Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
http://alania.arbitr.ru, e-mail: info@alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
03 октября 2022 года
Резолютивная часть решения вынесена 30 сентября 2022 года
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2022 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в составе судьи Баскаевой Т.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Цховребовой О.А.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания
к ответчикам:
– Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания
- Обществу с ограниченной ответственностью «Владпроект-М»
о признании недействительными результатов электронного аукциона,
при участии:
от истца – ФИО1, удостоверение № 296332 от 22.10.2022
от АМС Моздокского района – не явились
от ООО «Владпоект-М» - ФИО2 по доверенности от 29.08.2022,
установил: первый заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд с иском к Администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, Обществу с ограниченной ответственностью «Владпоект-М» с требованиями признать недействительными (ничтожными) результаты электронного аукциона от 17.05.2022 №0110300000822000017 и заключенный между АМС Моздокского района и ООО «Владпроект-М» по итогам торгов муниципальный конкракт от 30.05.2022 № 2022-9.по разработке проектной документации на объект «Строительство приюта для животных без владельцев на 200 голов».
Представитель ООО «Владпроект-М» письменный отзыв не представил, в судебном заседании пояснил, что фактически денежные средства не выделялись для строительства приюта, так как была принята обеспечительная мера.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствии представителя АМС Моздокского района.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению ввиду нижеследующего.
12.04.2022 Администрацией местного самоуправления Моздокского района на сайте ЭТП «ТЭК-Торг» по адресу в сети «Интернет»: https://44.tektorg.ru размещено извещение № 0110300000822000017 о проведении электронного аукциона и приложения к нему по закупке Разработка проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объект «Строительство приюта для животных без владельцев на 200 голов». НМЦК - 3 066 666,67 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.04.2022 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке 20.04.2022 09:00:00 [GMT +3 Москва] было подано 3 заявки с идентификационными номерами: 1, 2, 3.
Комиссия по осуществлению закупок рассмотрела информацию и документы и приняла решение о соответствии заявок с идентификационными номерами 1 и 3 требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а также о несоответствии заявки № 2, поскольку участником не предоставлены документы, установленные извещением об электронном аукционе, а именно: в соответствии ч. 2 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных шьтсканий с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выписка из СРО на инженерные изыскания не представлена в составе заявки.
Решением Северо-Осетинского УФ АС России от 04.05.2022 по делу № А82-05/22 признана обоснованной жалоба ООО «Владпроект-М» на действия Единой комиссии АМС Моздокского района при проведении электронного аукциона № 0110300000822000017.
Требование к участнику закупки о наличии членства в двух саморегулируемых организациях (в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования), а также обязанность представить в заявке на участие в аукционе действующую выписку из реестра членов СРО как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования, членом которых должен являться именно участник закупки, признаны не соответствующими требованиям части 6 статьи 31 и части 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).
В этой связи Комиссия Северо-Осетинского УФАС России выдало АМС Моздокского района предписание от 04.05.2022 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно предписанию Комиссии Северо-Осетинского УФАС России от 04.05.2022 № А82-05/22 АМС Моздокского района обязана отменить итоги проведенного аукциона путем отмены Протокола подведения итогов аукциона от 21.04.2022, а единая комиссия АМС Моздокского района обязана повторно рассмотреть вторые части заявок на участие в аукционе с учетом решения Северо-Осетинского УФ АС России от 04.05.2022 по делу № А82-05/22.
Предписание исполнено, протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону № 0110300000822000017 от 17.05.2022 3 заявки участников признаны соответствующими установленным требованиям, порядковый номер 1 присвоен участнику с ценовым предложением 3 051 333,34 руб. (снижение 0,5 %).
Между АМС Моздокского района и ООО «Владпроект-М» 30.05.2022 заключен муниципальный контракт № 2022-9 на разработку проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы на объект «Строительство приюта для животных без владельцев на 200 голов» с ценой контракта 3 051 333,34 руб.
Результаты электронного аукциона № 0110300000822000017 и заключенный между АМС Моздокского района и ООО «Владпроект-М» по итогам торгов муниципальный контракт от 30.05.2022 № 2022-9 являются недействительными (ничтожными) сделками по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона №44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе (часть 1 статьи 63 Федерального закона №44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона №44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Согласно статье 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1). Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (часть 6).
В соответствии со статьей 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке (часть 1). Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой (пункт 4 части 5).
Юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (пункт 1 статьи 8 ГК РФ). Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (часть 1 статьи 167 ГК РФ).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Частью 1 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу части 2 статьи 168 ГК РФ, если из закона не следует иное, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» (далее - Постановление № 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления № 25 разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ положения Закона направлены на обеспечение реализации предусмотренных этим законом целей регулирования соответствующих отношений, в том числе на развитие добросовестной конкуренции, повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, а также на обеспечение равного положения физических и юридических лиц, являющихся участниками размещения заказов.
Статьей 6 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий в отсутствие в конкретных ситуациях такой императивной обязанности может привести к ограничению количества участников закупки. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Установление в конкурсной документации необходимости членства потенциального участника в двух саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования и в области инженерных изысканий в данном конкретном случае не соответствуют целям антимонопольного законодательства и является фактором, ограничивающим конкуренцию.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии в документации по закупке требований, основанных на неправильном толковании законодательства в области градостроительной деятельности, чем нарушен пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Так частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Аналогичный подход выражен в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23.04.2019 по делу № А40-146580/2018.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (при наличии такого требования).
В силу части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
В силу части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно части 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из положений части 4 статьи 48 ГК РФ следует, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом в силу статьи 55.3 ГК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Документом, подтверждающим членство в саморегулирующей организации, является выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, форма которой установлена приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 №86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации».
Извещением о проведении Аукциона, в том числе проектом муниципального контракта, не установлен запрет на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта.
Согласно пункту 10 Технического задания исполнитель проводит инженерные изыскания в объеме, достаточном для разработки проектной документации, согласно требованиям нормативно-правовых документов.
С учетом изложенного, предметом рассматриваемой закупки являются работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация.
В требованиях к участникам Аукциона, помимо прочего, Заказчиком установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ и в соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ. Не требуется для участников аукциона, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
Кроме того, в Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе Заказчиком установлено, что заявка на участие в Аукционе в том числе должна содержать документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: - в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ и в соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования с соблюдением условий, предусмотренных частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ. Не требуется для участников аукциона, указанных в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
При этом, частью 3 статьи 43 Закона № 44-ФЗ установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, не допускается.
Исходя из приведенных норм ГрК РФ, а также положений Извещения о проведении Аукциона, требование к участнику закупки о наличии членства в двух саморегулируемых организациях (в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования), а также обязанность представить в заявке на участие в Аукционе действующую выписку из реестра членов СРО, как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования, членом которых должен являться именно участник закупки, не соответствуют требованиям Закона № 44-ФЗ.
Положения Извещения в данном случае исключают возможность претендовать на участие в конкурсе тех субъектов, которые имеют членство в СРО для выполнения проектных работ и в силу норм действующего законодательства вправе привлекать для выполнения изыскательских работ других лиц. Возможность же привлечения субподрядных организаций является формальной, в связи с чем положения Извещения ограничивают круг потенциальных претендентов на участие в конкурсе и создают преимущественные условия участия отдельных субъектов (имеющих выписку из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования).
Учитывая, что объектом закупки являются работы по разработке проектной документации. Заказчику надлежало установить требование к участнику закупки о наличии членства в СРО исключительно в области архитектурно-строительного проектирования.
Таким образом. Извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям части 6 статьи 31 и части 3 статьи 43 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг и осуществляемая на свой риск.
Пунктом 1 статьи 447 ГК РФ установлено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если кто-либо необоснованно был допущен или отстранен от участия в торгах, допущены иные нарушения правил, установленных законом.
По правилам статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой.
Выбор способа защиты нарушенного права, согласно статье 12 ГК РФ осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В силу статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации и применении последствий и недействительности, а также с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в том числе заказчиками, поставщиками (подрядчиками, исполнителями), субподрядчиками, соисполнителями, участвующими в обеспечении государственных и муниципальных нужд, не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящей части, и о применении последствий недействительности таких сделок.
Права муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания нарушены, поскольку большее количество участников аукциона привело бы к возможности заключения муниципального контракта по более низкой цене, что привело бы к экономии средств муниципального бюджета.
При этом допущенные организатором торгов нарушения при определении условий аукциона повлекло искусственное сокращение числа потенциальных участников аукциона без наличия оснований, предусмотренных действующим законодательством.
В данном случае органом, действующим в интересах муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания (публично - правового образования) является АМС Моздокского района РСО - Алания согласно статье 31 Устава муниципального образования Моздокский район РСО-Алания, принятого Решением Собрания представителей Моздокского района от 09.07.2019 № 162.
Муниципальный контракт также нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, ограничено право субъектов предпринимательства (круг которых определить невозможно), не являющихся членами СРО в области инженерных изысканий, на участие в электронном аукционе и соответственно заключения с кем-либо из них муниципального контракта.
Как разъяснено в пункте 10 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной лицами, названными в 13 абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования.
Из искового заявления следует, что в рамках настоящего дела было заявлено два неимущественных требования (о признании недействительным протокола, о признании недействительным договора).
В пункте 24 постановления от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации были даны следующие разъяснения. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Размер госпошлины по исковому заявлению составляет 6 000 рублей.
Истец при обращении в суд госпошлину не уплачивал, поскольку в силу статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
При таких обстоятельствах с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать 6 000 рублей госпошлины.
С учетом того, что АМС Моздокского района РСО-Алания в силу статьи 333.37. Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты госпошлины, расходы по ее оплате возлагаются на ООО «Владпроект-М».
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным (ничтожным) результаты электронного аукциона от 17.05.2022 № 0110300000822000017 и заключенный между Администрацией местного самоуправления Моздокского района и Обществом с ограниченной ответственностью «Владпроект-М» по итогам торгов муниципальный контракт от 30.05.2022 № 2022-9.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Владпроект-М» в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по дела в законную силу через суд, вынесший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru/ или Арбитражного суда Северо-Кавказского округа http://www.assko.arbitr.ru/.
Судья Баскаева Т.С.