Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ 05 октября 2022 года | Дело №А61-3555/2021 |
Резолютивная часть решения оглашена 05.10.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2022 года.
Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:
судьи Акимцевой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Бетеевой Ф.А.
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Грин» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>)
с участием третьих лиц - Министерство экономического развития Республики Северная Осетия Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>); акционерное общество «Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
о признании недействительными решений от 07.04.2021 №6 и от 07.04.2021 №2404, а также об обязании налогового органа вынести решение о возмещении НДС в размере 1 085 742руб.
при участии:
от заявителя – не явился
от налогового органа – ФИО1 по доверенности от 03.11.2021 №03-24/13311
от третьих лиц – не явились
Дело рассмотрено судом в порядке статьи 200 АПК РФ в отсутствие указанных не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Суд установил: общество с ограниченной ответственностью «Грин» (далее – заявитель, общество, ООО «Грин») обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Владикавказу (далее – налоговой орган, налоговая инспекция, МРИФНС по г.Владикавказ) со следующими требованиями:
1. О признании недействительным Решения №2404 от 07.04.2021 о привлечении ООО «Грин» к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за 1 квартал 2020 года в виде штрафа в размере 71 176руб.; о взыскании недоимки по НДС за 1 квартал 2020 года - 35 882руб., о взыскании пеней по НДС за 2020 год– 23 866,99руб.; об уменьшении суммы НДС, излишне заявленной к возмещению за 1 квартал 2020 года – 1 085 742руб.
2. О признании недействительным Решения №6 от 07.04.2021 об отказе ООО «Грин» в возмещении НДС за 1 квартал 2020 года в сумме 1 085 742руб.
3. Об обязании налоговой инспекции вынести решение о возмещении суммы НДС в размере 1 085 742руб.
Определением суда от 28.12.2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Владикавказу была заменена в порядке статьи 48 АПК РФ (процессуальное правопреемство) на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление налоговой службы, УФНС по РСО-Алания).
Определением суда от 28.12.2021 года к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора -акционерное общество «Корпорация инвестиционного развития РСО-Алания» (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - далее КИР РСО-Алания, Корпорация) и Министерство экономического развития Республике Северная Осетия-Алания (далее – Минэкономразвития РСО-Алания).
Заявление мотивировано тем, что согласно статье 213 Гражданского кодекса РФ коммерческие и некоммерческие организации являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями. При внесении КИР РСО-Алания денежных средств в качестве дополнительного взноса в уставной капитал ООО «Грин», Корпорация стала участником этого юридического лица.
Имущество, переданное в качестве вклада в уставной капитал или созданное за счет этих вкладов, и имущество, произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности в силу пункта 1 статьи 66 и пункта 3 статьи 213 Гражданского кодекса РФ.
Налоговый орган в письменном отзыве и его представитель в судебном заседании требования не признала, указав, что ООО «Грин» получило от КИР РСО-Алания денежные средства в качестве взноса в уставный капитал в размере 32 619 000 руб., а, в свою очередь, денежные средства Корпорация получила в виде бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов от Минэкономразвития РСО-Алания. С учетом пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет вышеуказанных средств, к вычету у данного налогоплательщика на основании пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ не принимаются.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Из материалов дела усматривается, что 14.05.2020 ООО «Грин» представило в налоговую инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2020 года, где сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила - 1 085 742 рубля.
24.07.2020 года обществом была представлена в налоговую инспекцию уточненная налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2020 года с суммой налога к возмещению в размере 1 085 742 рубля со следующими показателями:
= налоговая база по ставке 20% - 1 779 412 руб.,
= сумма НДС - 355 882руб.,
= общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм, 355 882 руб.,
= сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ - 1 441 624 руб.,
= итого сумма НДС, исчисленная к возмещению- 1 085 742 руб.,
= налоговая база по экспортным операциям (раздел 4) - 56 238 382 руб.
= в целом по декларации сумма налога к возмещению - 1 085 742 руб.
В ходе камеральной проверки налоговой инспекцией были установлены следующие фактические данные:
= налоговая база по ставке 20% - 1 779 412 руб.,
= сумма НДС - 355 882 руб.,
= общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм -355 882 руб.,
= сумма налога, предъявленная налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, а также сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с пунктом 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ - 0 руб.,
= сумма налога, исчисленная продавцом с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащая вычету у продавца с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) - 0 руб.,
= итого сумма НДС, исчисленная к уменьшению - 0 руб.,
= налоговая база по экспортным операциям (раздел 4) - 56 238 382руб.
= сумма НДС, заявленная к вычету в отчетном периоде по разделу 4 - 0 руб.,
= в целом по декларации сумма налога к уплате - 355 882 руб.
По результатам камеральной проверки налоговой инспекцией был составлен акт №56580 от 10.11.2020 (т.1, л.д.65-82, дополнение к акту – т.1, л.д.83-87), по результатам рассмотрения акта приняты решения от 07.04.2021 №6 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере 1 085 742 руб. (т.1, л.д.25) и №2404 о привлечении ООО «Грин» к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.04.2021 (т.1, л.д.17-24).
Указанные решения были обжалованы ООО «Грин» в вышестоящий налоговый орган и оставлены УФНС по РСО-Алания без удовлетворения решением от 15.06.2021 года №85 (т.1, л.д.26-30).
Заявитель, не согласившись с решениями налоговой инспекции, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 Кодекса. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно положениям статьи 172 Налогового кодекса РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 данного Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Применение налоговых вычетов по НДС, являясь правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Налогового кодекса РФ условий.
Из системного анализа статей 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик имеет право на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при одновременном выполнении следующих условий: принятие товара (работ, услуг) к своему учету на основании первичных учетных документов; подтверждение уплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара; приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 Кодекса. При этом приведенные выше нормы предполагают возможность применения налогового вычета только при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Как отмечено в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Вместе с тем налогоплательщик обязан не только представить формальный пакет документов, подтверждающий обоснованность применения налоговых вычетов по НДС, но и доказать факт реальности произведенных хозяйственных операций. В свою очередь, обязанность по доказыванию факта недобросовестности налогоплательщика и представлению соответствующих доказательств возлагается на налоговый орган. В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Грин» образовано 02.03.2015 года и зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: РСО - Алания, <...> (т.1, л.д.34-38).
Генеральным директором общества является ФИО2 (ИНН <***>), учредителями - КИР РСО - Алания; ФИО2
Уставный капитал ООО «Грин» составляет 66 569 000руб., из них доля ФИО2 - 51% (33 950 000 руб.),доля АО «КИР РСО - Алания» - 49% (32 619 000руб.).
КИР РСО-Алания создана 30.09.2016 года, учредителем которой является- Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН <***>) с уставным капиталом в 962 013 000руб. (100% доли принадлежит Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания), генеральным директором является ФИО3.
КИР РСО-Алания по своей организационно-правовой природе является коммерческой организацией - хозяйственным обществом (пункт 1 статьи 96 Гражданского кодекса РФ).
В 2019 году ООО «Грин» получило от КИР РСО-Алания денежные средства в качестве взноса в уставный капитал в размере 32 619 000руб., которые, в свою очередь, Корпорация получила в виде бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов от Минэкономразвития РСО-Алания, что подтверждается следующим.
В рамках реализации государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» ООО «Грин» реализует проект «Логопарк Green» (строительство и оборудование складского комплекса в г.Беслан площадью 1490кв.м. (4000т единовременного хранения), приобретение 15 седельных тягачей с полуприцепами, прокладку ЖД путей и приобретение собственного тепловоза, формирование инфраструктуры).
Источником софинансирования данного проекта являются средства, предоставленные КИР РСО-Алания из федерального бюджета и бюджета РСО-Алания на реализацию проекта «Логопарк Green» с целью дальнейшего внесения средств в уставный капитал.
В соответствии с Соглашением №370-08-2019-011 от 12.02.2019 о предоставление субсидии в 2019 году из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания в целях софинансирования расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2025годы», из федерального бюджета в 2019 году бюджету Республики Северная Осетия-Алания были предоставлены субсидии в размере 537 635 000руб.
В целях реализации проекта «Логопарк Green» 25.06.2019 между Минэкономразвития РСО-Алания, Мингосимуществом РСО-Алания и КИР РСО-Алания был заключен договор о представлении бюджетных инвестиций (имущественного взноса) в КИР РСО-Алания на реализацию инвестиционных проектов.
Предметом данного договора от 25.06.2019 является размещение акций Корпорации и внесение в реестр владельцев именных ценных бумаг эмитента записей о переходе права собственности на акции посредством предоставления бюджетных инвестиций (имущественного взноса) РСО-Алания в размере 537 635 000руб. на реализацию инвестиционных проектов.
Корпорацией осуществляется передача в собственность РСО-Алания 537 635шт. обыкновенных акций КИР РСО-Алания по номинальной стоимости 1000 рублей за акцию за счет средств, предусмотренных Законом РСО - Алания от 26 декабря 2018 года № 99 РЗ «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в порядке, установленным договором от 25.06.2019 и Положением о порядке принятия решения по осуществлению бюджетных инвестиций (имущественного взноса) РСО-Алания в КИР РСО-Алания на реализацию инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства РСО-Алания от 26.12.2016 №477 «О государственной программе РСО-Алания «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в РСО - Алания на 2017-2019 годы».
Имущественный взнос представляется для участия в реализации инвестиционных проектов в соответствии с Соглашением от 12.02.2019 года №370-08-2019-011 о представлении субсидий в 2019 году из федерального бюджета бюджету РСО-Алания на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2025 годы».
Дополнительным Соглашением №3 к договору от 25.06.2019 года о предоставлении бюджетных инвестиций (имущественного взноса) в акционерное общество «Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания» на реализацию инвестиционных проектов от 20.12.2019 определен перечень инвестиционных проектов и основные их параметры, в том числе мероприятие по осуществлению имущественного взноса Республики Северная Осетия-Алания в КИР РСО-Алания на реализацию инвестиционного проекта «Логопарк Green» (ООО «Грин») (пункт 5.3).
Таким образом, во всех документах отражено, что бюджетные денежные средства предоставляются для исполнения инвестиционного проекта, в связи с чем денежные средства, полученные от КИР РСО-Алания в уставный капитал ООО «Грин», являются имущественным взносом в инвестиционный проект «Логопарк Green», осуществляемый обществом через КИР РСО-Алания.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о сохранении статуса бюджетных средств денежных средств КИР РСО-А, увеличивших уставный фонд ООО «Грин».
Между сторонами нет спора относительно того, что действительное увеличение уставного капитала общества произошло и денежные средства направлены на реализацию запланированного инвестиционного проекта «Логопарк Green».
Арбитражным судом РСО-Алания рассмотрено дело №А61-4017/2020 по заявлению ООО «Диг-Агро» к Межрайонной ИФНС № 4 по РСО-Алания о признании недействительными решений от 26.06.2010 № 56 и от 26.06.2020 № 3, которыми заявителю было отказано в предоставлении налоговых вычетов по НДС.
Заявление ООО «Диг-Агро», как и заявление ООО «Грин» мотивированы тем, что бюджетные средства были использованы КИР РСО-Алания при приобретения в собственность доли в уставном капитале ООО "Диг-Агро" и ООО «Грин» в порядке, предусмотренном статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, и при последующем вложении Корпорацией полученных бюджетных средств в Уставные капиталы частных обществ для них полученные от Корпорации денежные средства уже не считаются бюджетными инвестициями и становятся их собственностью.
Также в заявлениях общества сослались на отсутствие у них обязанности ведения раздельного учета денежных средств по хозяйственным операциям, подлежащим освобождению от обязанности начисления и уплаты НДС, и использования приобретенных товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС.
Таким образом, разногласия налогового органа и обществ заключаются в следующем: - являются ли денежные средства после внесения их в уставной капитал обществ бюджетными инвестициями, на чем настаивает налоговый орган, или становятся собственными денежными средствами обществ по операциям, с которых положен налоговый вычет;
- имеется ли у хозяйствующего субъекта обязанность ведения раздельного учета хозяйственных операций, подлежащих освобождению от обязанности начисления и уплаты НДС.
Определением суда от 21.03.2022 года производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу №А61-4017/2020.
В части 2 статьи 69 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд полагает, что обстоятельства, изложенные во вступивших в законную силу судебных актах по делу №А61-4017/2020, на основании части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания по делу №А61-4017/2020 от 07.07.2021 в удовлетворении заявления ООО «Диг-Агро» было отказано на основании того, что обществом необоснованно заявлены суммы НДС по товарно-материальным ценностям, приобретенным за счет денежных средств, внесенных КИР РСО-Алания.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2021 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения.
Определением Верховного Суда РФ от 14.04.2022 № 308-ЭС22-3719 ООО «Диг-Агро» и АО «Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия – Алания» отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
При этом Верховный Суд РФ указал на следующее: «Как следует из судебных актов, основанием для отказа обществу в возмещении НДС послужил вывод налогового органа о необоснованном принятии налогоплательщиком к вычету на основании счетов-фактуры по сделкам, оплата по которым произведена за счет средств субсидий, предоставленных корпорацией в уставный капитал общества и направленных им на текущую хозяйственную деятельность, том числе на приобретение специализированной сельскохозяйственной техники. Судами установлено, что указанные денежные средства, в свою очередь, получены корпорацией в качестве бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов из регионального бюджета от министерства экономического развития по договорам о предоставлении бюджетных инвестиций на реализацию инвестиционных проектов. Приведенные заявителями кассационных жалоб доводы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов по результатам анализа представленных в материалы дела доказательств.».
При рассмотрении дела по заявлению ООО «Диг-Агро» судами было установлено следующее.
Как следует из статей 78, 78.2 – 79 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), субсидии (бюджетные инвестиции) предоставляются на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, либо в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-0, необходимо исследовать вопрос, что представляют собой те средства (денежные средства или иное имущество), которые направляются налогоплательщиком в оплату начисленных ему сумм НДС, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога только в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров выполненных работ, оказанных услуг. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.01.2017 N Ф07-12767/2016 по делу N А56-12176/2016).
Данная позиция соответствует правоприменительной позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 30.05.2017 N 307-КГ17-5837.
Согласно абз. 33 статьи 6 Бюджетного кодекса бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Целевой характер выделенных корпорации средств федерального бюджета выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Республики путем внесения корпорацией взносов в уставные капиталы различных организаций, что соответствует требованиям статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Если приобретенные товары (работы, услуги) полностью оплачиваются налогоплательщиком за счет поименованных субсидий и (или) бюджетных инвестиций, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то принятие к вычету (возмещению) НДС, оплаченного за счет таких бюджетных средств, приводит к повторному субсидированию налогоплательщиков из федерального бюджета на сумму возмещенного налога, что, в конечном итоге, увеличивает расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий, полностью финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с этим в целях сокращения указанных дополнительных расходов федерального бюджета положениями пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным налогоплательщиком полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению).
Если субсидия трансформируется во вклад в уставный капитал юридического лица, то в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ ранее принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет заемного финансирования, подлежат восстановлению.
Следовательно, полученные обществом от КИР РСО-Алания денежные средства, имеют статус бюджетных денежных средств, а потому они не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг) и на основании пункта 2.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ вычету не подлежат. Целевой характер выделенных корпорацией средств федерального бюджета выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания путем осуществления КИР РСО-Алания взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе на цели инвестиционного проекта «проекта «Логопарк Green», что соответствует статье 78.3 Бюджетного кодекса.
Вышеизложенное также подтверждает обязанность хозяйствующих субъектов, в данном случае ООО «Грин», вести согласно пункту 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
ООО «Грин» не представило доказательств ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным (оплаченным) им за счет бюджетных инвестиций и собственных средств.
На основании вышеизложенного, при получении обществом в качестве взноса в уставный капитал денежных средств, ранее предоставленных его учредителю (корпорации) в виде бюджетных инвестиций с возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть в уставном капитале такого юридического лица, применяется пункт 2.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ. НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным за счет вышеуказанных средств, к вычету у такого налогоплательщика не принимаются. Кроме того, неведение раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, влечет отказ в производстве вычетов.
На основании изложенного требования ООО «Грин» удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьями 102, 103 и 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине должны быть отнесены на заявителя ООО «Грин» в размере 6000руб. (по 3000руб. за каждый оспариваемый ненормативный правовой акт).
При подаче заявления в суд ООО «Грин» уплатило бюджет РФ госпошлину в сумме 3000руб.
Таким образом, с ООО «Грин» в доход бюджета РФ подлежит взысканию госпошлина в сумме 3000руб.
Руководствуясь статьями 102-103, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
ООО «Грин» отказать в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с ООО «Грин» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход бюджета РФ госпошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Апелляционные жалобы подаются через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья С.А. Акимцева