Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2018 года,
Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2018 года.
г. Владикавказ
28 декабря 2018 года
Дело № А61-2498/2018
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Коптевой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гизоевой И.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>), Обществу с ограниченной ответственностью «АлРус» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
с привлечением третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РСО-Алания ФИО2,Общества с ограниченной ответственностью «Транс-Мега-Ком», индивидуальных предпринимателей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
о признании незаконными действий по организации и проведении конкурса, о признании недействительным конкурса,
при участии:
от заявителя – ИП ФИО1 (личность установлена), ФИО8 по доверенности от 16.07.2018; ФИО9 по доверенности от 19.07.2018 (после перерыва);
от Министерства – ФИО10 по доверенности от 12.02.2018;
ФИО5 (личность установлена);
ФИО6 (личность установлена);
ФИО7 (личность установлена),
иные участники дела, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не явились.
Суд установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –истец, ИП ФИО1) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания (далее – Министерство, Минпромтранс РСО- Алания, ответчик) о признании незаконными действий по организации и проведении конкурса, о признании недействительным Конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.Владикавказа по нерегулируемым тарифам, конкурсная документация на который была опубликована на сайте Министерства промышленности и транспорта РСО-Алания 30.10.2017. Определением суда от 06.09.2018 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято заявление истца об изменении основания иска.
Определениями суда к производству по делу в порядке статьи 51 АПК РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РСО-Алания ФИО2, общество с ограниченной ответственностью «Транс-Мега-Ком», общество с ограниченной ответственностью «АлРус», индивидуальные предприниматели (далее – ИП) ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Определением суда от 01.10.2018 изменено процессуальное положение ООО «АлРус», оно привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от 22.11.2018 ООО «Барс» отказано в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства представителей ООО «АлРус», Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РСО-Алания, ООО «Транс-Мега-Ком», ИП ФИО3, ИП ФИО4
Дело рассмотрено в порядке статьи 163 АПК РФ с объявление перерыва в судебном заседании с 14.12.2018 до 21.12.2018 10час. 00мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети Интернет.
Заявление истца мотивировано, по его мнению, нарушением действиями Министерства промышленности и транспорта РСО-Алания (организатора торгов) по организации и проведении Конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.Владикавказа по нерегулируемым тарифам, конкурсная документация на который была опубликована на сайте Министерства 30.10.2017, прав и законных интересов участника открытого конкурса ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, со ссылкой на нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Гражданского кодекса РФ, Закона РСО-Алания от 03.12.2016 №67-РЗ, Постановления Правительства РСО-Алания от 24.05.2017 №202.
Представитель истца в судебном заседании поддержал ранее поданное заявление о фальсификации доказательств от 30.10.2018. В судебном заседании 21.12.2018 заявил письменное ходатайство (от 21.12.2018) об изменении основания иска, пояснив свои дополнения тем, что Министерство 28.04.2018 провело конкурс на право получения свидетельств на перевозку пассажиров маршрутами регулярного сообщения на основании Постановления Правительства РСО-Алания от 24.05.2017 №202, а оно перестало отвечать российскому законодательству, в связи с принятием Закона от 29.12.2017 №480-ФЗ, внесшим новую редакцию в Закон №220-ФЗ от 13.07.2015. В п.2 ч.1 ст. 23. Закона №220-ФЗ сказано: 1) к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям; 2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, а п.п.2 п.2.1 Конкурсной документации от 30.10.2017 требовал: «2.1.К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям: 2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок либо принятие на себя обязательств по приобретению таких транспортных средств в месячный срок». И только тогда, когда такие транспортные средства в месячный срок были бы представлены организатору конкурса, Минпромтрансу РСО- Алания, он получил бы право в течении десяти дней отдать победителю конкурса свидетельства на право перевозок пассажиров конкурсными маршрутами. Часть 5 ст.19 Закона №220-ФЗ: «По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет в течение десяти дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе». Как видно из материалов дела, ни в месячный, ни в двухмесячный срок после подведения итогов конкурса, его победитель ООО «АлРус» обещанные в ее заявке транспортные средства не приобрела. Однако, организатор конкурса предоставил ООО «АлРус» свидетельства на право перевозки пассажиров конкурсными маршрутами уже 07.05.2018, через 9 дней после завершения конкурса, не увидев и не оценив транспортных средств победителя. В свидетельствах указаны иные характеристики транспортных средств в отличии в заявленных в конкурсной документации. Организатор торгов неоднократно менял указанные свидетельства, меняя после окончания конкурса его предмет на основании собственных приказов (приказы об изменении предмета конкурса в материалах дела). В материалах дела имеются путевые листы, о фальсификации которых мы заявляем. Фактически перевозки по этим 6 маршрутам не осуществляются, они составлены для соблюдения формальных требований закона. В материалах дела четко видно отсутствие транспортных средств.
Истец в судебном заседании 21.12.2018 заявил ходатайство об отказе от части заявленных требований, отказывается от второго пункта просительной части исковых требований: признать конкурс на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.Владикавказ по нерегулируемым тарифам, конкурсная документация на который была опубликована на сайте Минпромтранса РСО-Алания 30.10.2017, недействительным, в части признания действий Министерства при организации и проведении конкурса незаконными, заявленные требования поддержал полностью.
Представитель Министерства в удовлетворении заявленных требований просил отказать по доводам отзыва от 09.07.2018, дополнениях к отзыву от 19.10.2018 и от 13.12.2018, дополнению к объяснению от 27.11.2017. В отношении письменного ходатайства заявителя от 21.12.2018, представитель Министерства пояснил, что все ссылки на указанные статьи в материалах дела имеются. Также отклонил доводы истца о том, что самовольно исключили перевозчика из реестра муниципальных маршрутов, пояснив следующее: Управление транспорта и дорожного строительства сформировав реестр на основании поданных сведений выдало карты маршрутов регулярных перевозок. Представитель представил на обозрение суда оригинал журнала учета выданных свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории МО г.Владикавказ, в котором указывается, что на 6 транспортных маршрутов были выданы карты маршрутов до 19.09.2016. Администрация объявила открытый конкурс на эти маршруты, но не смогла его полностью провести ввиду того, что полномочия по организации регулярных пассажирских перевозок были делегированы Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания, о чем свидетельствует Закон №67-РЗ от 03.12.2016. Как только полномочия были переданы Минтрансу РСО-Алания, он провел открытый конкурс, в котором приняли участие все участники, которые хотели участвовать в конкурсе, также истец и третьи лица по данному делу.
ООО «АлРус» в своем отзыве от 23.10.2018 и возражениях на заявление от 13.12.2018 просит в заявленных требованиях истца отказать, указав, что занимается осуществлением регулярных пассажирских перевозок на территории РСО-Алания согласно уставной деятельности ООО «АлРус», имея на это бессрочную лицензию, выданную Ространснадзором по СКФО №АСС-15-000074 от 23.09.2015. Для осуществления и организации перевозочного процесса ООО «АлРус» имеет все необходимые возможности, а в частность материально техническую базу для прохождения предрейсового технического осмотра транспортных средств перед выездом на линию, а также медицинский кабинет для прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей автобусов (Лицензия 15 №003065 от 18.04.2017). В штате имеется медицинский работник и механик, который перед выездом на линию проводят осмотры транспорта и водителя, о чем ставят отметку в путевой документации. На территории Общества также располагается ремонтная база позволяющая устранять неисправности транспортных средств. Все объекты недвижимого имущества находятся у ООО «АлРус» в собственности, согласно данным из ЕГРИН 09.02.2018. Также имеется стоянка транспортных средств с асфальтным покрытием, разметкой и системой видеофиксации. В апреле 2018 года Общество участвовало в открытом конкурсе на право обслуживания муниципальных маршрутов, в заявке на участие в открытом конкурсе было обязательство по приобретению транспортных средств. По результатам конкурса Обществу выданы карты маршрута, и свидетельства на право обслуживания шести муниципальных маршрутов сроком на пять лет. В собственности у Общества состоят 20 транспортных средств ГАЗЕЛЬ 2015 года, а также 8 единиц ФИАТ ДУКАТ которые были указаны в обязательствах по приобретению ТС, остальные транспортные средства находятся в аренде. Согласно пункту 2 статьи 34.1. Ф3№220 от 13.07.2015, аренда транспортных средств также является законным основанием для осуществления арендованным транспортом регулярных пассажирских перевозок. После победы на открытом конкурсе Обществом был заключен договор купли продажи 40 транспортных средств 2018 годы выпуска, однако поставщик не произвел поставку транспорта.
Индивидуальные предприниматели ФИО6, ФИО7, ФИО5 в судебном заседании поддержали требования истца по доводам ранее представленных отзывов от 23.10.2018 и 23.11.2018, указав на многочисленные нарушения Минтранса РСО-Алания при проведении оспариваемого конкурса.
Представитель заявителя поддержал ранее поданное заявление о фальсификации доказательств по делу от 30.10.2018 (т.5 л.д.113).
В соответствии со статьями 75 и 155 АПК РФ протокол (аудио протокол) является доказательством по делу.
В судебном заседании 21.12.2018 суд, в порядке статьи 75 АПК РФ все перечисленные истцом в ходатайстве документы были озвучены, приобщены к материалам дела, что подтверждается письменным протоколом и аудиозаписью судебного заседания.
Рассмотрев ходатайство истца, в порядке статьи 161 АПК РФ, суд протокольным определением удовлетворил поступившее заявление, путевые листы (44шт.) на водителей по маршрутам №№13,27, 34,37,27 за июнь - август 2018 года (т.3 л.д.1-44) исключены из числа доказательств по делу. Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства о фальсификации формы ежеквартальных отчетов за второй и третий квартал 2018 года (т.4, л.д.144-147), (протокол с/з от 14.12.2018-21.12.2018).
В ходе судебного заседания ИП ФИО1 заявил письменное ходатайство от 21.12.2018 об отказе от части заявленных требований, а именно от второго пункта просительной части искового заявления от 15.05.2018: признать конкурс на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.Владикавказ по нерегулируемым тарифам, конкурсная документация на который была опубликована на сайте Минпромтранса РСО-Алания 30.10.2017, недействительным, последствия отказа истцу понятны. Требование о признания незаконными действий Министерства при организации и проведении конкурса поддерживает.
Согласно пункту 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить размер исковых требований.
Согласно части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, признание иска ответчиком, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Учитывая, что отказ истца от части заявленных требований не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы других лиц, отказ от иска в указанной истцом части суммы судом принимается.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При указанных обстоятельствах, производство по делу в части признания недействительным конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.Владикавказ по нерегулируемым тарифам, конкурсная документация на который была опубликована на сайте Минпромтранса РСО-Алания 30.10.2017, подлежит прекращению.
В соответствии с частью 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте Министерства промышленности и транспорта РСО-Алания (www.minprom.olonio.gov.ru.) 31.10.2017 опубликованы извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация, утвержденная заместителем Министра промышленности и транспорта РСО-Алания ФИО11 30.10.2017. На конкурс были выставлены лоты по автобусным маршрутам №№ 11, 13, 27, 34, 37, 45.
Не согласившись с действиями Министерства по объявлению конкурса, ООО «Ир-Транс» в рамках дела №А61-5212/2017 обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Министерству промышленности и транспорта РСО-Алания, Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания об обжаловании действий по организации и проведении открытого конкурса от 31.10.2017 на право осуществления регулярных перевозок.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 20.11.2017 об обеспечительных мерах, Министерству предписано приостановить открытый конкурс по муниципальным маршрутам регулярных перевозок №11,13,27,45,34,37.
Решением суда от 28.12.2017 обеспечительные меры принятые определением от 20.11.2017 отменены, в удовлетворении требований ООО «Ир-Транс» отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 решение Арбитражного суда РСО-Алания от 28.12.2017 по делу №А61-5212/2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 29.06.2018 по делу №А61-5212/2017 решение Арбитражного суда РСО-Алания от 28.12.2017 и постановление Шестнадцатого апелляционного суда от 02.04.2018 оставлено без изменения.
03.04.2018 Минтрансом РСО-Алания был издан приказ № 15-ОД о возобновлении проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом №11, 13, 27, 45, 34, 37 продлив срок подачи заявок на двадцать дней.
Извещение о проведении открытого конкурса, приказ о возобновлении открытого конкурса, конкурсная документация были размещены на официальном сайте организатора открытого конкурса Минтранса РСО-Алания www.minprom.olonio.gov.ru.
Не согласившись с действиями Министерства по объявлению конкурса, считая, что у Министерства отсутствовали полномочия на проведение данного конкурса, истец обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с настоящим исковым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ), право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предоставляется по итогам проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса).
Постановлением Правительства РСО-Алания от 24.05.2017 № 202 утвержден Порядок организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам (далее – Порядок организации конкурса, Постановление РСО-Алания № 202).
В соответствии с пунктом 2 Порядка организации конкурса открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам проводится в целях обеспечения безопасных условий при осуществлении транспортного обслуживания населения РСО-Алания на межмуниципальных и муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, полного и качественного удовлетворения спроса населения, защиты прав потребителей. Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и (или) муниципальным маршрутам регулярных перевозок в РСО-Алания по нерегулируемым тарифам.
Конкурс проводится органом исполнительной власти РСО-Алания - Министерством промышленности и транспорта РСО-Алания (организатор) (п. 4 Порядка организации конкурса).
Пунктом 5 статьи 2 Закона об организации перевозок установлено, что законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона РСО-Алания от 03.12.2016 №67-РЗ «О перераспределении полномочий по организации регулярных пассажирских перевозок между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Закон РСО-Алания №67-РЗ) полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, сельского поселения РСО-Алания осуществляются Правительством РСО-Алания или уполномоченным органом исполнительной власти РСО-Алания.
Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, городского, сельского поселения РСО-Алания перераспределяются на срок полномочий Парламента РСО-Алания пятого созыва.
Полномочия Парламента РСО-Алания пятого созыва прекратились 10 сентября. Соответственно, с указанной даты прекращены полномочия Министерства по организации регулярных пассажирских перевозок, в том числе выдаче свидетельств на их осуществление.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В свою очередь, критерии оценки заявок, указанные в конкурсной документации позволяют выбрать из множества претендентов того перевозчика, который наиболее полно отвечает предъявленным требованиям. Данные критерии отвечают, прежде всего, потребностям населения, которое заинтересовано в повышении качества и безопасности перевозок. При этом требования к участникам конкурса распространяются на всех претендентов.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Закона РСО-Алания от 20.10.2017 № 50-РЗ «О перераспределении полномочий по организации регулярных пассажирских перевозок между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания» (далее – Закон РСО-Алания № 50) в переходный период (с 24.10.2017 по 31.12.2017) полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, сельского поселения РСО-Алания осуществляются Правительством РСО-Алания в лице уполномоченного органа - Министерства промышленности и транспорта РСО-Алания.
Положением о Министерстве промышленности и транспорта РСО-Алания, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 01.11.2016 № 364 (ред. от 29.08.2017) «Вопросы Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания» определено, что Министерство является уполномоченным органом РСО-Алания в вопросах обеспечения населения услугами автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, а также осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси (далее - транспорт); по выдаче, переоформлению и выдаче дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории РСО-Алания.
Министерство, в соответствии с Законом РСО-Алания № 50 объявило 31.10.2017 конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам. Конкурсная документация была разработана с учетом замечаний отраженных в ранее принятых решениях Северо-Осетинского УФАС и была размещена на официальном сайте организатора конкурса http://minpromrso.ru.
В связи с обжалованием ООО «Ир-Транс» в рамках дела №А61-5212/2017 действий Минтранса РСО-Алания и УФАС по РСО-Алания по организации и проведении открытого конкурса от 31.10.2017 на право осуществления регулярных перевозок, Арбитражным судом РСО-Алания 20.11.2017 приняты обеспечительные меры в виде приостановления данного конкурса.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 28.12.2017 по делу №А61-5212/17, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований ООО «Ир-Транс» отказано полностью, обеспечительные меры отменены.
В связи с вступлением решения в законную силу, Министерством 03.04.2018 был издан приказ №15-ОД о возобновлении проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом № 11, 13, 27, 45, 34, 37.
Извещение о проведении открытого конкурса, приказ о возобновлении открытого конкурса, конкурсная документация, в соответствии с п.1 ст.22 Закона № 220-ФЗ от 15.07.2015, размещены на официальном сайте организатора открытого конкурса www.minprom.olonio.gov.ru.
Кроме того, ФИО1 обратился с жалобой на действия Министерства по проведению вышеуказанного конкурса в Северо-Осетинское УФАС, признавшее решением по делу АМ315-04/18 от 27.04.2018 жалобу необоснованной, указав, что конкурсная документация разработана на действующих нормативно-правовых актах.
Согласно части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение 30 дней со дня опубликования Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые после опубликования Закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными договорами, выданными разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок направляют в уполномоченный орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, сведений о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона.
В целях формирования Управлением транспорта и организацией дорожного движения (далее - УТОДД) реестра муниципальным маршрутов перевозчики должны направить сведения о наименовании маршрута, наименование промежуточных остановочных пунктах, наименование улиц и автомобильных дорог по которым пролагается маршрут, порядок посадки и высадки пассажиров, экологические характеристики, виды и классы транспортных средств (далее - ТС), которые используются на маршруте, место нахождение юридического лица
Из материалов дела и пояснений Министерства следует, что ООО «Барс» представило сведения №573 от 14.08.2015 о муниципальных маршрута №№13, 27 для включения в реестр муниципальных автобусных маршрутов по МО г.Владикавказ, сведения подписаны ген. директором общества ФИО12 и скреплены печатью общества. ООО «Барс» был внесен в данный реестр, утвержденный УТОДД АМС г.Владикавказа в декабре 2015 года, 14.01.2016 реестр опубликован в газете «Владикавказ».
Вместе с тем, в первом квартале 2016 года УТОДД АМС г.Владикавказа было реорганизовано, а 17.05.2016 создано Управление транспорта и дорожного строительства АМС г.Владикавказа (далее -УТДС).
Согласно Положению об УТДС, утв. Собранием представителей г.Владикавказа 19.02.2016 №20/112, Управление ведет реестр муниципальных маршрутов, организует проведение открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам, в соответствии с реестром муниципальным маршрутам выдает карты маршрута регулярных перевозок, выдает и прекращает действие свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.
20.06.2016 УТДС выдало временные карты маршрута регулярных перевозок на муниципальные маршрут №№13, 27 до проведения открытого конкурса со сроком действия данных карт 19.09.2016. Согласно журналу выдачи карт маршрута на маршрут №13 карты выданы ООО «Барс» и ИП ФИО6 (участнику договора простого товарищества), на маршрут №27 карты выданы ООО «Барс» и ИП ФИО7 (участнику договора простого товарищества). Оригинал журнала предоставлен суду, копия приобщена к материалам дела.
Карты маршрутов регулярных перевозок были выданы Управлением транспорта и дорожного строительства АМС г.Владикавказа, исходя из реестра автобусных маршрутов по МО г.Владикавказ утвержденного в 2016 г. Сведения по формированию данного реестра муниципальных маршрутов были представлены перевозчиками в течении тридцати дней с момента опубликования Закона №220-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Действие части 4 статьи 22 Закона № 220-ФЗ, распространяется исключительно на извещение о проведении открытого конкурса в процессе проведения открытого конкурса.
В реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории РСО-Алания, размещенном на официальном сайте Министерства в графе 9 - виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршрутам №11,13,34,27,37,45 указано количество транспортных средств особо малого класса.
Таким образом, доводы истца о том, что УТДС АМС г. Владикавказа не имело полномочий по выдачи карт маршрута регулярных перевозок, на смену класса транспортных средств, что ООО «Барс» не предоставляло сведений для формирования реестра муниципальных маршрутов по МО г.Владикавказ, необоснованны.
Также отклоняется, как необоснованный довод истца о допуске к конкурсу участника, уклоняющегося от оплаты налогов. Согласно Закону №220-ФЗ и Постановлению Правительства РСО-Алания №202, у участника открытого конкурса должна отсутствовать задолженность по уплате налогов и обязательных платежей. Из представленной в дело информации УБЭП МВД по РСО-Алания от 17.07.2018 и ФНС по РСО-Алания от 13.09.2018, не следует, что на момент проведения конкурса в апреле 2018 года у ООО «АлРус» имелась задолженность по налогам.
Доводы истца о том, что ООО «Ал-Рус» не исполнило обязательств по приобретению транспортных средств и по информации с Ространснадзора не приступило к обслуживанию муниципальных маршрутов №11,27,34,37 также являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что ООО «Ал-Рус» представило следующие сведения: Технические паспорта ТС на автобусы малого класса марки ГАЗ 332212, 2015г. выпуска на 19 автомобилей находящихся в собственности общества; Технические паспорта ТС на автобусы малого класса марки ФОРД ФИАТ, 2013г. выпуска на 8 автомобилей, находящихся в собственности общества; договор купли - продажи от 18.05.2018 на 40 единиц Газелей НЕХТ 2018г. выпуска; договора аренды ТС марки ГАЗЕЛЬ 2018г. выпуска на 8 единиц транспорта; договора аренды ТС автобусов малого класса марки ПАЗ 32054 на 4 ТС.
Согласно пункту 2 статьи 34.1 Закона №220-ФЗ транспортное средство, используемое по маршруту регулярных перевозок должно находится в собственности или ином законном основании у юридического лица, сведения о котором в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
В адрес Министерства поступило обращение с Ространснадзра по СКФО с предложение о принятии решения о прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрута №№11,27,34,37 в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона №220-ФЗ. Министерством направлен запрос о предоставлении путевой документации на обслуживание муниципальных маршрутов №№11,27,34,37.
Также в адрес Министерства направлено представление Ространснадзора об устранении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению №002 от 15.08.2018.
Из содержания данного представления следует, что перевозчики ООО «Ротор», ООО «Автолайн-1», ООО «Ал-Рус» №№17,22,26,33,45,50,57 используют для осуществления регулярных перевозок автобусы ГАЗ 322132 с иными характеристиками, чем те которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок (класс автобусов малый, в то время как в картах - особо малый), в связи, с чем перевозчики привлечены к административной ответственности по ч.5. ст. 11.33 КоАП РФ в виде предупреждения.
Согласно представлению Министерству необходимо принять меры по устранению причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, а именно: переоформить карты маршрута регулярных перевозок.
В целях реализации представления Ространснадзора об устранении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению №002 от 15.08.2018 Министерством был издан приказ от 11.09.2018 №72-ОД «О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории РСО-Алания».
В соответствии с приказом в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок были внесены изменения по замене класса транспортных средств, использующихся для перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок, то есть особо малый класс был заменен на малый класс, а карты регулярных перевозок и свидетельства на право обслуживание муниципальных маршрутов, выданные Управлением транспорта и дорожного строительства АМС г.Владикавказа были аннулированы.
Министерством были выданы обновленные карты маршрута регулярных перевозок с указанием малого класса транспортных средств и обновленные свидетельства по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по всем 47 муниципальным маршрутам регулярных перевозок по г.Владикавказ, о чем свидетельствует журнал учета выданных карт маршрута регулярных перевозок и свидетельств на осуществления регулярных пассажирских перевозок.
Министерство, со ссылкой на судебную практику (Определение Верховного Суда РФ от 20.08.2018 №303-КГ 18-11787) издало приказ №98-ОД от 16.11.2018 «О внесении изменений в приказ Министерства Промышленности и транспорта РСО-Алания от 11.09.20188 г. №72-ОД «О внесении изменений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории РСО-Алания», согласно которому действия приказа от 11.09.2018 №72-ОД не распространяется на муниципальные маршруты №№11,13,27,34,45,37, на которые был проведен открытый конкурс. Вышеуказанные приказы были размещены на официальном сайте Министерства.
Итоги открытого конкурса подведены конкурсной комиссией 28 апреля 2018 г. (протокол конкурсной комиссии №4 от 28.04.2018 г. размещен на сайте организатора торгов).
Также, истец в своих доводах заявляет о том, что Конкурсная комиссия не была создана, не был утвержден состав комиссии и порядок ее работы.
Вместе с тем, Министерством издан приказ от 30.06.2017 №87-ОД «Об утверждении состава и порядка работы конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в Республике Северная Осетия-Алания по регулируемым тарифам». Приложением №1 вышеуказанного приказа утвержден порядок работы конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса, приложением №2 утвержден состав конкурсной комиссии. В дальнейшем, поступили обращения об отзыве кандидатур представителей ГИБДД, Ространснадзора, ГТРК «Алания» из состава комиссии, о чем свидетельствует приказы Министерства от 29.11.2017 №156 –ОД и от 08.05.2018 №24-ОД.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 №480 «О внесении изменений в федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 10 статьи 24 Федерального закона №220 от 13.07.2015 вступил в законную силу по истечению 180 дней после официального опубликования, то есть с 28 июня 2018 года, действие данной нормы не распространяется до ее вступления в законную силу, то есть до указанной даты применение данной правовой нормы является неправомерным. Таким образом, довод истца об отсутствии у ООО «АлРус» в собственности транспортных средств является несостоятельным, поскольку итоги конкурса были подведены 28.04.2018.
Доводы истца о том, что Министерство «засекретило информацию по конкурсной документации» являются необоснованными, так как установлено, что извещение о проведении открытого конкурса, конкурная документация, приказ Министерства о возобновлении открытого конкурса, информация, содержащая и отражающая деятельность конкурсной комиссии (протоколы конкурсной комиссии №1,2,3,4 с указанием перечня документов содержащихся в заявке на участие в открытом конкурсе, количества набранных баллов, присвоения номеров заявкам участников) размещены на официальном сайте организатора открытого конкурса, находятся в открытом доступе, в соответствии с нормами Закона №220-ФЗ.
Также, на основании вышеизложенного, суд отклоняет довод истца о том, что Министерство отказало в праве на ознакомлении с конкурсной документацией (письмо от 07.06.2018 №66.210), так как информация, содержащая и отражающая деятельность конкурсной комиссии была размещена на официальном сайте организатора конкурса в открытом доступе, а в приложении (№4) к конкурсной документации имеется бланк заявления о разъяснении положений конкурсной документации, согласно которому любое заинтересованное лицо может обратиться в конкурную комиссию по вопросу разъяснений положений конкурсной документации.
Кроме того, Прокуратурой РСО-Алания с момента проведения открытого конкурса было проведено три проверки по решению координационного совета по обеспечению правопорядка в РСО-Алания, по жалобам ФИО13 и ФИО8, вместе с тем согласно Актам проверки от 15.10.2017, 04.03.2018, 20.06.2018 нарушений исполнения требований Федеральных законов не выявлено.
Таким образом, Министерство имело полномочия и соблюло порядок объявления оспариваемого конкурса, следовательно, действия Министерства по организации и проведению открытого конкурса осуществлены в рамках предоставленных ему полномочий.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания арбитражным судом незаконным действия (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие этого действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, материалами дела не подтвержден факт нарушения прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения какой-либо обязанности, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, суд считает действия ответчика по организации и проведении конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом, опубликованным на сайте Минпромтранса РСО-Алания 30.10.2017 соответствующими требованиям федерального законодательства, дополнительные обязанности на участников открытого конкурса не возлагает, их прав и законных интересов не нарушает.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворения требований истца о признании незаконными действий по организации и проведении оспариваемого конкурса, следует отказать.
Руководствуясь статьями 49, 150, 151, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Принять уточнение заявленных требований об изменении оснований иска.
Принять отказ индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) от требования о признании конкурса на право осуществления регулярных перевозок автомобильным транспортом, опубликованным на сайте Минпромтранса РСО-Алания 30.10.2017 недействительным.
Производство по делу в этой части прекратить.
В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий по организации и проведении конкурса отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья М.Б. Коптева