Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания
362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5
E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владикавказ
03 марта 2014 года
Дело №А61- 4252/13
Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2014г.
Полный текст решения изготовлен 03.03.2014г.
Арбитражный суд в лице судьи Сидаковой З.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем БурнацевойО.Э., рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Командира войсковой части 5592 ВВ МВД России , войсковой части 5592 ВВ МВД России к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания (ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене абзаца 2 (в полном объеме) и абзаца 3 (в части нецелевого использования бюджетных средств на сумму 284 589 рублей 50 копеек) представления ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания № 59 от 25.10.2013г.
С участием представителей сторон:
От войсковой части 5592 ВВ МВД России ФИО1- по доверенности
От командира войсковой части 5592 ВВ МВД России ФИО1- по доверенности, ФИО2- по доверенности
От Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания – ФИО3, ФИО4 – по доверенности
Суд установил: Командир войсковая часть 5592 ВВ МВД России ФИО5 , войсковая часть 5592 ВВ МВД России обратились в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания о признании незаконным и отмене абзаца 2 (в полном объеме) и абзаца 3 представления от 25.10.2013г. (в части нецелевого использования бюджетных средств на сумму 284 589 рублей 5 за счет средств, предназначенных по одним кодам бюджетной классификации расходов, произвел расходы по другим кодам бюджетной классификации расходов, 0 копеек) Представления ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания № 59 от 25.10.2013г.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования в полном объеме, пояснив, что за счет средств, предназначенных к расходованию по одним кодам бюджетной классификации расходов, произведены расходы по другим кодам бюджетной классификации расходов. Однако в дальнейшем денежные средства были восполнены, лимит расходов не превышен, в связи с чем «временное заимствование» не является нарушением бюджетного законодательства.
Представления ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания требования не признали, пояснив, что «временные заимствования» не предусмотрены бюджетным законодательством и являются нарушением бюджетной дисциплины.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 28. Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции на дату совершения нарушения, (далее БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.
Согласно статье 38 БК РФ определяющей принцип адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Статьей 6 БК РФ определено, что бюджетная смета — это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Согласно Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н составлением сметы в целях является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (далее - лимиты бюджетных обязательств), а показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления.
Таким образом, распределение расходования средств бюджета осуществляется на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета, согласно кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, что определяет целевой характер использования средств бюджета.
В соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденных приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н (далее Порядок) для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета, администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета представляют в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства по месту их обслуживания заявку на кассовый, заявку на получение наличных денег (код по КФД 0531802) (далее Заявка), заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка, Заявка проверяется на наличие в ней ряда реквизитов и показателей, в том числе, кодов классификации расходов бюджетов по которым необходимо произвести кассовый расход (кассовую выплату), а также текстового назначения платежа.
Таким образом, при расходовании средств из кассы, получатель бюджетных средств осуществляет оплату принятых в установленном порядке обязательств по соответствующему КБКР; возложение обязательств осуществляется в пределах доведенных лимитов по соответствующим КБКР; лимиты доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования в разрезе соответствующих КБКР; сметой установлены объемы и распределения направлений расходования средств бюджета, на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, в разрезе показателей соответствующих КБКР.
Тем самым при получении наличных денежных средств целевой характер их использования не подлежит изменению. В соответствии со статьями 28, 29, 162, 219 БК РФ в целях соблюдения бюджетной дисциплины, денежные средства должны быть использованы в соответствии со сметой и назначением платежа указываемом в Заявке.
Несостоятелен довод заявителя о том, что допущенное им нарушение должно оцениваться с точки зрения нецелевого использования бюджетных средств с превышением лимита. Принятие и исполнение бюджетных обязательств сверх утвержденных является другим нарушением бюджетного законодательства, не имеющим отношенипя к нарушению, допущенному войсковой частью.
В частности, в соответствии со статьей 283 БК РФ (в редакции на дату совершения нарушения) основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются в том числе: нецелевое использование бюджетных средств; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ (в редакции на дату совершения нарушения) под нецелевым использованием бюджетных средств, понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. то есть отсутствует привязка к такому нарушению как принятие и исполнение бюджетных обязательств сверх утвержденных.
Таким образом бюджетное законодательство предусматривает лишь единственный критерий определения нецелевого использования бюджетных средств: использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то есть отсутствует увязка к такому нарушению как принятие и исполнение бюджетных обязательств сверх утвержденных.
Заявитель не отрицая, что за счет средств, предназначенных по одним кодам бюджетной классификации расходов, произвел расходы по другим кодам бюджетной классификации расходов, называет это «заимствованием» и «восстановлением заимствованных средств», и связывает эти действия с временным периодом.
Однако бюджетный процесс не предусматривает таких понятий или действий, более того статьей 162 БК РФ, определяющей полномочия получателей бюджетных средств, войсковой части 5592 ВВ МВД России не предоставлено полномочий по «заимствованию» и «восстановлению заимствованных средств». Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 N 16246/04 по делу N А02-2527/2004 объективная сторона нарушения в части нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств и завершенностью в момент осуществления операции.
В то же время получатель бюджетных средств вправе согласно п. 2.5.3 Приказа Казначейства России от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" в учетные записи на лицевом счете получателя бюджетных средств могут вноситься исправительные записи на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.
Таким образом, если бюджетные данные доведены до войсковой части 5592 ВВ МВД России в соответствии со статьей 38 БК РФ, с указание цели их использования, и в соответствии со статьей 162 БК РФ войсковая часть должна обеспечить целевой характер их использования, но при этом за счет средств, поступивших в кассу войсковой части 5592 ВВ МВД Росиии в 2011 и в 2012 годах по одним кодам бюджетной классификации расходов были произведены расходы, предусмотренные другими кодами бюджетной классификации расходов, на общую сумму 1482212,81 рублей, то в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанное является нецелевым использованием бюджетных средств.
В связи с изложенным, в удовлетворении требований войсковой части следует отказать.
Производство по делу в части требований, заявленных командиром войсковой части, следует прекратить, так как заявления должностных лиц арбитражному суду неподведомственны.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 212-216, пунктом 1 части 1 статьи 150, главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении требования Войсковой части 5592 ВВ МВД России о признании незаконным и отмене абзаца 2 (в полном объеме) и абзаца 3 (в части нецелевого использования бюджетных средств на сумму 284 589 рублей 50 копеек) представления ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания № 59 от 25.10.2013г. Прекратить производство по делу в части требований командира Войсковой части 5592 ВВ МВД России о признании незаконным и отмене абзаца 2 (в полном объеме) и абзаца 3 (в части нецелевого использования бюджетных средств на сумму 284 589 рублей 50 копеек) представления ТУ Росфиннадзора в РСО-Алания № 59 от 25.10.2013г. Настоящее решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд РСО-Алания.
Судья Сидакова З.К.