2010г.,
от лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО3 по доверенности №3 от 24.06.2010г., ФИО4 по доверенности №50/01-39 от 18.01.2011г., ФИО5 по доверенности №50/01-38 от 18.01.2011г.
установил: Южное межрегиональное территориальное управление (ЮМТУ Ростехрегулирования) Территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по республикам ЮФО (далее – ЮМТУ Ростехрегулирования, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Электроцинк» (далее ОАО «Электроцинк», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и отказался от изложенного в пункте 3 в заявлении нарушения требования государственных стандартов.
Уточнения заявителя приняты судом.
ЮМТУ Ростехрегулирования по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении №16-36/27 от 18.11.2010г., которым ОАО «Электроцинк» вменяются следующие правонарушения: при изложении требований на «Клинкер КЛ-1» в ТУ 3318-002-00201402-2003 к оборудованию, материалам и реактивам для универсального оборудования не указаны конкретные марки, класс или точность и т.п. (в частности: спектрофотомер атомно-абсорбционный, фотоэлектоколориметр и т.д.), для допускаемой эквивалентной замены средств контроля, не указаны особенности этих средств и при этом не оговорено какое средство контроля является арбитражным, что является нарушением требований п.4.7 ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия».
В ТУ 3318-002-00201402-2003, приводятся методики выполнения измерений для испытания продукции, не аттестованные в установленном порядке, что является нарушением требований п.5.7 ГОСТ Р 51672-2000 «Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения».
На «клинкер КЛ-1», на которую разработаны ТУ 3318-002-00201402-2003 не заполнен каталожный лист, что является нарушением обязательных требований п.3.9 ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия».
Хранение нефтепродуктов осуществляется в резервуарах (котлах цистерн), которые не соответствуют типам резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов (типы Р-5; Р-10; Р-50;Р-75; Р-100), что является нарушением требований п.2 ГОСТ 17032-71 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и основные размеры».
На резервуарах отсутствуют закрепленные металлические таблички с указанием:
а) наименование предприятия-изготовителя;
б) тип резервуара;
в) номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
г) год и месяц изготовления;
д) рабочее давление;
е) номинальный объем;
ж) масса резервуара,
что является нарушением требований п. 15 ГОСТ 17032-71 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и основные размеры»;
На резервуары (котел-цистерны) отсутствуют паспорта в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-то является нарушением п. 16 ГОСТ 17032-71;
Титрованные растворы не хранят в стеклянных бутылках, склянках с тубусом (ГОСТ 25336-82), что является нарушением требований п. 1.16 ГОСТ 25794.1-83 «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов.»;
Титрованные растворы хранятся в местах не защищенных от попадания прямых солнечных лучей (лаборатория спектральная), что является нарушением п.1.17 ГОСТ 25794.1-83. На мерных колбах, применяемых для хранения титрованных растворов вместо бутылок или склянок с тубусом не указаны: название раствора и дата (число, месяц, год).
Материал об административном правонарушении направлен в арбитражный суд для привлечения к административной ответственности Общества по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании с требованием заявителя не согласились, просил отказать в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что требование заявителя о привлечении ОАО «Электроцинк» к административной ответственности следует удовлетворить на основании следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 34 названного Закона органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; привлекать изготовителя (исполнителя, продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 41 Закона Российской Федерации от 07.09.1992года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленных названным Законом.
Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации, утвержденнымпостановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. №287 установлено, что государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии с учетом положений Федерального закона от 08.09.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Статьей 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет государственный контроль (надзор) как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (далее также - обязательные требования); а мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Порядком проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора, утвержденного постановлением Госстандарта России от 01.09.2003 №99 установлено, что государственный контроль и надзор осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, главными государственными инспекторами субъектов (регионов) Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений посредством выборочных проверок (пункт 6).
Согласно данному Порядку при проведении государственного контроля и надзора проводится, в том числе, и отбор образцов (проб) продукции и (или) документов, необходимых для проведения государственного контроля и надзора и оформления его результатов (пункт 9).
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 26.10.2010г. №01-32/2496 ЮМТУ Ростехрегулирования назначена проверка соблюдения ОАО «Электроцинк» обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов; в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц величин, к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений.
В ходе проверки выявлены нарушение требований статьи 12 и статьи 25 ФЗ РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в части непредставления документов и сведений руководителем предприятия, нарушение требований стандартов.
По результатам проверки составлен акт проверки от 17.11.2010г. №16-34/137, выдано предписание от 17.11.2010г. №16-34/137 об устранении выявленных нарушений до 27.12.2010г.
По факту выявленных нарушений ЮМТУ Ростехрегулирования составлен протокол об административном правонарушении от 18.11.2010г. №16-36/27.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4.7 Единой системой конструкторской документации технические условия ГОСТ 2.114-95 введенной Постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 г. N 425 в разделе "Методы контроля" устанавливают приемы, способы, режимы контроля (испытаний, измерений, анализа) параметров, норм, требований и характеристик продукции, необходимость контроля которых предусмотрена в разделе "Правила приемки".
Методы контроля (испытаний, измерений, анализа) должны быть объективными, четко сформулированы, точными и обеспечивать последовательные и воспроизводимые результаты.
Методы и условия контроля (испытаний, измерений, анализа) должны быть максимально приближены к условиям использования продукции.
Допускается устанавливать несколько эквивалентных методов контроля параметров и свойств продукции.
Для каждого метода контроля (испытаний, измерений, анализа), в зависимости от специфики проведения, должны быть установлены:
- методы отбора проб (образцов);
- оборудование, материалы и реактивы и др.;
- подготовка к контролю (испытанию, измерению, анализу);
- проведение контроля (испытания, измерения, анализа);
- обработка результатов.
Если для нескольких методов контроля содержание отдельных требований совпадает, то соответствующие требования приводят только для первого метода, а для остальных дают ссылки на первый метод.
При изложении методов отбора проб (образцов) следует указывать место, способ отбора и количество проб (образцов), их форму, вид, размеры или массу. Если необходима средняя проба, то указывают методы ее отбора.
При изложении требований к оборудованию, материалам и реактивам приводят перечень применяемого оборудования (установок, приборов, приспособлений, инструмента) и нормы его погрешности, а также перечень материалов и реактивов, используемых при испытаниях.
При необходимости однозначного определения конкретного вида или конкретной марки оборудования, материала или реактива должно быть дано их условное обозначение и указаны документы, по которым осуществляют их поставку.
При применении универсального оборудования указывают его наименование, класс или точность и т.п.
При применении оборудования, материалов или реактивов, изготавливаемых специально для контроля данной продукции, в тексте ТУ или в приложении к ним приводят описание схемы, рецептуры или ссылки на соответствующую документацию, необходимую для их изготовления и контроля их качества.
Допускаемая эквивалентная замена средств контроля должна быть оговорена конкретно с указанием особенностей применения этих средств. При этом в ТУ должно быть оговорено, какое средство контроля является арбитражным.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела при изложении требований в ТУ 3318-002-00201402-2003 на продукцию «Клинкер КЛ-1» к оборудованию, материалам и реактивам для универсального оборудования не указаны конкретные марки, класс или точность и т.п. (в частности: спектофотомер атомно-абсорбионный, фотоэлектроколориметр и т.д.), для допускаемой эквивалентной замены средств контроля, не указаны особенности этих средств и при этом не оговорено какое средство контроля является арбитражным.
В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 17032-71 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и основные размеры», утвержденных и введенных в действие Постановлением Госстроя СССР от 11 июня 1971 г. N 57 В зависимости от объемов резервуары должны изготовляться типов, указанных в табл.
──────────────────────┬────────────────────────┬──────────────────
Обозначение типов │ Номинальный объем, м3 │Область применения
──────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────
Р-5 │5 │Для хранения
Р-10 │10 │нефтепродуктов
Р-25 │25 │
Р-50 │50 │
Р-75 │75 │
Р-100 │100 │
Судом установлено, что хранение нефтепродуктов осуществляется в резервуарах (котлах цистерн), которые не соответствуют типам резервуаров, предназначенных для хранения нефтепродуктов (типы Р-5; Р-10; Р-50;Р-75; Р-100), что является нарушением требований п.2 ГОСТ 17032-71 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и основные размеры».
В соответствии с пунктом 15 ГОСТ 17032-71 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и основные размеры», утвержденных и введенных в действие Постановлением Госстроя СССР от 11 июня 1971 г. № 57 резервуары должны иметь закрепленные на видном месте металлические таблички, на которых должны быть указаны следующие данные:
а) наименование предприятия-изготовителя;
б) тип резервуара;
в) номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
г) год и месяц изготовления;
д) рабочее давление;
е) номинальный объем;
ж) масса резервуара.
Указанные металлические таблички на резервуарах в нарушение приведенной нормы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 16 ГОСТ 17032-71 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Типы и основные размеры», утвержденных и введенных в действие Постановлением Госстроя СССР от 11 июня 1971 г. № 57 на каждый резервуар должен составляться паспорт в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-68 и калибровочная таблица.
В нарушение указанной нормы на резервуары (котел-цистерный) отсутствуют паспорта в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-98.
Титрованные растворы не хранятся в стеклянных бутылках, склянках с тубусом (ГОСТ 25336-82), что является нарушением требований пункта 1.16 ГОСТ 25794.1-83 «Реактивы. Методы приготовления титрованных растворов»;
Титрованные растворы хранятся в местах не защищенных от попадания прямых солнечных лучей (лаборатория спектральная), что является нарушением пункта 1.17 ГОСТ 25794.1-83. На мерных колбах, применяемых для хранения титрованных растворов вместо бутылок или склянок с тубусом не указаны: название раствора и дата (число, месяц, год).
В силу статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В силу части 2 статьи 2.1. КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административногоправонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства.
На основании изложенного суд считает законными требования контролирующего органа о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 и части 2 статьи 19.19 КоАП РФ, а потому подлежащими удовлетворению.
В заявлении о привлечении к административной ответственности заявитель и его представитель в судебном заседании ссылаясь на статью 4.4 КоАП РФ просил назначить наказание за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из содержания данной нормы следует, что законодатель ограничил размер единовременного наказания, назначаемого лицу одним органом в случае совершения этим лицом одним действием (бездействием) нескольких правонарушений.
Указанные административные правонарушения выявлены заявителем в рамках одной проверки и возникли в результате одних фактических обстоятельств, вытекающих из одного действия (бездействия), составлен один протокол, фиксирующий факт совершения административного правонарушения, ответственность за допущенные обществом правонарушения предусмотрена одной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, правонарушения установлены в одно и то же время, одними и теми же должностными лицами.
При таких обстоятельствах административное наказание должно быть назначено с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам:
Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области, БИК банка 046015001, Счет 40101810400000010002, ИНН <***>, КПП 616301001, ОКАТО 60401000000, КБК 17211601000010000140.
Доказательство уплаты административного штрафа должно быть представлено в суд в указанный срок.
Руководствуясь статьями 150, 167, 168, 169, 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Открытое акционерное общество «Электроцинк» (ИНН <***>), зарегистрированное по адресу: РСО-Алания, <...> привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
В части привлечения к административной ответственности по пункту 3 требования производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия в Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд через арбитражный суд РСО-Алания.
Судья М.Б. Коптева