ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-2930/20 от 29.03.2021 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2021.

Мотивированное решение изготовлено 05.04.2021.

г. Владикавказ Дело № А61-2930/2020

05 апреля 2021 года

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Бекоевой С.Х.

при ведении протокола секретарем судебного заседания помощником судьи Хубежовой Л.З., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Правобережные тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) об отмене решения о внесении 18.09.2019 МУП «Правобережные тепловые сети» в государственный реестр опасных производственных объектов, признании свидетельства о регистрации № А32-00986 от 18.09.2019 недействительным, исключении МУП «ПТС» из государственного реестра опасных производственных объектов,

при участии: от заявителя - ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности,

от Управления – ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности,

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании были объявлены перерывы с 22.03.2021 по 26.03.2021 и по 29.03.2021. Информация об объявленных перерывах размещена на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации и Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания.

установил: муниципальное унитарное предприятие «Правобережные тепловые сети» (далее – ООО «ПТС», предприятие, заявитель) обратилось в суд к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление) с заявлением об отмене решения о внесении 18.09.2019 МУП «ПТС» в государственный реестр опасных производственных объектов (далее реестр), признании свидетельства о регистрации № А32-00986 от 18.09.2019 недействительным, исключении МУП «ПТС» из государственного реестра опасных производственных объектов.

Требования, изложенные в заявлении и дополнении к заявлению от 02.06.2017, обоснованы следующим: МУП «ПТС» ошибочно включено в Реестр опасных производственных объектов, так как обстоятельства, ставшие основанием внесения заявителя в государственный реестр опасных производственных объектов, не соответствуют действительности; у общества на балансе отсутствуют паровые котельные, все котлы, посредством которых ООО «ПТС» осуществляет свою деятельность, являются водогрейными; избыточное давление, под которым работает оборудование заявителя, существенно меньше 0,07 МПа, а температура воды в системе теплоснабжения не превышает 90 градусов Цельсия, что подтверждается письмом ООО «Газпром газораспределения г. Владикавказ»; предыдущим руководством в заявлении о регистрации опасных производственных объектов от 12.09.2019 допущена описка, а именно, в пункте 2 указаны признаки производственного объекта, которые не могут относиться и не относятся к сфере деятельности заявителя, а именно: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, предусмотренных в пункте 1 Приложения к ФЗ № 116 от 21.07.1997, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ; в сведениях об опасных производственных объектах на балансе обществ значатся: стальные газопроводы и регуляторы давления, которые не соответствуют данным акта приема-передачи имущества в хозяйственное ведение.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования. Просил приобщить к материалам дела копии свидетельств о регистрации за АМС спорных котельных по ул. Коминтерна и пер. Пионерский, а также акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 24.09.2020. Пояснили, что Ротехнадзор при регистрации спорных ОПО в реестре не установил балансовую принадлежность спорных объектов и внес предприятие в государственный реестр опасных производственных объектов. Просили приобщить к материалам дела копии свидетельства о регистрации за АМС спорных объектов ОПО, а также котельных по ул. Коминтерна и пер. Пионерскому, а также акты разграничения после регистрации за МУП «ПТС». Пояснил, что Ростехнадзор при регистрации не установил балансовую принадлежность спорных объектов и ошибочно внес предприятие в реестр ОПО.

От заявителя поступил отказ от требования о взыскании с ответчика расходов по госпошлине в размере 6000 руб.

От Управления поступил письменный отзыв от 23.10.2020 № 413-2575, в котором оно не признало заявленные требования, поскольку заявитель эксплуатирует опасный производственный объект – система теплоснабжения г. Беслан, расположенный по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, город Беслан, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 18.09.2019 за регистрационным номером А37-00986-0001 с присвоением ему Ш класса опасности. 13.09.2019 в Управление поступило заявление общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре в связи со сменой эксплуатирующей организацией, данный опасный объект эксплуатировало ООО «Бесланспецсервис». Факт эксплуатации опасных производственных объектов подтверждается самим МУП «ПТС» в заявлении от 01.09.2019, в котором указано, что МУП «ПТС» перечислило технические устройства, применяемые им при эксплуатации ОПО: стальной газопровод среднего давления длиной 200 м., диаметр 100 мм, под давлением 0,3 мПа, год изготовления и ввода в эксплуатацию 2014; стальной газопровод среднего давления длиной 100 м., диаметр 100 мм, под давлением 0,3 мПа, год изготовления и ввода в эксплуатацию 2014; стальной газопровод среднего давления длиной 30 м., диаметр 100 мм, под давлением 0,3 мПа, год изготовления и ввода в эксплуатацию 2014; стальной газопровод среднего давления длиной 15 м., диаметр 100 мм, под давлением 0,3 мПа, год изготовления и ввода в эксплуатацию 2014; стальной газопровод среднего давления длиной 350 м., диаметр 100 мм, под давлением 0,3 мПа, год изготовления и ввода в эксплуатацию 2014. Общество 21.11.2019 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии, что также подтверждает факт эксплуатации ОПО.

Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы письменного отзыва и пояснений к нему. Пояснили, что при регистрации ОПО за предприятием Управление исходило из актов приема-передачи, приложенных к постановлению АМС Правобережного района № 331 от 23.08.2019, а также сведений, характеризующих ОПО, которые заполнило само предприятие 12.09.2019 при подаче соответствующего заявления в Управление.

В ходе судебного разбирательства от заявителя поступили письменные возражения относительно доводов Управления в письменном отзыве, в которых МУП «ПТС» указало, что заявитель подал в Управление заявление 13.09.2019, приложив к нему сведения, характеризующие ОПО, при этом идентификация ОПО проведена МУП «ПТС» самостоятельно. По мнению заявителя, должностное лицо Управления обязано было проверить правильность оформления заявления и непротиворечивости указанных в нем сведений; проверить полноту и правильность проведенной заявителем идентификации ОПО, наличие признаков опасности у ОПО, а также соответствие класса его опасности требованиям, установленным приложениями 1, 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ №116-ФЗ). Однако, Управлением указанное не было сделано. По мнению заявителя, была произведена неверная идентификация ОПО, что выразилось в следующем: в разделе 6 «Сведения об ОПО» были указаны «площадки газопровода», которые никогда не находились в собственности, аренде или ином законном владении у МУП «ПТС». В характеристиках указанных котельных отсутствуют параметры давления, которые являются одним из признаков ОПО, так как Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (приложение № 2) ОПО разделяет опасные производственные объекты газоснабжения от опасных производственных объектов тепло-энергетики, использующих оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,007 Мпа. Системы газораспределения и котельные указаны, как единый ОПО. Для ОПО, указанных в пункте 2 приложения 1 (используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля) к настоящему ФЗ № 116-ФЗ устанавливаются следующие классы опасности: 1) Ш класс опасности – для ОПО, осуществляющих теплоснабжение населения и социально-значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных ОПО, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования АЗС, для заправки природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; 2) 1У класс опасности – для ОПО, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Площадки газопровода, которые никогда не принадлежали МУП «ПТС», относятся ко П и Ш классу опасности как сети газораспределения. Давление газа на площадке газопровода по ул. Ленина, 29 г. Беслан составляет 1,6 Мпа, соответственно она подпадает под П класс опасности, остальные площадки газопровода с давлением газа менее 1,2 Мпа подпадают под Ш класс опасности.

Указанные в сведениях характеризующие ОПО «площадка газопровода» согласно с типовыми наименованиями объектов (приложение № 1 к приказу Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495) относятся к категории «сети газораспределения». Данные сети газопотребления принадлежат Администрации Правобережного района РСО-Алания, что подтверждается актами разграничения эксплуатационной ответственности. Газопровод и газопотребляющая часть оборудования МУП «ПТС» работают под давлением газа до 0,005 мегапаскаля включительно и в соответствии с ФЗ № 116-ФЗ не относятся к опасным промышленным объектам.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав представителя заявителя, судом установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.03.2021 МУП «ПТС» создано 11.06.2019, его учредителями являются Муниципальное образование Правобережный район РСО-Алания и Администрация местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания. Основным видом деятельности МУП «ПТС» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. Постановлением Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания от 23.08.2019 № 331 за МУП «ПТС» было закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество – котельные с технологическим оборудованием согласно приложению к настоящему постановлению в количестве 32 шт. Актами приема-передачи от 23.08.2019, согласно приложению к постановлению от 23.08.2019 № 331 МУП «ПТС» переданы котельные и технологическое оборудование.

Постановлением Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания от 02.02.2019 № 347 МУП «ПТС» передано муниципальное имущество –здание котельной общей площадью 127,1 кв.м., расположенное по адресу: <...> и технологическое оборудование. Актом приема –передачи МУП «ПТС» передана указанная котельная и технологическое оборудование: узел учета газа: СГ 16 МТ № 8104322 1 шт. ДМО2100-1м – 1 шт., корректор ТС-210 № 90109801 – 1 шт.; отопительный котел: Lamborgini MPRexac-1400 – 2 шт.; эл. счетчик Ц 6803 В № 0477281106314992 – 1 шт.; водомер – 3 шт., электродвигатель – 3 шт., насос – 3 шт., электросил. Шкаф – 1 шт., ШГРП – 1 шт.

13.09.2019 МУП «ПТС» в лице исполняющего обязанности директора ФИО5 обратилось в Управление с заявлением о внесении его в реестр опасных объектов в связи со сменой эксплуатирующей организацией. Согласно представленным МУП «ПТС» сведениям, характеризующим ОПО, заявитель эксплуатирует ОПО - Систему теплоснабжения г. Беслан, в том числе площадки газопровода по следующим адресам: РСО-Алания, <...>, <...>, <...>, <...>, Конзавод, <...> территория школы № 1, <...>, территория школы № 3, <...>.

Решением Управления от 18.09.2019 МУП «ПТС» внесено в государственный реестр опасных производственных объектов и ему выдано свидетельство о регистрации № А37-00986, в котором указано, что заявитель эксплуатирует объект – системы теплоснабжения г. Беслан, регистрационный номер А37-00986-0001, дата регистрации 18.09.2019, Ш класс опасности.

Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 04.03.2020 в отношении МУП «ПТС» следует, что с 21.10.2019 директором заявителя является ФИО6.

Посчитав внесение МУП «ПТС» в реестр ОПО неправомерным, предприятие обратилось в Управление с заявлением от 03.08.2020 № 217 об исключении его из реестра ОПО, как внесенное ошибочно на основании ранее поданной заявки, но вопрос был решен отрицательно.

Изложенное послужило основанием для обращения МУП «ПТС» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение N 401), установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Служба является уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности).

Ростехнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п. 4 Положения N 401).

Согласно пункту 5 Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1170 (далее - Положение N 1170), предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов и осуществляемых технологических процессов.

Согласно пункту 7 Положения N 1170 Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, постоянного государственного надзора, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Территориальный орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим лицам, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции Ростехнадзора (пункт 5.7 Положения).

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ). Положения этого Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В статье 9 Закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности, предъявленные к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1 - обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект, установлены обязанности по соблюдению настоящего закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ (статья 2 Закона), а в приложении N 2 "Классификация опасных производственных объектов" классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 данного приложения).

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты (далее – ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в соответствии с Законом № 116-ФЗ должны отвечать требованиям промышленной безопасности, а также проводится экспертиза промышленной безопасности в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

В процессе экспертизы промышленной безопасности осуществляется оценка соответствия объекта экспертизы предъявленным к нему требованиям промышленной безопасности, определяется техническое состояние ОПО, с выявлением неисправностей, требующих немедленного устранения, устранения в первоочередном плановом порядке и выдаются рекомендации по их дальнейшей безопасной эксплуатации.

1 сентября 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", которые уточняют критерии идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов. Согласно внесенным изменениям к опасным производственным объектам не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

В отношении сетей газораспределения и сетей газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно Ростехнадзором будет осуществляться контроль (надзор) за соблюдением эксплуатирующими организациями требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 июля 2016 года № 00-06-06/1413).

При этом сети газораспределения и сети газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно как опасные производственные объекты не рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа.

При идентификации объектов в качестве сети газораспределения и сети газопотребления необходимо учитывать, что каждая из указанных сетей является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя соответствующие газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.

Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 1314, до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа и формы собственности (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Согласно разделу 11 Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. N 168, в составе сети газопотребления учитываются наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации. То есть, сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический объект.

Таким образом, объект "Сеть газопотребления" попадает под критерии опасного производственного объекта при наличии оборудования, работающего под давлением природного или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа, даже если в составе опасного производственного объекта есть оборудование, работающее под давлением природного или сжиженного углеводородного газа 0,005 МПа и ниже. При этом в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, отражаются все характеристики объекта, в том числе участки газопроводов и оборудование низкого давления. Разделение объекта "Сеть газопотребления" на регистрируемые и не регистрируемые в реестре опасных производственных объектов мелкие участки, технологически связанные и эксплуатируемые в рамках одного предприятия, необоснованно.

Начиная с даты вступления в силу Федерального закона N 170-ФЗ (01.09.2016) сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра опасных производственных объектов на основании заявления эксплуатирующей организации по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371.

В ходе судебного разбирательства установлено, что газопровод и газопотребляющая часть оборудования МУП «ПТС» работает под давлением природного газа до 0,005 мегапаскаля включительно и в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ не относятся к опасным производственным объектам.

В материалы дела представлены заявление МУП «ПТС» о предоставлении государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в части исключения опасного производственного объекта из государственного реестра ОПО от 28.09.2020 и ответ Управления от 23.10.2020 № 413-2601 о разрешении вопроса положительно и исключении из государственного реестра МУП «ПТС».

Как усматривается из представленных в материалы дела актов разграничения эксплуатационной ответственности, спорные сети газопотребления принадлежат Администрации Правобережного района РСО-Алания, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 10.02.2012. Кроме этого, в материалы дела представлены заявление о предоставлении государственной услуги, поданное Администрацией местного самоуправления Правобережного управления района РСО-Алания от 21.10.2020 о внесении его в реестр организаций, эксплуатирующих опасные промышленные объекты. Согласно представленным Администрацией сведениям, характеризующим ОПО, она эксплуатирует ОПО – сеть газоснабжения, в том числе, межпоселковая, а также площадки газопровода по следующим адресам: РСО-Алания, <...>, <...>, <...>, Конзавод, <...> территория школы № 1, <...>, территория школы № 3, <...>; <...>.

Решением Управления от 13.11.2020 Администрация внесена в государственный реестр опасных производственных объектов и выдано свидетельство о регистрации № А37-01025, в котором указано, что заявитель эксплуатирует объект – сеть газоснабжения, в том числе поселковая, регистрационный номер А37-01025-0001, дата регистрации 13.11.2020, класс опасности Ш.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из изложенного, оценив в совокупности доказательства, представленные сторонами в материалы судебного дела, можно прийти к выводу о том, что оспариваемое решение Управления от 18.09.2019 МУП «ПТС» о внесении в государственный реестр опасных производственных объектов и выдаче свидетельства о регистрации № А37-00986, с указанием, что заявитель эксплуатирует объект – системы теплоснабжения г. Беслан, регистрационный номер А37-00986-0001, дата регистрации 18.09.2019, Ш класс опасности, противоречит приведенным нормам законодательства, нарушает права заявителя в предпринимательской сфере, поскольку повлекло за собой негативные последствия, выразившиеся в повышенной ответственности МУП «ПТС» в осуществляемой им деятельности.

С учетом изложенного, оспариваемое решение не соответствуют требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы МУП «ПТС» в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

Суд считает необоснованным довод Управления о том, что в двух зданиях котельной - по адресам: <...> и <...> используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара (газа), в частности, на объекте по адресу: <...> и <...>, используется оборудование – Регулятор давления РДБК-100, при работе которых используется давление газа 0,03 мегапаскаля, которые подпадают под признаки опасности. Указанный факт подтверждается, по мнению представителя ответчика, приложением к постановлению АМС Правобережного района № 331 от 23.08.2019 о закреплении на праве хозведения за предприятием котельных с технологическим оборудованием, а именно, актов приема-передачи котельных, которые были представлены предприятием в составе пакета документов для регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов, а также актами разграничения эксплуатационной ответственности сторон с указанием схемы газопроводов от 24.09.2020 года.

Представленные ответчиком акты разграничения эксплуатационной ответственности сторон были составлены с ПАО «Газпром» 19.11.2020, то есть, по истечении более года после регистрации ОПО за МУП «ПТС», в силу чего не могли быть представлены с заявлением МУП «ПТС» от 12.09.2021 года о регистрации ОПО.

Постановление АМС Правобережного района № 331 от 23.08.2019 о закреплении на праве хозведения за предприятием котельных с технологическим оборудованием не содержало ссылки на передачу ШГРП и ГРП сетей газопотребления и газораспределения.

Доказательств того, что при регистрации ОПО за МУП «ПТС» на основании его заявления от 12.09.2019 в Управление были представлены надлежащие доказательства принадлежности предприятию на каком-либо праве ОПО, подлежащих регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, Управлением в материалы дела не представлено.

Как следует из материалов дела, свидетельством о регистрации № А37-01025 от 13.11.2020 в государственный реестр опасных производственных объектов внесены объекты, эксплуатируемые АМС Правобережного района, в том числе, площадки газопровода по адресам: <...> и <...> с ШГРП сетей газопотребления, что подтверждается сведениями, характеризующими ОПО, представленными Администрацией в Управление 21.10.2020 года.

Доводы Управления о том, что заключенным между ООО «Газпром газораспределение Владикавказ» (исполнитель) и МУП «ПТС» (заказчик) договором от 29.11.2019 № БН272 технического обслуживания газопроводов и газового оборудования промышленных, коммунально-бытовых предприятий и иных юридических лиц (далее договор от 29.11.2019), по условиям которого исполнитель выполняет работы (оказывает услуги) заказчику по техническому обслуживанию, текущему ремонту, а также по надзору за надлежащей эксплуатацией принадлежащих заказчику газопроводов и газового оборудования, указанных в Приложении № 1 к договору, и находящихся в эксплуатационной ответственности заказчика, определенной в Приложении № 2 к договору, подтверждается, что МУП «ПТС» эксплуатирует ОПО и решение о включении его в реестр ОПО и выдача ему свидетельства является правомерным, судом отклоняются.

Судом при рассмотрении данного довода Управления установлено, что договор от 29.11.2019 заключен после принятия Управлением спорного решения от 18.09.2019 о внесении МУП «ПТС» в государственный реестр опасных производственных объектов и выдачи ему свидетельства № А32-00986 от 18.09.2019, наличие указанного договора не может подтверждать правомерность внесения Управлением спорных ОПО в государственный реестр опасных производственных объектов на основании заявления предприятия от 12.09.2019 года.

На основании изложенного суд считает, что заявление МУП «ПТС» следует удовлетворить частично в части признания недействительным решения Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) о внесении 18.09.2019 МУП «Правобережные тепловые сети» в государственный реестр опасных производственных объектов и свидетельство о регистрации № А37-00986 от 18.09.2019.

В удовлетворении требования об исключении МУП «Правобережные тепловые сети» из государственного реестра опасных производственных объектов следует отказать, так как заявитель из данного реестра уже исключен, в подтверждение чего Управлением представлена копия письма от 23.10.2020 № 413-2601 «О предоставлении государственной услуги», принятого Управлением на основании заявления МУП «ПТС» о предоставлении государственной услуги от 28.09.2020 (вход. от 29.09.2020 № ОПО-413-2398) .

29.03.2021 от МУП «ПТС» в суд поступило ходатайство об отказе в возмещении расходов по оплате госпошлины, произведенных заявителем при подаче заявления, что является правом истца. Также заявлено ходатайство об отказе от заявления о взыскании с ответчика расходов на оплату представителя в размере 11 500 руб., которое судом еще не было принято к производству, с учетом чего в резолютивной части решения суда не указывается о прекращении производства по рассмотрению данного ходатайства.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительными решение Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>) о внесении 18.09.2019 МУП «Правобережные тепловые сети» в государственный реестр опасных производственных объектов и свидетельство о регистрации № А37-00986 от 18.09.2019.

В удовлетворении требования об исключении МУП «Правобережные тепловые сети» из государственного реестра опасных производственных объектов отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РСО-Алания в течение месяца с момента принятия решения через Арбитражный суд РСО-Алания.

Судья С.Х.Бекоева