ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А61-445/13 от 28.06.2013 АС Республики Северная Осетия-Алания

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания

362040, г. Владикавказ, пл. Свободы, 5

E-mail: info@alania.arbitr.ru, http://alania.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владикавказ № А61-445/13

28 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2013.

Решение в полном объеме изготовлено 28.06.2013.

Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Родионовой Г.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вазаговой З.С., рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания к Администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания, Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Правительству РСО-Алания, Автономному учреждению «Дирекция жилищных строительных программ» (ОРГН 1041501903233) с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания, Управление Росреестра по РСО-Алания

о признании недействительным постановления АМС Пригородного района РСО-Алания от 03.07.2008 №316,

в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не обеспечивших явку своих представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

у с т а н о в и л:

Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания к АМС МО Пригородного района, Министерству государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Правительству РСО-Алания, Автономному учреждению «Дирекция жилищно-строительных программ» с заявлением о признании недействительным постановления АМС МО Пригородного района № 316 от 03.07.2008 об изъятии земельного участка из постоянного бессрочного пользования государственного автономного учреждения «Дирекция жилищно-строительных программ».

Определением суда от 08.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания и Управление Росреестра по РСО-Алания.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

От Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания и Автономного учреждения «Дирекция жилищно-строительных программ» поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания посредством факсимильной связи через канцелярию суда направило ходатайство от 28.06.2013 №10-154 (входящий номер 7325 от 28.06.2013) о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В суд сопроводительным письмом от 07.05.2013 № 91 поступило кадастровое дело на земельные участки с кадастровыми номерами: 15:08:030102:0126; 15:08:030102:169; 15:08:030102:170.

Заявление Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания обосновано следующим.

В соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительной политики РСО-Алания, утвержденном постановлением Правительства РСО-Алания от 01.12.2008 № 265, Министерство осуществляет функции по реализации государственной политики в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов на территории РСО-Алания. Согласно пункту 3 раздела 1 Положения Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с органами исполнительной власти РСО-Алания. Согласно пунктам 1 и 3 раздела II Положения, Министерство координирует деятельность подведомственных предприятий и организаций и утверждает их уставы.

В перечне предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства, установленным указанным выше постановлением Правительства РСО-Алания от 01.12.2008 № 265, содержится автономное учреждение «Дирекция жилищных строительных программ», правопреемник государственного учреждения «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ», созданного постановлением Правительства РСО-Алания от 13.08.2004 № 190. В пункте 1.4 устава учреждения указано, что его учредителем является Правительство РСО-Алания, в пункте 1.5 устава указано, что учреждение находится в ведомственной подчиненности Министерства, в пункте 1.7 устава указано, что Министерство координирует деятельность учреждения. Заявитель считает, что принятым постановлением АМС МО Пригородный район нарушены положения статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации и права Министерства, которое, действуя от имени учредителя, не давало согласия на отказ от права постоянного бессрочного пользования земельным участком юридического лица. В дату издания постановления АМС Пригородного района РСО-Алания № 316 от 03.07.2008 земельный участок, на который прекращено право постоянного бессрочного пользования ГАУ «Дирекция жилищно-строительных программ» относился к собственности Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в муниципальную собственность не передавался. В связи с этим АМС Пригородного района не имела полномочий на прекращение права постоянного бессрочного пользования земельным участком субъекта РФ. Земельный участок выделялся для реализации Республиканской целевой программ  ы "  Обеспечение жильем молодых семей" на 2008-2010 годы, принятой Законом РСО-Алания № 57-РЗ от 22.12.2008. Впоследствии Постановлением Правительства РСО-Алания от 18.04.2011 № 91 была утверждена Республиканская целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы.

Государственным заказчиком и координатором программ является Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания.

Во исполнение программ за счет бюджетных средств на земельном участке была создана коммунальная инфраструктура, возведены водопроводные и электрические сети, Министерством архитектуры и строительной политики РСО-Алания 27.08.2009 был заключен государственный контракт на строительство очистных сооружений. Данный контракт исполнен, что подтверждается документами о приемке работ.

Таким образом, Министерство лишено возможности осуществлять права координатора и заказчика государственной программы на выделенном для этих целей земельном участке. Бюджетные средства, затраченные на создание инфраструктуры, не могут использоваться участниками жилищных программ.

Министерство просило восстановить срок обжалования постановления, сославшись на то, что о принятом постановлении от 03.07.2008 № 316 ему стало известно 07.11.2012 года из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РСО-Алания от 31.10.2012 № 1875. Министерство обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с иском о признании недействительным постановления АМС МО Пригородный район от 03.07.2008 № 316 в порядке обжалования нормативного правового акта. Определением от 08.04.2013 по делу А61-3638/12 дело было оставлено без рассмотрения.

АМС МО Пригородного района просила отказать в удовлетворении заявления, сославшись в отзыве на пропуск трехмесячного срока обжалования заявления, установленного статьей 198 АПК РФ, указав, что незнание или несоблюдение порядка обжалования ненормативного правового акта, не является уважительной причиной пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.

Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Автономное учреждение «Дирекция жилищно-строительных программ» просили удовлетворить заявление по основаниям, изложенным в заявлении Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания.

Правительство РСО-Алания оставило вопрос на усмотрение суда.

Суд, руководствуясь частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Министерства имущественных отношений РСО-Алания от 20.04.2006 № 223 было предварительно согласовано место размещения молодежного поселка по адресу: РСО-Алания, <...> км автодороги Владикавказ-Алагир, на земельном участке площадью 28,3га.

Из распоряжения Министерства имущественных отношений от 11 мая 2006 года № 253, усматривается, что земельный участок с КН 15:08:03 01 02:0126, площадью 28,3 га, расположенный по указанному выше адресу, был изъят из пользования РГП «Племхоз «Осетия» и предоставлен государственному учреждению «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» в постоянное бессрочное пользование.

На основании договора возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка от 29.05.2006 № 9 РГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» перечислило 6462300 руб. РГП «Племхоз «Осетия» в возмещение убытков, что подтверждается платежным поручением от 30.05.2006 № 13.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся к собственности субъектов РФ. Зарегистрированное право постоянного бессрочного пользования РГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ», возникшее на основании распоряжения № 253 от 11.05.2006 не было признано недействительным.

Так как спорный земельный участок и до и после передачи в постоянное бессрочное пользование РГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» находился в пользовании государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, он относился к земельным участкам, находящимся в собственности Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

Факт принадлежности участка в этот период к землям собственности РСО-Алания не оспаривается и участвующими в деле лицами.

В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

АМС МО Пригородного района РСО-Алания не представило доказательств передачи участка в муниципальную собственность Пригородного района. По этой причине распоряжение земельным участком с КН 15:08:030102:126 путем изъятия из бессрочного пользования РГУ «Дирекция молодежных программ» противоречит статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, абзацу 5 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, независимо от наличия, либо отсутствия заявления об отказе от пользования земельным участком.

При этом следует признать обоснованным довод Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания о нарушении статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствием его согласия на отказ от пользования земельным участком автономного учреждения «Дирекция жилищно-строительных программ», так как по постановлениям Правительства РСО-Алания от 13.08.2004 № 190 и от 01.12.2008 № 265 Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания исполняет управленческие функции в отношении подведомственного ему автономного учреждения «Дирекция жилищно-строительных программ».

На Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания возложены функции государственного заказчика жилищных программ для обеспечения жильем молодых семей и выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. На это указано в Законе РСО-Алания от 22.12.2008 № 57-РЗ «О Республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2008-2010 годы», Республиканской целевой программе «Жилище», утвержденной постановлением Правительства РСО-Алания от 18.04.2011 № 91 и в постановлении Правительства РСО-Алания от 01.03.2013 № 57 «О Республиканской целевой программе «Повышение уровня обеспеченности жильем населения РСО-Алания на 2013 – 2017 года».

Из материалов кадастрового дела №15:08:03 01 02:0126 усматривается, что право постоянного бессрочного пользования земельным участком на основании оспариваемого постановления, прекращено в мае 2010 года. Постановление от 03.07.2008 в адрес заявителя не направлялось.

Поскольку Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания как государственный заказчик не обладало сведениями о прекращении права, оно 27.08.2009 заключило государственный контракт на строительство очистных сооружений на спорном земельном участке. Работы были выполнены и оплачены, что подтверждается актом приемки и платежным поручением.

Практическую реализацию жилищных программ в области строительства осуществляло РГУ «Дирекция молодежных программ» (ныне ГАУ «Дирекция жилищно-строительных программ»), что подтверждается пунктами 1.3 и 2.1 его Устава.

Доказательств возможности использования результатов работ по созданию коммунальной инфраструктуры на спорном земельном участке лицами, участвующими в указанных выше Республиканских жилищных программах, и Министерством архитектуры и строительной политики РСО-Алания, не имеется.

Прекращение использования земельного участка в целях реализации программ по созданию жилья экономкласса для отдельных категорий граждан, противоречит указанным выше нормам и препятствует деятельности Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания в части дальнейшего исполнения функций государственного заказчика жилищных программ на данном земельном участке.

В нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, АМС МО Пригородного района доказательств обратного не представлено, возражений по доводам Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания, кроме пропуска трехмесячного срока обжалования постановления, АМС Мо Пригородного района не заявлено. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

На основании ст. 12 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными.

В данном случае восстановление нарушенного права Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания достигается не восстановлением права постоянного бессрочного пользования земельным участком Автономным учреждением «Дирекция жилищно-строительных программ», подлежащим рассмотрению в порядке искового производства, а иным способом (компенсация убытков по созданию инфраструктуры, предоставление возможности реализовывать жилищные программы на другом земельном участке и т.д.).

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

О постановлении АМС Пригородного района от 03.07.2008 № 316 Министерству архитектуры и строительной политики РСО-Алания стало известно 07.11.2012 – даты получения заявителем письма ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 31.10.2012 № 1875.

В течение установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока его обжалования, Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания, ошибочно квалифицировав постановление как нормативный правовой акт (дело А61-3638/12).

В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке. Под соблюдением установленного законом порядка предъявления иска следует понимать выполнение истцом требований норм глав 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющих порядок предъявления иска, а также основания для оставления искового заявления без движения или для его возвращения.

14.02.2013 Министерство архитектуры и строительной политики РСО-Алания обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в связи с чем дело А61-3638/12 было оставлено без рассмотрения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 148 АПК РФ. Ошибочная правовая квалификация заявленных требований не может расцениваться как несоблюдение установленного порядка предъявления иска.

руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным постановление Администрации местного самоуправления Пригородного района РСО-Алания от 03.07.2008 №316 «Об изъятии земельного участка у РГУ «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» площадью 22,2451га», как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования Пригородный район РСО-Алания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства архитектуры и строительной политики РСО-Алания.

Решение в месячный срок со дня его принятия может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.С.Родионова