Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
РСО-Алания, 362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ Дело № А61-330/08-14
«14» мая 2008г.
Арбитражный суд РСО-Алания в составе:
Судьи Бекоевой С.Х.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хубежовой Л.З.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Северо-Осетинского Республиканского института повышения квалификации работников образования
к Министерству имущественных отношений РСО-Алания; Министру имущественных отношений ФИО1
о признании незаконными действий (бездействия) Министерства имущественных отношений РСО-Алания, Министра имущественных отношений РСО-Алания ФИО1 по непредставлению выписки из реестра государственного имущества РСО-Алания и применении к нему мер административной ответственности
при участии:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 01.01.08г.
от ответчика – не явился
Резолютивная часть решения объявлена 06.05.2008г.
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2008г
установил: Северо-Осетинский Республиканский институт повышения квалификации работников образования (далее – СОРИПКРО, Институт) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Министра имущественных отношений РСО-Алания ФИО1 по непредставлению выписки из реестра государственного имущества РСО-Алания и применении к нему мер административной ответственности.
Заявление обосновало следующим.11.12.2007г Институтом направлено письмо в Мнимущество РСО-Алания с просьбой предоставить выписку из реестра государственного имущества РСО-Алания. Статьей 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» установлен срок для рассмотрения обращений в государственный орган, должностному лицу – 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и юридические лица имеют право на получение от государственных органов и их должностных лиц информации, непосредственно касающихся их прав и обязанностей. В соответствии со статьей 6 указанного Закона бездействие государственных органов, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 5.39 КоАП РФ непредоставление информации в случаях, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц. Ответственным за предоставление информации из реестра государственного имущества РСО-Алания является его министр.
С учетом изложенного заявитель просил признать незаконным бездействие министра имущественных отношений РСО-Алания по предоставлению выписки из реестра государственного имущества РСО-Алания и применить к нему меры административной ответственности.
Заявлением от 01.04.2008г СОРИПКРО в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило заявленные требования, согласно которому просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений РСО-Алания, в частности должностного лица – министра ФИО1 по непредставлению ответа на запрос СОРИПКРО.
Дополнением к заявлению от 21.04.2008г заявитель сослался на то, что 11.03.2008года Институтом направлено повторное письмо в адрес Ответчика с просьбой предоставить документы, необходимые для регистрации права оперативного управления на имущество, закрепленное за Институтом, ответ на которое до настоящего времени не получен. В указанном дополнении Институт сослался на то, что указанные действия бездействие) Минимущества РСО-Алания лишают Институт возможности зарегистрировать свои права в установленном порядке.
Дополнением к заявлению от 22.04.2008г (вход. №2157 от 22.04.2008г) в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ СОРИПКРО уточнило заявленные требования, согласно которому просит признать незаконным отказ Минимущества РСО-Алания по выдаче выписки из реестра государственного республиканского имущества, изложенный в псиьме 317 от 25.03.2007г, и обязать Минимущество РСО-Алания выдать выписку из реестра государственного республиканского имущества по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>/ФИО3, 71/46.
Дополнение к заявлению обосновано следующим.
В ходе рассмотрения дела 26.03.2008г Институтом получен ответ Минимущества РСО-Алания №317 от 25.03.2008г с фактическим отказом предоставить выписку из реестра государственного имущества по указанному адресу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане и юридические лица имеют право на получение от государственных органов и их должностных лиц информации, непосредственно касающихся их прав и обязанностей. В законе не оговорена необходимость дополнительно обосновывать необходимость получения информации. Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Закона правовое регулирование отношений, возникающих с сфере информации, основывается на принципе своевременности ее предоставления.
Согласно пункту 2.2 Положения о Минимуществе РСО-Алания, утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания №91 от 01.04.2005г, одной из функций данного органа является выдача соответствующих документов из объектов учета (реестр государственного республиканского имущества).
В соответствии с пунктом 19 раздела 1У Положения об учете Федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.07.1998г №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» информация об объектах учета, содержащаяся в реестре, предоставляется любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством РФ. Информация об объектах учета (либо мотивированное решение об отказе в ее предоставлении) сообщается в пятнадцатидневный срок (пункт 23 раздела 1У указанного Положения).
С учетом требований, установленных статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель считает, что ответчик не предоставил доказательств того, что не предоставление выписки из реестра республиканского имущества в ответ на запрос Института соответствует законодательству, а также соответствует законодательству направление письма с отказом в предоставление указанной информации, направленный им по истечении 3-х месяцев после подачи заявления Институтом.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы заявления и дополнений к нему, просила признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений РСО-Алания по непредоставлению выписки из реестра государственного имущества РСО-Алания; применить к министру имущественных отношений РСО-Алания ФИО1 меры административной ответственности в соответствии со статьей 5.39 КоАП РФ; признать незаконным отказ Минимущества РСО-Алания по выдаче выписки из реестра государственного республиканского имущества, изложенный в письме №317 от 25.03.2007г; обязать Минимущество РСО-Алания выдать выписку из реестра государственного республиканского имущества по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>/ФИО3, 71/46.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В письменном отзыве на заявление №346 от 04.04.2008г (вход. №1997 от 11.04.2008г) ответчик заявленные требования не признал по следующим основаниям.
Правоотношения, возникающие между заявителем - СОРИПКРО, являющимся юридическим лицом, и Министерством имущественных отношений РСО-Алания не подпадают под действие Федерального закона РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как данным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы.
Министерством имущественных отношений РСО-Алания по обращениям СОРИПКРО были выданы выписки из реестра государственной собственности РСО-Алания по объекту недвижимого имущества, закрепленного за СОРИПКРО на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>/ФИО3, 71/46, №174/2006-11 от 23.11.2006 г., №3/2007-07 от 11.07.2007 г., что подтверждается записью в журнале выдачи выписок из реестра государственной собственности РСО-Алания и подписью получившего лица.
После обращения СОРИПКРО выписка из реестра государственной собственности РСО-Алания № 78/2007-12 от 24.12.2007 г. на указанный объект была представлена Министерством имущественных отношений РСО-Алания в Арбитражный суд РСО-Алания при рассмотрении дела № А61 -1890/07-13, в котором участвовали СОРИПКРО и Минимущество РСО-Алания.
Все вышеуказанные выписки содержат одну и ту же информацию об объекте недвижимого имущества, закрепленного за СОРИПКРО на праве оперативного управления, расположенного по адресу: <...>/ФИО3, 71/46 - учебном корпусе за инвентарным номером объекта недвижимости 01010002, балансовой стоимостью 3540,1 тыс.руб., площадью 1088,4 кв.м.
На обращение СОРИПКРО Министерством имущественных отношений РСО-Алания направлен ответ за № 317 от 25.03.08 г, в котором сообщается, что в соответствии с порядком предоставления информации из реестра государственного имущества, утвержденного распоряжением Государственного комитета РСО-Алания по управлению государственным имуществом от 28.03.2001 г. № 88, юридическим лицам информация предоставляется только по их объектам учета, и что на объект учета, закрепленный за СОРИПКРО по вышеуказанному адресу, институту была выдана выписка из реестра государственного имущества за № 3/2007 - 07 от 11.07.07 г.
Считает, что Министерство имущественных отношений РСО-Алания неоднократно предоставляло информацию об интересующем СОРИПКРО объекте, эта информация у заявителя имеется. Доказательством этого являются копии выписок из реестра государственного имущества РСО-Алания № 174/2006-11 от 23.11.2006 г., № 3/2007-07'от 11.07.2007 г., № 78/2007-12 от 24.12.2007 г. с копиями запросов по ним, копия страницы из журнала выдачи выписок из реестра государственной собственности РСО-Алания, копия письма Минимущества РСО-Алания от 25.03.08 г. № 317.
С учетом изложенного считает, что отсутствует нарушение Минимуществом РСО-Алания статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», на основании которой заявитель требует признать незаконным бездействие должностного лица министерства.
Относительно требования о привлечении к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ министра имущественных отношений ФИО1 в отзыве сослались на то, что в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов не уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.39 КоАП.
Кроме этого, обосновали свои возражения ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, к которым СОРИПКРО не относится, а также ссылкой на отсутствие события административного правонарушения со стороны Министерства имущественных отношений РСО-Алания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как усматривается из выписки из реестра государственного имущества РСО-Алания от 11.07.2007г №3/2007-07 и не оспаривается ответчиком, за заявителем на праве оперативного управления закреплено республиканское имущество – учебный корпус общей площадью 1088.4 по адресу: г.Владикавказ, ул. ФИО3,46.
Как следует из материалов дела, Институт обратился в Министерство с заявлением от 11.12.2007г №283 (вход. от 11.12.2007г) о выдаче выписки из реестра республиканского имущества по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...>/ФИО3,71/46.
Не получив запрашиваемую выписку, Институт 19.02.2008г обратился с настоящим заявлением в суд.
После того, как заявление Института было принято к производству арбитражного суда, ответчик письмом от 25.03.2008г №317 по результатам рассмотрения письма заявителя от 11.12.2007г №283 отказал Институту в выдаче выписки из реестра государственного имущества, мотивируя отказ тем, что в соответствии с порядком предоставления информации их реестра государственного имущества, утвержденным распоряжением Государственного комитета РСО-Алания по управлению государственным имуществом от 28.03.2001г №88, юридическим лицам информация предоставляется только по их объектам учета; на объект учета, закрепленный за СОРИПКРО, была выдана выписка за №3/2007-07 от 11.07.2007г.
С учетом изложенного заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ были представлены уточненные требования, которыми оспорена также законность указанного отказа государственного органа в выдаче выписки из реестра и заявлено требование об обязании Министерства выдать выписку из реестра государственного имущества по объекту учета <...>//ФИО3, 71/46.
Согласно статье 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006г №149-ФЗ обладателем информации может быть юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания №90 от 18.05.1998г «О делегировании полномочий Правительства РСО-Алания по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания», пунктом 2.2 Положения о Министерстве имущественных отношений РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания №144 от 30.05.2003г, пунктом 2.2 Положения о Министерстве имущественных отношений РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания №91 от 01.04.2005г, ответчик осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра республиканского имущества.
Из материалов дела усматривается, что Министерство в течение 3,5 месяцев с момента обращения заявителя с запросом о выдаче выписки из реестра уклонялось от предоставления указанной выписки заявителю. Не сообщало оно заявителю и мотивированный отказ в выдаче выписки из реестра.
Поскольку Министерством выписка из реестра республиканского имущества (либо мотивированный отказ в ее предоставлении) не была предоставлена заявителю в течение 3,5 месяцев после поступления запроса, суд считает бездействие ответчика противоречащим закону и ущемляющим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного требования заявителя о признании бездействия Министерства по выдаче выписки из реестра (либо мотивированного отказа в ее предоставлении) являются законными, документально подтвержденными, а потому подлежащими удовлетворению.
Ссылки представителя ответчика в ходе рассмотрения дела на то, что выписка не предоставлена заявителю в связи с не соответствием поданного Институтом заявления форме заявления, разработанного Министерством на получение информации из реестра, отклоняются судом, так как по указанному основанию отказ ответчиком в выдаче выписки из реестра в адрес заявителя не направлялся.
Не соответствует нормам ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также отказ ответчика, изложенный в письме №317 от 25.03.2008г, в предоставлении выписки на объект учета республиканской собственности, закрепленный за СОРИПКРО, на том основании, что выписка ему предоставлена 11.07.2007г, , так как нормами закона не предусмотрен отказ в выдаче выписки из реестра республиканской собственности в связи с тем, что выписка уже предоставлялась заявителю. Министерством не представлен утвержденный в установленном порядке нормативный акт, устанавливающий порядок предоставления информации из реестра государственного имущества субъекта РФ, в котором бы была установлена периодичность ее предоставления по запросам юридических лиц.
Из пояснений представителя Министерства, данных им в ходе рассмотрения дела, следует, что выписка из реестра государственной собственности по адресу: <...>/ФИО3, 71/46 не была предоставлена Институту в связи с тем, что по данному адресу находятся несколько объектов учета, в том числе и не закрепленный за СОРИПКРО объект учета, для получения информации по которому следует обращаться с надлежаще оформленным запросом. Кроме того, сослалась на то, что в запросе от 11.12.2007г заявителем не конкретизирован объект, в отношении которого он просит выдать выписку из реестра.
В доказательство указанного факта ответчиком в материалы дела представлена выписка из реестра от 14.01.2008г №82/2008-01, из которой усматривается, что в реестре государственного имущества РСО-Алания, как государственная собственность Республики Северная Осетия-Алания, значится нежилое здание –кухня (Литер В) общей площадью 48,1 кв.м, расположенное по адресу: <...>/ФИО3, 71/46.
Однако, данный довод ответчика отклоняется судом, так как письмо Министерства №317 от 25.03.2008г не содержит мотивировку отказа в выдаче выписки по данному основанию. В указанном письме содержится лишь ссылка на то, что в соответствии с порядком предоставления информации из реестра государственного имущества, утвержденного распоряжением Государственного комитета РСО-Алания по управлению государственным имуществом от 28.03.2001г №88 юридическим лицам информация предоставляется только по их объектам учета.
Таким образом, в нарушение норм закона Министерством так и не дано мотивированное решение по отказу в предоставлении информации по запросу СОРИПКРО от 11.12.2007г относительно объекта учета государственного имущества, расположенного по указанному адресу, но не закрепленного за СОРИПКРО.
Довод ответчика о том, что выписка из реестра государственного имущества на объект, зарегистрированный за заявителем на праве оперативного управления, не предоставлена заявителю в связи с тем, что указанная выписка предоставлена Министерством в материалы дела №А61-1890/07-13 по иску СОРИПКРО к ООО «Фадат», с участием 3-их лиц- Минимущества РСО-Алания и УФРС по РСО-Алания, о признании договора аренды незаключенным, и заявитель имел возможность получить копию документа из данного дела, не обоснован, поскольку вне зависимости от того, предоставлена ли выписка из реестра в материалы другого дела, рассматриваемого арбитражным судом, предоставление соответствующей информации из реестра является обязательным для Министерства.
В части удовлетворения заявления о привлечении Министра имущественных отношений РСО-Алания ФИО1 к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, так как в силу пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел данной категории не отнесено к подведомственности арбитражных судов.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 150, статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л:
Прекратить производство по делу в части требования о привлечении Министра имущественных отношений РСО-Алания ФИО1 к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений РСО-Алания, выразившееся в не предоставлении СОРИПКРО выписки из реестра республиканской собственности на объекты государственного имущества (либо мотивированного отказа в ее предоставлении) по запросу СОРИПКРО от 11.12.2007г.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений РСО-Алания в предоставлении СОРИПКРО выписки из реестра республиканской собственности, изложенный в письме №317 от 25.03.2008г.
Обязать Министерство имущественных отношений РСО-Алания выдать СОРИПКРО выписку из реестра республиканской собственности на объект государственного имущества, закрепленного за СОРИПКРО на праве оперативного управления, по адресу: <...>/ФИО3, 71/46.
Обязать Министерство имущественных отношений РСО-Алания выдать СОРИПКРО мотивированное решение по запросу №283 от 11.12.2007г в части не закрепленного за СОРИПКРО объекта учета государственного имущества по адресу: <...>/ФИО3, 71/46.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в 16 арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Х. Бекоева