Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения оглашена 09 декабря 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 декабря 2019 года
г. Владикавказ Дело № А61- 3976/2019
10 декабря 2019 года
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе судьи Коптевой М.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гизоевой И.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***> ИНН <***>) от 29.07.2019 №279/313-рп-1 о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.09.2019;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019;
установил: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее – ПАО «МРСК СК», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – админорган, Ростехнадзор) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 29.07.2019 №279/313-рп-1 о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что причины совершения административного правонарушения, вызваны отсутствием финансирования. Также заявитель указывает, что значительная часть выявленных нарушений устранена в ходе проведения проверки, ввиду чего, Ростехнадзору следовало освободить Общество от административной ответственности и о ограничиться устным замечанием.
Определением суда от 05.09.2019 заявление ПАО «МРСК СК» принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
21.10.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства и назначил предварительное судебное заседание.
В заседании суда представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просил применить малозначительность.
Представитель Ростехнадзора в удовлетворении требований просил отказать по мотивам, указным в ранее представленном отзыве от 27.09.2019 №2028-з/10.4 (том 3 л.д.1-4), пояснив, что основания для признания правонарушения малозначительным и освобождении Общества от административной ответственности, отсутствуют, исходя из характера нарушений, так как речь идет об обеспечении безопасности в области энергетики.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителей сторон, суд считает требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
На основании распоряжения от 24.05.2019 №279-рп в период с 24.06.2019 по 19.07.2019 Кавказским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая выездная проверка ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» задачей, которой являлось, установление факта исполнения (неисполнения) требований законодательства в установленной сфере деятельности (дата получения 24.05.2019 вх.№8152).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, которые отражены в акте проверки от 19.07.2019 №279/313-рп (том 3 л.д.24-52) и выдано предписание об устранении выявленных1993 нарушений со сроком исполнения до 30.09.2019 (том 3 л.д.53-156).
25.07.2019 в присутствии представителя Общества действующего по доверенности от 21.06.2019 №80 составлен протокол №279/313-рп-1 об административном правонарушении, в котором действия и бездействия проверяемого лица квалифицированы по статье 9.11 КоАП РФ.
29.07.2019 административным органом вынесено постановление №279/313-рп-1, которым ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. и в этот же день вручено представителю под подпись (том 3 л.д. 191-211).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, с нарушение положений соответствующих Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного энергетического надзора, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 3 статьи 29.1 Закона N 35-ФЗ).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре" установлено, что государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности и деятельности органов государственного надзора по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.
Согласно Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей).
В силу указанного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор: за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии требований к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (пункт 5.3.1.6); за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 5.3.1.17); за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок (пункт 5.3.1.19).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение следующих норм:
- ПТЭЭСС - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждены приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 20.06.2003 № 4799;
- ППБ ЭП - Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий (РД 153-34.0-03.301-00);
- ПОТЭЭ - Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 № 328н;
- ПРП - Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утверждены приказом Минтопэнерго РФ от 19 февраля 2000 г. № 49;
- ИПиИСЗ - Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. № 261;
- «РД 34.45-51.300-97. Объем и Нормы испытаний электрооборудования» утвержден РАО «ЕЭС России» от 08.05.1997;
- ПП РФ № 861 - Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (ред. от 22.06.2019) «Об утверждении Правил дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
- ППБ ЭП - Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий утверждены РАО «ЕЭС России» 22.04.1997г.;
- ПУЭ - Правила устройства электроустановок;
- РД 34.20.504-94 - Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ, утверждена Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС» России от 19.09.1994г.;
- СТО 34.01-34-001-2014 - Порядок расследования и учета пожаров в электросетевом комплексе ОАО «Россети»;
- РД 153-34.3-35.613-00 (СО 34.35.613-00) «Правила технического обслуживания устройств релейной защиты и электроавтоматики электрических сетей 0,4-35 кВ»;
- Распоряжение филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» «Севкавказэнерго» от 04.05.2016 № 37р «О порядке внесения изменений в действующую техническую документацию»;
- РД 34.10.172 - Нормы аварийного страхового запаса основных материалов, запасных частей и изделий для воздушных линий электропередачи 0,38 - 20кВ, утверждено Минэнерго СССР, 04.03.1986;
- РД 34.10.178-88 - Нормы резерва материально-технических ресурсов и оборудования для закрытых трансформаторных подстанций 6-20/0,38 кВ и распределительных пунктов 6-20 кВ, утверждено Министерством энергетики и электрификации СССР 18.02.1988 г.;
- РД 34.10.181 - Инструкция по визуальному и измерительному контролю, утверждено заместителем министра топлива и энергетики Российской Федерации 15.08.1996г.;
- РД 34.10.393-88 - Нормы аварийного запаса материалов и оборудования для восстановления воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ, утверждено Министерством энергетики и электрификации СССР 28.12.88 г.;
- РД 153-34.3-20.662-98 - Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами, утверждено Департаментом электрических сетей РАО "ЕЭС России" 19.05.1998 г.;
- РД 34.46.501 - Инструкция по эксплуатации трансформаторов, утверждена Минэнерго СССР 08.12.1976г.;
- Инструкция по расчистке трасс ВЛ 0,4-10 кВ, электрические сети служба распределительных сетей;
- ПП РФ № 160 - Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Как указано в предписании от 19.07.2019 №279/313-рп, заявителем выявлено 1 993 нарушений в области энергетики.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) предусматривается, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Как видно из материалов в дела, обществом на момент проведения проверки не были представлены документы, подтверждающие исполнение выявленных административным органом нарушений, соблюдение требований норм и Правил, касающиеся обеспечения безопасности в области энергетики.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.
При определении наказания штраф обществу назначен исходя из минимального предела санкции статьи предусмотренной статьей 9.11 КоАП РФ.
Суд установил, и это следует из материалов дела, что оспариваемое постановление выдано в пределах полномочий административного органа, процедура привлечения Общества к административной ответственности, установленная статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела, административным органом соблюдена, права Общества, установленные статьей 25.1 КоАП РФ, обеспечены и не нарушены.
Довод заявителя о малозначительности допущенных им правонарушений по своему характеру, роли правонарушения, размеру вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющим существенной опасности охраняемым общественным отношениям, об устранении большинства нарушений, освобождении общества от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 11.11.2008) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих гражданско-правовых обязанностей, отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***> ИНН <***>) отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья М.Б. Коптева