ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-3830/19 от 23.07.2020 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания

362040,  г. Владикавказ, пл. Свободы, 5, тел. 53-61-53, факс: 53-28-44.

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru              

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ                                                                                              Дело №А61-3830/19

23 июля 2020 года                                                                                        

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Бекоевой С.Х.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Опытная станция «Ольгинское»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания (ОГРН <***> ИНН <***>), третьи лица: 1) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Правобережному району Республики Северная Осетия – Алания (ИНН <***> ОГРН <***>), 2) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Северная Осетия – Алания (ОГРН <***> ИНН <***>), 3) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <...>) Управление Федеральной службы судебных приставов по РСО–Алания - Отдел судебных приставов по Правобережному району в лице ФИО1 о признании незаконными решения №012F07190000169 от 14.06.2019 и обязании устранить допущенные нарушения,

при участии: от заявителя – ФИО2, по доверенности,

от ответчика – ФИО3 по доверенности, ФИО4 по доверенности,

От ГУ УПФР России по Правобережному району – ФИО5 по доверенности,

От МРИ ФНС № 3 по РСО-Алания – ФИО6 по доверенности,

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем публичного размещения сведений в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания и на сайте Верховного Суда Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

  установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Опытная станция «Ольгинское» (далее – Учреждение) обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания, третьи лица: 1) Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда по Правобережному району Республики Северная Осетия – Алания (ИНН <***> ОГРН <***>), 2) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Северная Осетия – Алания,  3) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <...>) Управление Федеральной службы судебных приставов по РСО–Алания - Отдел судебных приставов по Правобережному району в лице ФИО1 с заявлением, в котором просит (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ):

1. Признать незаконным решение № 012F07190000169 от 14.06.2019 об отказе в возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и штрафов в размере 108 491,41руб.

2.         Обязать ГУ –ОПФР по РСО-Алания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Опытная Станция «Ольгинское» путем возврата из бюджета страховых взносов и пеней в общей сумме 108 491,41руб. в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу

3.         Признать безнадежной ко взысканию задолженность по штрафам за периоды с 2012 года по 2016г. на сумму 393 597,39руб.

4.         Взыскать с ГУ – ОПФР по РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФГБУ ОС «Ольгинское» (ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000руб.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Заявление и уточнения к нему обоснованы следующим.

Заявитель является учреждением научного обслуживания, а также полным правопреемником ФГУП «Ольгинское» (ОГРН <***>   ИНН <***>), что следует из Устава Учреждения.  Реорганизация ФГУП «Ольгинское» в Федеральное государственное бюджетное учреждение «ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ «ОЛЬГИНСКОЕ» была зарегистрирована в установленном порядке 03.07.2019г.

17 мая 2019г. правопредшественник заявителя (ФГУП «Ольгинское») обратилось к Государственному Учреждению - Управлению ПФР РФ по Правобережному району РСО-Алания с заявлением о возврате излишне взысканных сумм по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения, пеней и штрафов в Федеральный фон обязательного медицинского страхования и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в ПФ РФ. Согласно данному заявлению правопредшественник Учреждения просил осуществить возврат следующих сумм: страховые взносы в размере 95 615,75руб., из которых 90 216,99руб. это взносы на страховую пенсию, 5 398,76руб. – взносы на накопительную пенсию, 831,22руб. – взносы на обязательное мед.страхование, а так же пени в размере 12 044,44руб. В общей сумме размер излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и штрафов за периоды, истекшие до 01.01.2017г., составил 108 491,41руб. В качестве доказательства наличия переплаты по страховым взносам заявитель представил Справку о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам №1676966 от 25.07.2019г. При этом, указанные выше суммы являются результатом безакцептного списания по инкассовым поручениям.

Уведомлением № 169 от 18.06.2019г. пенсионный орган уведомил правопредшественника заявителя об отказе в удовлетворении заявления о возврате вышеперечисленных сумм, сославшись на Решение № 012F07190000169 от 14.06.2019г. В части обоснования отказа пенсионный орган ссылается ч.1 ст.46 ФЗ №212-фз от 24.07.2009г. и указывает на наличие задолженности у заявителя по штрафам в размере 393 597,39руб.

По мнению заявителя оспариваемое Решение № 012F07190000169 от 14.06.2019г. является незаконным, поскольку у правопредшественника заявителя (ФГУП «Ольгинское») отсутствовала данная задолженность, иначе она бы отражалась в справке о состоянии расчетов, напротив, в вышеописанной справке у предприятия имеется переплата. Более того, согласно выпискам из лицевого счета №<***>, 9221 и 9226 от 07.05.2019г. в разделе недоимки по штрафам так же указана переплата.

По данным заинтересованного лица и третьего лица (ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РСО-Алания и ГУ - Управление ПФР РФ по Правобережному району РСО-Алания) у правопредшественника учреждения (ФГУП «Ольгинское») имелась задолженность по штрафам за периоды с 2012 года по 2016г. на сумму 393 597,39руб., из которой в отношении задолженности за 5 периодов, а именно:

-           «9 месяцев 2015» - 151 807,12 рублей;

-           «год 2015» - 47 849,87 рублей;

-           «1 квартал 2016» - 52 474,95 рублей;

-           «полугодие 2016» - 27 760,69 рублей;

-           «9 месяцев 2016» - 6909,76 рублей

заинтересованным лицом не соблюдена процедура принудительного взыскания с организаций недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов урегулированная статьями 19, 20, 22 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего в соответствующий период. Заявитель аргументирует свою позицию тем, что в отношении вышеуказанных задолженностей в нарушение части 3 статьи 20 действовавшего в период с 2009 года по 2016 год Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 отсутствуют Постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов.

В тоже время заявитель указал, что в отношении задолженности за период:

 -  «2012 год» задолженность в размере 70 055,15 рублей были соблюдены процедуры, предусмотренные статьями 19, 20, 22 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в частности в деле имеется Постановление №01200590001146 от 12.05.2015г. (том 1 лист дела 140) на сумму штрафа 70 055,15руб.

-  «полугодие 2013» задолженность в размере 36 739,85 рублей были соблюдены процедуры, предусмотренные статьями 19, 20, 22 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, в частности, в деле имеется Постановление №01200590007599 от 10.11.2014г. (том 1 лист дела 125) на сумму 36 739,85руб.

Однако, по мнению заявителя, заинтересованное лицо утратило возможность взыскания задолженности за период «2012 год» в размере 70 055,15 и за период «полугодие 2013» в размере 36 739,85 рублей, в связи с тем, что согласно Постановлению УФССП по РСО-Алания от 19.06.2018г. производство по Постановлению №01200590001146 от 12.05.2015г. окончено исполнением в полном размере, а именно, в размере 339 878,64руб.; в соответствии с Постановлением УФССП по РСО-Алания от 19.06.2018г. производство по Постановлению №01200590007599 от 10.11.2014г. так же окончено в полном объеме, а именно, в размере 302 248,54руб. Данные Постановления УФССП по РСО-Алания не были оспорены кем-либо.

Кроме того, заявитель считает, что ответчик пропустил сроки принудительного взыскания задолженности по штрафам за периоды с 2012 года по 2016г. на общую сумму 393 597,39руб. в связи со следующим.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действовавшему в период образования вышеуказанной задолженности, установлен следующий порядок взыскания страховых взносов отделением ПФР:

в случае неуплаты страховых взносов в установленный срок, отделение ПФР направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Сделать это необходимо в общем случае в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки (п. 3 ст. 19, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

в течение 10 календарных дней со дня получения требования (если в нем не указан более длительный период) страхователь должен исполнить требование (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

2 месяца после окончания срока уплаты, указанного в требовании, дается ПФР, чтобы постараться взыскать денежные средства со счетов страхователя в досудебном порядке на основании решения о взыскании (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов отделение ПФР может обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов (п. 5.5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). При этом заявитель обратил внимание на то, что каких-либо судебных актов в отношении заявляемого долга ответчики не представили.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала доводы заявления и уточнения к нему.

ГУ ОПФ РФ по РСО-Алания и его представители в судебном заседании заявленные требования не признали по следующим основаниям:

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий то администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы с 1 января 2017 года налоговым органам.

Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

ФГБУ «Опытная станция «Ольгинское» является правопреемником Федерального государственного унитарного предприятия «Ольгинское» (ИНН 15П004448, ОГРН <***>, рег.№012-005-000118), которое прекратило свою деятельность 03.06.2019 путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу.

Заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (на общую сумму 108491,41 руб.), подано плательщиком ФГУП «Ольгинское» 17.05.2019 в ГУ - Управление ПФР по Правобережному району РСО-Алания.

По результатам рассмотрения заявления выявлено следующее. У плательщика имеется переплата в размере, указанном в заявлении о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

Однако, за плательщиком также значится задолженность по штрафам в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на общую сумму 393 597,39 рублей за отчетные периоды 2012-2016 гг., в том числе:

-           «год 2012» - 70 055,15 рублей;                  

-           «полугодие 2013» - 36 739,85 рублей;                 

-           «9 месяцев 2015» - 151 807,12 рублей;

-           «год 2015» - 47 849,87 рублей;

-           «1 квартал 2016» - 52 474,95 рублей;

-           «полугодие 2016» - 27 760,69 рублей;

-           «9 месяцев 2016» - 6909,76 рублей.

Отчетность за периоды 2015-2016 представлена плательщиком в ноябре 2016, т.е. с нарушением установленного статьей 15 Федерального закона № 212-ФЗ срока представления отчетности.

Решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности вступили в силу в январе 2017 года.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона №250-ФЗ сведения о суммах страховых взносов, пеней и штрафов доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятии, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), подлежат передаче в налоговые органы.

Также в соответствии с подпунктом 14 пункта 5 Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016г. №ММВ-23-1/12@/3И предусмотрена передача отделениями ПФР в управлении ФНС России информации из решений (выписок  из решений) по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) проверок за период до 01.01.2017г., по которым не направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам,  в течении 5 рабочих дней с даты вступления решения в силу.

Однако управление ФНС по РСО ссылаясь на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 » №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», которым утвержден перечень главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской федерации с закрепленными за ними кодами бюджетной классификации (КБК), в том числе используемыми для учета страховых взносов, возвращают без исполнения Пенсионному фонду Решения о привлечении к ответственности, так как на налоговые органы не возложено администрирование денежных взысканий (штрафов), перечисленных по результатам рассмотрения материалов выездных (камеральных) проверок за периоды до 01.01.2017 (КБК 39211620010066000140, 39211620050016000140, 39311620020076000140), начисленных в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ, который в настоящее время утратил силу (письмо ФНС от 27.03.2017 № ЗН-4-22/5582@ «Об администрировании штрафов»).

Эта позиция также изложена в письме ФНС от 23.03.2017 № ЗН-4- 22/5337@ «Об администрировании штрафов», в котором, в том числе, указывается на то, что решения о доначислении денежных взысканий (штрафов) по вышеуказанным КБК с целью проведения мероприятий по их принудительному взысканию не подлежат отражению в информационных Ресурсах налоговых органов. Это объясняет отсутствие информации о размере задолженности по штрафам по КБК 39211620010066000140 в Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Территориальными органами ПФР ведется учет возвращённых налоговыми органами без исполнения Решений о привлечении к ответственности (письмо ПФР от 10.04.2017г. №НП-30-26/4929 «О направлении рекомендаций»)

В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) период, истекшие до 01.01.2017г., принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

 ГУ УПФ РФ по Правобережному району РСО-Алания заявленные требования не признало по следующим основаниям. ФГБУ ОС «Ольгинское» (регистрационный номер 012-005-000118) 17.05.2019 года в адрес Управления направлено заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Согласно порядку работы государственных учреждений ГУ-ОПФР и ГУ-УПФР по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование заявление 30.05.2019г было направлено в Отделение для рассмотрения.

Но основании части 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» по заявлению Отделением ПФР было принято Решение № 012F07190000169 от 14.06.2019г. об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере 108 491,41 в размере 393 597,39 на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за несвоевременное представление плательщиком расчетов по указанным и уплаченным страховым взносам.

Вышеуказанная задолженность по штрафам образовалась за несвоевременное представление плательщиком расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за периоды: год 2012, 1 квартал 2013, 2 квартал 2013, 3 квартал 2013, 3 квартал 2015г., 4 квартал 2015, 1-3 квартал 2016г. В адрес плательщика страховых взносов за период с 2012-2013г.г. были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, решения о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, а также постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.

В связи с принятии Федерального закона от 03.07.2016г. №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»  решения о привлечении к ответственности за период 2015-2016 годы подлежат передаче в органы ФНС России.

Согласно Порядку работы комиссии Государственного учреждения - (Отделения ПФР по Республике Северная Осетия - Алания и подведомственных ему территориальных органов по рассмотрению вопросов, связанных с принятием решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г. в адрес страхователя 27.06.2019г. направлено уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств.

Представитель третьего лица поддержал указанные доводы.

Управление Федеральной службы судебных приставов по РСО – Алания - Отдел судебных приставов по Правобережному району в лице ФИО1 не возражало против удовлетворения заявления, сославшись на следующее.

 Постановление об окончании исполнительного производства от 19.06.2018г., возбужденного на основании Акта ГУ УПФР №01200590007599 от 10.11.2014г., которым УФССП по РСО –Алания - Отдел судебных приставов по Правобережному району окончено исполнительное производство №52077/15/15012-ИП

Постановление об окончании исполнительного производства от 19.06.2018г., возбужденного на основании Акта ГУ УПФР №01200590001147 от 12.03.2015г., которым УФССП по РСО –Алания - Отдел судебных приставов по Правобережному району окончено исполнительное производство №55985/15/15012-ИП

Постановление об окончании исполнительного производства от 19.05.2018г., возбужденного на основании Акта ГУ УПФР №01200590001146 от 12.03.2015г., которым УФССП по РСО –Алания - Отдел судебных приставов по Правобережному району окончено исполнительное производство №52986/15/15012-ИП.

В 2018 году, приступив к исполнению имеющихся в производстве отдела судебных приставов по Правобережному району РСО-Алания исполнительных документов в отношении правопредшественника заявителя, судебный пристав обратился в МРИ ФНС по г.Владикавказу с заявлениями об уточнении суммы задолженности предприятия. Налоговый орган уточнил суммы задолженности ФГУП «Ольгинское», направив в адрес Отдела судебных приставов по Правобережному району РСО-Алания соответствующие документы об уточнении суммы взыскания, данные документы были представлены суду на обозрение.

Судебный пристав ФИО1 пояснил, что исполнительные производства о взыскании с заявителя задолженности по страховым взносам были окончены в связи с погашением задолженности, указанной в уведомлениях об остатках долга и расшифровках задолженности, поступивших в адрес судебных приставов от МРИ ФНС по г.Владикавказу. Также пояснил, что  исходя из того, что налоговый орган не сообщил Отделу судебных приставов по Правобережному району РСО-Алания сведения о том, что уменьшение сумм взыскания связано с тем, что администрирование штрафов ПФР не входило в соответствующий период в обязанности налогового органа, судебный пристав ФИО1 окончил исполнительные производства, направив в рамках соглашения об электронном документообороте постановления об окончании исполнительных производств в адрес МРИ ФНС по г. Владикавказу.

Третье  лицо- МРИ ФНС №3 по РСО-Алания в отзыве на заявление от 21.07.2020 указало, что по состоянию на 01.01.2017 у ФГУП «Ольгинское» имелась переплата по страховым взносам на страховую часть пенсии- 90 216, 99 руб, по страховым взносам на накопительную часть страховой пенсии – налог – 5 398,76 руб., пени – 12 044,44 руб.; по страховым взносам В ФФОМС – 12 044,44 руб.. Поскольку указанные переплаты образовались по состоянию на 01.01.2017, их возврат осуществляется на основании решений Пенсионного фонда РФ; налоговые органы не наделены полномочиями по возврату указанных переплат.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы отзыва.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 17 мая 2019г. заявитель обратился к Государственному Учреждению - Управлению ПФР РФ по Правобережному району РСО-Алания с заявлением о возврате излишне взысканных сумм по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, работающего населения, пеней и штрафов в Федеральный фон обязательного медицинского страхования и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в ПФ РФ в размере 108 491,41руб., из которых,  90 216,99руб. - это взносы на страховую пенсию, 5 398,76руб. – взносы на накопительную пенсию, 831,22руб. – взносы на обязательное медицинское страхование, а так же пени в размере 12 044,44руб. О наличии переплаты по страховым взносам заявитель узнал из Справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам № 1676966 от 25.07.2019г. Уведомлением № 169 от 18.06.2019г. ГУ УПФ РФ по Правобережному району РСО-Алания уведомило заявителя об отказе в удовлетворении заявления о возврате вышеперечисленных сумм, сославшись на Решение № 012F07190000169 от 14.06.2019г. Оспариваемое Решение № 012F07190000169 от 14.06.2019г.  в части обоснования отказа обосновано ч.1 ст.46 ФЗ №212-фз от 24.07.2009г. и мотивировано ссылкой на наличие задолженности у заявителя по штрафам в размере 393 597,39руб. Указанные суммы образовались за следующие периоды:

-           «год 2012» - 70 055,15 рублей;                  

-           «полугодие 2013» - 36 739,85 рублей;                 

-           «9 месяцев 2015» - 151 807,12 рублей;

-           «год 2015» - 47 849,87 рублей;

-           «1 квартал 2016» - 52 474,95 рублей;

-           «полугодие 2016» - 27 760,69 рублей;

-           «9 месяцев 2016» - 6909,76 рублей.

В материалах дела имеются Постановление № 01200590001146 от 12.05.2015г. (том 1 лист дела 140) о взыскании задолженности за «2012 год» в размере 70 055,15 и Постановление № 01200590007599 от 10.11.2014г. (том 1 лист дела 125) о взыскании задолженности за «полугодие 2013» в размере 36 739,85 рублей. В отношении оставшихся пяти периодов (за «9 месяцев 2015» задолженность в размере 151 807,12 рублей; за « 2015 год» задолженность в размере 47 849,87 рублей; за «1 квартал 2016» задолженность в размере 52 474,95 рублей; за «полугодие 2016» задолженность в размере 27 760,69 рублей; за «9 месяцев 2016» задолженность в размере 6909,76 рублей) постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов не представлены ГУ-ОПФР РСО-Алания и ГУ –УПФР по Правобережному району РСО-Алания.

В силу пунктов 1, 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) указанный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с части 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. В силу части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Закона. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - 4 организации или индивидуального предпринимателя в банках (часть 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ). Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ). Пунктом 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ установлено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона N 212-ФЗ. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В силу части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона. Принудительное взыскание производится только после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, а также после установления факта отсутствия денежных средств на расчетных счетах или их недостаточности. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

 В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм 5 страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Органом, в компетенцию которого входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, является налоговый орган по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней и штрафов в связи с истечением срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе, в мотивировочной части акта. Такой судебный акт после вступления его в законную силу является основанием для исключения налоговым органом соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, на основе данных которого производится сверка расчетов с бюджетом. Инициировать судебное разбирательство, о котором упоминается в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке главы 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Соответствующая правовая позиция содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 15.01.2013 № 10534/12. В соответствии с частью 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога и соответствующих сумм пени должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пени). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. С учетом изменений, внесенных в редакцию статьи 46 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Соответствующая правовая позиция содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.07.2003 №2100/03

Согласно статье 22 Закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, обязан направить страхователю требование об уплате недоимки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

Согласно статье 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Закона.

В силу статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

В соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов в течение шести дней после вынесения указанного решения.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 Закона. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона N 212-ФЗ положения названной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Из указанных норм следует, что при отсутствии любого из вышеуказанных условий решение о взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества плательщика страховых взносов не может быть признано принятым с соблюдением установленного законом порядка.

С 01.01.2017 обязанности по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам были переданы налоговым органам в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).

Таким образом, после 01.01.2017 орган ПФР уже не имел право выставлять в адрес Учреждения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на спорную сумму, а также производить дальнейшие действия по взысканию спорной суммы.

Согласно ст. 19 Закона № 250-ФЗ в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.

Кроме того, Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" была создана и новая редакция статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ст.6, вступила в силу 29.01.2018 г.)

Согласно части 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 250-ФЗ сведения о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятии, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), подлежат передаче в налоговые органы.

Подпунктом 14 пункта 5 Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016г. №ММВ-23-1/12@/3И предусмотрена передача отделениями ПФР в управлении ФНС России информации из решений (выписок  из решений) по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) проверок за период до 01.01.2017г., по которым не направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам,  в течение 5 рабочих дней с даты вступления решения в силу.

Указанная обязанность по передаче ГУ – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания в Управление ФНС России по РСО-Алания сведений о суммах сальдо по страховым взносам Учреждения исполнена в установленный законом срок.

УФНС России по РСО-Алания со ссылкой на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» возвратило без исполнения решение о привлечении Учреждения к ответственности, обосновав это тем, что данным Приказом утвержден перечень главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской федерации с закрепленными за ними кодами бюджетной классификации (КБК), в том числе используемыми для учета страховых взносов, возвращают без исполнения Пенсионному фонду Решения о привлечении к ответственности, так как на налоговые органы не возложено администрирование денежных взысканий (штрафов), перечисленных по результатам рассмотрения материалов выездных (камеральных) проверок за периоды до 01.01.2017 (КБК 39211620010066000140, 39211620050016000140, 39311620020076000140), начисленных в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ, который в настоящее время утратил силу (письмо ФНС от 27.03.2017 № ЗН-4-22/5582@ «Об администрировании штрафов»). Эта позиция также изложена в письме ФНС России от 23.03.2017 № ЗН-4- 22/5337@ «Об администрировании штрафов», в котором, в том числе, указывается на то, что решения о доначислении денежных взысканий (штрафов) по вышеуказанным КБК с целью проведения мероприятий по их принудительному взысканию не подлежат отражению в информационных Ресурсах налоговых органов. Это объясняет отсутствие информации о размере задолженности по штрафам по КБК 39211620010066000140 в Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Факт наличия у Учреждения переплаты в сумме 108 491,41 руб. ответчиком не оспаривается и подтвержден материалами дела.

Согласно части 3 статьи 4 Закона N 243-ФЗ в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Суд считает обоснованными доводы заявителя о том, что в отношении задолженности за 5 периодов, а именно:

-           «9 месяцев 2015» - 151 807,12 рублей;

-           «год 2015» - 47 849,87 рублей;

-           «1 квартал 2016» - 52 474,95 рублей;

-           «полугодие 2016» - 27 760,69 рублей;

-           «9 месяцев 2016» - 6909,76 рублей заинтересованным лицом не соблюдена процедура принудительного взыскания с организации недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, урегулированная действующими в соответствующий период статьями 19, 20, 22 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Суд также считает обоснованными доводы заявителя о том, что заинтересованное лицо утратило возможность взыскания задолженности за период «2012 год» в размере 70 055,15руб. и за период «полугодие 2013» в размере 36 739,85 рублей.

Постановлением УФССП по РСО-Алания от 19.06.2018г. производство по Постановлению №01200590001146 от 12.05.2015г. окончено исполнением в полном размере, а именно, в размере 339 878,64руб.; в соответствии с Постановлением УФССП по РСО-Алания от 19.06.2018г. производство по Постановлению №01200590007599 от 10.11.2014г. так же окончено в полном объеме, а именно, в размере 302 248,54руб. Данные Постановления УФССП по РСО-Алания действительно не были оспорены никем.

Довод Учреждения о пропуске сроков принудительного взыскания задолженности по штрафам за периоды с 2012 года по 2016г. на общую сумму 393 597,39руб. также является обоснованным, в связи с тем, что согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действовавшему в период образования вышеуказанной задолженности, установлен определенный порядок взыскания страховых взносов, не соблюденный отделением ПФР:

в случае неуплаты страховых взносов в установленный срок, отделение ПФР направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Сделать это необходимо в общем случае в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки (п. 3 ст. 19, п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

в течение 10 календарных дней со дня получения требования (если в нем не указан более длительный период) страхователь должен исполнить требование (п. 5 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

2 месяца после окончания срока уплаты, указанного в требовании, дается ПФР, чтобы постараться взыскать денежные средства со счетов страхователя в досудебном порядке на основании решения о взыскании (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ);

не позднее 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов отделение ПФР может обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов (п. 5.5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Как установлено судом, в судебном порядке оспариваемая задолженность Учреждения отделением ПФР не взыскивалась.

Данные обстоятельства, подтверждают, что предусмотренные налоговым законодательством сроки принятия мер по принудительному взысканию указанной спорной задолженности пенсионным фондом не соблюдены. Доказательства по администрированию спорной задолженности налоговым органом не представлены и в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пеням в общей сумме 393 597,39 руб.

Суд, руководствуясь статьями 45, 46, 47, 70 НК РФ, приходит к выводу, что сроки для взыскания спорной задолженности в указанной сумме истекли, и инспекцией утрачена возможность их взыскания в бесспорном или судебном порядке.

Отражение на лицевых счетах Учреждения спорной задолженности нарушает права заявителя.

Статьей 26 Закона N 212-ФЗ установлен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов. В частности, указанной статьей установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено этой статьей (часть 2). Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 11). Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13). Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась (часть 14).

В силу статьи 21 Федерального закона от 30.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и письма Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 решения о возврате излишне уплаченных платежей принимаются на уровне отделений Фонда.

Оспоренным решением отделения заявителю отказано в возврате оспариваемой суммы  108 491,41 руб. как излишне уплаченной, со ссылкой на то, что у Учреждения имеется задолженность по штрафам (КБК 39211620010066000140) в размере 393 597,39 рублей.

Поскольку оспариваемым решением неправомерно ограничено право заявителя на возврат излишне уплаченных обязательных платежей, следует признать также подтвержденным нарушение оспоренным решением прав и законных интересов Учреждения в сфере экономической деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования о признании решения отделения недействительным подлежат удовлетворению.

Учитывая, что решения о возврате излишне уплаченных платежей принимаются на уровне отделений Фонда, а также принимая во внимание фактическое неосуществление возврата излишне уплаченных (взысканных) Учреждением страховых взносов и пеней в срок, установленный частью 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ, суд в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) считает, что следует  принять решение о возврате Учреждению оспариваемых платежей в размере 108 491,41 руб.

Ввиду вышеизложенного суд считает обоснованными требования заявителя и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., понесенные заявителем при подаче иска в суд, подлежат отнесения на ответчика.

Из материалов дела следует, что постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.03.2019 № 143п ГУ УПФР по Правобережному району,  ГУ УПФР по Алагирскому району и ГУ УПФР по Ирафскому району реорганизованы в форме присоединения третьего и второго учреждения к первому; ГУ УПФР по Правобережному району переименовано в Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в РСО-Алания № 1, о чем в ЕГРЮЛ 01.10.2019 внесена запись за ОГРН <***>.

С учетом изложенного в порядке статьи 48 АПК РФ третье лицо - ГУ УПФР по Правобережному району следует заменить его правопреемником - Государственным учреждением – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в РСО-Алания № 1.

Руководствуясь статьями  48, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заменить третье лицо - ГУ УПФР по Правобережному району его правопреемником - Государственным учреждением – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в РСО-Алания № 1.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания (ОГРН <***>, ИНН <***>)  № 012F07190000169 от 14.06.2019г. об отказе в возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и штрафов в размере 108 491,41 руб.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о возврате Федеральному государственному бюджетному учреждению «Опытная станция «Ольгинское»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченные страховые взносы в сумме 108 491 руб. 41 коп.

Признать безнадежной к взысканию задолженность Федерального государственного бюджетного учреждения «Опытная станция «Ольгинское»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) по штрафам за период с 2012 года по 2016г. в сумме 393 597,39руб.

Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РСО-Алания (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Опытная станция «Ольгинское»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате госпошлины в бюджет Российской Федерации в сумме 3 000 руб. 

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд РСО-Алания в течение месяца с момента принятия решения. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

Судья                                                                        С.ФИО7