Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2021 года.
г. Владикавказ Дело №А61-2744/2021
27 декабря 2021 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Коптевой М.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Туаевой Д.З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Владикавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания
при участии:
от Общества – Магометов А.А. по доверенности от 15.03.2021,
от Управления – не явились;
установил: общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Владикавказ» (далее – заявитель, Общество, ООО «Газпром газораспределение Владикавказ») обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Кавказскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2021 №413/1905 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 280 000 рублей.
Управление, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в том числе путем публичного размещения сведений в сети Интернет на сайте Арбитражного суда РСО-Алания и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам указанным в заявлении.
В своем отзыве от 23.08.2021 №413-2439, Управление Ростехнадзора и его представитель просит в удовлетворении заявленных требований отказать, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, указав, что Общество пользуется и эксплуатирует 20 ГРП и 410,4км газопроводов, без правоустанавливающих документов, а также без соответствующей лицензии, в нарушение Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд установил следующее.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.06.2021 Прокуратурой Правобережного района проведена проверка по информации заместителя руководителя Кавказского Управления Ростехнадзора по факту эксплуатации ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» опасных производственных объектов, без соответствующей лицензии, а именно «Сеть газоснабжения», состоящая из газораспределительных пунктов в количестве 20 штук, а также 410,4км. газопроводов, на которые право собственности согласно сведениям Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (далее – Управление Росреестра) зарегистрировано за АМС МО Правобережный район. В нарушение Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» (далее – Приказ от 30.11.2020 № 471).
В соответствии со статьей 1 Закона РСО-Алания от 03.06.2017 № 45-РЗ «О внесении изменений в приложение к Закону Республики Северная Осетия-Алания «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Правобережный район РСО-Алания и поселениями, входящими в его состав» муниципальному образованию Правобережный район переданы 20 газораспределительных пунктов, а также 410,4км. газопроводов, права на которые впоследствии в 2017 году зарегистрированы в органах Управления Росреестра по РСО-Алания за АМС МО Правобережный район.
29.03.2018 Главой АМС МО Правобережный район на имя руководителя Общества направлено письмо с требованием о необходимости заключения взаимовыгодного договора аренды на эксплуатируемое Обществом муниципальное имущество, однако в ответе указано, что АМС МО Правобережный район не представлена вся необходимая документация, а также проект договора аренды газового хозяйства, в связи с чем, договор не был заключен.
17.05.2021 и.о. Главы АМС МО Правобережный район вновь направлено письмо на имя Генерального директора Общества о необходимости заключения договора аренды.
Вместе с тем, на основании обращения Общества в Кавказское управление Ростехнадзора от 17.05.2016 № ГС-832 20 газораспределительных пунктов, а также 410,4км. газопроводов, принадлежащих АМС МО Правобережный район, внесены в реестр опасных производственных объектов эксплуатирующих Обществом на основании лицензий №ВХ-37-008807, выданной 06.10.2016.
24.03.2021 в Кавказское управление Ростехнадзора поступило заявление Общества об изменении сведений, характеризующие опасные производственные объекта «сеть газоснабжения, в том числе межпоселковые», эксплуатируемые Обществом газопроводы и газораспределительные пункты.
Однако, Управление считает, что принадлежащие АМС МО Правобережный район объекты в заявлении Общества указаны не были, в связи с чем, в настоящее время эксплуатируемые Обществом объекты, а именно 20 ГРП, а также 410, 4 км. газопроводов эксплуатируются без лицензии.
По результатам проверки Управлением установлено, что в действиях ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
16.07.2021 должностным лицом Управления, в присутствии представителя Общества, заместителя прокуратора Правобережного района РСО-Алания в отношении Общества вынесено постановление от 16.07.2021 по делу №413/1905 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 280 000 рублей.
Не согласившись с постановлением Ростехнадзора, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, выслушав пояснения административного органа, считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с 1 пунктом Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение N 401), установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Служба является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).
Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения N 401).
Согласно пункту 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170 (далее - Положение N 1170), предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов.
Согласно пункту 7 Положения N 1170 Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, постоянного государственного надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранено последствий выявленных нарушений.
Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных: требований и условий, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора (пункт 5.7 Положения).
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее – Закон №116-ФЗ).
Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, сведения необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты (п.2 постановления)
Согласно пункту 2 Административного регламента (Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 140 от 08.04.2019) Заявителями (на предоставление государственной услуги) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании, то есть из смысла вышеуказанных норм понятно, что в реестр опасных производственных объектов подлежат внесению только эксплуатирующие эти объекты организации.
Согласно письму от 18.07.2016 №00-06-06/1413 Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору поясняет, что сеть газораспределения представляет собой единый производственно-технологический комплекс соответственно является единым опасным производственным объектом, который эксплуатируется газораспределительной организацией, имеющей лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и Ш классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1к Закону N 116-ФЗ (статья 2 Закона), а в приложении N 2 «Классификация опасных производственных объектов» классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ (за исключением объемов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения).
Согласно части 2 статьи 2 Закона №116-ФЗ, опасные производственные объекты (далее - ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в соответствии с Законом № 116-ФЗ должны отвечать требованиям промышленной безопасности, а также проводится экспертиза промышленной безопасности в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
В процессе экспертизы промышленной безопасности осуществляется оценка соответствия объекта экспертизы предъявленным к нему требованиям промышленной безопасности, определяется техническое состояние ОПО, с выявлением неисправностей, требующих немедленного устранения, устранения в первоочередном плановом порядке и выдаются рекомендации по их дальнейшей безопасной эксплуатации.
Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (подпункт 12 пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Общество на основании лицензии осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, следовательно, обязано соблюдать требования законодательства в данной сфере деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020г. № 1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение № 1661).
Из материалов дела следует, что ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» выдана лицензия №ВХ- 37-008807 от 06Л0.2016г.на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Указанная лицензия выдана бессрочно,местом осуществления лицензируемого вида деятельности указано - Республика Северная Осетия-Алания (л.д.19-21).
Управлением установлено, и Обществом не оспаривается, что на территории Правобережного района транспортировку газа осуществляет исключительно ООО «Газпром газораспределение Владикавказ», которым и эксплуатируется единый опасный производственный объект - сеть газоснабжения состоящей из 20 ГРП, а также 410,4км. газопроводов на территории Правобережного района.
ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» признано единственным на территории РСО-Алания субъектом естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
Несмотря на то, что объекты газового хозяйства, расположенные в Правобережном районе РСО-Алания (20 ГРП и 410, 4 км газопроводов) являются собственностью АМС Правобережного района РСО-Алания, ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» эксплуатирует и обслуживает вышеуказанные объекты газового хозяйства, а также несет финансовое затраты на его содержание, что также не оспаривается.
Вместе с тем, письмом №РХ-14/327 от 23.03.2021 Общество, в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, направило в Кавказское Управление Ростехнадзора заявление о предоставлении государственной услуги и сведения, характеризующее опасный производственный объект с перечнем ОПО по районам республики (том 1, л.д.61-86).
Согласно пункту 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 08.04.2019г. №140) основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре и (или) характеристиках ОПО, заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений.
Согласно поданному заявлению Общество обратилось с просьбой внести изменения в сведения, характеризующие ОПО, в том числе по сетям, находящимся в Правобережном районе, общая протяженность которых составляет 352, 729 км, ГРП - 81 единица, ШГРП -563. В заявлении указано, что данные сведения вносятся, в связи с инвентаризацией эксплуатируемых на основании договоров аренды сетей, по результатам которой было выявлено отклонения в количестве пунктов редуцирования газа, а также в протяженности газопроводов.
Пунктом 70 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе по результатам рассмотрения заявления и комплекта документа.
При наличии оснований для отказа по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта документов, указанных в пункте 70 Регламента, Ростехнадзор осуществляет подготовку уведомления об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявления и комплекта.
09.04.2021 Управление Ростехнадзора письмом №413-888 уведомило Общество о предоставлении государственной услуги по регистрации ОПО и принятии положительного решения по внесению изменений в ОПО согласно поданному заявлению (вх.№ОПО-413/777 от 24.03.2021) (том 1, л.д.88).
От Ростехнадзора в адрес Общества на заявление о внесении изменений в сведения об ОПО каких-либо замечаний от Ростехнадзора не поступало, данный факт подтверждается также материалами дела.
Факт отсутствия нарушений при подаче Обществом заявления с приложением пакета документов и внесения изменений в реестр ОПО, также подтверждён в судебном заседании 22.10.2021 представителем Ростехнадзора ФИО1 Из представленных на обозрение суда оригиналов документов следует, что дата внесения изменений в реестр 09.04.2021 (том 1, л.д.87).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Указанные положения получили развитие в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ (абзац 4 пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Все вышеизложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, а также какой-либо вины по описываемым обстоятельствам.
При таких обстоятельствах на основании части 2 статьи 211 АПК РФ требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 16.07.2021 по делу № 413/1905 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Владикавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 280 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня вынесения решения через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Судья М.Б. Коптева