ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-2856/10 от 23.03.2011 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040, РСО-Алания, г. Владикавказ, пл.Свободы, 5.

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ

23 марта 2011 года

Дело №А61-2856/10

Арбитражный суд в составе:

судьи Коптевой М.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беликовым А.М.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания

о признании незаконным и отмене постановления УФАС по РСО-Алания о наложении штрафа по делу № 26-12-10 от 22.12.2010

при участии:

от заявителя – ФИО1 (доверенность №1-ю от 12.10.2010),

ФИО2 (удостоверение №568 от 02.08.2010),

от УФАС по РСО-Алания – ФИО3 (доверенность №194 от 19.06.2009).

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 17.03.2011 до 11час.00мин. 23.11.2011. Информация об объявлении перерыва в судебном заседании размещена на сайте Арбитражного суда РСО-Алания.

Сущность спора: Фонд «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» (далее – Фонд) обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - Управление, УФАС по РСО-Алания, антимонопольный орган) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления по делу № 26-12-10 от 22.12.2010 о наложении штрафа в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что оспариваемый акт содержит положения, нарушающие его права и законные интересы, так как Фонд не является субъектом нарушения, предусмотренного статьей 28 Федерального закона «О рекламе», в действиях Фонда отсутствует событие, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, нарушен порядок принятия постановления.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

УФАС по РСО-Алания в своем отзыве и его представитель в судебном заседании требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, на отсутствие нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности. Считает, что реклама Фонда является ненадлежащей, информация об условиях рекламируемой финансовой услуги недостоверной, что свидетельствует о нарушении заявителем норм статей 5, 28 Федерального закона «О рекламе».

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что УФАС по РСО-Алания, при осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе установил, что в номерах газеты «Северная Осетия» №205 от 09.11.2010, №206 от 10.11.2010, №207 от 11.11.2010 в разделе «Реклама» опубликовано объявление Фонда следующего содержания: «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-А» выдает займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (кроме лиц, занимающихся производством и продажей алкогольной, табачной и подакцизной продукции) на срок до 1 года, процентная ставка – 10% годовых. По всем вопросам обращаться по адресу: <...>, тел.: <***>, 40-26-08, 40-26-07.

Управление посчитало вышеуказанную рекламу ненадлежащей и недопустимой, так как в ней отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, а именно: об условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов или сумму расходов воспользовавшихся услугами лиц, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы. Усмотрев в действиях Фонда нарушение норм статей 5, 28 Федерального Закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», антимонопольный орган 13.11.2010 возбудил административное дело №22-11-10 в отношении Фонда и ГУ «Редакции «Северная Осетия» по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Решением от 10.12.2010 Управление признало ненадлежащей рекламу Фонда, выдало предписание о незамедлительном прекращении нарушения законодательства о рекламе и возбудило производство по делу об административном правонарушении в отношении Фонда.

Уведомление о составлении протокола №3045 от 13.12.2010 было направлено посредством факсимильной связи на номер телефона Фонда <***> и получено 14.12.2010 помощником руководителя ФИО4, заявителю предложено обеспечить явку своего представителя в Управление к 10-30 час. 15.12.2010.

15.12.2010 в присутствии законного представителя Фонда ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, права и обязанности представителю разъяснены, объяснения отобраны. Копия протокола с уведомлением о вызове представителя на рассмотрение дела об административном правонарушении на 22.12.2010 в 10час.30мин. вручена лично ФИО2 под роспись.

В присутствии законного представителя Фонда ФИО2, на основании протокола от 15.12.2010, антимонопольным органом было вынесено постановление от 22.12.2010 по делу №26-12-10 о привлечении Фонда к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей. Постановление направлено в адрес Фонда и получено им 28.12.2010 (уведомление №362019326024).

Не согласившись с данным постановлением, заявитель обжаловал его в суд.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По смыслу указанной части Закона, в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования.

При этом Закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующей товаре (работе, услуге).

Таким образом, частью 6 статьи 38 Закона предусматривается ответственность рекламодателя за не раскрытие информации о рекламируемом товаре.

Рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязан предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям рекламного и гражданского законодательства.

В Законе о рекламе (пункты 2 и 3 статьи 3) под товаром как объектом рекламирования понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как видно из материалов дела, Фонд является самостоятельным юридическим лицом, действует на основании Устава, зарегистрирован 04.03.2009 в ЕГРЮЛ за основным регистрационным номером 1091500000074. Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое обеспечение в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания. Учредителем Фонда является Министерство экономического развития РСО-Алания.

Как подтверждается материалами дела, рекламодателем объявлений, опубликованных в №№ 205, 206, 207 газеты «Северная Осетия» является заявитель (договор №150 и платежное поручение №37 от 28.10.2010).

Из письма-заявки №77 от 27.10.2010 следует, что Фонд просит опубликовать в газете «Северная Осетия» рекламное объявление следующего содержания: «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-А» выдает займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (кроме лиц, занимающихся производством и продажей алкогольной, табачной и подакцизной продукции) на срок до 1 года, процентная ставка – 10% годовых. По всем вопросам обращаться по адресу: <...>, тел.: <***>, 40-26-08, 40-26-07.

Все объявления были напечатаны на странице газеты «Северная Осетия» под рубрикой «Реклама». Указанная информация обладает всеми признаками рекламы и направлена на доведение до неопределенного круга лиц, информация об услугах предоставляемых заявителем и в полной мере направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Информация не содержит сведений о том, что она адресована определенному кругу лиц либо конкретному лицу, а направлена в адрес неопределенного круга лиц, обладающих статусом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, с целью привлечения к деятельности Фонда по предоставлению займов.

Учитывая, что из содержания размещенной Фондом информации речь шла речь о рекламе займов, не было указано иного, то потребитель в полной мере воспринимал указанное, как предоставление финансовых услуг неопределенному кругу лиц, что в силу статьи 28 Закона о рекламе должно в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым законом к данному виду рекламы.

На основании вышеизложенного доводы заявителя о том, что данные объявления не являются рекламой и адресованы определенному кругу лиц судом отклоняются.

В опубликованной рекламе Фонда отсутствует часть существенной информации об иных условиях рекламируемых финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий, что является нарушением части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей.

В объявлениях Фонда содержится только информация о максимальной процентной ставке и сроке предоставления займа, отсутствует информация о неустойке, в случае возникновения задолженности, возможность и порядок изменения процентной ставки займа.

В отношении доводов заявителя о том, действие законодательства о рекламе не распространяются на него, поскольку Фонд является некоммерческой организацией и его деятельность не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, суд считает их несостоятельными в связи со следующим.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно части 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Из Устава Фонда следует, что основным видом деятельности Фонда является прочее финансовое посредничество, источниками формирования имущества являются:

- выделяемые на цели Фонда средства из республиканского, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

- собственные средства Фонда;

- иные, не запрещенные действующим законодательством РФ, поступления;

- доходы от предпринимательской деятельности Фонда, добровольные взносы, а также имущество, полученное за счет иных источников в соответствии с действующим законодательством, остаются в распоряжении Фонда и учитываются на отдельном балансе.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Фонда является прочее финансовое посредничество. Фонд осуществляет финансирование проектов в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Фонд вправе осуществлять и иные виды деятельности, в частности предпринимательскую деятельность.

В силу пункта 6 части 2 статьи 2 ФЗ о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Характер рассматриваемой рекламы и содержащаяся в ней информация об операциях с денежными средствами свидетельствует о размещении ее в целях осуществления деятельности, направленной на извлечение прибыли. Распространение любой информации, обладающей признаками рекламы, подпадает под регулирование Закона о рекламе, а распространенная Фондом информация в полной мере соответствует понятию рекламы, данной в статье 3 Закона о рекламе.

В рассматриваемом случае совершенное заявителем правонарушение посягает на права неопределенного круга лиц, как возможных потребителей рекламируемых финансовых услуг на получение полной и достоверной информации в сфере рекламы финансовых услуг.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушений порядка привлечения Фонда к административной ответственности судом не установлено.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления и приходит к выводу о том, что постановление от 22.12.2010 по делу об административном правонарушении №26-12-10 является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований Фонду «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания от 22.12.2010 по делу об административном правонарушении №26-12-10 о привлечении к административной ответственности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении десяти рабочих дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд РСО-Алания.

Судья М.Б. Коптева